воскресенье, 3 августа 2025 г.

Письмо себе, учителю, в 2030 год

Поиграла я сегодня еще раз с ИИ, спросила его: «Опиши образ учителя 2030 года: какие ключевые компетенции, навыки и технологии он использует?»

Ответ вышел весьма объемный, и на его основе я пишу письмо себе, учителю, в 2030 год.

"Привет, вот и пришел 2030 год. Я стала работать по-другому. Изменилась моя роль. Теперь я - наставник, фасилитатор, коуч и архитектор индивидуального образовательного пути. За прошедшие пять лет мне пришлось досконально разобраться в сути этих слов, прочитать много книг, много заниматься самообразованием. Я  умею общаться с искусственным интеллектом так, чтобы сделать его своим помощником в разработке уроков, индивидуальных заданий, совместных с учениками проектов. Я освоила несколько образовательных платформ, чтобы с их помощью выстраивать маршрут индивидуального обучения. Я научилась работать совместно с учениками и другими учителями через различные сервисы доя лучшего достижения цели. Постоянно читаю литературу по психологии, чтобы развить свой эмоциональный интеллект и помочь развить его ученикам. По-другому смотрю на проектное и исследовательское обучение, шире взаимодействую с учителями других предметов, чтобы освоить междисциплинарные проекты.  Что же стало для меня главным? «Моя задача — не заполнить голову знаниями, а зажечь огонь любознательности, научить учиться, мыслить, создавать и быть человеком.» 

А из ответа ИИ выпишу слова для пополнения своего методического портфеля: фасилитатор, коуч, виртуальная и дополненная реальность, персонализация обучения, гибкость и адаптивность, эмоциональный интеллект, ментальное здоровье, междисциплинарное мышление, мультикультурная среда, гибридное и микс-модальное обучение, иммерсивный формат, блокчейн. С каждым понятием придется разбираться отдельно.

Как организовать работу на уроке литературы, если надо послушать чтение наизусть?

 Как организовать работу на уроке литературы, если надо послушать чтение наизусть?

Оставляю себе на память, что предлагают коллеги, потому что это, действительно, проблема. Многое из того, о чем написано ниже. пробовала в той или иной мере. Но иногда мелочи решают всё.

1.Я даю выбор детям. Они учат те стихотворения, которые их зацепили. Например, изучаем лирику Пушкина- все учат разные стихотворения. И слушать отвечающих уже интересно.

2.В 5-6 классе так делала: Стихи читали на уроке. Детей попросила слушать внимательно, запоминать. В конце урока раздала листочки и попросила написать, чье чтение понравилось больше всего. Посчитала голоса и тому, кто набрал больше, выдала подарочный сертификат на отмену одного домашнего задания;))))  Ребятам понравилось;)

3.Приглашаю на перемене старшеклассников: они со всей строгостью принимают чтение наизусть у 5-7-классников.В старших классах - сама на переменах и после уроков.

4.Найден эффективный и интересный способ вызова к доске! Такой, что не будет вопросов: «А почему он, а не я?!»Заходим на сайт https://ru.piliapp.com, выбираем «рулетку», вносим список учеников, присутствующих на уроке (всегда выручает документ со списками классов), нажимаем «старт». Готово, как говорится, крутите барабан))«Колесо» само выбирает «везунчиков». После того, как «жертва» выбрана, нажимаем на значок “s” справа от имени, убираем учащегося  из списка. Детям ну очень нравится, всегда рассказываем стихи, используя этот классный помощник. И злостных лентяев обычно мало или нет! А вообще в начале года дети получают памятку, чтобы заранее знать, что предстоит учить ☺️Пока кто-то рассказывает, люблю задавать детям мини-конспект или задания по тропам, чтобы не скучали 👌🏻

5.Я в 10-11 классах провожу урок, когда все учащиеся читают стихотворения одного автора. Предварительно даю список стихотворений в группе, каждый из класса выбирает себе одно ( лайкает название выбранного произведения, чтобы не было повторов). На уроке вывожу список этих стихотворений на экран (в хронологическом порядке) . Ребята выходят и читают один за одним, без обсуждения, только аплодируют каждому прочитавшему. Очень хорошо в этой перекличке голосов звучат циклы ( " Панаевский цикл", Денисьевский цикл", " Стихи о Прекрасной даме"). Причем чтение идет под музыку ( заранее высылаю композиции, но в какой момент кто будет читать - неизвестно). После того как все прочитали, с наводящими вопросами высказываются мнения о понимании любви поэтом и т. д. И в конце обязательно выбираем лучшее/ лучшие чтения: на небольших листовках каждый пишет фамилию 1 одноклассника, который, по его мнению, лучше всех прочитал. Ребята сбрасывают листочки в коробочку, и, пока кто-то подсчитывает голоса, другие по желанию высказываются, чьи чтения особенно понравились и почему. В процессе устных ответов стараюсь, чтобы была "конкретика", то есть не просто слова - хорошо, понравилось, молодец, надо именно аргументировать, что понравилось и почему молодец. Можно называть и нескольких человек ( в отличие от письменного голосования, где необходимо написать 1 имя) . Потом объявляем результаты подсчетов. Ставлю 1 или 2 дополнительные отличные оценки " От класса". Старшеклассникам очень такое " тайное голосование" нравится,  и приятно получить 5 не только от учителя, но и от класса. Некоторые таланты очень неожиданно открываются.

6.Я пробовала так. Ребятам выдаю листочки с таблицей, в которой фамилии учащихся класса.  В этой же таблице критерии, по которым надо оценить выразительность чтения товарища. Я тоже отдельно оцениваю ребят. Потом сравниваем, выводим средний балл. Дети комментируют , что было удачным при чтении, что получилось. Прошу давать и советы.

7.А я сразу сказала, что те, кто боится, будут рассказывать первыми, оценку ставлю выше! Говорю, что лучше сейчас перебороть свой страх, все равно жизнь заставит. И все к доске выходят. Я еще  и показываю, как они стоять должны, куда смотреть, как говорить!  Мы же научить должны! А потом самые застенчивые на конкурсе чтецов еще и места занимали.

8.Я тоже так делаю примерно. Но сначала рандомно выбираем трёх членов жюри (это занимает 3-5 минут, но детям очень нравится: желающего просим за дверь, а я рандомно присваиваю каждому номер, всё время по-разному считаю, часто кто-то за меня это делает- счастью нет предела). Дальше заходит наш временно отсутствующий, его просим назвать три числа - так выбрали жюри. Они садятся на специальную парту, им дают весёлые ручки из картона: золотая- блестяще, серебряная- отлично, зеленая- хорошо, желтая- удовлетворительно, красная- не получилось). Договариваемся о том, что во время чтения никто в классе не скрипит, не поворачивается, чтобы не сбить настрой. После прочтения по желанию аплодисменты, а жюри показывает каждый свою оценку. Каждый в классе в тетради по литературе ведёт свою таблицу, критерии сразу в начале года проговариваем, с каждым разом всё быстро и до автоматизма. Слушаем по 5 человек, потом обсуждение, спорим с жюри, в итоге объективная оценка и пожелания, что очень ценно для ребят. Тройки в журнал не ставлю, всегда шанс пересдать. Только 4 и 5. А лучших в каждой пятерке или потом в "туре" дополнительной 5 награждаем как "приз зрительских симпатий". Спорные моменты иногда голосованием решаем. Креативлю, ребятам нравится, ещё ведь многие высказываются, с каждым разом это делают лучше и без боязни. 


суббота, 2 августа 2025 г.

Копилка приемов - активаторов мышления учеников в начале урока

Сегодня вместе с Татьяной Патриковой  и ИИ собираем копилку быстрых приемов -активаторов мышления учеников на уроке, исходя из того, что не нужно перестраивать всю систему, чтобы изменить урок. Достаточно одной 3-минутной разминки, чтобы класс ожил, как по волшебству. 

1. "Разминка- вопрос" Один вопрос. провокационный, смешной или философский. например. "Может ли глагол быть предателем?"

Колесо обозрения

 Вместе с  методистом-авантюристом Татьяной Патриковой осваиваю нейросети или ИИ (Искусственный интеллект, ласково Иван Иваныч). Первым заданием для ИИ было: "Перечисли 7 главных трендов в школе в 2024–2025 году с краткими примерами применения". Это то же самое. что взобраться на колесо обозрения и посмотреть вдаль. и вот, что  я получила.

 Вот 7 главных трендов в школе на 2024–2025 годы с краткими примерами их применения: 

  1. Персонализированное обучение на основе ИИ

Описание: Использование искусственного интеллекта для адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности учеников.

Пример: Ученик решает математические задачи в онлайн-платформе (например, Khan Academy или Яндекс.Учебник), которая автоматически подстраивает уровень сложности под его прогресс.

2. Цифровая грамотность и кибербезопасность с младших классов.

Описание: Обучение детей безопасному поведению в интернете и критическому мышлению при работе с информацией.

Пример: В 5-м классе проводится урок по распознаванию фейковых новостей и защите личных данных в соцсетях.

3. Интеграция геймификации в учебный процесс.

Описание: Применение игровых механик (баллы, уровни, бейджи) для повышения мотивации.

Пример: Учитель использует платформу ClassDojo, где ученики получают «очки» за активность, и могут «покупать» ими бонусы (например, дополнительную перемену).

4. Проектное и междисциплинарное обучение (STEM/STEAM)

Описание: Ученики решают реальные задачи, объединяя знания из разных предметов (наука, технологии, инженерия, искусство, математика).

Пример: Учащиеся 7-го класса создают модель экологически чистого города, используя 3D-печать, программирование и знания по экологии.

5. Эмоциональное здоровье и ментальная гигиена (SEL — Social-Emotional Learning)

Описание: Включение в расписание уроков по развитию эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и навыков общения.

Пример: Каждое утро начинается с 5-минутной «проверки настроения» — ученики показывают карточку (красная, жёлтая, зелёная), и учитель адаптирует подход.

6. Гибридное и гибридно-очное обучение

Описание: Сочетание очного и дистанционного формата с использованием единой цифровой платформы.

Пример: Ученик пропустил урок по болезни — он заходит в школьный LMS (например, Moodle или Сферум), смотрит запись, выполняет задания и получает обратную связь от учителя онлайн.

7. Развитие критического мышления и медиаграмотности

Описание: Упор на анализ информации, проверку источников, работу с дезинформацией.

Пример: На уроке истории ученики анализируют два противоречивых источника о событии, выявляют предвзятость и делают выводы.

Что заинтересовало меня? Всё! Понемногу представляю. что это такое по каждому пункту, но как встроить это в урок,  в образовательный процесс именно в этом русле?  И это в условиях ограниченного интернета в школе ( ограничен он контент-фильтрацией, которая пропускает то, что не надо, и не пропускает то, что надо...) и запрета на использование телефонов на уроке ( учитель не может использовать даже в учебных целях, а ученик, если захочет, будет использовать, и кроме словесного порицания, других мер воздействия нет.).