среда, 22 марта 2017 г.

Стихи о революции! Нужен совет!

Прочитав название конкурса, который будет проводить родной отдел по образованию, я была удивлена - "Образ революции в литературе". Впрочем, не меньше я была удивлена, получив приказ о необходимости проведения мероприятий, посвященных 100-летию революции. Я не буду здесь рассказывать о своей позиции по данному вопросу, она сформирована давно, хотя, может и несколько противоречиво. Я бы, конечно, лучше бы про экологию поговорила...

Но вот поучаствовать в конкурсе чтецов хотелось бы. Появились у меня в последнее время ребятки, которым это интересно. Они хотят учить, репетировать, выходить на сцену. Именно ради них и буду участвовать в конкурсе. А значит, надо искать стихи о революции. 

Сразу вспомнилось несколько стихотворений, но хотелось широты охвата. Я  в сокровищницу, которой все пользуются. А там... без проводника мало что найдешь. Тема стихов о революции осталась в доинтернетной эпохе. Можете себе такое представить?! Есть конечно, Маяковский, Есенин и Блок... А еще? В общем, дело революции живет: или только прославляем ( на одних сайтах), или только ругаем ( на других сайтах). Объективности я не нашла.
  
Что же я выбрала? Остановилась на 3 стихотворениях ( конечно, не совсем революция, но гражданскую войну можно): М.Волошин " Гражданская война", М.Цветаева " Есть в стане моем - офицерская прямость", М.Цветаева "Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь", В.Крапивин "Баллада о всадниках". Как бы вы, коллеги, читатели блога, отнеслись к моему выбору? Стихи можно прочитать ниже. Читать будут ученики 8-11 классов.

Марина Цветаева
«Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!»


Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле - Русь.
Помогите - на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!

И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!

И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева - и в чрево:
- Мама!

Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?

Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила.

- Кто ты? - белый? - не пойму! - привстань!
Аль у красных пропадал? - Ря - азань.

И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
- Мама!

Без воли - без гнева -
Протяжно - упрямо -
До самого неба:
- Мама!

1920

М.Цветаева
Есть в стане моем – офицерская прямость,
Есть в ребрах моих – офицерская честь.
На всякую муку иду не упрямясь.
Терпенье солдатское есть!

Как будто когда-то прикладом и сталью
Мне выправили этот шаг.
Недаром, недаром черкесская талья
И тесный ременный кушак. 

А зорю заслышу – Отец ты мой родный! – 
Хоть райские – штурмом – врата!
Как будто нарочно для сумки походной -
Раскинутых плеч широта.

Все может – какой инвалид ошалелый
Над люлькой мне песенку спел…
И что-то от этого дня уцелело:
Я слово беру – на прицел!

И так мое сердце над Рэ-сэ-фэ-сэром
Скрежещет – корми-не корми! –
Как будто сама я была офицером
В Октябрьские смертные дни.

Сентябрь 1920

М.Волошин
Гражданская война
Одни восстали из подполий,Из ссылок, фабрик, рудников,Отравленные темной волейИ горьким дымом городов.Другие из рядов военных,Дворянских разоренных гнезд,Где проводили на погостОтцов и братьев убиенных.В одних доселе не потухХмель незапамятных пожаров,И жив степной, разгульный духИ Разиных, и Кудеяров.В других — лишенных всех корней —Тлетворный дух столицы Невской:Толстой и Чехов, Достоевский —Надрыв и смута наших дней.Одни возносят на плакатахСвой бред о буржуазном зле,О светлых пролетариатах,Мещанском рае на земле...В других весь цвет, вся гниль империй,Все золото, весь тлен идей,Блеск всех великих фетишейИ всех научных суеверий.Одни идут освобождатьМоскву и вновь сковать Россию,Другие, разнуздав стихию,Хотят весь мир пересоздать.В тех и в других война вдохнулаГнев, жадность, мрачный хмель разгула,А вслед героям и вождямКрадется хищник стаей жадной,Чтоб мощь России неогляднойРазмыкать и продать врагам:Сгноить ее пшеницы груды,Ее бесчестить небеса,Пожрать богатства, сжечь лесаИ высосать моря и руды.И не смолкает грохот битвПо всем просторам южной степиСредь золотых великолепийКонями вытоптанных жнитв.И там и здесь между рядамиЗвучит один и тот же глас:«Кто не за нас — тот против нас.Нет безразличных: правда с нами».А я стою один меж нихВ ревущем пламени и дымеИ всеми силами своимиМолюсь за тех и за других.22 ноября 1919Коктебель

     Крапивин Владислав
Баллада о всадниках
Я у книжки не помню названия.
Книжка –
вихрь из атак и погонь.
Я читал, как сбруей позванивал
Потерявший всадника конь…
Конь ушел.
А мальчишку взяли.
Был коротким у белых допрос.
Руки тонким ремнем связали,
Повели на речной откос
И поставили там над кручей.
Серебристы,
но не легки,
Выползали из ножн тягуче
Их отточенные клинки…
Становился я злым и упорным –
Злой прищур не сходил с лица.
Я отбрасывал книжку в сторону –
Я хотел другого конца!
Как травинка в заснеженном садике,
Как росточек сквозь синие льды,
Пробивалась
надежда на всадников,
На спасение от беды.
Мы тогда не очень умело
Разбирались в героях книг:
Были красные,
были белые,
Были наши
и были враги.
Наши – это любому знакомо.
Наш – он тот, кто всегда готов
К другу мчаться стрелой на помощь
В дробном грохоте конских подков.
Что ж, они не обманут доверия…
Видел я в мальчишеском сне,
Как ковбои в выжженной прерии,
Торопясь, седлали коней.
И, играя литыми кольтами,
Подгоняя мустангов лихих,
Развивали арканы кольцами
Мексиканские пастухи.
Расцветали шрапнельные гроздья,
Мчались всадники
в пыльный зной –
И буденовки с синими звездами
Колыхались серой волной.
Мушкетеры, Спартак, Айвенго
И чапаевцы в бурках седых
Вылетали одной шеренгой
На песчаный речной обрыв.
И мальчишка вставал опять.
Саблю брал и шел воевать.
…Но в ответ на твою беду
Эти всадники не придут.
Нынче места нет чудесам.
Хочешь чуда –
будь всадником сам,
Чтоб на помощь друзьям кидаться,
Чтобы подлость узлами связать,
Чтобы в руки врагам не даться,
Чтобы сыну потом сказать:
«Помнишь песню о зимнем садике,
О травинке среди зимы?
…Жили-были на свете всадники –
Жили-были на свете мы!
Вся земля гудела под нами,
Были ночи,
как копья,
отточены.
Били кони
копытом
в камень –
Искры сыпались по обочинам.
Знали кони лихую выучку:
Не успеет смолкнуть труба,
Как мы мчались уже на выручку
К тем, кто звал нас,
Где шла борьба…
Мальчик,
думаешь, нет тех дней?
Или думаешь,
нет коней?
Время есть!
И лошади есть!
Да и порох не вышел весь…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий