понедельник, 2 января 2017 г.

Прочитано в 2016 году

Новый год - праздник, который обязательно наступит! И эта аксиома в очередной раз подтверждена! С Новым годом, всех нас!
Сегодня уже первый понедельник года. В течение года я именно по понедельникам вспоминала о своем любимом хобби - чтении, потому что именно в понедельник я задавалась вопросом, что я прочитала и что буду читать на этой неделе.

воскресенье, 11 декабря 2016 г.

"Последняя жертва" (моя рецензия на фильм)

Мои десятиклассники получили задание написать рецензию на фильм по пьесе А.Н.Островского. Решила попробовать свои силы и я. Лучшие рецензии учеников планирую разместить в блоге.

Из всего списка фильмов по пьесам А.Н.Островского я решила посмотреть фильм Петра Тодоровского "Последняя жертва", снятый в 1976 году по одноименной пьесе. Подкупило известное имя режиссера и актерский состав. Фильм начинается с романса композитора Исаака Шварца на слова Булата Окуджавы "В нашем старом саду... отчего же слова ты мне шепчешь пустые". И хотя замечательный романс о любви, фильм совсем не о ней. Точнее, не совсем о ней. Он - о выборе и о деньгах. Вот поэтому и показался мне очень современным.

Юлия Павловна ( Маргарита Володина), привлекательная еще женщина, оставшаяся обеспеченной купеческой вдовой, влюбляется без памяти в Вадима Дульчина ( Олег Стриженов), красавца, игрока, лжеца и эгоиста. Но всё это ей предстоит узнать позже. А пока он клянется Юлии в любви, обещает жениться, если только не сядет в долговую яму. Может ли это слышать влюбленная женщина? Юлия, унижаясь, выпрашивает деньги у старого друга мужа Фрола Лукича ( Михаил Глузский). Думаю, что всем понятно, что ни о какой любви со стороны Вадима речь не шла. Для этого человека ценностью обладает он сам и деньги, без которых он жить не может и в то же время их нисколько не ценит. 

Для меня в фильме нет ни одного положительного героя, даже Юлию Павловну мне не жалко. Уж лучше быть вместе с Фролом Лукичом, чем с таким негодяем, как Вадим. Фрол Лукич по-своему привлекателен. Сразу видно, что это человек целеустремленный, хладнокровный, своего никому и никогда не отдаст. Сумел он и Юлию Павловну сделать своей женой, хотя вряд ли он её любит, она же из благодарности еще и хорошей женой сможет стать. Сумел и Вадима на место поставить, и своего племянника-воришку с его глупой дочерью наказать. Он уже не самодур, как Дикой из "Грозы", но под стать ему.

Символична последняя сцена фильма. Прогулка в московском городском саду. Здесь и Фрол Лукич с Юлией, и Вадим Дульчин со своей новой женой,
старой, некрасивой, но богатой. Юлия всё еще питает чувства к Вадиму, а его купчиха с вызовом и превосходством на нее смотрит, что лишний раз подтверждает ее глупость. Мимо идет молоденькая глупенькая Ирина под руку со старым мужем-военным. Все сделали свой выбор. Выбор в пользу денег и сытого будущего. Но в деньгах ли счастье?

Фильмы по пьесам А.Н.Островского

Как известно, Александр Николаевич Островский создал русский национальный театр, написав около 50 пьес. Это были пьесы разных жанров и на разные темы. Много, если не большинство пьес А.Н.Островского экранизированы, некоторые даже и не один раз. Фильмы по произведениям А.Н.Островского создавались на протяжении всего 20 века, да и в 21 века интерес к ним есть. Самый старый фильм - "На бойком месте" 1911 года.
Самый "молодой" - сериал "Темное царство", выпущенный в 2012 году.
Пожалуй, самый известный фильм по пьесе А.Н.Островского - "Жестокий романс", снятый замечательным Эльдаром Рязановым в 1984 году. Я этот фильм нежно люблю.
Интересно, что "Грозу" экранизировали только в 1934 году ( режиссер В.Петров), но сейчас в сети можно найти записи спектаклей по этой пьесе.
Готовясь к уроку литературы, я заинтересовалась этой темой и составила список фильмов по пьесам А.Н.Островского. Ученики мои получили задание написать рецензию на один из фильмов.

1. Банкрот 2009
2.Бесприданница 1936
3. Без вины виноватые. 1945
4.Без вины виноватые 2008
5. Бешеные деньги. 1981
6.Бешеные деньги 1978
7.Вакансия 1981
8.Весенняя сказка 1971
9.Взятки гладки 2007
10. Волки и овцы. 1953 г.
11. Горячее сердце. 1953
12. Гроза. 1933 г.
13.Дикарка 2001
14.Доходное место 1977
15. Женитьба Бальзаминова 1964
16.Женитьба Бальзаминова 1989
17. Жестокий романс 1984
18.Красавец-мужчина 1978
19.Лес 1980
20.На бойком месте 1911 г.
21.На бойком месте 1955
22.На бойком месте 1998
23.На всякого мудреца довольно простоты 1952
24.На всякого мудреца довольно простоты 1971
25.На всякого мудреца довольно простоты 1976
26.На всякого мудреца довольно простоты 1985
27.На всякого мудреца довольно простоты 2007
28.На всякого мудреца довольно простоты 20081952
29.Не от мира сего 1977
30.Не в свои сани не садись 1972
31.Не всё коту масленица 1978
32.Последняя жертва 1976
33.Поздняя любовь.1983
34. После дождичка в четверг 1986 ( по мотивам либретто для ненаписанной пьесы)
35.Попечители 1982
36.Правда хорошо, а счастье лучше 1951
37.Русские деньги 2000
38.Сердце не камень 1989
39. Снегурочка 1952 ( мультипликационный)
40. Снегурочка 1968
41. Таланты и поклонники 1956
42. Таланты и поклонники 1971
43.Темное царство 2012







четверг, 8 декабря 2016 г.

Готовимся к проверочной работе по русскому языку № 2 (10 класс)

Запомните написание предложенных здесь слов. Значение незнакомых слов определите по словарю.

Досконально, аплодисменты, резонанс, диагональ, депозит, апофеоз, спонтанный, громоздить, интонация, абонемент, тавтология, саботаж, ассорти, ассонанс, ассимиляция, ассоциация, мигрень, анималист, гипнотизер, шпингалет, трикотаж, фиолетовый, эмиграция, хризантема, шимпанзе, эквивалент, фиаско, баланс, ипподром, аппликация, асимметрия, муссон, моллюск, нарцисс, можжевельник, капилляр, дискуссия, бюллетень, балласт, бацилла

вторник, 18 октября 2016 г.

Готовимся к проверочной работе по словарным словам ( для 10 класса)

Необходимо знать, как пишутся словарные слова и их лексическое значение. Лексическое значение слова узнаём в толковом словаре.
Бакалея, балаболка, адекватный, адреналин, амбразура, базилика, арматура, базальт, барбарис, авангард, парадокс, апатия, бордюр, торшер, бахрома, портьера, горизонт, кобура, бойкот, какофония, компоновать, тротуар, габардин, кашемир, баклажан, ангажемент, аристократ, памфлет, каравай, апофеоз, катакомбы, карнавал, паритет, прагматизм.

Готовимся к ЕГЭ ( для одиннадцатиклассников)

Здесь представлено сочинение, написанное в формате ЕГЭ. Размещено оно на сайте "Капканы ЕГЭ и ГИА". Разберем это сочинение, следуя критериям оценивания сочинения.
К1: в сочинении названа, верно определена проблема исходного текста "Что такое человеческая духовность – вот проблема, над которой размышляет С.Соловейчик."
К2: есть комментарий к сформулированной проблеме теста.
"Цитируя А.С. Пушкина, автор пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь». Он считает, что синонимом духовности в некоторой степени является слово интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С. Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. И кино, и выставки, и книги, по мнению автора, необходимы « для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту».
К3: сформулирована позиция автора текста по прокомментированной 
проблеме: "Авторскую позицию выделить не сложно: духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни."
К4: автор сочинения заявил о своей позиции, ее сформулировал:
"Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа - это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости. Образование и искусство для него – лишь средство для укрепления собственной веры в вечные ценности, тяга к знаниям – ответ на его духовные стремления." 
А теперь идет аргументация позиции автора сочинения. Обратите внимание, что здесь не только обращение к литературному произведению, но и объяснение, как это соотносится с проблемой текста и позицией автора сочинения ( это выделенное предложение)
"Вспомним героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира. Отгороженные огромным стеклянным куполом, они боялись жизни, которая была за пределом города. Разве такую жизнь можно назвать духовной?" А вот Алешка, герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он из-за своей веры попал в тюрьму, но не отказался от своих убеждений. Напротив, этот молодой человек продолжал верить! Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот."
Последняя часть текста - заключение, вывод: "Пока существуют вот такие люди в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру и вере, пытаясь выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большом, чудесном, прекрасном."


четверг, 6 октября 2016 г.

Учимся писать сочинение ( задание для десятиклассников)

Поставьте предложения в данном тексте в правильном порядке. Запишите получившийся текст, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.


Автор считает что решающее влияние на великого поэта оказали препод…ватели Лицея которые воспитывали в учениках св…бодомыслие стремление к творчеству св..боду выбора.
Автор считает что гены отвечают за биологическое в человеке а человеческое в себе создаём мы сами.
Ко…ентируя эту проблему автор напоминает читателю о том что по мнению учёных наша жизнь на три четверти зависит от генов. Но по мысли писателя двадцать пять процентов свободы и дают возможность человеку выбрать свой собстве…ый жизне…ый путь.
С ним трудно (не)согласит…ся потому(что) воспитание жизне…ый опыт (не)менее важны чем гены.
Кроме того он человек с вполне определё…ыми политическими взглядами со своими идеями переустройства мира. С ним можно соглашат…ся можно спорить но (не)льзя его (не)уважать за чувство собстве…ого д…стоинства верность ид…алам силу духа. Ещё одним примером уд…вительной жизне…ой судьбы является Афанасий Фет. Сложности связа…ые с его рождением бедность, служба в армии — казалось всё это сделает из него обычного офицера каких множество. Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа Базаров говорит своему другу: «Каждый сам себя воспитать должен». И во многом он прав. Он сам сын бедного лекаря то(же0 выбрал своим поприщем медицину но он хочет двигать вперёд науку занимает…ся и…ледованиями.  Но он становит…ся великим поэтом (на)перекор всем жизне…ым обстоятельствам. Силой своего духа Фет сумел пр…одолеть все (не)взгоды.
В качестве пр…мера он пр…водит биографии великих людей в частности А.С. Пушкина. Почему поэт (не)пошёл по пути которым шли его предки — (не)стал военным? Эти качества (не)перешли к нему с генами он развил их в себе сам. Он достойно жил и достойно умер.
Предопределение рок судьба или сам человек решает всё в своей жизни? Такую проблему в тексте ставит известный публицист и писатель Л. Жуховицкий.

Если у человека есть заветная цель сила духа и упорство он обязательно добьёт…ся своего (не)смотря на гены судьбу преграды и сложности которые встретят…ся ему на жизне…ом пути.

четверг, 22 сентября 2016 г.

Мамы бывают разные, но всегда любимые ( Жаклин Уилсон "Лола Роза")

Книга прочитана. Осталось о ней написать))) Важно сделать об этом пометку. 

Сделано в сентябре

8 сентября отмечала со своими учениками Международный день грамотности. Раз у меня дневник, то пишу для памяти, чтобы потом написать подробнее.

Старая Полтавка, с днем рождения!

Сегодня состоялось открытие фотовыставки, посвященной 175-летию моего родного села Старой Полтавки. Все подробности позже, сейчас готовлюсь в дорогу.

четверг, 4 августа 2016 г.

Учительский кошелёк-6

Последняя часть моего рассказа о том, как в нашей школе формируется стимулирующая часть заработной части педагога. Начало:
"Учительский кошелёк"
"Учительский кошелёк-2"
"Учительский кошелёк-3"
"Учительский кошелёк-4"
В портфолио есть раздел: особые виды деятельности педагогического работника. В него входят следующие критерии
1. Участие в работе предметных региональных комиссий ( ЕГЭ)
2. Участие в работе конфликтных комиссий ( ЕГЭ)
3. Участие в работе предметных муниципальных комиссий ( ОГЭ)
4. Участие в работе конфликтных муниципальных комиссий(ОГЭ)
5. Участие педагога в рамках сетевого учебного плана муниципальной образовательной сети по обучению отдельным предметам на профильном уровне.
6. Участие в работе экспертной группы по вопросам аттестации педагогических работников
7. Участие в составе жюри, олимпиад, конкурсов, соревнований, проводимых Комитетот по образованию области
8. Участие в составе жюри конкурсов профессионального мастерства "Учитель года" и др.)
9. Работа по реализации программ углубленного уровня, обучения отдельным предметам на профильном уровне.
10. Руководство районным методическим объединением учителей.

Количество баллов от 3 до 5 прописано изначально, но в целом педагог не может набрать больше 20 баллов. Конечно, эти критерии касаются далеко не всех, и чаще это головная боль, чем удовольствие.
Много критериев? много ненужного? много бумаги? да, и учителя уже устали от этого... Но что придёт на смену? Эффективный контракт? Новые правила аттестации? Или вообще: энергичный педагог найдет, как заработать?!



вторник, 2 августа 2016 г.

Учительский кошелёк-5


Новая неделя ( и месяц) началась с отсутствия электричества, посещения стоматолога и длинного списка срочных дел, которые нужно было сделать еще вчера, но они почему-то еще не будут сделаны даже завтра. Этим и объясняется перерыв в рассказе о стимулирующих выплатах. судя по комментариям ( и их отсутствию) надоело людям читать про нечто невыполнимое... Но ведь такое безобразие   происходит не только со стимулирующими.


Но продолжу про вариативную часть нашего портфолио. Почему вариативную? В тех критериях, которые были предложены школе, именно так называлась часть, в которой из 30 ( по-моему) критериев нужно было отобрать всего 15. Делали это всем педколлективом, уже меняли, но всё равно...

Критерии
2. Официально зафиксированные достижения детей в исследовательской работе (в том числе участие в конференциях, форумах, фестивалях и др.)
5. Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса
6. Позитивная динамика уровня тревожности и степени невротизации учащихся
12.Повышение квалификации педагога по проблеме использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий
14. Создание ситуаций необходимости поиска обучающимися дополнительной информации для решения учебных, жизненно и профессионально контекстных задач
15. Использование технологий индивидуального и группового обучения (кроме учащихся, обучающихся на дому по состоянию здоровья). 
18. Организация деятельности обучающихся  в социально- значимых  проектах (наличие проекта и информации  о ходе его реализации)
19. Обеспечение условий освоения обучающимися позитивного социального опыта (встречи, сотрудничество, акции и пр.)
20. Степень участия родителей и общественности в образовательной деятельности класса и школы (включение родителей в событийную, проектную деятельность детей и др.)
22.Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет школы среди общественности
23. Участие в различных профессиональных ассоциациях (союзах, объединениях)
24. Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации и самообразования (в том числе стажировка, дистанционные формы обучения и др.)
25. Размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д. (за анализируемый период)
32.Участие в конкурсах творческих работ
33. Исполнительская дисциплина

Чтобы не терять драгоценного читательского времени, не буду расписывать, как определяется степень проявления того или иного показателя, вроде бы всё понятно. Но если у читателей возникнут вопросы, пишите, обязательно расскажу. 
Именно в вариативной части, как правило, учителя набирают меньше всего баллов. Например, у меня в этом учебном году будут заполнены только 8 пунктов. 

Кстати, продолжение следует... Остались еще критерии за выполнение особых видов работ.

воскресенье, 31 июля 2016 г.

Учительский кошелёк -4


Очередная серия "Учительского кошелька"!  Главные действующие лица - все те же))

Без долгих предисловий продолжаю рассказывать о критериях.

16. Создание учителем условий для формирования нравственно-смыслового отношения школьника к собственному образованию и саморазвитию. Сформированность положительной мотивации к предмету у обучающихся.
Это один из самых спорных критериев, поскольку ничего конкретного сказать здесь нельзя. В качестве подтверждающего документа о том, что учитель владеет этой компетенцией предоставляется или диагностика мотивации к обучению, или классный час по теме ( открытый или посещенный администрацией) ( 1 балл), или если сделано и одно и другое ( 2 балла). Интересно, как оценивают это в других школах?

17. Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности  Здесь все понятно: 1 балл - кружок ( секция) проводились, есть программа, 2 балла - кроме программы, есть и результаты: участие в мероприятиях разных и т.д.

18. Организация воспитательной работы по предмету в рамках недель и предметных месячников. Вполне  понятный критерий. 1балл- проведено 1 мероприятие, 2 балла - проведено 2 мероприятия.

19. Организация педагогом общественно-полезной, трудовой и волонтерской деятельности обучающихся.  Т.е. организация и участие в субботниках, акциях милосердия и др. Вроде бы должно быть от души все эти дела, но всё же кто-то же должен это организовывать. 1 балл - наличие справки от зам. директора по воспитательной работе. 2 балла - благодарности, грамоты или просто наличие конкретного результата.

20.Оказание консультативно-методической помощи родителям обучающихся. Подтверждающий документ - протоколы родительских собраний. 1 балл- проведены  2 тематических собрания, 2 балла - проведены 4 тематических собрания.

21.Отсутствие обоснованных обращений родителей и детей по поводу конфликтных ситуаций. По этому пункту слово за администрацией школы. Она предоставляет сведения. Если таких обращений не было, то 2 балла.

22.. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период). К профессиональным конкурсам у нас относят не только "Учитель года" и др., но и разные конкурсы методических материалов, например. 2 балла -за участие

23. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях (за анализируемый период).  Поскольку живем мы в селе до областного центра 400 км, на такие конференции и семинары особо не ездим. Поэтому засчитывают выступления и на педсоветах, и на заседаниях РМО ( 2 балла)

24. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов (за анализируемый период). Здесь тоже, думаю, все понятно. Если уроки или мастер-класс на школьном уровне - 1 балл, если выше школьного- 2 балла.

 25. Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях (за анализируемый период).  И в электронных СМИ тоже считается. За публикацию 2 балла.

Итак, рассказ о так называемой инвариантной части закончила. Думаю, что разработчики считали наличие этих показателей в работе учителя обязательными. Но так ли это?


В следующий раз о вариативной части.