воскресенье, 9 января 2022 г.

Должны ли первые уроки года быть необычными?

 Среди молодых учителей существует мнение, что первые уроки (учебного года, года календарного, четверти, большой темы) и последние уроки надо проводить необычно или хотя бы добавить в них то, что будет для учеников необычным. Прислушаемся к мнению молодых коллег и попробуем внести элемент необычности в урок. Что же я придумала?  

В восьмом классе на уроке русского языка вспомним о каникулах в рамках подготовки к итоговому собеседованию ( текст из 10 предложений за 1 минуту). А еще используем прием, который называют "эффект макулатуры". Каждая пара сидящих за одной партой получит журнал, в котором надо найти заголовки, представляющие собой односоставные предложения, и составить из них текст, дополнив при необходимости своими предложениями. Думаю, что разглядывание обычных журналов типа "Лиза" будет для девочек развлечением. А девочек в классе 80 процентов.

В седьмом классе (один класс Ю) вспомним части речи, поиграв в игру: на каждую букву слова подберите слово, но так чтобы слова были разных частей речи. Сначала попробуем всем классом, а потом  по группам. Индивидуально ничего не получится - с частями речи есть проблемы... Думаю, что должен понравиться и следующий вид работы: запись словарных слов в парах, а затем их проверка (это они любят!) А еще хочу попробовать поработать с рисунками, которые предлагает Юлия Фишман на сайте "Могу писать". Слова надо раскрасить. Воспользуемся теми карточками, что были размещены в бесплатном доступе.

А как вы считаете, нужно ли первые уроки делать  в чем-то необычными?


суббота, 8 января 2022 г.

Изучаем "Шинель" Н.В.Гоголя

 После новогодних каникул я в одном классе Ю буду изучать повесть Гоголя "Шинель". Сверхзадач передо мной две: познакомить с этим произведением так, чтобы они поняли проблематику, и расширить кругозор через знакомство с произведениями других видов искусства ( театр, кино, мультипликация, живопись ( иллюстрации) и привлечение стихотворений. Материалы подсказаны участниками группы в фейсбуке "Методическая копилка", за что им большое спасибо.

Хочу в этом посте собрать необходимые материалы и продумать план работы для первого урока.

На дом к уроку будет задание прочитать текст учебника с биографией Гоголя и приготовить два вопроса по тексту для товарищей. Перед чтением текста покажу трейлер спектакля "Шинель". Читать текст повести  придется в классе. Дома они его не прочитают, им будет "скучно, неинтересно и много". Поэтому предварительно уже разделила текст на фрагменты. Буду использовать прием "Чтение с остановками". Фрагменты читать будем по -разному: буду читать часть сама, часть - хорошо читающие ученики, но обязательно с заданиями для остальных: записать непонятное слово, записать вопрос, нарисовать портрет.  Подумала о том, что поскольку читают плохо, попробую разные приемы: и жужжащее чтение, и чтение небольшого фрагмента с пересказом.  Читать придется с сокращениями, чтобы уложиться в один урок. В конце урока надо бы успеть показать иллюстрации к повести и поработать с ними ( подобрать подпись или цитату, выстроить в нужной последовательности) Задание на дом: выписать на стикеры цитаты из текста, в которых упоминается слово "шинель", наверно, придется поделить между учениками страницы, чтобы не выписали только одну цитату. Этот урок должен состояться в среду. О том, что получится, расскажу.

А какие еще приемы работы с текстом для плохо читающих семиклассников вы могли бы предложить?


четверг, 6 января 2022 г.

С Рождеством!

 И вот снова он пришел, прекрасный праздник - Рождество Христово! Для всех нас это еще один шанс стать лучше, делать добрые дела, простить обиды, оглянуться вокруг и увидеть красоту Божественного мира! В обыденности - видеть чудо, а в том, что не поддается рациональному объяснению, - Божий промысел! С праздником!

В этот чудесный день хочу традиционно напомнить о рождественском рассказе как особом жанре литературы. В блоге по тэгу "рождественские истории" можно много об этом прочесть. Для меня образцом такого рассказа является замечательная новелла О"Генри "Дары волхвов". Сегодня я вспомнила о литературной премии имени О"Генри : жива ли она? Да, она жива, хотя у неё не лучшие времена. А победителем премии в 2021 году стал Лев Усыскин с рассказом "Мнимый лесник, или превратности соседства", который был напечатан в журнале "Новый мир". Я прочитала его как такой, условно говоря, гипертекст, увидев в нем и "Барышню-крестьянку" наоборот, главная героиня же напомнила княжну Тусю из "Сада" Марии Степновой, а финал рассказа своей неожиданностью "Дары волхвов". Но рождественский рассказ не напомнил вообще... Но прочитать рекомендую!

И еще, для настроения. Стихотворение Юнны Мориц.

– Ну как дела?

– Мария родила.
– Собачий холод.
– Плотник он. Немолод.
– Звезда была?
– Метель... Такая мгла,
Что где там звёзды!
Нет дороги в город!
– Так значит и волхвы не добрались?
А что в газетах?
– Кажется, ни слова.
– Газеты наши слишком заврались,
Чтоб чудеса описывать толково!
– Марию надо навестить... Ни роз,
Ни сладостей туда не принимают.
– Как быстро стынет чай в такой мороз!
– Опять на сахар цены поднимают...
– Марию надо навестить. Прощай!
... Над синей пальмой плавают чаинки.
И пьёт звезда всю ночь холодный чай,
Оставшийся от этой вечеринки.

среда, 5 января 2022 г.

"Про один класс Ю"

 

По исследованиям ученых, "сильные" учителя работают, как правило, в "сильных" классах, в "слабых" классах - учителя "слабые". И мой педагогический опыт этот вывод подтверждает. Может, это прозвучит нескромно, но на уровне своей школы и даже района меня считали сильным учителем, поэтому и классы были с приличной успеваемостью, с мотивированными учениками, которые стремились учиться. Я обычно говорила, что со слабыми учениками работать не умею. 

Но  в прошлом году мне был брошен, можно так сказать, педагогический вызов. Учительница одного из пятых классов заболела и на работу 1 сентября не вышла. На замену отправили молодую, только что пришедшую работать учительницу, отправили временно, но когда стало понятно, что временное может стать постоянным, она вести уроки в этом классе отказалась. Ситуация была без вариантов, и я пришла работать в этот класс.

вторник, 4 января 2022 г.

Чего вам не хватает в пространстве школы?

 Именно такой вопрос предложили задать школьным учителям ведущие одного мероприятия для директоров школ, посвященного предметно-содержательной среде в школе. Задумалась над этим вопросом и я.

После того, как школа уже второй год работает в странных условиях, ответ учителей ясен: "Верните нас в свои кабинеты!" И я тоже очень хочу вернуться в свой родной кабинет литературы. В нем есть почти всё необходимое для работы: компьютер, проектор, доска, которая когда-то была интерактивной. Это была первая такая доска в школе, сейчас её можно использовать только как экран. В кабинете у меня тепло, в отличие от кабинета директора. Много цветов, пусть и не цветущих, но своей зеленью глаз радующих.  Планировалось за счет школы в этом году сделать в нем небольшой ремонт, но думаю, что вряд ли получится, но всё же надеюсь. Нет в кабинете принтера, был, но сломался, а отремонтировать не получилось. Лично мне как учителю, да и как директору, в пространстве школы не хватает места для общения с другими учителями. У нас есть учительская, но в последнее время она совсем пустая: у учителей нет времени или желания в ней находится. Как директору мне очень хотелось бы создать какое-то пространство для учеников, где они могли бы посидеть, поболтать, поиграть в настольные игры, что-то вроде пионерской комнаты из моего детства. Но для этого нет свободного помещения. А еще хотелось бы обновить помещение школьной библиотеки, которое называется читальный зал. В прошлом году в рамках проекта по детскому инициативному бюджетированию была идея заняться библиотекой, но новые кресла в актовый зал выглядели более заманчиво. Если проект продолжат, то библиотека будет следующей. Жаль только, что библиотекаря с горящими глазами мне не найти, наверное.

А вот что ответили бы на этот вопрос учителя? Этот вопрос я им, конечно, задам. Учитывая, что ремонт в кабинете учителя у нас не делают, а если что-то и делают, то только по личной инициативе ( иногда же останавливать приходится!),  мои предположения таковы. Многие хотели бы иметь в кабинете более современный компьютер ( компьютеры и выход в интернет есть у всех). Кто-то просит поменять проектор ( или установить его). К сожалению, когда в 2020 году установили новые проекторы в кабинеты, только один учитель довёл всё до ума: там всё работает замечательно. Остальные ждут, когда к ним прилетит вдруг волшебник и подарит... нет не пятьсот эскимо, а нашего же информатика... Кто-то очень нуждается в принтере. Высказывались о том, что в учительскую надо бы поставить компьютер, принтер, микроволновку, чайник... На мой вопрос, а кто будет за всем этим следить, лишь пожимали плечами. 

Самое интересное для меня: что ответили бы ученики? Какие болевые точки бы назвали? А как думаете вы? Чего не хватает в пространстве школы?


Об этом я писала 5 января 2014 года ( Рождественский рассказ Леонида Андреева "Ангелочек")

Об этом я писала 5 января 2015 года ( О профессиональных журналах)

Об этом я писала 5 января 2020 года ( О Старой Полтавке)

Об этом я писала 5 января 2021 года

понедельник, 3 января 2022 г.

Как учиться учителю?

 Добрый день, друзья! Учитель даже в новогодние каникулы, даже в отпуске остается учителем в том смысле, что продолжает сам чему-нибудь учиться. И хотя в последнее время стали много говорить о том, что учителям, как и обычным людям, желательно учиться чему-то в новой для себя сфере, но я хотела бы обсудить способы повышения квалификации обычных учителей.

 С точки зрения закона повышением квалификации будет считаться обучение, завершающееся получением документа - удостоверения о повышении квалификации, которое выдает организация, имеющая на это право, т.е. имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности. Поэтому здесь возможно только прохождение курсов. Но есть разные варианты:

1. Посещение курсов, как правило, бесплатных, в академии или институте повышения квалификации в своем регионе, чаще всего в очном формате, но из-за пандемии в последнее время в формате заочном. С точки зрения сельской учительницы, здесь есть  свои плюсы и минусы. Очные курсы - это возможность вживую встретиться с коллегами, преподавателями, посетить интересные места и мероприятия. Но почему-то почти на всех очных курсах, которые я проходила ( а было их немало), было скучно и неинтересно, и лишь иногда встречались интересные преподаватели. Учителя, собравшиеся вместе, оторванные от дома, хотели каждый день побыстрее всё закончить и начать отдыхать, посвящая время походам по магазинам, посещению родственников и друзей или в редких случаях театра, музея или кино. Ни разу на курсах, посвященных именно преподаванию предмета, не показали нам открытого урока, даже в записи... Часто общение с коллегами дает больше, чем сами курсы. Такими для меня были курсы в далёком уже 2014 и 2016. 

Если же курсы проходят в дистанционном режиме, то опять же об учителе-слушателе курсов никто не заботится. То время поставят очень неудобное ( уроки ведь никто не отменяет), да и запись отсутствует, то таких нудных лекторов найдут, что... Пообещают прислать материалы, но ничего не присылают, как правило... И даже если эти курсы внебюджетные, то мало что меняется. Думаю, что это недоработки конкретной организации повышения квалификации, и, может быть, в других регионах иначе.

2. Курсы платные во всяких разных иных организациях. Как правило, туда идут, чтобы быстро получить документ, поэтому содержание чаще всего мало кого интересует. Главное - пройти итоговую аттестацию. Пожалуй, исключением  из правила для меня стали курсы, организованные "Умной методикой". Одни я уже проходила в 2019 году, смотрела лекции онлайн-марафонов, уже записалась еще на одни курсы, чтобы получить удостоверение. Там действительно интересное содержание, потому что практикующие учителя, мало общих слов, а в основном то, что было испробовано на уроках.

3. Вебинары. Слушать их приходится много, но по внутренней потребности стараюсь посещать проверенные временем, те, на которых будет действительно интересно. Если вижу, что в издательстве "Мнемозина" ведет вебинары Наталья Анатольевна Борисенко, то обязательно их слушаю, хотя не работаю уже по ее учебникам. Еще очень интересны и полезны вебинары Патриковой Татьяны Сергеевны. Хорошо, что есть возможность посмотреть в записи, поскольку сертификаты меня мало интересуют. И кстати, вопрос: а где-нибудь учитывают эти сертификаты при аттестации или в портфолио?

4. Сейчас популярны стали так называемые марафоны, организуемые и официальными учреждениями, и известными блогерами, особенно в инстаграме. Принимала участие в этом году в двух или в трех, причем в основном меня интересовали лекции, а не практические задания. Здорово, что есть такая возможность, что в принципе любой желающий может присоединиться даже в качестве спикера. Хорошо, когда лектор интересный, контент полезный, но  было иногда и похоже на заседания районного методического объединения, когда в основном звучат или азбучные истины, или рефераты прочитанных книг...

 Эти раздумья вызваны тем, что надо опять проходить предметные курсы. Всё же решила, что это будут курсы "Умной методики". 

А какие способы учительской учёбы выбираете вы?

воскресенье, 2 января 2022 г.

10 подкастов для учителя

Добрый день, друзья! Открытием  года для меня стали подкасты. Какие же подкасты я рекомендую послушать учителю русского языка и литературы?

Я уже писала о подкастах, посвященных русскому языку. 

Моя десятка выглядит так :

1."Розенталь и Гильденстерн"

2. "Как это по-русски" 

3. "Чисто по-русски с Мариной Королёвой",  подкаст, который представляет собой короткие двух-трехминутные ролики о словах и  фразеологизмах, их происхождении, особенностях произношения или даже написания. 

4."Партнерский материал", подкаст о книгах и фильмах

 5. "Между строк" , подкаст о русской поэзии, в котором анализируют одно стихотворение,

 6. "Книгометр", 

7. "Базаров порезал палец", подкаст о литературе и литературных героях с точки зрения психологии,

8. "Полка" 

9."Другая школа"

10. "Любить нельзя воспитывать"

Два последних  подкаста о школе, родителях, воспитании, которые я планирую переслушать в новогодние каникулы ( если получится).

В настоящее время не обновляются, но я хочу их переслушать с блокнотом в руках :"Книжный базар" ( который в последнее время не активен, но всё ещё надеюсь, как и многие, что канал воскреснет!), "Эспекто патронум" ( который стал платным, но имеющихся 37 выпусков мне пока достаточно), такой же замерший "Литературный Нобель", рассказывавший о лауреатах Нобелевской премии по литературе, но доведенный лишь до 1990 года, а жаль... "Fabularasa" ( о секретах текста и творчества)

Я не люблю аудиокниги, но подкасты мне, как говорят, зашли. 

А как вы относитесь к подкастам?


суббота, 1 января 2022 г.

Мои книжные итоги 2021

 Я не брала никаких обязательств на этот год. Попробовала так, но поняла, что это не мотивирует... Знаю, что читаю мало, и причины тому есть. Но всё же хочу вспомнить, что же было прочитано в этом году. А вдруг книг окажется больше, чем я думаю?

1. И.С.Тургенев "Степной король Лир" 
2. В.Набоков "Машенька" 
3. В. Набоков "Защита Лужина"
4. Л.В. Успенский "Загадки топонимики" 
5. А. Мурашев "Другая школа"
6. Ю.Набокова "Мой парень -блогер"
7. Дина Рубина "Белая голубка Кордовы"
8. Дина Рубина "Наполеонов обоз" ( книга 1 и 2)
9. Елена Ронина "Три женщины"
10. Гузель Яхина "Эшелон на Самарканд"
11. Алексей Поляринов "Риф"
12. Марина Степнова "Сад"
13. Анна Красильщик "три четверти"
14.Ася Петрова "Кто что скажет - всё равно"
15.Евгения Овчинникова "Кто что скажет - всё равно"

Самой запомнившейся книгой стал "Сад" Марии Степновой.

А вот список книг начатых, наверно, будет побольше... 
Не хочу брать никак обязательств на себя, но ситуацию с чтением надо менять... Поэтому пока приглашаю желающих к совместному чтению на две недели романа Леонида Юзефовича " Филэллин". Это значит, что не позднее 16 января надо будет написать в блог об этой книге.
А так как я не умею читать одну книгу, то одновременно буду читать ещё что-то и,
может, даже писать об этом

Итоги 2021 года

С Новым 2022 годом всех! Всем нам здоровья, счастья, удачи, денег и 365 поводов для радости!

Вот и пришла пора подводить итоги 2021 года.

В качестве первого итога: я поняла, что письменные практики в той или иной форме мне необходимы. Поэтому много стала писать на бумаге, поскольку считала, что мои "почеркушки" никого не заинтересуют. Но потом  перечитала, что писала раньше, и большой разницы не увидела. А значит - попробую "реанимировать" блог. Так что, дорогие читатели, заходите почаще, пишите комментарии. Обещаю, что я буду на комментарии отвечать вовремя, да и к вам в гости заглядывать.

пятница, 3 сентября 2021 г.

Новый учебный год: неделя первая

 Вот и закончилась эта суматошная неделя... Неделя начала нового  учебного года. пожалуй, оставлю здесь для памяти небольшие заметки для памяти.

Понедельник. На базе школы проводят районную педагогическую конференцию. Помимо обычных гостей - учителей из школ района приезжали-приходили и гости более высокие: глава района, зам. главы района по социальным вопросам, депутат Волгоградской областной думы, бывший глава района. Нужно было и помещения подготовить, и выступления ( наша школа представляла опыт работы "Точки роста"), и стенды оформить... Вроде справились. На совещании директоров наградили благодарностью от депутата ( это действительно профессионал своего дела; несмотря на достаточно неблаговидную роль в моей судьбе, как профессионала я его ценю). Общение с вышестоящими областными начальниками в роли хозяйки школы - новый для меня опыт, так сложилось, что долгое время районная школа была в загоне у районной власти... Огромная благодарность моей команде: я чувствую, что команда складывается...

Среда. Первое сентября. Второй раз нынешний глава района пришел на школьную линейку... лёд тронулся, господа присяжные заседатели, но капля дёгтя, очень большая, была добавлена завистливым коллегой...  Спасибо главе сельского поселения, депутатам сельской думы, предпринимателям, которые поддерживают школу, родителям! Гостей было много...несмотря на коронавирус. Но ощущение праздника у меня практически отсутствовало... мне катастрофически не хватало общения с учениками...

Пятница. Еще один визит еще одного высокого гостя: заместитель губернатора, тоже человек мне знакомый, еще один глава района... Опять нервы и эмоции - такой я человек... Подумала, что если бы я была блогером, а не директором, то обязательно бы фотографировалась и фотографировалась в эти дни... Но за меня это делают другие.

https://www.instagram.com/stp_school/ 

Сегодня я наконец-то пришла в класс, к ученикам! Пусть и не самым умным, и не самым послушным...

воскресенье, 22 августа 2021 г.

Обычная судьба русской женщины...

 Хорошие книги обязательно находят отзыв в наших сердцах и воодушевляют, например, вспоминать и записывать то, что помнишь. В какой-то момент поняла, что надо записывать, надо... Как я писала недавно, детские годы помню очень и очень фрагментарно... Лет до четырех моё детство было связано с моей прабабушкой по материнской линии Гончаровой Верой Григорьевной, как позже все её называли  - бабушкой Григорьевной, и родители говорили, что так первой её стала называть её именно я. Меня она, как говорится, нянчила, и было ей в то время уже больше 65 лет. Родилась Вера Григорьевна в 1905 году в Старой Полтавке, и именно через неё я житель нашего села в четвертом поколении. В небольшом её домике, землянке, как у нас их называли, висела большая фотография, на которой красивая девушка с длинной косой в одежде, похожей на школьную. Бабушка говорила, что это её фотография из гимназии. В то время у меня это почему-то не вызывало вопросов, а сейчас я думаю: "Почему гимназия? Где эта гимназия находилась?" ( в Старой Полтавке гимназии никогда не было...) А рядом с домиком был большой бугор, с которого было так удобно съезжать на санках зимой и бегать, расставив руки в стороны, летом... И только позже, по крупинкам восстанавливая прошлое, понимаешь, какая непростая судьба выпала на долю бабушки... Родилась она в достаточно большой семье, в которой занимались крестьянским трудом.  В семье было шестеро детей. Александр погиб в гражданскую войну, Гавриил и Иван погибли в Великую Отечественную. В 1925-1926 году Вера Григорьевна вышла замуж за Надворного Алексея Тимофеевича, родилось двое детей: Николай и Мария. А дальше  - история страны врывается в частную судьбу простого человека. В годы сталинских репрессий мужа объявили врагом народа, какова его судьба, где его могила, я не знаю. Раньше этого времени или позже ( тоже не знаю) семью раскулачивают: отнимают в первую очередь дом:  его переносят на другое место, в центр села, и отдают под государственные нужды. Он стоит и по сей день. Уже на моей памяти в нем располагалось почтовое отделение, и даже улицу назвали Почтовой ( позже переименовали), потом из него сделали жилой дом. И как ежедневное напоминание о раскулачивании тот самый бугор и как клеймо на всю жизнь "кулачка". Хотя всю свою жизнь бабушка проработала в колхозе... Воспитывала, поднимала двоих детей. Николай остался жить в Старой Полтавке, а Мария была серьезно больна, но сумела получить высшее образование, работала учителем русского языка и литературы. Представляю, как много пришлось пережить бабушке, она была достаточно суровым человеком, но при этом удивительно умела находить общий язык с детьми. В то время было принято сдавать жилье, но это были не комнаты, а просто кровать. К бабушке в квартирантки достаточно часто приходили молодые женщины с маленькими детьми, и бабушка возилась с этими детьми, нянчила их. А еще квартирантки, пожив у бабушки, выходили замуж, и даже шутили, что кто у Григорьевны живет, быстро замуж выходит... Понятно, что не от хорошей жизни появлялись в доме квартирантки, надо было как-то жить, ведь на крошечную пенсию колхозницы было не прожить. Бабушка очень любила слушать радио и смотреть по телевизору художественные фильмы. Я не помню каких-то особенных разговоров с ней, помню только особую атмосферу её домика, такого прохладного летом и теплого зимой. На печке очень вкусная у нее получалась картошка, и в печи пеклись пирожки с тыквой и морковкой... Именно бабушка Вера в свое время спасла мою младшую сестру во время болезни, сообразив, что надо делать... Когда бабушке было уже 80, к этому времени она потеряла уже своего сына Николая, её решила забрать в город дочь Мария. Всего год выдержала бабушка там, а потом потребовала отвести её обратно домой... Умерла бабушка как-то очень неожиданно, и я до сих пор помню этот голос в трубке телефона кого-то звонившего из больницы, куда её отвезли только часа два назад... Обычная судьба обычной русской женщины... Жаль только, что родственные связи с её племянниками и детьми племянников потеряны....

пятница, 13 августа 2021 г.

Что я читаю на этой неделе

 
Вчера вдруг отключился интернет, вот и пришлось пропустить день... Но это на пользу...

 В последнее время появилось у меня желание расширить свои познания о литературном процессе советского периода. Я вдруг осознала. что знания мои поверхностны, разрозненны и скудны. И тут совсем кстати пришлось предложение автора "Книжного клуба авантюристов" прочитать произведения Константина Георгиевича Паустовского. И я задумалась: а что я знаю об этом писателе? 

Сразу вспомнила его замечательный рассказ "Телеграмма", который есть в программе В.Я..Коровиной. Очень грустный, психологический тонкий рассказ о взаимоотношениях родителей и детей... Он всегда находил отклик в душах детей. Это один из тех рассказов, который я советую обязательно читать с учениками, даже если нет в программе. 

Попутно вспомнила еще несколько рассказов-сказок из школьной программы "Теплый хлеб". "Стальное колечко", "Заячьи лапы"... В то же время сразу всплыла в памяти "Мещёрская сторона", отрывок из которой я читала еще в школьные годы, а так как тогда я совсем не понимала красоты пейзажных зарисовок, то отнеслась и к произведению, и к автору равнодушно...

А зря. Паустовский был четырежды номинирован на получение Нобелевской премии, но так ее и не получил... Его творчеством восхищались мировые звезды... Он был единственным из писателей, живших в Переделкине, который пришлось проводить в последний путь опального Бориса Пастернака...

И вот теперь в моих книжных планах появился роман Паустовского "Романтики", повесть "Золотая роза" и автобиографическая "Повесть о жизни"... Может, еще фильм о Паустовском или по его произведениям посмотрю... Присоединяйтесь!

Как обычно, я читаю несколько книг сразу. Сейчас в процессе два романа Дины Рубиной "Белая голубка Кордовы" и "Наполеонов обоз", тургеневская "Ася" и "Автобиография" Агаты Кристи. Вот уж не думала, что буду автобиографию читать с таким удовольствием... 

И записывать цитаты: " Воспоминания - одна из наград, которые приносит возраст, и при этом награда сладостная. К несчастью, вам хочется не только вспоминать, но и рассказывать. Постоянно повторяйте себе, что людям скучно слушать вас. В самом деле, с какой стати их должна интересовать ваша жизнь, а не их собственная?"

"Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, все остается живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, всё разрушается."

"Если бы я могла сделать подарок новорожденному, я выбрала бы только одно: хороший характер"

"С ходом времени положение женщин определенно изменилось к худшему. мы, женщины, повели себя как дурочки: начали вопить, чтобы нам разрешили работать наравне с мужчинами. мужчины ничтоже сумняшеся с удовольствием ухватились за эту идею".

Привлекают меня не только умные мысли, с которыми я согласна... Я удивлена: неужели можно помнить всё в таких подробностях о своем детстве, например? Наверно, у меня очень плохая память... или я просто не начинала вспоминать...

среда, 11 августа 2021 г.

Вкус детства

 Бывает ли у вас так, что вдруг захочется чего-то такого, родом из детства? Вот и мне сегодня вдруг и беспричинно захотелось кукурузных палочек... Тех самых, из детства. тогда они были определенной роскошью для нашего удаленного от городов села. Когда их привозили в единственный какой-нибудь магазин, то выстраивалась огромная очередь и сразу покупалось пачек 10, а то и больше, в зависимости от достатка и того, сколько разрешалось продавать в одни руки... И потом несколько дней все дети ходили с пачками этих кукурузных палочек, и не было ничего вкуснее их в тот момент...

А еще один вкус из детства - вареники с творогом, залитые сливками и в сливках пропаренные. Так делала моя бабушка с папиной стороны. Это было одно из её коронных блюд, ни одно застолье не обходилось без этих вареников. И когда я уехала учиться, то бабушка специально в дни моих каникул или в праздники обязательно готовила такие вареники. Жаль, что это было недолго: бабушка умерла, когда я перешла на третий курс, в августе...

А так, как делала пироги моя другая бабушка, не делает никто... Этот тоже вкус детства. Было два вида пирогов, оба одинаково любимые. Один был с начинкой из сухих яблок, сушки, с добавлением варенья. Это был открытый пирог с тестом, выложенным сверху в виде решетки. Дома он у нас назывался -" с самолетиками", потому что кому-то из детей показалось, что на кусочке пирога- самолет... А другой пирог - куха с пасленовым вареньем...И если кухи печет и моя мама, и я сама, то с пасленовым вареньем - нет... Паслен практически перестал расти...

И еще один вкус детства - вареники со смородиной. Это был целый ритуал. Смородину собирали не в саду, а в так называемых лесопосадках, в полях, куда обычно ехали несколько семей на том виде транспорта, который у кого был: мотоциклы в основном. Выезжали рано утром, по холодку... Обычно мамы собирали по ведру, а дети с отцами еще одно ведро. Возвращались, и у кого-нибудь в доме начинали лепить вареники со смородиной. А мы, дети, готовили стол на открытом воздухе, в беседке... И вот вареники готовы. Еще горячие, со сметаной, брызгающие соком... 

Наверно, у каждого в запасе есть такая история, ведь так?