Сегодня девятый день в моем марафоне. Сегодня день сочинения. Поскольку в ОБЗ произошли определенные изменения, то в качестве основы для сочинения беру текст из новых, появившихся там. У учеников есть выбор, какое сочинение писать.
(1)Приятели называли его тюфяком. (2)За
его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)То, что он тюфяк, было
написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало
в глуховатом голосе. (4)Никто не догадывался, что скрывается под этой
некрасивой толстой оболочкой. (5)А в его груди билось благородное сердце
рыцаря. (6)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные
доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися
ноздрями. (7)В таком виде он мчался по свету и совершал множество
подвигов, защищая слабых и обиженных. (8)Он был безымянным рыцарем. (9)Потому
что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена ‒ Ричард, или Родриго, или
Айвенго. (10)Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
(11)Трудно провести границу между осенью
и зимой. (12)Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый
слабый снег. (13)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом.
(14)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.
(15)И вот на льду появляются первые
смельчаки. (16)Лёд прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что
родились под счастливой звездой. (17)А счастливая звезда иногда подводит.
(18)Внимание тюфяка привлекли крики,
которые долетали с реки. (19)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
(20)Там он увидел Димку Ковалёва,
который размахивал руками и кричал:
‒ Тонет! (21)Тонет!
‒ (22)Кто тонет? ‒ не спеша спросил
тюфяк.
‒ (23)Не видишь, что ли? ‒ огрызнулся
Димка. ‒ (24)Пацан тонет. (25)Под лёд провалился. (26)Что стоишь?
(27)Другой бы тут же спросил самого
Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» (28)Но он был тюфяком и не
догадался этого сделать.
(29)Он посмотрел на замёрзшую реку и
заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками
цеплялся за край льда.
(30)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но
он шагнул на лёд. (31)Лёд слегка прогнулся, но не треснул. (32)Вероятно, у
берега он был крепче.
(33)Димка Ковалёв оживился. (34)Он снова
стал махать руками и кричать:
‒ Заходи справа! (35)Осторожно! (36)Не
топай ножищами, а то сам…
(37)Он кричал для того, чтобы заглушить
свой страх.
(38)А тюфяк шагал по льду. (39)Он не
слышал криков. (40)Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не
мог выговорить ни слова.
(41)Около полыньи на льду образовалась
лужа. (42)Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд.
(43)Ботинок сразу зачерпнул воду. (44)Где-то в глубине души он понимал, что
сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
(45)Но это не остановило его. (46)Он
переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
(47)Теперь Ковалёв уже не кричал и не
размахивал руками, а напряжённо выжидал, что будет дальше. (48)Он видел,
как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд.
(49)Наконец первоклассник очутился на
льду. (50)Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. (51)Зубы
его стучали, а по лицу текли слёзы.
(52)Когда они вышли на берег, Ковалёв
оживился.
‒ (53)Ты ноги промочил, ‒ сказал он
товарищу, ‒ беги домой, а пацана я сам доведу.
(54)Тюфяк посмотрел на спасённого им
паренька, перевёл взгляд на мокрые ботинки и сказал:
‒ Валяй!
(55)Ковалёв схватил за руку мокрого,
перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
(56)На другой день в актовом зале
состоялась общая линейка. (57)Тюфяк протиснулся между ребятами и встал в заднем
ряду.
(58)В это время заговорил директор
школы. (59)Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас
первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается
смелым поступком ученика.
(60)Стиснутый со всех сторон ребятами,
тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. (61)В какую-то
минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт ‒ никого он не спасал, а просто
махал руками и кричал. (62)Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало
стыдно. (63)В конце концов он и сам поверил, что Димка ‒ герой вчерашнего
происшествия, ведь он первым заметил тонущего. (64)И когда все захлопали Димке,
тюфяк захлопал тоже.
(65)Линейка кончилась. (66)Ребятам
велели расходиться по классам.
(67)А когда начался урок, тюфяк взял в
короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке стал рисовать рыцаря…
(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Яковлев
Юрий Яковлевич (1922–1995) – русский
советский писатель, сценарист, автор книг для подростков и юношества.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Валентины Даниловны
Черняк: «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны
с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета
речи, ситуации общения».
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
предложения 5 текста: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря».
9.3 Как Вы
понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как
характеризует человека его нравственный выбор?»