суббота, 27 февраля 2016 г.

Тест для выполнения задания 14 в ЕГЭ - 2016 по русскому языку

Прежде чем выполнять этот задание, просмотрите Правила и Алгоритм выполнения задания.
Попробуйте свои силы в выполнении задания 14. В тесте 8 вопросов. Чтобы получить "3" достаточно верно выполнить 5 заданий, "4" - 6-7 заданий, "5" - 8 заданий.

Алгоритм выполнения задания 14 в ЕГЭ - 2016 по русскому языку

1. Правила
2. Алгоритм выполнения задания.
3. Тест для выполнения.

Сначала вспомните правила.
Алгоритм выполнения задания 14.
1. Определите, что это - полное прилагательное, полное причастие, краткое прилагательное, краткое причастие или производное существительное, наречие.
2. Примените в соответствии с этим следующий порядок действий.

Н-НН в полных прилагательных
1. Есть суффикс ОНН(ЕНН) или нет? Если есть, пишите НН.
2. От основы на Н или нет? Если от основы на Н с помощью суффикса Н, пишите НН, в остальных случаях - Н.

Н-НН в полных причастиях
1. На ованный(еванный) или нет? Если да, пишите НН
2. Образовано от глагола совершенного вида или нет? Если совершенного ( что сделать?), пишите НН.
3. Есть зависимые слова или нет? Если есть, пишите НН, если нет - Н.

Н-НН в кратких прилагательных и причастиях
1. Краткое прилагательное или краткое причастие? Если краткое прилагательное, пишите столько же Н, сколько в полном.
2. В полном причастии одно Н или нет? Если одно - пишите одно Н.
3. Значение действия или качества? Если значение действия - пишите Н, если значение качества пишите НН.

Примечание: В учебнике В.В.Бабайцевой читаем: "В кратких страдательных причастиях всегда пишется Н". Можно действовать по этому правилу!!!

НН в производных существительных и наречиях.
1. Определите исходное слово- полное прилагательное или полное причастие.
2. Установите число Н в исходном слове и пишите столько же Н в существительном или наречии.

Образец выполнения.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Протопта(1)ая в ягодниках и мхах тропинка ведет к опытному полю, устрое(2)ому на болоте, поле окруже(3)о лесом -болотистой таинстве(4)ой тайгой.

Начинать выполнение задания следует с того слова, в написании которого вы уверены больше.

протопта(1)ая - полное причастие, потому что образовано от глагола протоптать. действуем по алгоритму: не на ованный(еванный), но от глагола совершенного вида. Значит, пишем НН.

устрое(2)ому - полное причастие, потому что образовано от глагола устроить. Действуем по алгоритму: не на ованный(еванный), но от глагола совершенного вида. Значит, пишем НН.

окруже(3)о - краткое страдательное причастие, образованно от окруженный, имеет значение действия. Значит, пишем Н.

таинстве(4)ой - полное прилагательное, образовано от существительного. Действуем по алгоритму: есть суффикс ОНН(ЕНН)? Да, значит, пишем НН.

Правильный ответ: 124 ( записываем без пробелов и запятых)

Переходим к выполнению теста.

Задание 14 в ЕГЭ-2016 по русскому языку, или Написание Н-НН в словах разных частей речи

1. Правила.
2. Алгоритм выполнения задания.
3. Тест для выполнения.
Сначала немного теории. Для того чтобы правильно выполнить задание 14 в ЕГЭ-2016 по русскому языку необходимо различать в первую очередь  в слове какой части речи встретилась эта орфограмма. И здесь может быть два варианта: имя прилагательное или причастие. И уже от них образуются существительные и наречия. Поэтому сначала надо запомнить, как различать эти две части речи. Имена прилагательные в массе своей образуются от существительных, причастия образуются от глаголов. Если слово можно заменить глаголом, то это причастие: надрезанный - надрезать, закопченный - закоптить и т.д.

Правило 1. В прилагательных пишется НН, если они образованы:
1) с помощью суффикса ОНН (ЕНН) : станциОННый, революциОННый, хозяйствЕННый;
 2) от основы на Н с помощью суффикса Н: чугуННый, вагоННый, пламеННый;
3) в остальных случаях пишется Н: торфяНой, лебедиНый, юНый.

Исключения: стекляННый, оловяННый, деревяННый, ветреНый.

Правило 2. В полных причастиях пищется НН, если они:
1) на ОВАННый (ЕВАННый) : асфальтированный, избалОВАННый;
2) образованы от глаголов совершенного вида: надрезаННый, закопчеННый, куплеННый;
3) образованы от глаголов несовершенного вида, но имеют при себе зависимые слова: зваННый мною в гости, плетеННая из прутьев корзина;
4) в остальных случаях пишется Н.
Исключения: коваНый, жеваНый, клеваНый, делаННый, неслыхаННый, жемаННый, желаННый, медлеННый, невидаННый, нечаяННый, свящеННый, ставлеННый, чваННый, читаННый, считаННый, чекаННый, неждаННый, негадаННый, доморощеННый.

Правило 3.
1)В кратком прилагательном пишется столько же Н, сколько в полном: торжествеННые - торжествеННы;
2) в кратком причастии пишется Н, если в полном Н, но Н или НН, если в полном НН. Следует различать значение действия и тогда писать Н и значение качества и тогда писать НН: ответы путаНые - ответы путаНы, ученицы воспитаННые - ученицы воспитаНы хорошо ( значение действия), ученицы милы и воспитаННы ( значение качества)

Правило 4. В существительных и наречиях, производных от имен прилагательных и причастий, пишется столько же Н, сколько в исходном слове: оживленный - оживленность - оживленно.

А теперь можно переходить к алгоритму.

понедельник, 8 февраля 2016 г.

Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

Ура! Я сумела продержаться шесть дней подряд, делая сообщения в блоге! Правда, они почему-то не вызвали комментариев( Значит, нужно больше комментировать самой!
Сегодня, в понедельник, я со своим читательским отчетом. Вспомним, что планировалось в прошлый понедельник:
На этой неделе меня ждут:
1. Тургенев "Певцы", "Хорь и Калиныч"
2. Евгений Шварц "Дракон"
3. Джером К.Джером "Трое в лодке..."
4. Тамара Крюкова "Ловушка для героя"
5. Андрей Платонов "Ювенильное море"
6. Донна Тарт "Щегол"
7. и еще пара-тройка книг... Не умею я читать только одну книгу...

Что же... Неплохо!
1. Перечитан Тургенев. Люблю! В рассказах чем дальше, тем больше люблю описания природы и портретные характеристики (то, на что в юности внимания не обращаешь...) В этом Иван Сергеевич  - мастер! Кстати, по случаю посмотрела фильм и любви Тургенева и Полины Виардо, узнала для себя много нового!
2. О "Драконе" Евгения Шварца будет отдельный пост. Прочитано!
3. "Ловушку для героя" Тамары Крюковой прочитала. Это чтение в русле знакомства с современной подростковой литературой. Тема знаковая: подросток и виртуальная реальность. И рецепт тоже есть: победи себя. Рассчитана книга на возраст 11-12 лет ( так мне показалось), хотя герои в книге постарше. Но меня не увлекла...
4. Андрей Платонов "Ювенильное море" прочитала. Хорошо, что есть книжные сообщества, которые рекомендуют книги для прочтения. Сама я, может быть, и не прочитала бы это. Платонов, как всегда, удивляет: и языком, и идеями, и своими пророчествами. Мечта Платонова о техническом прогрессе ради блага человека сочетается с гротескным изображением советской действительности. Платонов такой разный...
5. Почти дочитала "Трое в лодке..." Удивляюсь разноплановости книги: искрометный юмор, романтические легенды, исторические экскурсы, выпады против женщин... Не скажу, что горю нетерпением, чтобы дочитать, но дочитаю.

С 08 по 14 февраля надо прочитать:
1. Джером К.Джером "Трое в лодке..."
2. Донна Тартт "Щегол" ( уже начала читать)
3. Лопе де Вега "Собака на сене"
4. Владимир Новиков "Роман с языком"
5. Александр Ткачев "Страна радости"

Расскажите, а что читаете вы?

суббота, 6 февраля 2016 г.

История моей школы-2

 К сожалению, из-за карантина вечер встречи выпускников в школе не состоится.
Но судя по интересу, который вызвал пост "История  моей школы. Вечеру  встречи выпускников посвящается...", тему истории школы нужно продолжить.  Есть у меня несколько задумок, касающихся истории школы. Пусть одна из них живёт в блоге. Собираю сведения о выпускниках школы, работающих или работавших в школе. Если у Вас есть чем этот список дополнить или внести в него какие-то изменения, пожалуйста, напишите!

Выпускники Старополтавской школы, ставшие учителями ( работающие в школе или ушедшие на пенсию из школы). Те, кто имеют педагогическое образование, но в школе не работают, в список не включены.

пятница, 5 февраля 2016 г.

Задание 4 в ЕГЭ по русскому языку

Русское ударение, обладающее такими замечательными свойствами, как подвижность и разноместность, доставляет множество хлопот не только школьникам, но и всем говорящим на русском языке. Если во французском, как всем известно, ударение падает на последний слог всегда, то в русском стоит помучиться: каталОг или катАлог? жАлюзи или жалюзИ? тОрты или тортЫ? И хотя на уроках русского языка, конечно, достаточно времени уделяется изучению орфоэпии, выполнение задания 4 в ЕГЭ по русскому языку всегда представляет определенные трудности. Что можно посоветовать для лучшей подготовки?

1. Распечатать орфоэпический словник и читать его перед сном): Орфоэпический словник прилагается к демонстрационному варианту контрольно-измерительных материалов, расположенному на сайте ФИПИ. В нем 5 страниц, но то, что нужно читать, занимает всего две страницы.
2. Сделать карточки, на которых написать сложные  для вас слова с одной стороны без ударения, с другой стороны - с ударением, и периодически себя проверять.

3. Хорошие люди ( издательство Pagedown) выпустило уже два комплекта таких карточек в виде настольной игры "Ударник литературной речи". В каждом комплекте 120 карточек из плотной лощеной бумаги. На одной стороне слово без ударения, на другой - слово с ударением и пример его использования в предложении.
 Я играю в эту игру со своими учениками, начиная с 5 класса. Придумала несколько вариантов.

Вариант 1. Я называю слово на карточке по-разному, с ударением на разных гласных. Ребята должны назвать правильный вариант. Тот, кто назвал первым правильный вариант, получает карточку. Кто сумеет набрать больше всех карточек ( это может быть разное количество, ведь я не использую все карточки сразу), получает оценку и считается победителем.
Вариант 2. Ученики играют в парах. Они получают по 7-10 карточек каждый и читают свои карточки для напарника, считая количество его правильных ответов. Поскольку карточки постоянно меняются, но и какая-то часть повторяется тоже, то это помогает запомнить правильное ударение в словах.

Вариант 3. Ученики играют в группах по 4-5 человек. Каждый получает свой комплект карточек, просматривает их, запоминая правильное ударение. Затем первый игрок выкладывает на середину свою карточку. Второй игрок должен назвать правильное ударение в слове. Если сумел, карточка остается на кону, если не сумел, забирает её себе. Побеждает тот, кто быстрее освободиться от карточек.
Наверно, можно придумать и еще какие-то варианты...

4. Есть электронный аналог этой игры, в который можно играть в одиночку...

Надеюсь, мои советы помогут успешно выполнить задание 4 на ЕГЭ по русскому 
языку.

четверг, 4 февраля 2016 г.

Как интересно провести урок по теме "Алфавит" в 5 классе

Тема "Алфавит" для учеников 5 класса не является новой. Как правило, они уже знают алфавит в той или иной мере, поэтому учителю стоит немного постараться, чтобы урок по этой теме прошёл интересно. Предложу некоторые приёмы и задания, пользуясь которыми, можно выстроить свой урок.
1. Какой раздел лингвистики изучает алфавит? Как правило, ученики не знают ответа на этот вопрос. Недостаточно сказать, что изучается алфавит в разделе "Графика", можно поработать с толковым словарем, чтобы узнать, что это слово многозначное и показать несколько репродукций, выполненных в графике.
2. Почему алфавит называется именно алфавитом и имеет синоним в русском языке азбука? Обратимся к этимологическому словарю.
3. Кто больше назовет примеров использования алфавита в нашей повседневной жизни?
4. Однажды в блоге "Игры, в которые играют дети и Я"  Натальи Чистоклетовой я увидела алфавит-лабиринт. Тогда я еще не знала, как буду использовать этот материал, так как первоначально он был рассчитан на детишек, которые только изучают буквы. Но я распечатала эти листы, убрав сам алфавит, который находится под названием. И не все пятиклассники с легкостью справились с выполнением этого задания, тем более, что есть возможность давать задания дифференцированные. Думаю, что в некоторых случаях можно даже оставить и сам алфавит.


5. С большим интересом мои ученики выполняют задание записать в алфавитном порядке сначала фамилии всех сидящих на одном ряду, затем  только имена и -самое главное - выстроиться в нужном порядке. Остальные проверяют. Особенно хорошо, если есть фамилии на одну букву ( можно правило повторить), а с именами ребята справляются сами: в этом году одна назвалась Катей, а другая - Екатериной, чтобы не было путаницы.
6. А  еще я собрала задания, связанные с буквами, которые были в 2008 году в "Русском медвежонке", и предложила выполнить их. Перечислю здесь их тоже.
1. С какой буквы не могут начинаться слова? а) Й, б)Ё, в)Щ, г)Ь, д)Э. ( Ответ: г. С буквы Ь, не обозначающей отдельного самостоятельного звука, слово начинаться не может.)
2. В стихотворении Владимира Маяковского "Приказ по армии искусства" читаем:
Есть ещё хорошие буквы:
Эр,
Ша,
Ща. 
Какие буквы названы в стихотворении неправильно? 
а)только р, б) только ш, в) только щ, г)ш и щ, д) все буквы названы верно.( Ответ: д. В стихотворении всё правильно)
3. Какие две буквы выглядят одинаково?
а) 2-я буква русского алфавита и 2-я буква русского алфавита 
б) 3-я буква русского алфавита и 3-я буква русского алфавита 
в) 6-я буква русского алфавита и 6-я буква русского алфавита 
г) 18-я буква русского алфавита и 3-я буква русского алфавита 
д) 19-я буква русского алфавита и 2-я буква русского алфавита 
(Ответ: д. Русское С ( 19 буква) выглядит так же, как и латинское С)
4. Известно, что русский алфавит восходит к греческому. Вплоть до начала 18 века в русском алфавите, как в греческом, буквы имели не только звуковое, но и числовое значение, напрмер: В-2, Г-3, Д-4, К-20,  Л-30, М-40. Почему третья буква русского алфавите имела значение 2, а не 3?
а) буква А имела значение 0, а Б-1
б) буква А имела значение 1, а Б не имела числового значения
в) буква А не имела числового значения, а Б имела значение 1
г) и А, и Б мели значение 1
д) буква А имела значение 1, а буквы Б не было в алфавите до 18 века.
(Ответ: б. В эпоху создания славянской азбуки буква Б была придумана специально на основе буквы В. Но числовое значение сохранилось лишь за буквами, пришедшими из греческого алфавита)

Об истории русского алфавита я обычно рассказываю в другое время, чаще всего на уроке или празднике, посвященном Дню славянской культуры и письменности.

Конечно, и у вас, мои читатели, есть свои находки. Расскажете?

среда, 3 февраля 2016 г.

Новые формы воспитательной работы: участие в работе краеведческой группы "Истоки"


Вчера, 2 февраля, мои ученики участвовали в мероприятиях, посвященных 73 годовщине Победы в Сталинградской битве. Во-первых, это была акция "Я помню.Я горжусь", проведенная членами районной краеведческой группы "Истоки". Суть ее состояла в том, что ребята провожали в рейс автобусы, выезжающие по нашему району, прикрепляли плакаты в них, выступали перед пассажирами с небольшим сообщением о том, что было во время Сталинградской битвы в нашем районе, и с призывом вспомнить всех своих родных, живших в то время, почтить их память. Пассажиры с пониманием отнеслись к ребятам. 

А вечером еще одна моя ученица выступала  с чтением стихотворения на празднике в Доме культуры. Спасибо им, моим ребятам, за память, помощь и поддержку! 
А вот о чём ребята рассказывали.

вторник, 2 февраля 2016 г.

2 февраля - 73 годовщина Победы в Сталинградской битве

Второе февраля. 

В свой срок – 
не поздно и не рано – 
придёт зима, 
замрёт земля. 
И ты 
к Мамаеву кургану 
придёшь 
второго февраля. 
И там, 
у той заиндевелой, 
у той священной высоты, 
ты на крыло 
метели белой 
положишь красные цветы. 
И словно в первый раз 
заметишь, 
каким он был, 
их ратный путь! 
Февраль, февраль, 
солдатский месяц – 
пурга в лицо, 
снега по грудь. 
Сто зим пройдёт. 
И сто метелиц. 
А мы пред ними 
всё в долгу. 
Февраль, февраль. 
Солдатский месяц. 
Горят 
гвоздики 
на снегу. 
Это стихотворение Маргариты Агашиной я всегда читаю своим ученикам в этот день. Но сегодня не смогла ( карантин). Решила в блоге рассказать о тех, кто был детьми войны, детьми Сталинграда. Это две мои любимые учительницы. Моя любимая учительница - Улановская Валентина Ивановна, сделавшая меня филологом, и моя первая учительница - Мироненко Мария Ивановна. В этом году ей исполнится, дай Бог, 85 лет. В теперь уже далёком 2007 году я вместе со своей ученицей Маргаритой пришла к Марии Ивановне, чтобы записать ее воспоминания о Великой Отечественной войне. Так появилось это интервью с Марией Ивановной.Позже оно стало конкурсной работой и статьей в сборнике и в районной газете. Если вам интересно взглянуть на войну глазами десятилетнего ребенка, то читайте дальше.