суббота, 7 июня 2014 г.

Что читать современному подростку?

Что читать современному подростку? Что предложить для чтения? По опросу, проведенному среди моих учеников, именно учитель и сверстники - главные советчики в этом деле. А чтобы советовать, надо читать современную литературу для подростков. О том, что можно почитать, в блоге писала не один раз. Например, книги  моих любимых авторов- Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак ( о них здесь), Ирины Краевой ( здесь), или Тода Штрассера ( здесь), или Эдуарда Веркина ( здесь). И это еще не всё...

Вот и сейчас, как часто это у меня бывает, читаю я одновременно несколько книг сразу: и Майка Телвелла, и книги для подростков, своим мнением о которых хочу поделиться.

четверг, 5 июня 2014 г.

Пушкинский день

Памятник А.С.Пушкину в Уральске
Сегодня - 6 июня - День русского языка и День рождения А.С.Пушкина. Почему именно так? Во-первых, Пушкин - наше всё. Во-вторых, о том, как повлиял Пушкин на развитие русского языка можно прочитать в небольшой, но очень интересной книге Марины Улыбышевой "Как Пушкин русский язык изменил" ( об этом здесь).
Сегодняшний Пушкинский день отмечен сдачей экзамена по русскому языку в 9 классе. Удачи Вам, ребята!
Наверно, потому что я живу в месте, ничем не примечательном, хочется мне всё время связать его с людьми и местами значимыми. На уроках, когда изучаем "Капитанскую дочку", обязательно говорю о том, что Пушкинские места находятся от нас не так уж и далеко, всего 450 километров.(Для сравнения - до Волгограда - областного центра - 400 км). Речь идет о городе Уральске, который сейчас относится к Республике Казахстан, но в котором местные жители бывают. Уральская осень Александра Сергеевича Пушкина 1833 года — это всего двое с половиной суток ( с 21 по 23 сентября) из жизни великого человека. Но как много они в себя вместили, как много впечатлений подарили поэту! Это и новые строки романа "Капитанская дочка", и исторического повествования "История Пугачева", и записи старинных казачьих преданий и песен, и новые знакомые...К яицким казакам поэта привело стремление узнать «мнение народное» о восстании 1773-1775 гг. и о личности самого Пугачева. На Урале Пушкин убедился, что «уральские казаки доныне привязаны к памяти Пугачева». О своих уральских впечатлениях поэт пишет в письме жене: «Последнее письмо мое должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда поехал я в Уральск — тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной». Пушкина принимал в доме наказных атаманов полковник, управляющий Уральским казачьим войском, наказной атаман Василий Осипович Покатилов. Атаманский дом, построенный итальянским архитектором М. Дельмедино в 1825 году по заказу предшественника Покатилова атамана Д. М. Бородина, и сейчас украшает собой центральную улицу Уральска — проспект Достык. ( подробнее здесь).  В 2006 году школьники из нашего района посещали Уральск, принимали участие в торжествах, посвященных Году Пушкина в Казахстане и Году Абая в России, и были удивлены с каким почтением в Казахстане говорят о Пушкине.

понедельник, 2 июня 2014 г.

С книгами вокруг света. Япония

Продолжила читать книги про Японию. В эту часть вошли две книги: Артур Голден "Мемуары гейши" и рассказы Рюноскэ Акутагавы. Взгляд Голдена на Японию - это взгляд иностранца, которого интересует всё необычное, например, чисто японское явление- гейши. История гейши Саюри полна интересных подробностей о том, как нелегко приходилось жить японским рыбакам, которые даже продавали своих детей, о том, как трудно стать первой, если  у тебя нет серьезных покровителей. Но в целом книга проигрывает яркому и красочному фильму, в котором, на мой взгляд, действительно получилось рассказать историю любви, а в книге все же исследование необычного явления. И хотя автор всячески пытался вызвать жалость к "несчастной" Саюри, но мне жалко не было: слишком обеспеченной была жизнь этих не привыкших работать женщин.

 Совсем иное рассказы Акутагавы. Снова попадаешь в мир философского взгляда на мир. Хорхе Луис Борхес писал: "Одной из главных задач, которые он ( Акутагава) перед собой ставил, было новое, психологическое истолкование традиций и преданий своего народа..." Но как близок этот писатель современности! Например, в рассказе "Ад одиночества" (само название уже в духе Камю и Кафки) читаем: "...то, что окружает человека, может в мгновение ока превратиться для него в ад мук и страданий. Несколько лет назад я попал в такой ад. Ничто не привлекает меня надолго. Вот почему я постоянно жажду перемен.Но все равно от ада мне не спастись....Так я и живу, пытаясь в бесконечных переменах забыть горечь идущих чередой дней." С рассказом Акутагавы "Бататовая каша" я познакомилась после статьи Людмилы Музияновой в газете "Первое сентября" (здесь). И действительно, как же похожи  герои Гоголя и Акутагавы: "маленькие люди", не имеющие собственного достоинства, над которыми смеются и окружающие, и даже авторы, но имеющие Мечту - купить новую  шинель и "нажраться" бататовой каши. Но если у Гоголя  Башмачкин все же хоть ненадолго может стать человеком, то исполнение мечты гои лишает его жизнь полного смысла. Нужно быть сострадательными к тем, кто слабее тебя, но и в них должно же быть чувство достоинства! А прочитав этот рассказ, нельзя не обратить внимание на рассказ "Нос" ( ведь одноименный есть  у Гоголя!) Японский "Нос" - притча и том, что в любых обстоятельствах нужно оставаться самим собой...
Моя литературная прогулка по Японии закончилась. Впереди Ямайка!


суббота, 31 мая 2014 г.

Читать не вредно-вредно не читать... Итоги

31 мая заканчивается замечательный марафон "Читать не вредно-вредно не читать". Пришла пора подводить итоги. Задачу прочитать 35 книг за 35 учебных недель я выполнила. И это всё... Ведь невыполненными остались две другие задачи, которые я тоже перед собой ставила: рассказывать о прочитанном в блоге и привлечь к чтению своих учеников. Почему так? Оказалось, что для меня сесть за компьютер, чтобы написать пост в нужное время, - часто непосильная задача, даже не знаю почему... А с учениками все еще сложнее...  Но главное для меня - это то, что я находила время для чтения... И то, что продолжение этого следует...
А теперь мой список прочитанного.

воскресенье, 11 мая 2014 г.

С книгами вокруг света

Япония - страна философов.Такой вывод сделала я, прочитав книги японских авторов, отобранные для моего личного проекта. Об этом я писала не так давно.
Чего я ожидала, начиная читать эти книги? Я, в первую очередь, хотела познакомиться с особенностями жизни людей в этой стране, но прочитав сначала Харуки Мураками, потом Кобо Абэ, а затем Артура Голдена, я поняла, что я, скорее, знакомлюсь с особенностями национальной литературы. Пожалуй, странно было бы описывать то, что ты видишь каждый день, в своих книгах, для тебя это обыденность, а для иностранца в этом-то и есть весь интерес. Вот и получилось, что Мураками и Кобо Абэ рассуждают о вечных, философских проблемах, а Артура Голдена интересует как раз экзотика. Поделюсь впечатлениями.

суббота, 10 мая 2014 г.

О списке книг для чтения летом

В первую очередь обращаюсь к мои ученикам, но и все желающие могут принять участие в этом опросе. Ответьте, пожалуйста, на вопросы! Ваши ответы очень важны для меня , потому что помогут учесть ваши мнения при составлении списка книг для чтения на лето. Заранее благодарю!

О том, как мы составляли список на лето в прошлом году можно прочитать здесь и здесь.
А в комментариях можно написать, понравилась ли вам моя идея.

четверг, 8 мая 2014 г.

Семиклассникам.Готовимся к экзамену-3

В помощь моим семиклассникам, которые грызут гранит наук, демоверсия текста переводного экзамена, которую можно увидеть по ссылке.
Кроме того этот же вариант размещен в Дневник.ру в разделе Домашние задания.
Как я говорила, свои ответы, и сочинения в том числе, может прислать на электронную почту.
Если у кого появились вопросы, может их задать в комментариях или по почте. УДАЧИ!

пятница, 2 мая 2014 г.

Весенние планы

Вот и вернулась я к своему блогу. В очередной раз. Поняла, что без него уже не могу. Что же, начнем весной новую жизнь. Совсем как в стихотворении Иосифа Бродского:

Стихи в апреле

В эту зиму с ума
я опять не сошел. А зима,
глядь, и кончилась. Шум ледохода
и зеленый покров
различаю. И, значит, здоров.
С новым временем года
поздравляю себя
и, зрачок о Фонтанку слепя,
я дроблю себя на сто.
Пятерней по лицу
провожу. И в мозгу, как в лесу —
оседание наста.

Дотянув до седин,
я смотрю, как буксир среди льдин
пробирается к устью.
                 Не ниже
поминания зла
превращенье бумаги в козла
отпущенья обид.
            Извини же
за возвышенный слог:
не кончается время тревог,
но кончаются зимы.
В этом — суть перемен,
в толчее, в перебранке Камен
на пиру Мнемозины.
1969
 Много о чем можно было бы рассказать. Но уже не хочется о том, что прошло. Лучше о планах.

вторник, 1 апреля 2014 г.

Частицы НЕ и НИ. Семиклассникам. Готовимся к экзамену - 2

Сегодня повторим правило о выборе отрицательных частиц Не и Ни в предложении. Предлагаю вам инструкцию, предложенную для семиклассников в учебнике "Русский язык" под ред. Г.Граник и опубликованную в газете "Русский язык" № 23 , июнь 1998.

Инструкция
1. Определяю, относится ли частица:
* к сказуемому или обстоятельству,                                   * к другим,
выраженному деепричастным оборотом                             членам предложения
                  Да. см. пункт 2.                                                       Нет. Это другое правило
2. Определяю, какое сказуемое
*составное                          * составное глагольное                             *любое
глагольное                           сказуемое                                                     сказуемое
сказуемое                             с повторяющимися                                     с одной частицей
с частицей                            инфинитивами и                                         Да.см. пункт 3
при обоих                             с частицами при всех глаголах
глаголах

Вывод: пишу                                   Вывод: пишу при
при обоих глаголах НЕ                   вспомогательном
(не мог не расхохотаться)                глаголе Не,
                                                           а при инфинитивах НИ
                                                         ( не мог ни выбросить, ни сохранить)

3. Определяю тип предложения
*простое вопросительное               *сложное предложение                 *любое другое
или восклицательное                         предложение                                  предложение
предложение ( часто                          со словами пока,                        Да. см. пункт 4
со словом только)                                покамест, покуда

Вывод: пишу НЕ                                  ,     Вывод: пишу НЕ.
(Чего только не рассказывают о               (Подождем, пока
дельфинах!)                                                не кончится дождь.)

4. Определяю, что выражает сказуемое: утверждение или отрицание .
*утверждение ( да)                                   *отрицание ( нет)

Вывод: пишу НИ.                                     Вывод: пишу НЕ.
(Сколько веревочке                                   ( На чужой каравай
ни виться, а концу быть.)                          рот не разевай,)

Надеюсь, эта инструкция поможет вам в выполнении задания. Удачи!



понедельник, 24 марта 2014 г.

Семиклассникам. Готовимся к экзамену


Дорогие мои ученики! Начинаем повторять изученное в 7 классе, чтобы подготовиться к экзамену.  Сначала прочитайте, затем выполните задание. Результаты сообщу в школе ( или по электронной почте, если вы ее впишете в строку фамилия и имя).
Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов и в суффиксах причастий.

Выбор гласной в безударном окончании глагола зависит от инфинитива ( начальной формы).
Ко ВТОРОМУ спряжению относятся глаголы, которые  заканчиваются в инфинитиве на -ИТЬ ( кроме брить, стелить, зыбить, зиждиться), а также глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а потом смотреть, вертеть.

К ПЕРВОМУ спряжению относятся глаголы брить, стелить, зыбить, зиждиться и все остальные глаголы.

Глаголы первого спряжения имеют окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют (ут).
Глаголы второго спряжения имеют окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ят ( ат).

Суффиксы причастий настоящего времени определяются по аналогии с окончанием глаголов в форме множественного числа: они клеят - клеящий, мы видим - видимый, они лают - лающий, мы ломаем - ломаемый.
В  суффиксах действительных причастий сохраняется суффикс инфинитива: увидЕть - увидЕл - увидЕвший
В  суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени действует иное правило: если они образованы от глаголов на -ать, -ять, то перед НН(Н) сохраняются гласные А и Я: стрелять- стреляный, записать - записанный; но если они образованы от других глаголов, перед -нн- (н) пишется гласная Е : прострелить - простреленный.
 




четверг, 20 марта 2014 г.

Как пробудить интерес к чтению?

Мои слушатели
Именно такой вопрос был главным на заседании МО учителей русского языка и литературы Старополтавского района, на котором я сегодня была. Правда, весенняя распутица, дождь, конец четверти не позволили многим приехать. А было интересно!
Я тоже рассказывала о своем опыте пробуждения интереса к чтению, в том числе и с помощью блога. Считаю, что организовать прочтение программных произведений особенно в 5-9 классах легче, чем заинтересовать тем, что можно прочитать в свободное время. На этом и делаю акцент.
О чем же я рассказывала свои коллегам?

среда, 19 марта 2014 г.

Думы про учебники

Вот уже несколько недель хожу в ожидании решения Министерства образования и науки РФ. Почему? А потому что именно там решится судьба учебников, которые не включили в проект Перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в 2014-2015 годах. Нет в этом Перечне и учебника "Русский язык" под ред. Г.Г.Граник. Именно по этому учебнику я начала работать в этом году в 5 классе, когда нужно было переходить на ФГОСы. Я долго мечтала о том, что я буду работать по этому учебнику. Это учебник, который мне безумно нравится. Я так радовалась, когда летом 2013 года администрация школа нашла возможность закупить этот недешевый учебник. И мои ожидания оправдались. Главное, что и ученикам, и мне всё
нравится: ученики хотят ходить на уроки русского языка, читают учебник на перспективу, с удовольствием по нему работают.

И вот несколько чиновников, которые никогда в школе не работали, быстро определили, по какому учебнику надо учиться! Они лишили выбора тысячи учеников и учителей. Причем не вошли в перечень лучшие учебники! А ведь учебник Граник получал и Премию Президента в области образования, и о нем писали в методических журналах словесников как о лучшем учебнике. Оказалось, какие-то технические недоработки важнее, чем всё остальное...


Прочитала, что вроде бы после шквала обращений в Министерство и множества петиций ситуация должна быть изменена.

Новый Перечень появится 1 апреля. Будем смеяться как те, у которых больше забрать нечего? Или разум восторжествует?

суббота, 8 марта 2014 г.

Поддержите моих учениц!

Две мои ученицы решили попробовать сочинить истории на рождественскую тематику. Потом мы решили отправить их работы на Международный конкурс детского литературного творчества
"Сказка в новогоднюю ночь". Девочки очень хотели бы получить какие-нибудь отзывы о том, что же у них получилось. Если нетрудно, прочитайте их небольшие истории и напишите пару строчек, чтобы поддержать моих умниц.
Рассказ "Верьте в чудо!" ( автор Солодовник Виктория) можно прочитать здесь.
Рассказ "Навстречу Рождеству" ( автор Гогенко Ирина) можно прочитать здесь.

Праздничное


 Милые читательницы моего блога! Я поздравляю Вас с весной, с первым весенним праздником, с вниманием близких и дорогих Вам мужчин, которое в этот день бывает особенным! Пусть сбудутся все Ваши мечты! А в подарок - моя любимая Марина Цветаева.

 Другие - с очами и с личиком светлым,
 А я-то ночами беседую с ветром.
 Не с тем - италийским
 Зефиром младым, -
 С хорошим, с широким,
 Российским, сквозным!

 Другие всей плотью по плоти плутают,
 Из уст пересохших - дыханье глотают...
 А я - руки настежь! - застыла - столбняк!
 Чтоб выдул мне душу - российский сквозняк!

 Другие - о, нежные, цепкие путы!
 Нет, с нами Эол обращается круто.
 - Небось, не растаешь! Одна - мол - семья! -
 Как будто и вправду - не женщина я!

суббота, 22 февраля 2014 г.

Наше участие в "Русском медвежонке"

В конкурсе "Русский медвежонок- языкознание для всех" со своими учениками участвую очень давно. Можно сказать, что именно я начала традицию участия в этом конкурсе школьников моего Старополтавского района. Он всегда привлекал меня заданиями, разнообразными, очень интересными и всегда научно выверенными. Часто использую задания из конкурса на уроках, практически при изучении каждой большой темы 2-3 раза и обязательно на  уроках повторения. Вот и в этом году как раз к Международному Дню родного языка подоспели результаты моих ребят в конкурсе. Не могу сказать, что в этом году они высокие, но раз на раз не приходится... От всей души поздравляю ребят, занявших первые места по школе: Мектепова Дамира ( 5 а класс), Мухтарова Дамира ( 7б класс) и Чуприкову Ангелину ( 8б класс). Конкурс еще раз доказал, что не всегда в нем первыми становятся отличники. Остальным желаю не потерять интереса к своему родному русскому языку.

А завтра встреча с "Русским медвежонком" будет продолжена. Теперь уже в "Русском медвежонке для учителей", который проводится 23-24 февраля. А с 9 до 10 ч. 23 февраля будет спортивный зачет, участники которого могут рассчитывать на грамоты и подарки. Для меня было большой неожиданностью, когда в 2012 году я получила Почетную грамоту за успешное выступление  и подарок, в котором была и замечательная книга Л.Успенского "Занимательная топонимика". И как организаторы  угадали, что я именно этим тогда занималась - топонимикой Старополтавского района! Итак, завтра я не мужчин поздравлять, а сначала на вопросы отвечать...
А вы, коллеги, участвуете в этом конкурсе?



пятница, 21 февраля 2014 г.

Международный день родного языка - 2014

Сегодня, 21 февраля - Международный день родного языка. Еще один повод, чтобы поговорить с учениками не про ЕГЭ и ГИА,  не про ошибки и экспертов, а про язык - богатство любого народа. Спросила у учеников, а какой язык вы считаете родным? Кое-кто из пятиклассников отвечал казахский, татарский, немецкий... А вы говорите, думаете, читаете на этих языках? Увы, кроме десятка слов, - не знают ничего.Вот так языки и исчезают. Значит, родной для нас для всех - русский язык. Замечательный русский язык, тот самый великий, могучий... ( стихотворение И.С.Тургенева читали чуть ли не хором). А в 7 и 8 классах разговор о другой проблеме - сквернословии, которые тоже угрожают нашему языку. По-моему, ученикам нравится, когда с ними говорят о чем-то интересном, не по теме, как они считают. А я и сама люблю такие минуты на уроке... С праздником!

 Николай Гумилёв

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелье от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слов.       

среда, 19 февраля 2014 г.

Возможности сервиса LearningApps.org

Хочу поделиться со своими коллегами ( реальными, а не виртуальными) тем, как я использую сервис LearningApps.com на уроках русского языка. Поэтому возникла необходимость дать ссылки на созданные мною ресурсы. Да и немного блог свой прорекламировать)). Позже ( сейчас некогда) расскажу об этом подробнее.  

Работа со словарными словами:
1. Поиск соответствия между словом и его лексическим значением - задание 1.
2. Найди слова в сетке из букв - задание 2.
3. Кроссворд  - задание 3.



Работа над средствами выразительности:
1. Поиск соответствия между словом и термином - задание 4.
2. Тест на знание терминологии - задание 5.

Работа с текстом.
1. Найди в тексте однородные члены предложения - задание 6.
2. Найди в предложениях грамматическую основу - задание 7.

Орфография: 
1.Правописание наречий - задание 8.
2. Е-И в приставках пре-при - задание 9.
3. Чередующиеся гласные  в корне слова - задание 10.
4. Повторение правила о правописании приставок пре-при - задание 11.

Иное:
1. Служебные части речи - задание 12.
2. Викторина- тест на знание морфемики и словарей - задание 13.
14. Тест с несколькими правильными ответами - задание 14.

А если Вы хотите посмотреть, какие задания выполнялись учениками во время  домашней самостоятельной работы, обратите внимание на сообщения с ярлыками "сервис".

вторник, 11 февраля 2014 г.

Кроссворд

Этот кроссворд подготовлен одним из учеников после изучения повести Л.Н.Толстого "Детство". Продолжаем осваивать сервис. Ученики у меня любят кроссворды составлять и отгадывать тоже.
Л.Н.Толстой "Детство"

четверг, 6 февраля 2014 г.

Еще одно задание

Продолжаю осваивать сервис LearningApps.org. Создала еще одно задание, которое можно использовать, чтобы повторить лексические средства выразительности. Задание может пригодиться тем, кто готовится к ГИА или ЕГЭ.
Задание "Лексические средства выразительности"


вторник, 14 января 2014 г.

Задания для восьмиклассников

К завтрашнему уроку русского языка по теме "Повторение орфограмм в приставках" подготовила задания в программе LearningApps.org, Задания будут выполняться ребятами на одном из  этапов урока. Урок будет построен по типу "вертушки": группа выполняет задание, которое меняется на другое через определенное время. Все группы должны сделать все предложенные задания в ходе урока.
Задания,созданные с помощью данного сервиса, помогают повторить тему: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-".

Задание №1 - "Найди пару"  направлено на повторение правила.

Задание № 2 - "Классификация" позволяет проверить умение применять данное правило.

О других заданиях, созданных с помощью данного сервиса, можно прочитать здесь ("Правописание наречий) и здесь ("Кроссворд для 5 класса).

А вы, уважаемые коллеги, используете данный ресурс в своей работе?

пятница, 10 января 2014 г.

Вот и закончили мы читать рождественские истории

Сегодня последний день моего маленького проекта, посвященного рождественским историям. В течение почти двух недель мы вместе читали замечательные истории русских и зарубежных писателей, связанные с праздником Рождества. Это была сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева", рассказы писателей Х!Х века  Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова , О.Генри, писателей ХХ века А.И.Куприна и Леонида Андреева и произведения писателей, наших современников - Виктории Токаревой, Бориса Ганаго, Александра Костюнина,Владимира
Крупина ( его рассказ прочитаем сегодня). Мы не только читали, но и смотрели мультфильмы, узнавали подробности биографии писателей. Впереди у моих пятиклассников еще один этап. В процессе реального общения выясним, какие выводы они сделали для себя.Я знаю, что многие читали, но боялись писать в комментариях, или не умеют этого делать. Пока я в поиске интересной идеи по подведению итогов проекта. Но это еще впереди, ведь мы начинаем новую четверть 13 января.Надеюсь, все помнят?
А сегодня мы прочитаем рассказ Владимира Крупина. С его творчеством я знакома давно, периодически приношу его произведения в класс. Мне нравится психологизм его рассказов, позитивный настрой, наполненные философской глубиной размышления. Сегодня мы читаем рассказ "Зимние ступени"

среда, 8 января 2014 г.

Книги серии "Настя и Никита"

Во время Интернет-фестиваля "Летнее чтение- 2013" открыла для себя издательство "Фома" и их серию "Настя и Никита". В серии собраны произведения современных авторов. Здесь и сказки, и рассказы, и научно-популярные истории. Много всего интересного. Серия рассчитана на детей младшего школьного возраста, но, если быть честной, многие книжки, особенно с подзаголовком "Знания" и я читала с большим интересом. 
А недавно разговорились мы с учителем изобразительного искусства. Вот, говорит, не могу ничего интересного по теме "Художники-передвижники" придумать. А я ей  в ответ: "Ой, а я такую интересную книжку читала "Что передвинули передвижники?" Хотите, дам почитать?" В общем, даже семиклассники чтение этой книжки с удовольствием слушали. А тут в ноябре День рождения Владимира Даля. Я своим восьмиклассницам книжечку о Дале подсунула, они с ней в пятые классы сходили. Скоро неделя русского языка и литературы, думаю, что книжечка мне еще пригодится. А к ней и еще:  "Как Пушкин русский язык изменил" и "Город грамотеев". Замечательная серия!  А ведь там еще много чего интересного. Об этом в другой раз. 

Читаем рождественские истории современных авторов

Рисунок с сайта конкурса "Купель"
Что чувствует подросток, когда в его жизни наступает черная полоса? Отец погиб на какой-то из современных войн, мать тяжело зарабатывает на жизнь, мальчику не дается учеба ни в обычной школе, ни в музыкальной... Ему кажется, что нет ничего лучше тьмы и сна. Кто поможет? О преодолении себя, о том, какую роль в этом может сыграть природа, рассказывает современный карельский писатель Александр Костюнин в рассказе "Вальс под гитару". Прочитать этот рассказ можно здесь.
А еще можно познакомиться с другими произведениями этого автора, если заглянуть на сайт литературного конкурса "Купель". Продолжатель реалистического направления русской литературы, Александр Костюнин очень психологически точно передает мироощущение современного человека. Прочитайте, не пожалеете!

вторник, 7 января 2014 г.

Светлый праздник Рождества

Дорогие мои читатели! Всех Вас я от души поздравляю со светлым праздником Рождества Христова!

Пусть Рождество тебе приносит
 Покой на сердце, жизни радость.
 Все то, о чем душа попросит,
 Да претворит Господь в реальность!
 Добра, удачи, мира торжество
 Пускай подарит это Рождество!

 Предлагаю вам посмотреть прекрасный мультфильм Михаила Алдашина "Рождество"


И сегодня мы прочитаем небольшие, но такие пронзительные рассказы современного православного писателя Бориса Ганаго. Я для себя его открыла совсем недавно, но чтение его произведений не только дает мне сил, но и умиротворяет.

понедельник, 6 января 2014 г.

Вот и рождественский сочельник...

И сегодня я хочу прочитать с вами "Рождественский рассказ" Виктории Токаревой . О ней я уже писала ЗДЕСЬ.
А в полном варианте рассказ можно прочитать вот здесь, например.
А ведь интересно, почему рассказ называется "рождественский", хотя действие связано с Новым годом? Да и рождественский ли он, если проверить на соответствие жанровым признакам? На мой взгляд, рассказ, действительно, рождественский. Ведь в нем есть все то, что символизирует собой Рождество: вера в будущее, прощение обидчиков, обретение смысла жизни. Прочитайте, не пожалеете! С праздником Вас, с рождественским сочельником!

Виктор Драгунский "Он упал на траву"

Чтение произведений из "Зимнего чтения- 2014" решила начать с этой книги. Увидела два разных коротеньких отзыва на эту книгу - стало интересно. Да и автор заинтересовал. Оказывается, это тот самый Виктор Драгунский - автор знаменитых "Денискиных рассказов". Книга переиздана в издательстве "Самокат". К сожалению, я смогла познакомиться только с текстом самой повести, а не с книгой, о чем сожалею. Интересно, что в 1961 году, когда повесть только появилась в печати , она не получила положительных отзывов, да и понятно почему. Я увидела в ней рассказ очевидца, который был тем самым маленьким человеком, не понимающим поначалу, что вообще происходит, воспитанным на героях гражданской войны, на пропаганде быстрой войны на чужой территории. И вот таких, как герой повести, негодных к строевой службе, необученных и безоружных, отправляют рыть окопы в Подмосковье. Встреча с врагом неизбежна. В какой момент происходит осознание, что война - она совсем другая, не такая, как он себе представлял, когда появляется чувство мести. без которого, наверное, невозможно воевать?
Иллюстрация М. Волохонской к книге Виктора Драгунского "Он упал на траву"

"Я сидел так, как самый настоящий тяжелый псих, и повторял эти слова, наверно, пять тысяч раз подряд:
Он упал
На траву,
Возле ног у коня...
Я пел эту песню и видел свою Дуню, ненаглядную свою Дуню, родимую свою, которая осталась там, в Щеткине, за мостиком, в своем проулке, ее сейчас, верно, ломают и гнут, и крутят руки, и бесстыдно рвут ее платье, и хрустят ее косточки. И я видел маленького Ваську, как бьют его пахнущую воробьями головенку об угол сарая. Я видел Вейсмана, как его сжигают живьем, и я видел распятого дядю Яшу, и лежащего на деревенской улице мертвого Сережу, и мертвую девочку Лину..." 
Герою удается не только выжить, добраться до Москвы,  но и сохранить веру в силу армии, силу народа. без этого ведь тоже воевать невозможно!
 "Я глянул туда, куда указывал Байсеитов, и чуть не закричал. Это была Армия! Да, это шла наша Армия! Был слышен ее мерный, твердый, уверенный шаг. Может быть, это была одна только рота, но мне показалось, что я вижу необозримую массу солдат, полки, дивизии, корпуса. И главное чудо было в том, что они шли нам навстречу. Они шли туда, откуда мы ушли. Они спешили, они торопились, они двигались на ускоренном марше, они бежали вперед на выручку, на помощь к своим, на бой кровавый, святой и правый.

Они шли, придерживая автоматы на груди, шагали упругими, здоровыми, молодыми ногами. Здесь не было плохо навернутых портянок, здесь все было пригнано удобно, точно, наилучшим образом, и земля хрустела под сапогами, как кочерыжка на молодых зубах, и для меня не было ничего слаще этого звука, любимого еще с детских лет, звука, с которым была неразрывно связана в моей душе память об отце, звука похода, неотвратимой поступи приближающейся Победы, идущей с развевающимися алыми знаменами впереди. Да, наверно, все было не так красиво на самом деле, и солдат было мало, и много грязи налипло на их сапоги, но все равно наша Победа шла сейчас нам навстречу, это наша Победа собирала свои войска в подмосковных лесах, и это было наше светлое будущее, и мне сжало горло..."
Пусть не так ярко, не так значимо, не так трагично, но как похоже с "Убиты под Москвой" К.Воробьева"!


Читать не вредно- вредно не читать

Именно эти слова привлекли мое внимание еще в августе 2013 года, когда я впервые узнала об этом проекте. Условия были просты: 1) читать каждую неделю по одной книге, 2) рассказывать о ней в своем блоге. Увы, я самым наглым образом не выполняла именно второе условие, точнее,
выполняла его иногда. Но вот сегодня подумала: началась 19 неделя проекта, значит, должно быть прочитано 18 книг. А прочитала ли я столько? Села и пересчитала. Вот что у меня получилось:
Книги, о которых я писала:
1. Р.Курбатов "Школа в стиле экшн"
2. Р.Погодин "Сколько стоит долг?"
3. Э.Ремарк "Жизнь взаймы"
Книги, о которых упоминала в блоге:
1. А.П.Реверте "Клуб Дюма"
2. М.Аромштам "Как дневник."
3. Фармер Нэнси "Дом скорпиона"
4. Л.Найджелл "Пока ваш подросток не свел вас с ума"
5. Наринэ Абгарян "Манюня"
6.А.С.Пушкин "Капитанская дочка"
7. Г.Макогоненко "Повесть А.Пушкина "Капитанская дочка"
Книги, которые прочитала, но о них не писала:
1.В.Гроссман "За правое дело"
2. В.Гроссман "Жизнь и судьба"
3. С.Липкин "Жизнь и судьба Василия Гроссмана"
4. Анна Берзер "Прощание"
5. Даниил Гранин "Мой лейтенант"
6. Б.Ханике "Скажи, Красная Шапочка"
8.Рождественские истории ( мой проект с пятиклассниками)

В общем, получается, что я иду в русле проекта. 18 недель - 18 книг. Для меня это тоже неожиданность.  Осталось лишь приучить себя вовремя отчитываться о прочитанном. Это моя цель на оставшиеся недели проекта. Приятного Вам чтения!

воскресенье, 5 января 2014 г.

Продолжаем читать рождественские истории

Сегодняшний рассказ  такой же грустный, как и предыдущий. А сегодня мы читаем "Ангелочек" Леонида Андреева. Прочитать его можно здесь. Уже первые строчки рассказа потрясают: "Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему показалось, что жизнь никогда не кончится. Пройдет год, и еще год, и еще год, а он будет ходить в гимназию и стоять дома на коленках. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни."
Рассказ появился впервые 25 декабря 1899 г. Этот типичный рождественский рассказ, но когда читаешь его, становится страшно. Помните рассказ "Мальчик у Христа на елке" Достоевского? Помните эпизод, когда мальчик смотрит в окно большого дома, видит там елку, праздник и ему это кажется недостижимым раем? А Леонид Андреев как будто открыл дверь этого дома перед мальчиком и стало понятно, что там все не так уж хорошо. Александр Блок, известный поэт начала ХХ века, современник Леонида Андреева, писал: "Мальчик Сашка у Андреева не видал елки и не слушал музыки сквозь стекло. Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо. Б
ыла мисс, которая учила детей лицемерию, была красивая изолгавшаяся дама и бессмысленный лысый господин; словом, все было так, как водится во многих порядочных семьях, - просто, мирно и скверно." Но есть у Сашки радость - пусть минутная, пусть недолгая, но радость, дающая возможность почувствовать существование того высокого и светлого, о чем говорит сам праздник Рождества Христова. Обидно лишь, что радость эта подобна растаявшему от тепла ангелочку.

суббота, 4 января 2014 г.

Ну как же без Чехова!

А мы продолжаем читать рождественские истории. Сегодня речь пойдет о чеховском рассказе "Ванька".Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.

И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город. Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
 Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет…

Рассказ можно прочитать ЗДЕСЬ

Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира. Но так хочется надеяться на лучшее.

 А еще можно посмотреть мультфильм, снятый по этому рассказу, и сравнить свои впечатления.


пятница, 3 января 2014 г.

О.Генри "Дары волхвов"

А вы уже прочитали этот интересный рассказ? Если еще нет, то
1. для начала посмотрите вот этот буктрейлер. Буктрейлер - это ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, Буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет.

2.А потом прочитайте рассказ вот здесь. 
Ребята, а вы поняли, почему Джима и Деллу автор называет мудрейшими?

3.А еще можно посмотреть фильм.


4. Если хотите больше узнать о самом О.Генри, посмотрите один из выпусков  передачи "Библейский сюжет", посвященный этому рассказу.

Неужели у вас еще не пропала охота знакомиться дальше с творчеством О.Генри? Тогда прочитайте еще один его рассказ "Ёлка с сюрпризом" или "Вождь краснокожих".

А знаете ли вы, что существует  литературная премия имени О.Генри "Дары волхвов", учрежденная в Нью-Йорке? Премию получают авторы, написавшие рассказ, ориентиром для которого служит произведение О.Генри и формула: любовь + добровольная жертва + неожиданная развязка.
В 2013 году победителем премии стал Дмитрий КАРАПУЗОВ с рассказом “Моя дорогая Клаудиа Шлиффер”. Журнал “Волга”, №5-6, 2012 г.

Шорт-лист сезона 2013 года

Евгений АЛЕХИН, “Пляж”. “Знамя”, №1, 2013 г.    
Тамара АРЕФЬЕВА, “Завтрак для двоих”.  Самономинация.   
Григорий ВАХЛИС, “Идо”.  ”Иерусалимский журнал”, №45, 2013 г.   
Александр ХУРГИН, “Новокузнецкий Холодильник”. “Дружба народов”, №5, 2013 г.

Прочитать рассказы этого и предыдущих сезонов можно на сайте премии. Я пока еще эти рассказы не прочитала, но планирую. Может быть, поделюсь своими впечатлениями.

четверг, 2 января 2014 г.

Продолжаем читать рождественские истории

 Вот и наступил 2014 год. Счастья, успехов и здоровья Вам, мои читатели!
Предлагаю сегодня вспомнить о замечательном писателе Александре Ивановиче Куприне и его рассказе "Чудесный доктор". Прочитать рассказ можно, наприм

ер, ЗДЕСЬ. Куприн был очень интересным человеком. Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Мать дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец его умер, когда мальчику не исполнилось и года. Мать вынуждена была поселиться в московском вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил 4 года. В 1880 году он поступил во вторую московскую военную гимназию, которая через 2 года была преобразована в кадетский корпус. Тягостная жизнь “казенного мальчика” была изображена им впоследствии в повести “На переломе”. Позже Куприн сотрудничает в газетах, становится профессиональным литератором. В 1919 году Куприн уехал за границу, постоянно тосковал по России. В 1937 году вернулся в родную Москву. “Даже цветы на родине пахнут по-иному”,-говорил он. А.И.Куприн был человеком, обладающим громадной жизненной силой. Эта сила делала его зорким, любопытным, любознательным. Он как-то сказал, что хотел бы на несколько минут стать каждым человеком, встреченным им, каждым животным, мухой или растением, чтобы знать, что они думают, что чувствуют. В рассказе "Чудесный доктор", по всем параметрам напоминающем рождественский, чудо не приходит откуда-то свыше, случайно. Чудо спасения делается руками человека - доктора Пирогова. О нем вы можете прочитать, например, в Википедии. Александр Иванович напоминает нам, что мы сами может сделать такое же чудо, если будем внимательнее друг к другу, если постараемся понять другого человека. А вы, мои пятиклассники, можете стать чудесными детьми, делающими чудеса хотя бы для своих мам?