суббота, 6 февраля 2016 г.

История моей школы-2

 К сожалению, из-за карантина вечер встречи выпускников в школе не состоится.
Но судя по интересу, который вызвал пост "История  моей школы. Вечеру  встречи выпускников посвящается...", тему истории школы нужно продолжить.  Есть у меня несколько задумок, касающихся истории школы. Пусть одна из них живёт в блоге. Собираю сведения о выпускниках школы, работающих или работавших в школе. Если у Вас есть чем этот список дополнить или внести в него какие-то изменения, пожалуйста, напишите!

Выпускники Старополтавской школы, ставшие учителями ( работающие в школе или ушедшие на пенсию из школы). Те, кто имеют педагогическое образование, но в школе не работают, в список не включены.

пятница, 5 февраля 2016 г.

Задание 4 в ЕГЭ по русскому языку

Русское ударение, обладающее такими замечательными свойствами, как подвижность и разноместность, доставляет множество хлопот не только школьникам, но и всем говорящим на русском языке. Если во французском, как всем известно, ударение падает на последний слог всегда, то в русском стоит помучиться: каталОг или катАлог? жАлюзи или жалюзИ? тОрты или тортЫ? И хотя на уроках русского языка, конечно, достаточно времени уделяется изучению орфоэпии, выполнение задания 4 в ЕГЭ по русскому языку всегда представляет определенные трудности. Что можно посоветовать для лучшей подготовки?

1. Распечатать орфоэпический словник и читать его перед сном): Орфоэпический словник прилагается к демонстрационному варианту контрольно-измерительных материалов, расположенному на сайте ФИПИ. В нем 5 страниц, но то, что нужно читать, занимает всего две страницы.
2. Сделать карточки, на которых написать сложные  для вас слова с одной стороны без ударения, с другой стороны - с ударением, и периодически себя проверять.

3. Хорошие люди ( издательство Pagedown) выпустило уже два комплекта таких карточек в виде настольной игры "Ударник литературной речи". В каждом комплекте 120 карточек из плотной лощеной бумаги. На одной стороне слово без ударения, на другой - слово с ударением и пример его использования в предложении.
 Я играю в эту игру со своими учениками, начиная с 5 класса. Придумала несколько вариантов.

Вариант 1. Я называю слово на карточке по-разному, с ударением на разных гласных. Ребята должны назвать правильный вариант. Тот, кто назвал первым правильный вариант, получает карточку. Кто сумеет набрать больше всех карточек ( это может быть разное количество, ведь я не использую все карточки сразу), получает оценку и считается победителем.
Вариант 2. Ученики играют в парах. Они получают по 7-10 карточек каждый и читают свои карточки для напарника, считая количество его правильных ответов. Поскольку карточки постоянно меняются, но и какая-то часть повторяется тоже, то это помогает запомнить правильное ударение в словах.

Вариант 3. Ученики играют в группах по 4-5 человек. Каждый получает свой комплект карточек, просматривает их, запоминая правильное ударение. Затем первый игрок выкладывает на середину свою карточку. Второй игрок должен назвать правильное ударение в слове. Если сумел, карточка остается на кону, если не сумел, забирает её себе. Побеждает тот, кто быстрее освободиться от карточек.
Наверно, можно придумать и еще какие-то варианты...

4. Есть электронный аналог этой игры, в который можно играть в одиночку...

Надеюсь, мои советы помогут успешно выполнить задание 4 на ЕГЭ по русскому 
языку.

четверг, 4 февраля 2016 г.

Как интересно провести урок по теме "Алфавит" в 5 классе

Тема "Алфавит" для учеников 5 класса не является новой. Как правило, они уже знают алфавит в той или иной мере, поэтому учителю стоит немного постараться, чтобы урок по этой теме прошёл интересно. Предложу некоторые приёмы и задания, пользуясь которыми, можно выстроить свой урок.
1. Какой раздел лингвистики изучает алфавит? Как правило, ученики не знают ответа на этот вопрос. Недостаточно сказать, что изучается алфавит в разделе "Графика", можно поработать с толковым словарем, чтобы узнать, что это слово многозначное и показать несколько репродукций, выполненных в графике.
2. Почему алфавит называется именно алфавитом и имеет синоним в русском языке азбука? Обратимся к этимологическому словарю.
3. Кто больше назовет примеров использования алфавита в нашей повседневной жизни?
4. Однажды в блоге "Игры, в которые играют дети и Я"  Натальи Чистоклетовой я увидела алфавит-лабиринт. Тогда я еще не знала, как буду использовать этот материал, так как первоначально он был рассчитан на детишек, которые только изучают буквы. Но я распечатала эти листы, убрав сам алфавит, который находится под названием. И не все пятиклассники с легкостью справились с выполнением этого задания, тем более, что есть возможность давать задания дифференцированные. Думаю, что в некоторых случаях можно даже оставить и сам алфавит.


5. С большим интересом мои ученики выполняют задание записать в алфавитном порядке сначала фамилии всех сидящих на одном ряду, затем  только имена и -самое главное - выстроиться в нужном порядке. Остальные проверяют. Особенно хорошо, если есть фамилии на одну букву ( можно правило повторить), а с именами ребята справляются сами: в этом году одна назвалась Катей, а другая - Екатериной, чтобы не было путаницы.
6. А  еще я собрала задания, связанные с буквами, которые были в 2008 году в "Русском медвежонке", и предложила выполнить их. Перечислю здесь их тоже.
1. С какой буквы не могут начинаться слова? а) Й, б)Ё, в)Щ, г)Ь, д)Э. ( Ответ: г. С буквы Ь, не обозначающей отдельного самостоятельного звука, слово начинаться не может.)
2. В стихотворении Владимира Маяковского "Приказ по армии искусства" читаем:
Есть ещё хорошие буквы:
Эр,
Ша,
Ща. 
Какие буквы названы в стихотворении неправильно? 
а)только р, б) только ш, в) только щ, г)ш и щ, д) все буквы названы верно.( Ответ: д. В стихотворении всё правильно)
3. Какие две буквы выглядят одинаково?
а) 2-я буква русского алфавита и 2-я буква русского алфавита 
б) 3-я буква русского алфавита и 3-я буква русского алфавита 
в) 6-я буква русского алфавита и 6-я буква русского алфавита 
г) 18-я буква русского алфавита и 3-я буква русского алфавита 
д) 19-я буква русского алфавита и 2-я буква русского алфавита 
(Ответ: д. Русское С ( 19 буква) выглядит так же, как и латинское С)
4. Известно, что русский алфавит восходит к греческому. Вплоть до начала 18 века в русском алфавите, как в греческом, буквы имели не только звуковое, но и числовое значение, напрмер: В-2, Г-3, Д-4, К-20,  Л-30, М-40. Почему третья буква русского алфавите имела значение 2, а не 3?
а) буква А имела значение 0, а Б-1
б) буква А имела значение 1, а Б не имела числового значения
в) буква А не имела числового значения, а Б имела значение 1
г) и А, и Б мели значение 1
д) буква А имела значение 1, а буквы Б не было в алфавите до 18 века.
(Ответ: б. В эпоху создания славянской азбуки буква Б была придумана специально на основе буквы В. Но числовое значение сохранилось лишь за буквами, пришедшими из греческого алфавита)

Об истории русского алфавита я обычно рассказываю в другое время, чаще всего на уроке или празднике, посвященном Дню славянской культуры и письменности.

Конечно, и у вас, мои читатели, есть свои находки. Расскажете?

среда, 3 февраля 2016 г.

Новые формы воспитательной работы: участие в работе краеведческой группы "Истоки"


Вчера, 2 февраля, мои ученики участвовали в мероприятиях, посвященных 73 годовщине Победы в Сталинградской битве. Во-первых, это была акция "Я помню.Я горжусь", проведенная членами районной краеведческой группы "Истоки". Суть ее состояла в том, что ребята провожали в рейс автобусы, выезжающие по нашему району, прикрепляли плакаты в них, выступали перед пассажирами с небольшим сообщением о том, что было во время Сталинградской битвы в нашем районе, и с призывом вспомнить всех своих родных, живших в то время, почтить их память. Пассажиры с пониманием отнеслись к ребятам. 

А вечером еще одна моя ученица выступала  с чтением стихотворения на празднике в Доме культуры. Спасибо им, моим ребятам, за память, помощь и поддержку! 
А вот о чём ребята рассказывали.

вторник, 2 февраля 2016 г.

2 февраля - 73 годовщина Победы в Сталинградской битве

Второе февраля. 

В свой срок – 
не поздно и не рано – 
придёт зима, 
замрёт земля. 
И ты 
к Мамаеву кургану 
придёшь 
второго февраля. 
И там, 
у той заиндевелой, 
у той священной высоты, 
ты на крыло 
метели белой 
положишь красные цветы. 
И словно в первый раз 
заметишь, 
каким он был, 
их ратный путь! 
Февраль, февраль, 
солдатский месяц – 
пурга в лицо, 
снега по грудь. 
Сто зим пройдёт. 
И сто метелиц. 
А мы пред ними 
всё в долгу. 
Февраль, февраль. 
Солдатский месяц. 
Горят 
гвоздики 
на снегу. 
Это стихотворение Маргариты Агашиной я всегда читаю своим ученикам в этот день. Но сегодня не смогла ( карантин). Решила в блоге рассказать о тех, кто был детьми войны, детьми Сталинграда. Это две мои любимые учительницы. Моя любимая учительница - Улановская Валентина Ивановна, сделавшая меня филологом, и моя первая учительница - Мироненко Мария Ивановна. В этом году ей исполнится, дай Бог, 85 лет. В теперь уже далёком 2007 году я вместе со своей ученицей Маргаритой пришла к Марии Ивановне, чтобы записать ее воспоминания о Великой Отечественной войне. Так появилось это интервью с Марией Ивановной.Позже оно стало конкурсной работой и статьей в сборнике и в районной газете. Если вам интересно взглянуть на войну глазами десятилетнего ребенка, то читайте дальше. 

понедельник, 1 февраля 2016 г.

Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

Савченко Алексей. Февраль
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
<1912, 1928>

Вот и февраль... Сегодня он  у нас почти такой, как в этом стихотворении Бориса Пастернака.: с дождем, слякотью, ветром, правда, без грачей... И сегодня понедельник, а значит, я расскажу о том, что прочитала на прошедшей неделе и что читаю сейчас.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Это сообщение в первую очередь для моих учеников-девятиклассников. Пока идут вынужденные каникулы ( карантин), предлагаю вам потренироваться в написании сочинения в формате ОГЭ по предлагаемому  ниже тексту. Свои сочинения можете приложить как комментарий к этому сообщению или прислать на мою почту: kanevanm@rambler.ru
Кстати, не моим ученикам отвечу тоже!

Текст для сочинения
 (1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
 (По Л. Овчинниковой)*
* Л. Овчинникова – современная российская писательница.


15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

вторник, 26 января 2016 г.

Милая сердцу глубинка

тюльпанное поле в Тихонове
Интерес к родной земле, родному селу, району, по моему глубокому убеждению, воспитывается через то, что близко и понятно самому ребенку. Из интереса рождается любовь к родине. Не люблю мероприятия, на которых произносят много трескучих фраз, рассказывая о событиях, далёких о современных ребят и в плане историческом, и в плане временном. А вот когда это прошло через тебя, через твоих близких... Согласитесь, воспринимается всё это совсем по-другому. Уже второй год мои ученики участвуют в муниципальном конкурсе сочинений, посвященных родному району, его истории, селам, людям.
В блоге уже были опубликованы работы, участвовавшие в прошлом году в конкурсе, но тогда не вошедшие в число лучших. В этом году мы снова представили их на конкурс и ... победили среди учеников 9 классоов!
"Там, где течёт тихий Еруслан" - 1 место
"В судьбе села - судьба страны" - 2 место

Но сегодня я хочу представить работу семиклассницы Маргариты С. о своем родном селе - Новый Тихонов.

понедельник, 25 января 2016 г.

Понедельник! Что Вы читаете на этой неделе?

25 января... Интересный сегодня день: это и Татьянин день ( всех Татьян с праздником!), и день студентов (всех поздравляю студентов и нынешних, и бывших !), и день рождения Владимира Высоцкого, и день рождения Роберта Бёрнса... А я в понедельник стараюсь рассказывать о том, что прочитала, и что буду читать.

пятница, 8 января 2016 г.

И снова рождественские истории...

Продолжаются Святки. Так получилось, что не смогла я вчера по традиции поздравить читателей блога с Светлым праздником Рождества Христова! О том, как я отношусь к этому событию можно судить по постам блога, посвященным Рождеству в литературе:
1. О Рождестве и не только...
2. В  литературном календаре - Рождественский Сочельник
3. Отражение на страницах блога проекта "Читаем рождественские истории", в ходе которого было прочитано несколько произведений и о котором можно прочитать здесь.

Но так случилось, что находясь в поиске лучшей идеи по составлению списка чтения на следующий год ( об этом здесь), я захотела прочитать еще несколько рождественский произведений. Часть из них ( произведения Чарльза Диккенса) в рамках читательских клубов, а другие - просто из интереса, пять рождественских рассказов современных российских писателей. Вот так и создался мой список чтения на следующую неделю ( до 17 января):
1. Ч.Диккенс "Рождественская песнь в прозе"
2. Ч.Диккенс " Колокола"
3. Ч.Диккенс "Сверчок за очагом"
4. Ч.Диккенс "Битва жизни"
5. Ч.Диккенс "Одержимый"
6.  "Тренировки по плаванию" Майя Кучерская
7. "Девочки с ушками" Игорь Сахновский, 
8."Не случилось" Анна Козлова, 
9."Львиные ворота" Александр Иличевский
 10. "Пускай она не плачет" Денис Драгунский

11.Джон Уильямс "Стоунер" ( дочитать)

12. Андрей Платонов "Чевенгур" ( дочитать)
13. Маркус Зузак "Книжный вор" ( дочитать)
Конечно, всё может быть и не прочитано, но на то они и планы...

пятница, 1 января 2016 г.

Прочитано в 2015

Начну традиционно: в конце года принято подводить итоги. Разные и про разное. Сегодня про книги. 7 января 2015 года я взяла на себя обязательство прочитать 51 книгу - таким был мой список, опубликованный здесь.  
Перечислю книги, которые я прочитала из этого списка:

четверг, 31 декабря 2015 г.

Конечно, с Новым годом!

Скоро истекут последние часы 2015 года, и мы все, взрослые и дети, будем с радостью и новыми надеждами на лучшее встречать новый 2016 год. Хочется, чтобы всем нам он принёс удачу, взаимопонимание, радость и счастье!

В эти предновогодние часы желаю
родителей, детей понимающих,
 детей, родителей любящих,
 энергии, ключом бьющей,
льда, не скользящего в ненужный момент,
 снежков, в руках тающих у тех, кто в тебя их кидает,
журналов, в которых нет двоек, а только пятерки,
ручек незаканчивающихся,
26 и даже 27 и даже 28 часов в сутках, чтобы успеть выспаться, в чате пообщаться, в "Одноклассниках" поругаться, "Вконтакте"помириться,
пушистых ёлок,
мандаринов, только прибавляющихся,
шоколадок, от которых худеешь,
много прикольных людей,
море позитивных впечатлений,
девочкам - новых кофточек,
мальчикам - новых девочек
и, в общем, всем самого веселого,
самого безумного и самого запоминающегося Нового 2016 года!
(Из неопубликованного, но написанного редколлегией газеты "Новостёнок")

четверг, 24 декабря 2015 г.

Отчет о проделанной работе

Сегодняшний день оказался щедрым на события. Сплошной отчет о проделанной работе)

Во-первых, торжественно на районном уровне закончили Год литературы. Моя ученица, Солодовник Виктория, была приглашена прочитать свой рассказ "Верьте в чудеса!". Это было выступление от нашей школы. Кто-то показывал театрализованные представления. Например, по пьесе Д.И.Фонвизина "Недоросль" ( Торгунская СШ), по рассказу А.П.Чехова "Лошадиная фамилия" ( Новоквасниковская СШ). особенно понравилась ученица, исполнявшая роль Простаковой ( не успела узнать её фамилию), а в инсценировке рассказа оригинально смотрелись девочки, исполнявшие роль дочерей генерала и помогавшие искать лошадиную фамилию. Интересным было выступление девушек Гмелинской СШ с литературно-музыкальной композицией, посвященной женщине на войне. Находка - красное полотнище... Жаль с фотографиями не получилось...

Во-вторых, сегодня пришли грамоты победителям и призёрам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Призёры по русскому языку - Кудинова Алина ( 9б кл.) и Солодовник Виктория ( 10б кл.). Молодцы, мои умницы! Завтра грамоты будут вручать, будут и фотографии.

В-третьих, стали известны результаты муниципального конкурса "Моя малая Родина". Среди учеников 7-8 классов первое место заняла Сопельняк Маргарита ( 7а кл.), второе место - Нуждин Андрей ( 7а кл.), среди 9 классов - первое место у Гиндер Людмилы ( 9б), второе у Кудиновой Алины (9б). Я очень рада успехам моих учеников. очень хочется, чтобы у них не пропал интерес к родному краю, родному слову, к учебе. Молодцы!

А еще мои мужчины поставили елку и уже украсили её. Ура! В доме запахло Новым годом!

суббота, 19 декабря 2015 г.

четверг, 3 декабря 2015 г.

"...А завтра в газете!"

Есть у нас, как и во всяком муниципальном образовании, своя газета. Называется она "Ударник". Правда, по сегодняшним временам странное название? Раньше она называлась "Ударник полей". В последнее время мои пути с этой газетой стали тесно пересекаться, по разным причинам... А сегодня пришла домой, а там мой текст, который был в блоге:
"История моей школы. Вечеру встречи выпускников посвящается"
И пусть даже без указания авторства ( увы, не первый уже раз...) Но приятно! Поэтому и решила собрать здесь сканы страниц газеты, в которых я мелькала в этом учебном году ( уж потешу своё самолюбие!)

четверг, 5 ноября 2015 г.

Готовимся к муниципальному этапу олимпиады - 2

Задания муниципального этапа олимпиады по литературе 10 класс

Выберите один из вариантов. Максимально - 40 баллов.
Вариант 1.
Комплексный анализ текста. И.С. Тургенев. «Бретер» ( текст смотри ниже)
Вариант 2.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и Н.П. Огарева «Напутствие» ( текст смотри ниже)

Задания:
1. Назовите литературных героев, принимавших участие в дуэли  (укажите произведение и его автора). 1 балл за каждый верно названный персонаж и верно указанное произведение, 0,5 балла при наличии неполного ответа. Максимально – 8 баллов.
2. Вставьте пропущенные имена героев (2 балла за каждый верный ответ):
«(……..) был человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем-нибудь посоветуется».

«Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показывавший, что был не в первый раз в дороге. Чемодан внесли кучер (……..), низенькой человек в тулупчике, и лакей (……..), малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом».  
«Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна (или Евдоксия) (……...), находился в одной из нововыгоревших улиц города ***; известно, что наши губернские города горят через каждые пять лет. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце - явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки».

3. Как называется вид художественной образности, использованный в приведенном фрагменте сказки Салтыкова-Щедрина?
«Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем
мужичина-лежебок.
 - Довольны, любезный друг, видим твое усердие! - отвечали генералы.
 - Не позволите ли теперь отдохнуть?
 - Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.
 Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Дайте определение этому термину. 1 балл за верно названный прием, до 4 баллов за определение.
4. Какое воплощение в других видах искусства (кроме литературы) получил романтизм? Приведите примеры, объясните, какое отражение получили в них черты данного творческого метода.
1 балл за каждый пример, до 2 баллов за объяснение. Максимально – 9 баллов.

Творческое задание. Максимально – 30 баллов. Напишите хокку (жанр и форма японской поэзии; трёхстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине) на тему «Честь».

Приложение.
И.С. Тургенев. «Бретер» (отрывок).
            (….)Недобросовестность Авдея утомляла, возмущала Кистера.
            - Прекратимте такой неприятный разговор! - воскликнул он наконец. – Я, признаюсь, не понимаю, зачем вам угодно было ко мне пожаловать.
            - Вы не понимаете, зачем я к вам пришел? - с любопытством спросил Авдей.
            - Решительно не понимаю.
            - Не...ет?
            - Да говорят вам...
            - Удивительно!.. Это удивительно! Кто бы этого ожидал от человека с вашим умом!
            - Ну, так извольте ж объясниться наконец...
            - Я пришел, господин Кистер, - проговорил Авдей, медленно поднимаясь с места, - я пришел вас вызвать на дуэль, понимаете ли вы? Я хочу драться с вами. А! Вы думали так-таки от меня отделаться! Да разве вы не знали, с каким человеком имеете дело? Позволил ли бы я...
            - Очень хорошо-с,- холодно и отрывисто перебил его Кистер.- Я принимаю ваш вызов. Извольте прислать ко мне вашего секунданта.
            - Да, да,- продолжал Авдей, которому, как кошке, жаль было так скоро расстаться с своей жертвой,- я, признаться, с большим удовольствием наведу завтра дуло моего пистолета на ваше идеальное и белокурое лицо.
            - Вы, кажется, ругаетесь после вызова,- с презреньем возразил Кистер. - Извольте идти. Мне за вас совестно.
            - Известное дело: деликатесе!.. А, Марья Сергевна! я не понимаю по-французски! - проворчал Авдей, надевая фуражку. - До приятного свидания, Федор Федорыч!
            Он поклонился и вышел.
            Кистер несколько раз прошелся по комнате. Лицо его горело, грудь высоко поднималась. Он не робел и не сердился; но ему гадко было подумать, какого человека он считал некогда своим другом. Мысль о поединке с Лучковым его почти радовала. Разом отделаться от своего прошедшего, перескочить через этот камень и поплыть потом по безмятежной реке... «Прекрасно, - думал он, - я завоюю свое счастье. - Образ Маши, казалось, улыбался ему и сулил победу.- Я не погибну! нет, я не погибну!» - твердил он с спокойной улыбкой. На столе лежало письмо к его матери... Сердце в нем сжалось на мгновение. Он решился на всякий случай подождать отсылкой. В Кистере происходило то возвышение жизненной силы, которое человек замечает в себе перед опасностью. Он спокойно обдумывал всевозможные последствия поединка, мысленно подвергал себя и Машу испытаниям несчастия и разлуки - и глядел на будущее с надеждой. Он давал себе слово не убить Лучкова... Неотразимо влекло его к Маше. Он сыскал секунданта, наскоро устроил свои дела и тотчас после обеда уехал к Перекатовым. Весь вечер Кистер был весел, может быть слишком весел.
            Маша много играла на фортепьянах, ничего не предчувствовала и мило с ним кокетничала. Сперва ее беспечность огорчала его, потом он эту самую беспечность Маши принял за счастливое предсказание - и обрадовался и успокоился. Она с каждым днем более и более к нему привязывалась; потребность счастия в ней была сильнее потребности страсти. Притом Авдей отучил ее от всех преувеличенных желаний, и она с радостию и навсегда отказалась от них. Ненила Макарьевна любила Кистера как сына. Сергей Сергеевич, по привычке, подражал своей жене.
            - До свидания,- сказала Кистеру Маша, проводив его до передней и с тихой улыбкой глядя, как он нежно и долго целовал ее руки.
            - До свидания, - с уверенностью возразил Федор Федорович, - до свидания.
            Но, отъехав с полверсты от дома Перекатовых, он приподнялся в коляске и с смутным беспокойством стал искать глазами освещенные окна... В доме все было уже темно, как в могиле.
            На другой день, в одиннадцатом часу утра, секундант Кистера, старый, заслуженный майор, заехал за ним. Добрый старик ворчал и кусал свои седые усы, сулил всякую пакость Авдею Ивановичу... Подали коляску. Кистер вручил майору два письма: одно к матери, другое к Маше.
            - Это зачем?
            - Да нельзя знать...
            - Вот вздор! мы его подстрелим, как куропатку.
            - Все же лучше...
            Майор с досадой сунул оба письма в боковой карман своего сюртука.
            - Едем.
            Они отправились. В небольшом лесу, в двух верстах от села Кириллова, их дожидался Лучков с своим секундантом, прежним своим приятелем, раздушенным полковым адъютантом. Погода была прекрасная; птицы мирно чирикали; невдалеке от леса мужик пахал землю. Пока секунданты отмеривали расстояние, устанавливали барьер, осматривали и заряжали пистолеты, противники даже не взглянули друг на друга. Кистер с беззаботным видом прохаживался взад и вперед, помахивая сорванною веткою; Авдей стоял неподвижно, скрестя руки и нахмуря брови. Наступило решительное мгновение. «Начинайте, господа!» Кистер быстро подошел к барьеру, но не успел ступить еще пяти шагов, как Авдей выстрелил. Кистер дрогнул, ступил еще раз, зашатался, опустил голову... Его колени подогнулись... он, как мешок, упал на траву. Майор бросился к нему... «Неужели?» - шептал умирающий...
            Авдей подошел к убитому. На его сумрачном и похудевшем лице выразилось свирепое, ожесточенное сожаление... Он поглядел на адъютанта и на майора, наклонил голову, как виноватый, молча сел на лошадь и поехал шагом прямо на квартиру полковника.
            Маша... жива до сих пор.
1846

А.С. Пушкин. «Пророк»

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Н. Огарев. «Напутствие»

Научите немудрых

Забудь уныния язык!
Хочу - помимо произвола, -
Чтоб ты благоговеть привык
Перед святынею глагола.
Мне надо, чтобы с уст твоих,
Непразднословных и нелживых,
Звучал поток речей живых,
Как разум ясных и правдивых.
Отбрось рабов обычных школ -
И книжника и фарисея:
Пред ними истины глагол
Проходит, власти не имея.
Учи того, кто не успел
С ума сойти в их жизни ложной,
Кто жаждет, искренен и смел,
Рассудка простоты несложной.
Глагол - орудие свободы,
Живая жизнь, которой днесь
И вечно движутся народы...
Проникнись этой мыслью весь!
Готов ли?.. Ну! Теперь смотри,
Ступай по городам и селам
И о грядущем говори
Животрепещущим глаголом.

1858

Готовимся к ОГЭ по литературе в 9 классе

Начинаем подготовку к экзамену по литературе в 9 классе. Ответы можете писать в комментариях. Обратную связь вы обязательно получите!

вторник, 3 ноября 2015 г.

Готовимся к муниципальному этапу олимпиады-1

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 7 класс
1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной.
А)  Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Иную жизнь и берег дальний.       
(А.С. Пушкин "Не пой, красавица, при мне…")
Б) Медлить нечего: "Скорее!         
Люди, на конь! Эй, живее!»                        ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница, виктория , л
аниты, политес, ветрило, шуйца.

3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечная, скворечник.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как: а) [чн ]; Б) [шн]; В) возможны два варианта произношения [чн - шн].

4. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

5. Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ. 
 6. Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова, «путешествующие» по разным частям речи, «словами-хамелеонами». Почему ученый их так назвал? С каким способом словообразования связано это явление? Приведите 3-4 примера таких слов. 
 7. Расставьте ударение в словах: 
Баловаться, заржаветь, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь, форзац, христианин, вероисповедание.
8. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите не менее 3 однокоренных слова к выделенному слову. Выделите в них корень.
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
9. Дайте объяснение фразеологическим оборотам: 
 Нить Ариадны ,  авгиевы конюшни, остаться с носом, белены объесться, глас вопиющего в пустыне,  водить за нос, двуликий Янус. Объясните происхождение 3 фразеологизмов.
10. В Древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором наследники обязывались поставить в память завещателя «статую золотую пику держащую». Завещание вызвало долгие финансовые споры. Почему? В чем лингвистический смысл пунктуационного каламбура? Знаете ли вы еще подобные примеры?


понедельник, 2 ноября 2015 г.

Всероссийский Географический диктант: мое участие


О Всероссийском Географическом диктанте я, конечно, слышала... Даже с коллегами, которые географы, обсуждали возможность (точнее, невозможность) в нём участвовать, потому что никто конкретно ничего не знал. Вчера прочитала пост Лилии Павловны Казанцевой ("Географочка") и загорелась. Если честно, то мне больше хотелось сына увлечь, но не получилось... Сайт,надо сказать, работал очень медленно, приходилось долго ждать загрузки следующего задания. Честно скажу, что иногда искала ответ в атласе, который предоставил сын. Пару вопросов пропустила, думала, что потом вернусь, но с такой низкой загрузкой Интернета возвращаться уже не хотелось. В общем, чтобы участвовать в таких акциях, надо много терпения и времени. Вопросы были интересными и не совсем простыми: вроде помнишь, ведь недавно в новостях слышала, но... жалко, что нельзя посмотреть, где ошиблась... В итоге - результат: 60 из 100! 
По-моему, для филолога вполне приличный! Можно и похвастаться! 
Сожалела лишь об одном: почему у нас в школе не заинтересовали учеников такой возможностью попробовать свои силы... 


суббота, 31 октября 2015 г.

О рабочих программах учителей

Неужели, объединившись и имея заинтересованного человека, который вхож в министерские кабинеты, можно добиться чего-то хорошего? Оказывается, можно. Благодаря усилиям Сергея Волкова, главного редактора журнала "Литература" издательского дома "Первое сентября", которому принадлежала инициатива донести стон учительский по поводу рабочих программ в кабинеты Министерства образования, мы имеем Письмо Министерства образования РФ "О рабочих программах учебных предметов" от 28.10.2015 г.  ПРОЧИТАТЬ!
Конечно, носит оно рекомендательный характер, но некоторые вопросы прояснены. Во-первых, уменьшено количество обязательных разделов в рабочих программах. Во-вторых, можно пользоваться авторскими программами учебных предметов. В-третьих, по новым правилам экспертизы учебников наличие авторских программ должно стать обязательным.

Теперь осталось  радостную весть разнести по школам и надеяться лишь на то, что никто не потребует переделывать старые программы на новые! А то умеют у нас всякие документы читать!

пятница, 30 октября 2015 г.

Посчитаем?

Документы и бумаги, без которых жизнь и работа учителя казалась бы раем   сносной:
( список будет продолжаться и дополняться в течение учебного года):
1. отчёт по классу (1 раз в год)
2. список класса ( бумажный и электронный)
3. социальный паспорт класса ( 1 раз в год)
4. сведения о родителях и учениках  ( приложение к социальному паспорту)
6. табель в столовую  ( ежемесячно) в 2 экземплярах ( иногда еще и переписываем)
7. отчет по классу за четверть ( каждую четверть)
8. отчет по преподаваемому предмету ( каждую четверть)
9. рабочие программы по предмету: у меня 4 класса по два предмету - 8 программ ( желательно не пользоваться печатными, иметь распечатанные на принтере)
10. программы кружков: 3 кружка =3 программы
11. учебно-методическое обеспечение (отдельная таблица)
12.выполнение программ
13. "Президентские тесты"( готовят все документы почему-то классные руководители)
14. план воспитательной работы с классом
Пункты 1-14 выполнены в течение первой четверти. Кроме того распечатывала договоры родителей с образовательным учреждением в 2 экз.; договоры на питание в 2 экз.

Отдельная песня - электронный документооборот в ЕИС ( единой информационной системе).
Не знаю, что нужно посчитать: временные затраты, денежные ( бумага и принтер за свой счет) или моральные...
Сегодня пятница недели каникул. В понедельник  - на уроки. А мы все каникулы доделывали недоделанное, дописывали недописанное...

пятница, 9 октября 2015 г.

Про День учителя и школьные олимпиады

Неделя эта началась с праздника  - Дня Учителя и празднованием Дня Учителя и закончилась. Так наш районный отдел по образованию решил: провести праздничный концерт, посвященный Дню учителю в пятницу... Да и ладно... Мои девятиклассники меня порадовали в понедельник: пусть всё было просто, но чувствовалось, что это от души и спонтанно. А потом вечером позвонила  одна из моих любимых учениц... В общем, ощущение праздника было, а это у меня случается не часто.
Вторник и четверг были посвящены школьному этапу Всероссийских  олимпиад. Пока знаю результаты только у 7 и 9 классов по русскому языку. Семиклассники - молодцы! Почти все участники олимпиады из моих учеников смогли преодолеть 50% , а остальные вплотную к нему приблизились. С девятыми похуже, но здесь радует одно - не хуже остальных! Теперь начинаем готовится к муниципальному этапу: надеюсь, что и 10 класс тоже будет в победителях, и тогда - покой нам только снится... Последнее время намечается странная тенденция - чем больше внимания учителя уделяют этим олимпиадам ( спрашивать за результаты стали строже), тем меньше желания у учеников в них участвовать. А когда еще и ставят в один день проведение олимпиады по математике и по литературе... На литературе результатов искать не приходится... Как председатель районной предметной комиссии по литературе готовила задания школьного этапа я. Старалась следовать методическим рекомендациям, использовала и готовые задания, и перерабатывала, и по-новому компоновала, короче, на авторство не претендую. Но поняла, что раньше, когда олимпиада по литературе содержала в основном задания репродуктивного плана ( нужно было напрягать память при подготовке и выдавать результат при выполнении заданий), а творческое задание было одним из ряда многих, хотя и позволявшим набрать большое количество баллов, ученики охотнее шли на олимпиаду. У них был шанс хоть что-то написать, не чувствовать себя некомфортно из-за того, что написать ничего не можешь. Сейчас у школьников, которых я учу, нет желания что-то читать, а задания олимпиады направлены на умение рассказать о прочитанном... Конечно, кто хочет, тот будет читать, но таких всё меньше... Даже среди сильных учеников...  И в связи с этим два наблюдения. В прошлом году девятиклассники удивили меня тем, что заявили, что ничего не поняли в "Горе от ума". и  мы чуть ли не по словам разбирали несколько монологов, поэтому и на всё остальное я смотрю с опаской: постоянно спрашиваю: вам понятно это слово? Вы знаете, что оно обозначает? известно такое имя собственное? Что это или кто это? И они наконец-то стали сами спрашивать, а спрашивают вещи элементарные... И они еще читали, хотя бы в 5 классе! А на смену им пришли ученики 5  классов, которые не читали русских народных сказок. Мы не могли связать "Царевну-лягушку" ни с какой другой волшебной  русской народной сказкой Они, конечно, знают и Ивана-царевича, и про Жар-птицу..., знают из мультфильмов. И даже задание прочитать 5 волшебных русских народных сказок привело к тому, что читали "Гуси-лебеди" и "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", сказки, которые, по-моему, читают в начальной школе... Вот от них я на олимпиаде по литературе вообще ничего не ждала и не жду... 

среда, 16 сентября 2015 г.

Второй урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе оказался построенным на материалах теперь уже журнала "Русский язык", издаваемого "Первым сентября".
1. Вводный диктант по материала Л.Торопчиной ( 2012 -№3)
2. Работа со словарными словами  так, как рассказано в стать Марины Охлопковой ( к сожалению, не смогла найти выходных данных статьи). Сегодня даю блок № 1. Слова записываем в тетрадь. Работаем со словарями! Можно пользоваться телефонами. Работаем по рядам.По необходимости записываем и толкование слова. Проверяю после того, как выучены 3 блока слов. На следующем уроке проверяю знание значения и написания слов у некоторых учащихся. Использую и ассоциативный орфографический словарь. В нём есть слово авангард ( спасибо Анастасии Михайловне Гращенковой!) Дамашнее задание: На основе упражнений 7 - 10 составить выступление на темы: " Русский язык в современном мире" и "Русский язык в межнациональном общении" ( по вариантам), план выступления представить письменно, само выступление будет устным ( без чтения по листочкам).                                                                                                                           Коллеги, а как Вы используете методические журналы?
 Бакалея
балаболка
адекватный
адреналин
амбразура
базилика
арматура
базальт
барбарис
авангард
парадокс
плагиат

четверг, 3 сентября 2015 г.

вторник, 1 сентября 2015 г.

Размышления в День знаний...


День знаний... Начало нового года... Учебного года... Еще один год моей школьной - учительской - биографии... Всех, кто учит и учится, кто сочувствует и переживает, поздравляю с новым учебным годом! Как и в Новый год, ждешь исполнения желаний - пусть они исполнятся, и вы в них не разочаруетесь. Здоровья, радости от уроков и познания нового, мудрости и терпения! Кстати, последнее слово сегодня было почти в каждом выступлении, звучавшем на школьной линейке. Почему? Почему процесс обучения стал требовать так много терпения? Учитель должен терпеть учеников, которые не хотят учиться и не хотят не мешать другим, терпеть  недовольство некоторых родителей, терпеть неудобства организации школьной жизни, терпеть вал школьных бумаг и несогласие с позицией разного ранга начальства... Ученик должен терпеть плохих учителей, терпеть нудные и неинтересные порой лично ему уроки, терпеть опять же неудобства школьной жизни... Родитель должен терпеть и нежелание ребенка учиться, и недовольство учителей по разным вопросам, когда родители и учителя не договорились, кто же в ответе, терпеть финансовые потери, связанные со школой, даже в рамках закона ( сколько стоит собрать ребенка в школу?!) Наступит ли тот момент, когда все стороны: учитель, родитель, ученик, государство - смогут договориться?

Вот теперь и несколько задач: 1) совместить школу и жизнь... ( для учителя это очень сложно, как и для ученика); 2) смотреть на школу глазами ученика, хоть иногда... 3) начать вести учет написанных школьных бумаг ( очень мне интересно посчитать собственный результат).

Итак, с Днем знаний всех Вас, с началом нового учебного года!