Есть в курсе русского языка темы, важность
которых неоспорима, но практическая значимость непонятна. Я о разборах. Во
времена моего школьного обучения их было всего четыре: фонетический,
разбор слова по составу, морфологический и синтаксический. В УМК под
ред. В.В.Бабайцевой их уже больше: фонетический, морфемный, морфологический,
синтаксический, лексический, орфографический, пунктуационный и комплексный
анализ текста. Я не люблю разборы, так
как не вижу в них ничего, кроме тренировки памяти. В филологи у меня обычно собираются единицы, и с
теми, кто собирается, работаю особо, внушаю, что умение выполнять такие разборы
обязательно. Но вот никогда не удавалось
мне добиться, чтобы без сучка и задоринки проводились такие разборы! Понимаю,
что ученики должны уметь делать, но если и не умеют или делают с ошибками, то в
целом допустимо.
Но пришла
пора ВПР, и в них те самые разборы. Правда, всё осталось, как в моем детстве: 4
вида разборов. Но чтобы ученики тратили на них времени как можно меньше, надо
умение делать разборы доводить до автоматизма. Но как? Способы, уже мною
опробованные:
- 1.
Наличие у учеников памяток «Как
выполнять… разбор». Чтобы приучить в них смотреть, разрешаю ими пользоваться
всегда, даже выходя к доске, но не на контрольных работах. Раньше размещала
памятки на стенде в классе – сейчас только выдаю на руки.
- 2.
На каждом уроке вызываю 4 человека к доске , и они выполняют эти
виды разбора. Иногда времени жалко… Потому что часто это всё затягивается,
учительская совесть не позволяет не довести разбор до конца или выполнить его
самой ( а может, и не надо такого перфекционизма?)
- 3.
Каждый ученик должен получить отметку за умение выполнять разные
виды разбора ( как минимум, два раза в четверть).
- 4.
Конечно, включаю задания, связанные с разборами, в диктанты с
грамматическим заданием.
- 5.
Требую выполнения заданий под цифрами в домашних заданиях, пусть даже ответы просто списываются с ГДЗ, но повторить разбор на доске надо без тетради, а значит, придется вникать и запоминать.
Опять начинаю активную подготовку к ВПР, а
значит, надо больше внимания уделить разборам. Может, у вас, дорогие читатели,
есть эффективный опыт работы по этой теме?
Комментариев нет:
Отправить комментарий