суббота, 2 августа 2025 г.

Копилка приемов - активаторов мышления учеников в начале урока

Сегодня вместе с Татьяной Патриковой  и ИИ собираем копилку быстрых приемов -активаторов мышления учеников на уроке, исходя из того, что не нужно перестраивать всю систему, чтобы изменить урок. Достаточно одной 3-минутной разминки, чтобы класс ожил, как по волшебству. 

1. "Разминка- вопрос" Один вопрос. провокационный, смешной или философский. например. "Может ли глагол быть предателем?"

Колесо обозрения

 Вместе с  методистом-авантюристом Татьяной Патриковой осваиваю нейросети или ИИ (Искусственный интеллект, ласково Иван Иваныч). Первым заданием для ИИ было: "Перечисли 7 главных трендов в школе в 2024–2025 году с краткими примерами применения". Это то же самое. что взобраться на колесо обозрения и посмотреть вдаль. и вот, что  я получила.

 Вот 7 главных трендов в школе на 2024–2025 годы с краткими примерами их применения: 

  1. Персонализированное обучение на основе ИИ

Описание: Использование искусственного интеллекта для адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности учеников.

Пример: Ученик решает математические задачи в онлайн-платформе (например, Khan Academy или Яндекс.Учебник), которая автоматически подстраивает уровень сложности под его прогресс.

2. Цифровая грамотность и кибербезопасность с младших классов.

Описание: Обучение детей безопасному поведению в интернете и критическому мышлению при работе с информацией.

Пример: В 5-м классе проводится урок по распознаванию фейковых новостей и защите личных данных в соцсетях.

3. Интеграция геймификации в учебный процесс.

Описание: Применение игровых механик (баллы, уровни, бейджи) для повышения мотивации.

Пример: Учитель использует платформу ClassDojo, где ученики получают «очки» за активность, и могут «покупать» ими бонусы (например, дополнительную перемену).

4. Проектное и междисциплинарное обучение (STEM/STEAM)

Описание: Ученики решают реальные задачи, объединяя знания из разных предметов (наука, технологии, инженерия, искусство, математика).

Пример: Учащиеся 7-го класса создают модель экологически чистого города, используя 3D-печать, программирование и знания по экологии.

5. Эмоциональное здоровье и ментальная гигиена (SEL — Social-Emotional Learning)

Описание: Включение в расписание уроков по развитию эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и навыков общения.

Пример: Каждое утро начинается с 5-минутной «проверки настроения» — ученики показывают карточку (красная, жёлтая, зелёная), и учитель адаптирует подход.

6. Гибридное и гибридно-очное обучение

Описание: Сочетание очного и дистанционного формата с использованием единой цифровой платформы.

Пример: Ученик пропустил урок по болезни — он заходит в школьный LMS (например, Moodle или Сферум), смотрит запись, выполняет задания и получает обратную связь от учителя онлайн.

7. Развитие критического мышления и медиаграмотности

Описание: Упор на анализ информации, проверку источников, работу с дезинформацией.

Пример: На уроке истории ученики анализируют два противоречивых источника о событии, выявляют предвзятость и делают выводы.

Что заинтересовало меня? Всё! Понемногу представляю. что это такое по каждому пункту, но как встроить это в урок,  в образовательный процесс именно в этом русле?  И это в условиях ограниченного интернета в школе ( ограничен он контент-фильтрацией, которая пропускает то, что не надо, и не пропускает то, что надо...) и запрета на использование телефонов на уроке ( учитель не может использовать даже в учебных целях, а ученик, если захочет, будет использовать, и кроме словесного порицания, других мер воздействия нет.).



суббота, 19 июля 2025 г.

Как увлечь чтением? - 3

 Продолжаю читать книгу Алихана Динаева и комментировать.

8. Придумывайте альтернативные варианты. Автор предлагает на основе того, что читает ребенок  сам или что читает ему родитель, выстраивать диалог, предлагая рассуждать над неординарными вопросами: А что если бы у Красной Шапочки был телефон? Как думаешь, Онегин и Татьяна были бы счастливы вместе? Почему? Идея хороша потому, что это поддерживает интерес к чтению ребенка со стороны взрослых. Но срабатывает нечасто. 

9. Смотрите экранизации! Идея понятна и хороша, если и смотреть фильмы, и читать книги. Но, к сожалению, даже в школе часто можно встретить советы от учителей: "Хотя бы экранизацию посмотрите..." А наоборот, чтобы посмотрели фильм, а потом читали книгу... Однозначно, что появлением экранизаций подогревает интерес к книгам.

10. Ваши дети - герои книги. Автор предлагает, читая, переименовывать главных героев, давая им имена детей. Соглашусь, что если в книжке действуют герои с именами детей, то как минимум это вызывает интерес, поэтому прием рабочий, особенно класса до 6. Важно пропустить содержание книги через душу и разум ребенка, поэтому стараемся провести параллели между ребенком и героем книги.

11. Хвалите и вдохновляйте читающего.  Совет хороший, тем более что автор еще и дает 10 золотых правил похвалы. Поощрять правильное поведение, действительно, очень важно. 

12. Слушайте аудиосказки в машине. Совет, конечно, больше для малышей, но в то же время в нем есть изюминка. Это хорошо делать, если не просто включать, а родителю быть активно вовлеченным в процесс: задавать вопросы, уточнять, размышлять...

13.Ищите книги по интересам. Каждый ребенок чем-то интересуется, надо предлагать ему книги в соответствии с его интересами. Согласна! Сама составляла списки книг для ребят, интересующихся футболом по просьбе их тренера ( книги были художественные).

14. Превратите просмотр мультиков в чтение книг. Новеллизация - процесс обратный экранизации, при котором фильм, сериал, игру или анимацию превращают в книгу. Предлагайте читать про героев мультиков. Конечно, если стоит задача - читать неважно о чем, то совет рабочий.


среда, 16 июля 2025 г.

Как увлечь ребенка чтением? - 2

 Начало здесь.

Продолжаю размышлять над книгой Алихана Динаева.

4. Положите телефон в бумажную книгу. По сути этот совет дополняет предыдущий: ребенок не должен видеть родителя с телефоном, он должен иметь перед глазами образ читающего родителя. Телефон словно ядерный ускоритель, который притягивает всех и каждого, даже тех. кто обладает сильнейшей силой воли, дисциплиной и ответственностью. Грустно, что телефон заведомо сильнее книги... С этим нельзя не согласиться.

5. Ставьте на паузу.  Автор напоминает, что важнейшее качество родителя, стремящегося увлечь своих детей книгой, - терпение. Терпение будет нужно, потому что чаще всего, когда взрослый предлагает ребенку почитать. ребенок этого не хочет. Но нужно предложить через час, перед сном или завтра. не хочет завтра? предложите послезавтра. И это сработает ( автор-оптимист!) хотя бы на 20-й раз...

6.Обсуждайте прочитанное.  Как было бы хорошо, если бы каждая книга становилась поводом для того. чтобы поговорить с детьми, посмеяться, повеселиться и научить чему-то новому. Автор предлагает родителю, читающему с детьми, организовывать диалог по поводу прочитанного. С этим нельзя не согласиться. Но несколько неприятно от того, что довольно грубо прошлись по урокам литературы, ведь на них звучат занудные вопросы, а содержание школьной программы по литературе необходимо обновить. Несмотря на это, очень порадовало предложение автора к родителям читать вместе с подростками произведения школьной программы, а если дарите книгу, то постарайтесь прочитать ее заранее, чтобы  обсудить. 

7. Создавайте интригу. Завладейте вниманием ребенка, а потом остановитесь на самом интересном месте. будет замечательно, если ребенок будет просить продолжения чтения. А если просить не будет, то проявите терпение и продолжайте завтра...

Сегодняшние выводы: родитель должен быть очень заинтересованным человеком и очень терпеливым... Пока мне такие не встречались...