суббота, 7 июня 2014 г.

Что читать современному подростку?

Что читать современному подростку? Что предложить для чтения? По опросу, проведенному среди моих учеников, именно учитель и сверстники - главные советчики в этом деле. А чтобы советовать, надо читать современную литературу для подростков. О том, что можно почитать, в блоге писала не один раз. Например, книги  моих любимых авторов- Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак ( о них здесь), Ирины Краевой ( здесь), или Тода Штрассера ( здесь), или Эдуарда Веркина ( здесь). И это еще не всё...

Вот и сейчас, как часто это у меня бывает, читаю я одновременно несколько книг сразу: и Майка Телвелла, и книги для подростков, своим мнением о которых хочу поделиться.

Сначала о повести Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?", удостоенной Всероссийской премии "Книгуру" в 2013 году. Читала я с большим удовольствием. О серьезных проблемах говорит автор с подростками: об исчезновении родных языков, деревень и деревенского быта, за которым часто стоит и исчезновение национального уклада, и об уничтожении природы, когда вместо тундры остается только Пустота.
"Всё менялось медленно. Сначала люди сделались равнодушны, коми‑пермяки забыли коми‑язык, а русские исковеркали свой русский матом и чужестранными словами. Из деревень жители стали уходить в города. Из маленьких городов – в большие. Деревни и мелкие города пустели, разрушались, тратить деньги на их восстановление было невыгодным, а любить родной дом считалось стыдным. Всё дальше и дальше на юг и запад отселялись люди – за нормальными заработками, за интересной городской жизнью, за карьерой… это ведь не преступление – хотеть хорошей жизни, правда?
– Уходя, люди забрали с собой своих богов, – грустно сказал Пера. – В здешних разрушенных церквях нет больше доброго Иисуса и заботливого Николая Угодника, милосердной Богоматери и строгого Петра… они ушли вместе с людьми, чтобы не бросать их, непутёвых. А опустевшие церкви и города заняли прежние хозяева здешних мест, древние духи коми и вогулов.".
  У автора даже ответ на традиционный вопрос"Что делать?" находится: 

"Сказочники и фантасты всегда умели изменять реальность, это основа их профессии.  Даша вернётся домой и будет писать такие книги, чтобы люди задумались о себе и своей земле… В твоём времени мир ещё цел, земля не распадается, только первые тревожные симптомы появились – опустели деревни, развалились сельские церкви, не реставрируют красивые старинные здания, жители уезжают из маленьких уральских городов в большие… но всё ещё поправимо. У тебя ещё есть время, Даша! Но не очень много."

 Форма, выбранная для этого разговора, мне показалась несколько странной, хотя и очень современной: любят сейчас смешивать всё и вся: и героев эпоса народов коми (о которых я узнала только из этой книги), и инопланетян, и современных школьников, да еще и попутешествовать во времени, и всё юмором приправить. Вот у меня, как у учителя, и возник вопрос: а поймут ли те, кому книга адресована всю серьезность проблем, не заслонит ли "прикольная" форма глубокое содержание? ( Ученики мои любимые, если кто меня слышит- читает, может, ответите?)
Но в целом читать было весело.Посмеялась над беспомощностью городской жительницы Даши, а и сельские от нее недалеко ушли, и над инопланетянами-флориками, вызвали улыбку Вэрса и Ёма.  Наверно, так и должно быть в современной подростковой литературе, ведь и вторая книга, о которой хочу рассказать построена на тех же принципах: о серьезном - занимательно. Но об этом в другой раз.







10 комментариев:

  1. Здравствуйте. Книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак прочитала с удовольствием, рекомендовала школьникам, остальные запишу в свой список чтения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Книги Жвалевского и Пастернак, действительно, нравятся школьникам, а из остальных особенно бы выделила Тода Штрассера и книгу Марины Мартиросовой "Фотографии на память". Как прочитаете, поделИтесь впечатлением.

      Удалить
  2. Доброго времени суток, Наталья Михайловна! Спасибо, что выполнили мою просьбу!Прояснила для себя суть стиля автора. Не знаю как реагировать... Картину Вы представили более, чем точную и ... смятение посетило мою душу. Может автор по возрасту ближе к подросткам? И это многое объясняет... Мне ближе реальные герои В. Крапивина, который учит подростков отстаивать свою правоту перед взрослыми, защищать слабого, питать душу настоящей дружбой, верностью ей, памятью о ней... Сравнение не уместное, ведь многое может существовать в нашей жизни и иметь право на жизнь, даже, если остается не очень понятым...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Ивановна, здравствуйте! да, я Вас понимаю в Вашей любви к произведениям Владислава Крапивина, но современные школьники видят мир иначе (к счастью или к сожалению, не знаю). Наверно, такое влияние оказывают фильмы, игры и др., в которых жизнь - сказка, или страшная, или добрая. Иногда даже на уроке можно услышать, когда обсуждаем произведения реалистического плана ( Юрий Казаков, Константин Паустовский и др.): "Как в жизни, скучно".

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталья Михайловна! Участвуя в проекте "Читать не вредно - вредно не читать", познакомилась со многими современными авторами, но об этом не слышала... Огромное спасибо за интересный рассказ о книге, заинтерессовало, прочитаю летом обязаательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте, рада увидеть Вас в своем блоге! С интересом следила за Вашим участием в проекте. Много интересных книг, из прочитанного участниками, взяла себе на заметку. Книгу Светланы Лавровой стОит прочитать и даже посоветовать своим ученикам лет в 11-12.

      Удалить
    2. С удовольствием присоединилась к постоянным читателям Вашего блога, Наталья Михайловна! По Вашему совету нашла несколько книг (рецензии на которые прочитала на страницах Вашего блога) - обязательно поделюсь впечатлениями. А вот "Облачный полк" Эдуарда Веркина прочитала на одном дыхании, даже представить не могла, что писатель не был очевидцем военных событий:))

      Удалить

    3. Да, Анна Анатольевна, "Облачный полк", конечно, потрясает, особенно, если его читать уже после книг о войне, которые были раньше написаны. Поражает способность автора выйти на какой-то новый уровень правды о войне, о которой он тоже ведь только знает, в том смысле, что не участвовал в ней.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Наталья Михайловна!
    Участие в проекте "Читать не вредно - вредно не читать" дало возможность познакомиться с разными произведениями детской литературы. Для меня стало открытием, что сегодня немало писателей, пишущих книги для детей. И это вполне достойные книги.
    О книге, которую Вы прочитали, не слышала. Беру на заметку. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Я тоже, начиная с мая 2013 года, нахожусь в атмосфере чтения детских и подростковых книг и, знаете, мне это нравится. Прочитала много книг, рассказала в блоге лишь о некоторых. Читать продолжаю, помню и про Ваш список.

      Удалить