четверг, 13 декабря 2018 г.

Аксессуары для учителя


Учитель и аксессуары... Об этом предлагает подумать Екатерина Свидерская, имидж-консультант. Посмотрела её урок для учителей, подумала... всё же я отношусь к первому типу женщин, у которых очень мало всяких аксессуаров. 

Не ношу серьги. 
Не ношу часы, после того, как везде стала носить с собой телефон. Но часы мне периодически хочется... 
Практически не ношу шарфы и платки.
Обручальное кольцо я последнее время тоже не ношу: его нет ни у меня, ни у мужа...
Нет браслетов и браслетиков.
Обязательно ношу золотую цепочку с крестиком, без неё чувствую себя незащищенной. 
Последние лет пять моя любовь - серебряные кольца, желательно крупные и много.
И еще бусы, лучше если длинные.
Вот так скромно...

А как у вас?

вторник, 11 декабря 2018 г.

Игры на уроках русского языка

Помните эту историю?
-Бабушка, приезжай к нам, свари борщ.
-А что мама делает?
-Мама в "Одноклассниках"
-А папа?
 - Папа на войне в "Танках".
-Вот дают. Ладно, внучек, приеду. Сейчас только помидоры с перцем досажу на "Моей" ферме и приеду. 
Именно с этого диалога начиналось мое выступление "Дидактические настольные игры на уроках русского языка в 5-11 классах" на межмуниципальном конкурсе "Дидактический материал-2016", о котором я вспомнила, прослушав вебинары Ольги Шестериковой.
Привыкшие с детства к компьютеру ученики уже не воспринимают мои доморощенные попытки создать игры-тренажёры, ведь те компьютерные игры, в которые они играют, "круче" во много раз.В то же время перенасыщенность всякими гаджетами отчуждает учеников друг от друга, они того и гляди разучатся не только общаться друг с другом ( что уже происходит), но и говорить ( кстати, подобная ситуация описана в книге "Время всегда хорошее" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак).
Выход из этой ситуации подсказали сами ученики. Настольные игры! Конечно, есть сейчас уже профессионально изданные игры, например, "Ударник литературной речи" или "Орфограф" ( из того, что есть у меня). Но я начинала с другого. В рамках проекта "Тайны сладких названий" моей ученицей были подготовлены разные игры с использованием конфетных фантиков "Орфографический турнир", "Словечко!", "Конфетный букет!", "Морфемы-смыслиночки" ( если интересно, расскажу).
Следующая игра - орфографическое домино "Чередующаяся гласная в корне слова". Самое интересное, что в 10 классе ( а первый раз мы играли в нем) были ученики, которые никогда в домино не играли, а если и слышали слово, то правил не знают.
Потом были домино "Буквы о-ё после шипящих", "Глагольные карты", мемори "н-нн в причастиях" и т.д.
Не буду теоретизировать. Игра всегда была у меня на уроке, одно время я специально собирала разные дидактические игры, изучала "Хрестоматию игровых приёмов" В.Букатова, и поняла: без игры, без шутки обучать трудно и почти невозможно.
Вебинар Ольги подарил мне несколько идей, посты участников квеста - ещё больше! Осталось только применять, и тогда будет # учительвпорядке#учитель_в_сказке.





пятница, 7 декабря 2018 г.

Дисциплина в классе:как создать рабочее настроение

В какой-то момент я стала понимать. что я резко сдаю свои позиции как интересный для учеников учитель, потому что за грудой административной работы становлюсь учителем "как все". Именно это привело меня в квест #учительвпорядке#учитель_в_сказке. И первое задание касалось дисциплины в классе. Посмотрев замечательный стрим Артёма Морозова (действительно интересный и полезный!!!), я бродила в раздумьях некоторое время, но надо было не думать, а делать! 

Я не могу сказать, что у меня много проблем с дисциплиной в классе. Считаю, что дисциплина необходима,  но установить её получается легко, если ученикам ИНТЕРЕСНО! Бывают классы, с которыми порой приходится "повоевать" ради их же блага. Вот и в этом году у меня пятый класс, в котором 19 девочек и 6 мальчиков.  Решила попробовать в нём идеи, которыми поделился Артём. 

Во-первых, я подумала о правилах. Я постоянно им об этом говорю, но почти безрезультатно. На цветных листах напечатала 5 простых правил, продумала систему наказаний и поощрений. Урок начался с обычной истории: опять сидят там, где им хочется, но не там, где надо. Начала говорить о том, что важно соблюдать правила.Предложила свои пять правил. Поговорили о том, что значит "заниматься посторонними делами". Дети сами предлагали варианты ответов. 
-- А сегодня у нас будет баттл: учитель против учеников! Если вы нарушаете правила, вы получаете черную метку - палочку на доске..
- А если Вы? - резонно спросили ученики.

Обсудили, а как предложенные правила относятся к учителю. В итоге мне пришлось перевести телефон на беззвучный режим ( пользоваться телефоном-то запрещено правилами!)

- Если вы выигрываете, то можете сами выбрать домашнее задание.
- А можно выбрать: без домашнего задания? А можно только учить параграф? - ученики лучше учителя понимают, что они хотят и что совсем без домашнего задания нельзя.

Но мне же надо на перспективу: "Если вы выигрываете, то в волшебную баночку мы положим новогоднюю конфету. Как только баночка наполнится, вы сможете выбрать какой-то необычный урок: урок на улице, урок кино... ( дальше я придумать не успела...)"

Честно говоря, такого эффекта от таких простых действий, я не ожидала! Урок прошёл почти без замечаний, но победить учителя им не удалось, причём это признали сами ученики: сначала девочки начали разговоры о чём-то постороннем, а после того, как дети уже сами обратили на это внимание и черная метка была получена, стали громко парировать доводы огорченных учеников... Проигрыш был признан обеими сторонами. Но дети попросили продолжить на втором уроке - литературе. И опять -  увы!!! Сообща пришли к выводу, что они молодцы, но невозможно сразу достичь высокого результата. Домашнее задание было...
А я, пожалуй, в первый раз не устала от работы в этом классе. Вот уж действительно  #учительвпорядке#учитель_в_сказке.

среда, 17 октября 2018 г.

Пост-благодарность

Вот если бы я получила "Оскар" ( или его подобие), моя речь была бы примерно такой:

"Спасибо, спасибо! Хочется поблагодарить всех, кто помогал и помогает мне выживать, будучи учителем. Потому что просто жить - не всегда получается без вашей помощи. Это прежде всего моя семья: мои любимые мама и папа, моя люБимая сестренка, мои уже ушедшие дедушка и бабушка и конечно, мой любимый муж, которому особенности жизни с учительницей достаются в полной мере. Спасибо вам, родные, за понимание,  терпение, помощь, вкусняшки, советы, жилетки и плечи.

Благодарю мою учительницу русского языка и литературы Улановскую Валентину Ивановну, которая еще и почти 40 лет была директором школы. Это очень дорогой для меня человек, которой я обязана интересом к литературе и языку, к педагогике. Именно она увидела во мне учителя и помогла мне реализовать свои возможности, она поддерживает меня и сейчас.

Говорят, что любой человек, которого мы встречаем на жизненном пути, для чего-то был нам дан. Учителя Старополтавского района, поддержавшие молодую до безобразия зав.РМК, спасибо вам! За дельные советы, веру в молодость и знания, за снисхождение и понимание: Бондаренко А.В., Зубаря А.Ф., Меренцову Е.Г., Пфляумер Н.В., Карпенко Н.В., Лопасову И.Э., Агаркова В.П., к сожалению, уже покойных.
Я благодарю Фомину В.Г., растившую во мне руководителя, и Зубаневу Н.В., видевшую во мне директора, не оставившую в трудную минуту и передавшую мне школу.
Мои нынешние коллеги, ставшие такими близкими и родными, спасибо за уроки выживания и уроки человечности. Мы ругаемся и миримся, но мы в одной лодке, мы одной крови!
Я безмерно благодарна всем своим ученикам. Именно они  главный мотиватор моего труда. Особенно мой любимый класс, мои нынешние первокурсники. Вы учили меня жизни, а я вас умению быть в этой непростой жизни лучшей версией самих себя.
Это еще не последний бой, не последняя наград. Я верю и знаю!"
Короче, #деловблоге

вторник, 16 октября 2018 г.

Что меня бесит?

Что меня бесит?
Над такой темой предлагают порассуждать в марафоне учителей-блогеров.
Пожалуй, многие вещи в жизни могут раздражать. Глагол "бесить" мне очень не нравится, всё-таки в словарях он имеет помету "разговорное", обозначая крайнее раздражение. Я же себя до такого состояния стараюсь не доводить. Но всё же:
1. Не терплю крика и нецензурщины в свой адрес. 
2. Раздражает, когда люди не понимают, где проходят границы личного пространства человека и считают, что можно в любое время позвонить, прийти, сделать всё для того, чтобы их проблема стала и моей тоже.
3. Раздражает отсутствие справедливости и соблюдения законов (в сфере образования особенно). 
4. Раздражает пренебрежительное отношение к тем предметам, которые я преподаю. Раздражают бесконечные ошибки на письме, которые встречаются повсюду, ошибки в произношении слов, в том числе и ударение, раздражает косноязычие людей, которые занимают определенные посты, раздражает пренебрежительное отношение к русским ( и не только) писателям и поэтам.
5.Раздражает отсутствие в людях ответственности и легкомыслие, особенно в педагогической среде.
В общем #деловблоге


понедельник, 15 октября 2018 г.

3 блога недели - 3

 Суть этой затеи была изложена в "3 блога недели". Я даже сумела сделать пару обзоров. И вот снова вспомнила об этом и решила продолжить. правда, не всегда это будут блоги, но обязательно интересный материал.



1. Хочу обратить внимание ( своё прежде всего) на новое сообщество "Новатор", являющееся продолжением "Образовательной Галактики Intel". До много в этом сообществе учителей, профессионально владеющих ИКТ, мне еще предстоит дойти. Но в первую очередь обратила внимание на заметку Ирины Ивлевой, о мобильном приложении, которое она использует на уроках литературы "Мобильные приложения..." Выбор обусловлен тем, что это используется на уроке литературы, достаточно бюджетно.

2. Второй блог тоже "пришел" из "Новатора". Это замечательная "Открытая классная комната", в которой публикуют задания для  сетевых конкурсов. И хотя у меня нет пока возможности участвовать в таких конкурсах, но сами идеи просто шикарные. Надеюсь с помощью этого блога освоить ранее мне неизвестные сервисы.

3. Третья позиция тоже по большому счету не блог. Это статья на сайте "Матроны. ру". Но тема статья для меня в последнее время настолько актуальна, что я с удовольствием оставила её у себя в закладках. "Как проводить на кухне минимум времени" - так называется статья. Удивляюсь самой себе: разве это я, которая с удовольствием когда-то пекла торты и готовила сложные блюда? Сейчас для меня более актуально: как за 20 минут приготовить ужин и обед вместе, чтобы было и съедобно, и не избито. Если знаете, как,напишите в комментариях))

А что интересное принесла сеть Вам? Поделитесь!

Если бы я была...


К сожалению, осенняя простуда сумела уложить меня на диван и отключить все мои креативные идеи и мысли. Но чуть стало полегче, и я снова пытаюсь участвовать в марафоне учителей-блогеров ( теперь уже, наверно, нарушая правила). Творчество, пожалуй, не самое моё сильное место). Но всё же попробую. Итак #деловблоге день 6.

     Если бы я была цветком, но была бы скромной осенней хризантемкой, растущей не в далёкой Японии и не в теплице, а на клумбе в сухом и жарком волгоградском климате.
  Если бы я была книгой, но это был бы роман 19 века, длинный, неторопливый и довольно скучный с точки зрения современного человека, но такой поучительный.
Если бы фруктом я была, но скорее всего яблоком, немного кисловатым, достаточно жёстким, но таким полезным.
А еще я - это ветка клена, облачко на небе и раздольная степь.

четверг, 11 октября 2018 г.

Шпаргалка для лентяя

Так получилось, что тема сегодняшнего задания в марафоне для учителей-блогеров меня совсем не вдохновила. А писать надо! Вот и получилось нечто совсем ученическое: как написать ни о чём...
#деловблоге день 5 Поделитесь яркой историей из своей жизни... Так звучит  мое задание  на сегодняшний день. Прочитав об этом вчера, я очень-очень-очень долго раздумывала, о чём же написать. А писать-то вроде бы не о чем. Я могу придумать рассказ, я знаю, как сделать так, чтобы это было интересно или смешно. Но в моей жизни нет ярких моментов, нет таких ситуаций, которые могли бы стать основой рассказа... Или это осенняя депрессия? Или усталость из-за того, что у меня не было отпуск, как у всех нормальных учителей? Или ( страшно подумать!!!) моя жизнь такая серая и тусклая? Нет, она полна событий, но не историй... Увы...

среда, 10 октября 2018 г.

Мои жизненные роли и блог

#деловблоге день 4. 
А сегодня мы поговорим о ролях, которые мы играем в жизни. Конечно, ролей у каждого из нас много, но вот какие помогут обрести читателей в блоге? Свой блог "Дневник сельской учительницы" я веду уже несколько лет с разной степенью регулярности и всё время пытаюсь найти те роли, которые дают точки соприкосновения с моей аудиторией. Начинала я вести блог в роли классного руководителя и учителя - публиковала домашние задания по предмету и фоторепортажи с проведенных мероприятий. Потом вспомнила, что я люблю читать книги, и выступила в роли библиотекаря, предлагающего книги, которых нет в школьной программе. А еще я мама и жена ( иногда это проскальзывало в блоге...), тетя девочки. которой уже нет... А еще я живу в Старополтавском районе Волгоградской области ( я жительница села Старая Полтавка) - и об этом тоже пишу. А сейчас я еще и директор, и депутат... Иногда я думаю: а нужна ли такая пестрота амплуа в моем блоге? Может, лучше выбрать что-то одно и остановиться? Но ведь актёра часто ценят именно за широту исполняемых ролей... А как думаете Вы, коллеги?

вторник, 9 октября 2018 г.

Мечты и цели

#деловблоге день 3 Мечты... Вещь приятная. Не зря говорят: "Мечтать не вредно, вредно не мечтать". И я тоже иногда мечтаю, но в этот момент становлюсь смешной самой себе - я вспоминаю гоголевского Манилова. Когда меня спрашивают, есть ли у меня мечта, то я теряюсь. О чем сказать, о какой мечте? А вот если уточнить, есть ли у меня мечта, которую я готова сделать своей целью хотя бы лет на пять, то это уже серьёзный подход. Я сейчас уже точно знаю: мечту воплотить в реальность можно всегда. Главное - конкретизировать свою мечту и понять, каким способом идти к цели. Но важно помнить еще одно: мечтать надо о том, что зависит именно от тебя, а не от мужа, ребенка, коллег, государства... Если с этим всё в порядке, то ... не мечтай, а ставь цель и достигай её. А теперь конкретнее: была мечта - стать директором школы. Мечта осуществилась. Следующая мечта - сделать свою школу лучше. Расплывчато и неконкретно? Да, потому что мечта...

понедельник, 8 октября 2018 г.

Гуру и мотиваторы

#деловблоге день 2. Есть ли для меня признанные авторитеты в педагогике? Конечно, есть. Но делятся они на далеких и близких. Близкие - это люди из моего круга общения, те, которые порой не могут ответить на мои вопросы, но которые обязательно скажут: "Мы в тебя верим! Держись! Не унывай! ты найдешь ответ на этот вопрос!" До сих пор для меня таким человеком является моя учительница Валентина Ивановна Улановская. А есть мотиваторы: долгое время для меня таким мотиватором были газеты издательства "Первое сентября" и конкретные люди: Сергей Волков, Римма Храмцова, Ольга Смирнова, Надежда Шапиро... В их статьях я черпала вдохновенье для собственных уроков. Из интернетных мотиваторов могу назвать Елену Воронину, Марию Смирнову, Елену Квашнину и др. Спасибо им за идеи, подаренные так безвозмездно.

воскресенье, 7 октября 2018 г.

TED- ролики об образовании (Участвую в марафоне для учителей-блогеров)

Блог у меня есть давно, правда, по современным понятиям, наверно, не на той платформе, не так украшен, нечетко структурирован, не ясна целевая аудитория… Но он есть, и я в марафоне, чтобы его оживить. 
#деловблоге день 1 Выступление в формате TED … Вот тот образец, к которому должен стремится каждый учитель — ярко, убедительно, с юмором и примерами. Пока не интересовалась, есть ли какие-то особые правила этого выступления, но захотелось и узнать, и на урок принести. Рита Пирсон «Каждому ребенку нужен наставник». Выступление отозвалось в моей душе, потому что содержит те принципы, которые значимы для меня.
Связи между людьми, взаимоотношения — как это важно именно в школе. Поэтому родители ищут своего учителя ученику в перовом классе, если переживают за него. Но как часто у ребенка нет выбора, у кого учиться, поэтому учитель должен сделать всё, чтобы влюбить в себя учеников, ведь «дети не учатся у тех, кто им не нравится». Если ты приходишь в класс как на каторгу и не можешь этого скрыть -лучше не приходи вообще.
Важно работать с самооценкой учеников. Если ты веришь в то, что у тебя лучшие классы, лучшие ученики, то результаты будут. Может быть, ты никогда не сможешь научить писать без ошибок, но к тебе будут приходить с радостью, а это уже полдела. Ни об одном классе я не могла сказать, что они у меня слабые или плохие, и даже обижалась, если это говорили другие. Мои всегда самые лучшие! И они мне верили!
«Учителя — великие актёры. Мы учим, несмотря ни на что.» Не только учим, но по-детски радуемся, если урок прошёл интересно. У меня перестает болеть голова, когда я иду на урок. Урок — театр, урок- сцена. Я не лукавлю, я живу. Сделать всё возможное, чтобы процесс обучения приносил радость, — вот задача для современной школы, особенно в сельской глубинке. Вот задача для моей школы.