четверг, 23 марта 2023 г.

ОГЭ. Литература - 3

 Продолжаем мой марафон по подготовке к ОГЭ по литературе. Сначала немного общих рассуждений о заданиях.

Задание 1.2. отличается от задания 1.1. обращением к форме произведения, а это подразумевает знание теоретико-литературных понятий, хотя это и не оценивается, т.е. критерии оценивания не предполагают учета таких понятий. В кодификаторе отражены понятия, которые нужно знать сдающему ОГЭ, но это дано в целом, а не применительно к заданию 1.2

Шаблон ответа на вопросы задания 1.2.

В приведенном фрагменте (фамилия автора)  автор использует  ( литературный термин) для того, чтобы  ( цель использования литературного термина).

(вопрос, на который требуется дать ответ)?

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: (яркая небольшая цитата, в которой содержится пример использования данного термина). Читателю ясно, что( объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем цель использования ).

Вот еще предложение: ( яркая цитата,  в торой есть пример ). Действительно, ( объясняем еще раз роль термина), так как ( объясняем значимость термина).

Поэтому можно сделать вывод, что ( четкий ответ на поставленный вопрос).

А теперь задание дня третьего. Пока продолжим с Лермонтовым "Герой нашего времени".

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню  — и в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.

Мы ехали молча.

— Написали ли вы свое завещание?  — вдруг спросил Вернер.

— Нет.

— А если будете убиты?..

— Наследники отыщутся сами.

— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..

Я покачал головой.

— Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..

— Хотите ли, доктор,  — отвечал я ему,  — чтоб я раскрыл вам мою душу?..

Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему,  — Бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей  — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? Посмотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


Задание 1.1 на основании приведенного фрагмента определите, в чем, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?


Задание 1.2. Почему Печорин решает "раскрыть... душу" в разговоре с доктором Вернером?

 

Готовимся к ОГЭ по русскому языку - 3

 Продолжаем марафон подготовки к ОГЭ по русскому языку. День третий. Сегодня выполняем задание 3. Пунктуационный анализ. Для выполнения подобранных мною заданий необходимо вспомнить такие правила: запятые в сложносочиненном предложении, запятые в сложноподчиненном предложении, запятые при однородных членах предложения, запятые при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами. Полагайтесь на правила, а не на интонацию! Интонация - это сигнал, чтобы проверить себя, используя правила. Ответы будут вечером.

1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.


2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Для изучения русской деревянной архитектуры XVIXVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.


4. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.


5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9)и реалии того времени.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку. День второй. Ответы и разборы.

 Задание 1. Пожалуй, самое простое из предложенных. Правильные ответы: 4,5.

В первом предложении грамматическая основа - поражала особенность, а не поражала наблюдателей, как в ответе. Во втором предложении может быть  - это вводное слово, а не грамматическая основа. В третьем предложении грамматическая основа - ученые считают, а не считают, как в ответе. Обратите внимание, что слово возможно в четвертом предложении является в данном случае сказуемым, а значит, грамматической основой, хотя в других случаях может выступать и в качестве вводного слова. В пятом предложении грамматическая основа - установлено, как и в ответе.

Задание 2. Правильные ответы: 1,2,4.

Выполняя это задание, нужно помнить о том, как находить грамматические основы и какие предложения называются односоставными и двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными, а если главных членов предложения два,  то это двусоставные предложения. Односоставные предложения бывают определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные. Назывными являются предложения, в которых утверждается наличие предметов или явлений, в них один главный член- подлежащее.

Первое предложение действительно простое двусоставное, в нем одна грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого. Второе предложение сложное, в котором есть грамматическая основа можно утверждать. Третье предложение не является односоставным назывным, потому что в нем грамматическая основа - это речь, т.е. предложение простое двусоставное. Четвертое предложение сложное, в нем три грамматические основы. А вот пятое предложение хотя и является сложным, но в нем всего две грамматические основы.

Задание 3. Правильные ответы: 1,2,4.

Выполняя это задание, вспоминаем, что односоставными неопределенно-личными предложениями называются предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое в таких предложениях имеет форму прошедшего времени множественного числа или форму 3 лица множественного числа. Вот и в первом предложении сказуемое противопоставляют. Слово диалог является не подлежащим, а дополнением. Это еще одна причина, почему нужно начинать поиск грамматической основы со сказуемого, а не с подлежащего. Во втором предложении действительно 4 грамматические основы: диалог-форма; он может длиться; монолог-форма, он длится. В  третьем предложении слово правда является вводным словом, а не грамматической основой. В четвертом предложении две части предложения осложнены вводными словами: во-первых, во-вторых. Пятое предложение является сложным предложением с подчинительной и бессоюзной связью, а не сложносочиненным.

Задание 4. Правильные ответы: 3,4,5. В этом задании нужно вспомнить, что обособленные обстоятельства чаще всего выражаются деепричастными оборотами.

Задание 5. Правильные ответы: 2,5. Здесь пришло время вспомнить, что такое односоставные определенно-личные предложения. Это предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседники. Сказуемое в них может быть выражено формами 1 или 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения и 2 лица повелительного наклонения.

Первое предложение осложнено однородными членами предложения, соединенными сочинительным союзом не только... но и . В целом предложение не сложносочиненное. Второе предложение в целом сложное с бессоюзной и подчинительной связью. Подчинительная связь появляется в придаточном предложении с союзом если, это первое предложение, затем идет второе предложение со сказуемым выслушай, третье предложение со сказуемым - не перебивай, связь бессоюзная, затем четвертое предложение, которое  также соединяется  с помощью интонации, без союзов. Третье предложение - сложное, о чем свидетельствует ярко союзное слово который. Четвертое предложение простое, но оно является распространенным, так как есть второстепенные члены предложения и даже однородные члены предложения. Пятое предложение легко принять за простое предложение с однородными сказуемыми, но здесь предложения односоставные определенно-личные, которые составляют сложное бессоюзное  предложение. Кстати, в самом задании есть подсказка " в сложном предложении 5..."

Как справились? Поделитесь впечатлениями!

среда, 22 марта 2023 г.

ОГЭ.Литература-2

Прежде, чем перейти к заданию второго дня, хочу предложить шаблон ответа на вопросы задания 1.1. Придумала не я, нашла на просторах интернета. Большой его плюс в том, что он помогает структурировать ответ на вопрос. Я вообще не любитель шаблонов, но иногда от них есть польза. Помните, что нужно следить за временем, на экзамене на написание такого типа заданий, должно уходить не более 25 минут.

Шаблон ответа на вопросы задания 1.1.

В приведенном фрагменте (фамилия автора) рассказывается о том, как ( указывается основное событие текста).

(вопрос, на который требуется дать ответ)?

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: (яркая небольшая цитата, которая поясняет действие первого героя или, если герой один, его действия в первой половине текста). Читателю ясно, что( объясняем, что сделал этот герой), потому что (объясняем причину поступка).

Вот еще предложение: ( яркая цитата, которая поясняет действие второго героя, или второй поступок героя, если он один). Действительно, ( объясняем, что сделал этот герой), так как ( объясняем причину поступка).

Поэтому можно сделать вывод, что ( четкий ответ на поставленный вопрос).

А теперь день второй.

Продолжаем работать по тексту, который был вчера. Находится он здесь.

Задание 2.1 или 2.2. ( выбираете один из вопросов). Необходимо дать прямой связный ответ из 3-5 предложений.

2.1.Выберите другой фрагмент романа с участием Грушницкого. Проанализируйте выбранный фрагмент и определите, какие черты характера Грушницкого в нём раскрываются.

2.2.Выберите другой фрагмент романа, в котором описано «водяное» общество. Проанализируйте выбранный фрагмент, выделяя признаки конфликта героя и толпы.


Готовимся к ОГЭ по русскому языку-2

Я продолжаю марафон по подготовке к ОГЭ по русскому языку. 

День второй. Сегодня выполняем задание 2. Синтаксический разбор.  Вам необходимо выполнить 5 заданий. Засеките, пожалуйста, время, которое ушло у вас на выполнение сегодняшнего задания, и напишите мне. Правильные ответы и разбор задания появятся вечером.
Для выполнения задания нужно уметь находить грамматическую основу предложения, знать типы односоставных предложений и "узнавать в лицо" вводные слова. 
1. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
 (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 
 1) натуралистов поражала (предложение 1)
 2) может быть (предложение 2)
 3) считают (предложение 3)
 4) возможно (предложение 4)
 5) установлено (предложение 5) 

 2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. 
 (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 
 1) Предложение 1 простое двусоставное. 
 2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать. 
 3) Предложение 3 односоставное назывное.
 4) Предложение 4 сложное.
 5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы. 

 3.Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. 

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 
 1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
 2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы. 
 3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
 4) Две части предложения 4 осложнены вводным словом.
 5) Предложение 5 сложносочинённое. 

4. Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
 1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
 2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель. 
 3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
 4) Предложение 4 простое. 
 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

5. Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.
 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 
 1) Предложение 1 сложносочинённое. 
 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
 3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.
 4) Предложение 4 простое нераспространённое.
 5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.

ОГЭ. Литература -1

 Марафон по подготовке к ОГЭ по литературе. Изначально планируется, что уделять необходимо хотя бы 15 минут ежедневно. Исходя из этого, самостоятельно читаем или перечитываем произведения из кодификатора. Здесь публикую задания и отвечаю на вопросы.

День первый. Задания 1.1./1.2. Выполняете на выбор. Это прямой связный ответ на поставленный вопрос ( 3-5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на приведенный текст.

1.1. Что не принимает Печорин в представителях "водяного общества"?

1.2. Как портрет Грушницкого помогает понять суть его характера?


Прочитайте текст и выполните задания.

 

Спустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору; то были большею частию семейства степных помещиков: об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сертукам мужей и по изысканным нарядам жён и дочерей: видно, у них вся водяная молодёжь была уже на перечёте, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сертука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись.

Жёны местных властей, так сказать, хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты, они менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы, и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть,
секрет их неутомимой любезности. Подымаясь по узкой тропинке к Елисаветинскому Источнику, я обогнал толпу мужчин штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют  однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом: они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы; штатские носят светлоголубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжжи*. Они исповедывают глубокое презрение к провинцияльным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают.

Наконец вот и колодезь... На площадке близ него построен домик
с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли,  бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошенькие личика.  Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пёстрые шляпки любительниц уединения вдвоём, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку, или безобразную круглую шляпу. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними были два гувернёра с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи.

Я остановился, запыхавшись, на краю горы, и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать живописную окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос:

 Печорин! давно ли здесь?

Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня.

Грушницкий  юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложён, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто-прекрасное
не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект  их наслаждение; они нравятся романтическим провинциялкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами  иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду,
по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая
в самом деле есть только продолжение его собственной речи.

Он довольно остёр: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его
цель  сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель.  Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывёт отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит
и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..

Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать.

Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма: я уверен, что накануне отъезда из отцовской деревни он говорил с мрачным видом какой-нибудь хорошенькой соседке, что он едет не так, просто, служить, но что ищет смерти, потому что... тут он, верно закрыв глаза рукою, продолжает так: «нет, вы (или ты) этого не должны знать! Ваша чистая душа содрогнётся! Да и к чему? Что я для вас? Поймёте ли вы меня?..» и так далее.

Он мне сам говорил, что причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайной между им и небесами.

Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его
с женщинами: тут-то он, я думаю, старается!

Мы встретились старыми приятелями.

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-1

До экзамена по русскому языку осталось 76 дней. ОГЭ по русскому языку в этом году пишем в день рождения А.С.Пушкина, в день русского языка - 6 июня. Решила, что попробую устроить марафон подготовки к ОГЭ - каждый день 15 минут на русский язык, 15 минут на литературу. Задания буду выкладывать в группах для свих учеников, а здесь дублировать. Интересно, как долго я смогу выдержать?

День первый.

В открытом банке данных ОГЭ по русскому языку произошли изменения. Убрали 7 старых текстов, но добавили 9 новых. Вот с ними и будем знакомиться в первую очередь, тем более, что старые тексты вы, мои уважаемые ученики, конечно, уже изучили.

Предлагаю следующий порядок работы: прослушать изложение несколько раз ( два или три), прочитать текст изложения, выделяя главное и продумывая, какие способы сжатия можно было бы применить в каждом абзаце и даже в каждом предложении. Желающие могут текст записать по памяти ( самый лучший вариант) или пересказать  кому-нибудь, кто может оценить связность и понятность вашего пересказа, например, родителям. 

Прослушать можно здесь: https://oge.fipi.ru/docs/2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416/questions/09291267A6E281194D09ED7A8F23A705/img1_1678696843.mp3

Текст изложения:

Необычной была дружба этих двух людей — Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведённый вместе, -? 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пущина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.

После смерти Пушкина настал черёд Пущина одного за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.

Влияние личности и образа мысли Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце — всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда. (По Владимиру Владимировичу Кунину)

Источник: http://po-ushi.ru

Жду отчетов о ваших достижениях.

воскресенье, 15 января 2023 г.

День рождения А.С.Грибоедова


Если верить справочникам, то 15 января 1795 года родился Александр Сергеевич Грибоедов. Но любой учитель литературы, конечно, знает, что дата эта не подтверждается документально, что и сам Грибоедов в разных документах писал разные не только даты, но и годы своего рождения. Пусть так, но это же не отменяет возможности вспомнить такого интересного человека!

Стихотворение Дмитрия Кедрина "ГРИБОЕДОВ"

Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов…
Что ж осталось ему?
Честолюбие, холод и злость.
От чиновных старух,
От язвительных светских уколов
Он в кибитке катит,
Опершись подбородком на трость.

На груди его орден.
Но, почестями опечален,
В спину ткнув ямщика,
Подбородок он прячет в фуляр.
Полно в прятки играть.
Чацкий он или только Молчалин –
Сей воитель в очках,
Прожектер,
Литератор,
Фигляр?

Прокляв английский клоб,
Нарядился в халат Чаадаев,
В сумасшедший колпак
И в моленной сидит, в бороде.
Дождик выровнял холмики
На островке Голодае,
Спят в земле декабристы,
И их отпевает... Фаддей!

От мечты о равенстве,
От фраз о свободе натуры,
Узник Главного штаба,
Российским послом состоя,
Он катит к азиятам
Взимать с Тегерана куруры,
Туркменчайским трактатом
Вколачивать ум в персиян.

Лишь упрятанный в ящик,
Всю горечь земную изведав,
Он вернется в Тифлис.
И, коня осадивший в грязи,
Некто спросит с коня:
“Что везете, друзья?”
- “Грибоеда.
Грибоеда везем!” –
Пробормочет лениво грузин.

Кто же в ящике этом?
Ужели сей желчный скиталец?
Это тело смердит,
И торчит, указуя во тьму,
На нелепой дуэли
Нелепо простреленный палец
Длани, коей писалась
Комедия
“Горе уму”.

И покуда всклокоченный,
В сальной на вороте ризе,
Поп армянский кадит
Над разбитой его головой,
Большеглазая девочка
Ждет его в дальнем Тебризе,
Тяжко носит дитя
И не знает,
Что стала вдовой. 

1936

четверг, 12 января 2023 г.

Темы рефератов по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»

 

1.    День молодого дворянина начала 19 века ( по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

2.  . Правила дуэли (  по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

3.    Что ели столичные дворяне в начале 19 века? ( по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

4.    Особенности русской кухни поместного дворянства начала 19 века( по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

5.    Русские писатели и поэты на страницах романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

6.    Зарубежные писатели и поэты на страницах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

7.    Сон Татьяны Лариной и его символическое значение. ( по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

8.    Приметы и гадания в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

9.    Два письма ( сравнительная характеристика) ( по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

10.  Театр в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

11.  Изображение Москвы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

12.  Изображение Петербурга в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

13.  Исторические лица в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

14.  Русская природа романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

15.  Роль лирических отступлений в романе  А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

16.  Воспитание и образование молодого дворянина ( по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

17.   «Евгений Онегин» в музыке (Опера П.И.Чайковского).

18.  «Евгений Онегин» в кинематографе: удачи и провалы.

19.  Иллюстраторы «Евгения Онегина» в 19 и 20 веке.

20.  Зеркальная композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

21.  Положение русской дворянки в обществе (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

22.  Мода в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

23.  Особенности «онегинской строфы» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

24.  Имена и фамилии героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

 

 

Требования к рефератам: наличие титульного листа, списка использованной литературы, включая ссылки на электронные ресурсы, единообразие оформления работы (шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал 1,5), объем  - не менее 3 страниц. Срок выполнения до 01 февраля 2023 г. Выставляются 3 оценки: за раскрытие темы, за соблюдение требований к рефератам, за грамотность.

 

пятница, 2 декабря 2022 г.

Вчера был Островский, а сегодня - Лермонтов

Представляете, я не нашла в своих "ярлыках"  имени  М.Ю.Лермонтова. Не может быть, что я о нём ничего не писала, ведь это один из моих любимых писателей. Именно писателей - горячо люблю его "Героя нашего времени", а вот стихи люблю  меньше. Для уроков оставлю здесь стихотворение Булата Окуджавы.

 Встреча

Насмешливый, тщедушный и неловкий,

единственный на этот шар земной,

на Усачевке, возле остановки,

вдруг Лермонтов возник передо мной,

и в полночи рассеянной и зыбкой

(как будто я о том его спросил)

— Мартынов — что... —

он мне сказал с улыбкой. —

Он невиновен.

Я его простил.

Что — царь? Бог с ним. Он дожил до могилы.

Что — раб?.. Бог с ним. Не воин он один.

Царь и холоп — две крайности, мой милый.

Нет ничего опасней середин.

Над мрамором, венками перевитым,

убийцы стали ангелами вновь.



Удобней им считать меня убитым:

венки всегда дешевле, чем любовь.

Как дети, мы все забываем быстро,

обидчикам не помним мы обид,

и ты не верь, не верь в мое убийство:

другой поручик был тогда убит.

Что — пистолет?.. Страшна рука дрожащая,

тот пистолет растерянно держащая,

особенно тогда она страшна,

когда сто раз пред тем была нежна...

Но, слава богу, жизнь не оскудела,

мой Демон продолжает тосковать,

и есть еще на свете много дела,

и нам с тобой нельзя не рисковать.


Но, слава богу, снова паутинки,

и бабье лето тянется на юг,

и маленькие грустные грузинки

полжизни за улыбки отдают,

и суждены нам новые порывы,

они скликают нас наперебой...


Мой дорогой, пока с тобой мы живы,

все будет хорошо у нас с тобой...


Булат Окуджава, 1965

суббота, 12 ноября 2022 г.

Любимой учительнице посвящается

 Моей любимой учительнице - Улановской Валентине Ивановне - сегодня 85 лет. Крепкого ей здоровья, долгих лет жизни! Спасибо за все уроки, школьные и нешкольные, которые я от Вас получила, за помощь и поддержку, которую Вы оказывали мне и тогда, девчонкой, и когда я учительницей делала робкие шаги, и сейчас, когда я директор той школы, которой Вы руководили 33 года...


А в блоге оставлю исследовательскую работу, созданную совместно с моим одноклассником, тоже учителем нашей школы , и нашей общей ученицей - я вела в этом классе русский язык и литературу, а он - историю и обществознание.