Искусственный интеллект, анализируя, что я читала в 2024 году, выявил, что я очень люблю детективы. Детективы я, конечно, люблю, но не на столько. Просто серьезную литературу я читаю в бумажном варианте, а детективы можно и в электронном... Вот и следующий рассказ, автором которого является Валери Луи, детектив в миниатюре. Про автора практически ничего не узнала, информация в сети отсутствует... Но рассказ "Все предусмотрено" (42/100) хорош именно интригой, поскольку положительные герои отсутствуют, а мотивация отрицательных банально проста: месть и деньги. Хорошо, что зло наказано, а добро восторжествовало.
суббота, 4 января 2025 г.
четверг, 2 января 2025 г.
Продолжаю читать рассказы
С Новым 2025 годом всех, кто остался верен блогспоту, всех, кто иногда заходит в мой еле дышащий блог! В ноябре 2024 года моему блогу исполнилось 13 лет, очень хочется довести его хотя бы до 15-летия, а еще лучше до совершеннолетия... Самый продуктивный год в блоге был 2020, но это объясняется тем, что я использовала его для организации дистанционного обучения, самый непродуктивный - 2017, что объясняется сменой моей роли в образовании. Но я свой бложик нежно люблю, строю вокруг него планы и очень хочу, чтобы у меня были возможности для реализации своих планов. Этого же желаю и всем, кто ведет свои блоги на этой платформе!
Начать новый год в блоге решила не с подведения итогов года ( пока я для этого еще не созрела), не с планов на следующий год ( ох, у меня их много!), а с продолжения своего читательского проекта, посвященного рассказам. Такими темпами ( 40 рассказов в год!) я его еще года два реализовывать буду...
Артур Кларк "Девять миллиардов имён"(41/100) или в оригинале "Девять миллиардов имён Бога". Небольшой восьмистраничный рассказ известного американского писателя-фантаста позволяет рассуждать о многом. Тибетским монахам нужна современная вычислительная машина для того, чтобы найти 9 миллиардов имён Бога. И после этого наступит конец света. Два инженера, обслуживающие эту машину, случайно об этом узнают. Вот на этом противопоставлении восточного ( философского) и западного ( рационального) взгляда на жизнь строится рассказ. Для монахов конец света не страшен, потому что они воспринимают его как пустяки в силу своей веры. А инженеры просто не верят в то, что такое может быть. Автор упрекает инженеров в том. что они не способны заглянуть за рамки привычного, без этого невозможно движение науки. Финал рассказа дает возможность разным трактовкам, и обязательно наводит на строчки Маяковского: "Если звёзды зажигают - значит это кому-нибудь нужно?" А если звёзды гасят?
благодаря этому рассказу я узнала не только о самом Артуре Кларке, произведения которого я не читала ранее, но и об увлечении буддизмом в США в 50-60-е годы ХХ века, и о таком направлении в американской литературе, как битники. Иногда один рассказ - точка для длинной цепи размышлений, за что рассказы и люблю.
воскресенье, 27 октября 2024 г.
Планов громадьё
Вот и закончилась первая четверть нового учебного года, заканчивается осень, заканчивается год. Сегодня был тихий. спокойный день, когда я разрешила себе выбросить из головы разные проблемы, не прокручивать постоянно все те неприятности. которые были и которые еще будут. Да, я подводила итоги и строила новые планы на оставшиеся два месяца. Поскольку в блоге ( который выполняет роль дневника) я пишу в основном на очень узкий круг тем, то вот что должно остаться за сегодня.
1. Сегодня я наконец-то самостоятельно испекла блинчики. Не делала я этого лет 20 точно. Новая сковорода-блинница и силиконовая лопаточка творят чудеса. Но ограничения в еде по-прежнему в силе.
2. Начала читать и думаю, что сегодня и закончу книгу Ларисы Романовской "Брат дракона". Составила список книг, которые хочу прочитать. Еще и марафон со 100 рассказами надо завершить.
3.С интересом смотрю вроде бы непритязательный сериал "Провинциальный детектив". Фишка сериала в том, что одним из главных действующих лиц является библиотекарь Танечка, которая находит разгадку совершенного преступления в детективах, которые она когда-то прочитала. Уже были романы Агаты Кристи, Конан Дойла и Честертона. Смотреть продолжу. Составила список фильмов, которые надо посмотреть, пока есть такая возможность.
4. Обдумываю свое выступление на встрече с учителями-коллегами, посвященное ГИА.
5. Навещала родителей. Пусть будут они живы и здоровы еще много лет.
воскресенье, 14 апреля 2024 г.
Прочитано за две недели апреля
Состояние очередного внутреннего раздрая, когда ничего не хочется делать, все раздражают и бесят. Спасаю себя чтением. после марафона по рассказам второй сезон идет очень туго, можно сказать, что не идет. Во-первых, мне совсем не понравился первый рассказ, потом второй рассказ показался тоже каким-то слащаво-приторным, третий - вообще вызвал состояние раздражения... Пока не читаю рассказы, хорошо, что доступ к ним останется, и я их всё равно прочитаю.
Рассказ «Евгений, блин, Онегин», Иосиф Сигалов ( 38/100)Ожидала, что в начале нового сезона, тем более 1 апреля, будет что-нибудь юмористическое. Но такого не ожидала. Смешно? Мне было не смешно, а обидно, как и многим, за великий русский язык. Большое спасибо коллегам - нашли и этому рассказу применение! И на душе потеплело: ведь действительно, иногда бывает нужен такой рассказ для внеклассной работы, проекта, а не сразу найдешь. Но специально на него время тратить на уроке не буду - это точно.
воскресенье, 31 марта 2024 г.
Первый сезон завершен
Раскрываю карты и подвожу итог. С 1 по 30 марта я читала рассказы, принимая участие в челендже "Читаем с Андреем". Надо было прочитать 30 рассказов и написать о прочитанном. Все 30 рассказов прочитаны. Рассказы были разные, почти все были мне неизвестны, хотя многих авторов я знала. Особенно понравились "Страшная тайна", "Бумажный зверинец". "Можно попросить Нину" и "Кнопка, кнопка". Почти про все рассказы написала в блоге и в чате марафона. Это для меня большое достижение. Интересно было читать комментарии других участников челенджа и самого Андрея, у которого хватало времени отвечать каждому! Много идей почерпнула для уроков внеклассного чтения.
Во время челенджа практически случайным образом присоединилась к методическому клубу Елены Сергеевны Квашниной, в котором тоже обсуждают рассказы, только предназначенные для подростков, а затем составляют по ним методические материалы.
Пересмотрела свою почту, в которой есть рассказы от двух проектов "Smartfiction" и "Шуфлядка". А еще прочитала несколько рассказов на платформе "Прочитано". Думаю, что стоит, наверно, для достижения своей цели - 100 рассказов - и там рассказы почитать, а главное - об этом рассказать.
А пока впереди - апрель! И второй сезон челенджа "Читаем с Андреем". Что же интересного там будет? Об этом уже завтра.
Коротко
Напряженная рабочая неделя не позволила мне дописать впечатления от последних четырех рассказов в рамках марафона по прочтению рассказов. Поэтому сегодня совсем коротко.
Эмиль Золя "Жертва рекламы" (33/100). Рассказ чрезвычайно актуальный, несмотря на то, что написан в середине 19 века. Когда-то, в начале 2000 годов, один из высоких чинов из министерства просвещения заявлял, что задача образования - воспитать квалифицированного потребителя. Такого идеального потребителя и показывает Золя в образе Ландри. Отсутствие всякого критического мышления привело к тому, что Ландри стал верить рекламе, что и способствует его смерти. Как много сейчас вокруг тех, кто также верит рекламе, верит красивым картинкам о том, что "ты этого достойна", и попадает в зависимость от кредитов. Этот рассказ надо читать в школе, обсуждать и дискутировать...
Фредерик Браун "Вне игры" ( 34/100) Порабощенный страхом смерти и желанием продлить жизнь, ученый создает защиту от ядерного поля. Услышав о запуске атомной бомбы, он включает эту защиту и проводит 30 лет в одиночестве и раздумьях о том, что же случилось на Земле. Набравшись смелости, он выходит из своего купола и узнает, что на Земле не случилось ядерной катастрофы, все живут в новой реальности: без войн и правительств, имеют возможность стать моложе... Герой понимает цену своего выбора и снова готов бежать и прятаться. "Вне игры" - жизненная позиция, так схожая с "Премудрым пискарем" Салтыкова-Щедрина. Интересно было бы в 10 классе это прочитать: увидят ли ученики эту параллель?
Джеймс Хедли Чейз "Яблочное бренди" (35/100). Как не понравился мне Чейз в конце 90-х, когда им все увлекались, так и сейчас - не мое. Хотя вроде и сюжет интересный, но я не приемлю такого в литературе. И даже рассуждать не очень хочется об этом рассказе. По-моему, зло наказано, и это главное.
Денис Куприянов "Добро, зло и паладин". (36/100) Рассказ точно не для детской и подростковой аудитории. Как белое сделать черным, а черное- белым - об этом рассказ. Я не поняла замысла автора: это восхищение или разоблачение? Если точки над i не расставлены, то как это воспринимать? Хотя нельзя не признать в чем-то правоту автора...
воскресенье, 24 марта 2024 г.
Что такое счастье?
Луиджи Пиранделло "Черепаха" (32/100) - очередной глубокий и неоднозначный рассказ в марафоне "30 рассказов за 30 дней" Немного об авторе. Луиджи Пиранделло- итальянский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии 1934 года. Родился в 1867 году, умер в 1936 году. Мастер короткого рассказа.
Рассказ "Черепаха" достаточно известный, к нему часто обращаются школьный учителя, но я прочитала его впервые. Мне рассказ показался очень и очень грустным. Некий мистер Мишкоу получает в подарок от друга, верящего в то, что черепахи приносят счастье, черепаху. Сам Мишкоу назван особой впечатлительной. С одной стороны, ему безразлично, что на улице на него смотрят прохожие, с другой, он до дрожи боится, что черепаха выпустит ему на руку свои лапы... Но чем больше знакомишься с Мишкоу, тем большей симпатией к нему проникаешься: он осторожен с черепахой, он ее не может выбросить, оставить одну, без присмотра на улице, он склонен замечать красоту окружающего мира, склонен задумываться над вопросами философскими, например, о сочетании тела и души... В конце концов он понимает, что одинок в своей семье, где жена - "красивая фарфоровая статуэтка", а дети высохшие на корню. Он действительно напоминает шукшинских чудиков. Только мир Шукшина светлее...
Меня особенно поразил контраст между отцом и детьми, и вообще то. как изображены дети в рассказе. У них тяжелый-тяжелый взгляд свинцовых глаз, старческие глаза, они рождаются столетними, как черепахи... Мотив старости детей, их жестокости, старения еще до появления на свет повторяется неоднократно. Дети уже устали жить - они не радуются появлению черепахи, а обращаются с ней действительно как с камнем. Что ждет мир, если дети такие?
Линия гибельности мира продолжена тем, что Мишкоу пытается найти комфортное для черепахи место, но магазин закрыт, полицейский не разрешает оставить черепаху на клумбе... Живому существу, безобидному и практически не доставляющему хлопот, нет места в этом городском мире комфорта.
Но необходимость выбора между женой и черепахой становится поворотным моментом для Мишкоу. Он осознает, что все это время брака, все 9 лет он не жил, а мучался. И он возвращается с черепахой домой, а жена уходит из дома, видимо, забрав и детей. Финал символичен и трагичен: Мишкоу радуется, хлопая в ладоши, наблюдая за ползущей черепахой в одиночестве и повторяет: "А счастье вот оно, счастье-то." Наверно, для героя, освободивщегося от тяжкого груза семейной жизни, настало счастье. Но разве это счастье?
Идеи других участников марафона:
1.Лет 15 назад читали этот рассказ на уроке. Идеальный пример для ответа на вопрос: "Что такое счастье?"
Черепаха - барометр человеческих отношений.
Что мы видим в этой филигранной новелле:
-отношение к реальной действительности,
-занимаемое природой в нашей жизни место,
-понятие истинной свободы,
-смысл человеческого существования,
-отношение к миру денег,
-проблемы современного восПИТАНИЯ...
Чем "напитаны" дети семьи? Кем все это в них вложено, взлелеяно?
Почему события происходят в Нью-Йорке? Да потому что уже тогда Пиранделло для себя определил, что этот город - бизнес-центр планеты Земля, а США - страна образцового благополучия. Что автор этим сказал? Перед нами город сумасшествия... Колосс на глиняных ногах! Кому это все чуждо? Герою и черепахе, поэтому теперь они "счастливы вместе".
Кто победит в схватке "природа-человек"? Неясно. Хотя понятна гуманная позиция автора.
Я в восторге от аллегорических приемов в рассказе. Герой стремится развить в детях ответственность, интерес, заботу, но это все разбивается о скалы их детского равнодушия...
А этот вояж по городу? Некуда пристроить черепаху!!! Некому!!! Ужас!
"Черепаха" - приговор системе воспитания!!!
Какое же это счастье - быть самим собой!!!
Если кто урок будет проводить (можно в 6-7), найдите урок по критическому мышлению Побережной Ольги Ефимовны "Технология развития критического мышления" - там отлично предложено чтение с остановками (нашла его летом, буду в этом году брать с 6 для проведения идею)
суббота, 23 марта 2024 г.
А вы верите снам?
Ирвин Шоу "Век здравомыслия" (31/100). Странный рассказ. Рой, инженер, считающий себя здравомыслящим человеком, не верящий в приметы и гадания, в судьбу и предопределенность будущего, видит сон с четко указанной датой - 14 мая. Почему-то он запоминает эту дату, то ли потому, что она для него ничего не значила, то ли потому, что сон показался ему кошмарным. Рой боится летать на самолетах, всегда испытывает тревогу, когда летит, а летать ему приходится много и часто. У Роя не совсем простые отношения с женой - она его ревнует и считает, что он достаточно ветренный человек. И Элис выбирает именно 14 мая для того, чтобы прилететь к нему вместе с дочерью. Рою переубедить жену не удается - он не может объяснить ей, почему ей нельзя лететь 14 мая. Но он не оставляет попыток и буквально перед вылетом звонит в аэропорт и узнает, что самолет уже взлетел. Финал не то, что открытый, а оборванный...
О чем же предлагает поразмышлять автор? Сложно сказать. О доверии друг другу? Ведь если бы Рой все рассказал Элис, может быть, она бы изменила свое решение... А может, и не изменила, ведь сон - это нечто эфемерное, а вера Элис в то, что муж хочет развлекаться с другими женщинами очень сильна. Рассказ называется "Век здравомыслия". И это еще одна загадка рассказа: если воспринимать это название прямо, то выходит, что не стоит Рою терзаться, нужно здраво воспринимать всё случившееся, сон-это только сон... А вдруг в названии ирония? Мол, все стали разумными, не обращают внимания на знаки, не верят в судьбу, а она есть... В итоге, это всё же о невозможности человеку планировать завтрашний день, поэтому и финал открытый
Это второй рассказ Ирвина Шоу в этом марафоне. О первом можно прочитать здесь.
"Я тебя искал, искал" Ирвин Шоу
пятница, 22 марта 2024 г.
Тонкий юмор Моэма
Легкий, юмористический рассказ с "бродячим" сюжетом. Сомерсет Моэм "Завтрак " ( 30/100)
Написан вкусно, вкусно по слогу и стилю, вкусно, потому что о французском завтраке с описанием множества блюд, съеденных героиней рассказа. Захотелось все же прочитать Моэма, книга лежит уже третий месяц, может, когда-нибудь прочитаю. Совсем недавно читала, по-моему, рассказ Аверченко с таким же сюжетом, но главный герой был действительно скряга и в итоге всё же не выдержал такого разорения от гостя, начал кричать, пришел в бешенство. Насколько же тоньше и изящнее рассказ Моэма!
Цитирую понравившиеся высказывания коллег: Рассказу в этом году 100 лет - недавно брала его - проводила для молодых специалистов по функциональной грамотности урок. Взяла к нему "Аристократку" Зощенко. Было здорово, даже фрагмент разыграли "Чувство легкого недоедания")))Забавный остроумный юмор всегда в сердце попадает. Но такова плата за желание послушать о себе)))Герои наши антиподы. Этика и бестактность. А главная наука - научиться говорить "нет!"И, конечно, фееричный финал!!! Отмщен!!! P.S.: Как Суворов говорил? "Завтрак съешь сам!..." и я перевела 300 фунтов в кг... это 136 кг 👏👏👏 Отмщен!!!
Трусость- самый страшный порок
Так получилось, что вчера у меня была возможность только прочитать рассказ, а написать о нем уже не было сначала возможности, а потом сил. Рассказ Хорхе Луиса Борхеса "Форма сабли" (29/100) тоже о проблеме предательства и трусости. Напоминает сразу два рассказа, прочитанных в рамках марафона, - " Я не был на войне" и "Яйцо". Поразительно, но Борхес использует тот же прием, что и Фицджеральд, - в конце рассказчик оказывается не тем, за кого он выдавал себя в начале рассказа. Но у Борхеса, по моему мнению, рассказчик, совершивший подлость, все же раскаивается. Об этом говорят его поступки: он уехал далеко-далеко от места свой подлости, никому не рассказывается о том, что произошло, кроме редких, крайних случаев, рассказывает незнакомым людям, которым он мог бы и соврать, но все же открывает правду.
Мне показалось странным, зачем в рамках марафона брать два очень близких рассказа, близких не только по теме, но и построению, и сюжетным ходам. Всё же хотелось большего разнообразия, особенно в плане обращения к русской литературе... Эти мои небольшие бурчалки скорее для того, чтобы спланировать свой марафон по рассказам для старшеклассников.
Понравилась идея ( советы коллег):
Возьму в работу оба рассказа «Я никогда не был на войне» и «Форма сабли», поделю детей на группы, воспользуемся диаграммой Венна, ученики поделятся историями своих героев и придут к выводам.
Сегодня я подумала об итоговом сочинении с использованием цитат о трусости из разных произведений. Но! Слово «трусость» будет затерто для учащихся, и им предстоит догадаться самостоятельно, о каком понятии идет речь во всех цитатах.
Напрашивается урок-разговор с Борхесом(ведь не так много у нас писателей, не написавших, кроме рассказов, ни одного романа или повести, но чье творчество так популярно), после которого я бы завела "Диалог с самим собой". Обязательно дала бы ещё детям прочитать "Розу Парацельса"(на ура заходит с 8 кл; проводила урок "Путь есть Камень", конечно, начав с вращения розы живой, с шипами, в руках). Познакомила бы детей и с понятием "число Борхеса"(почитали бы "Вавилонскую библиотеку")..
среда, 20 марта 2024 г.
Сюжет для голливудского фильма
Артур Порджес-- американский писатель-фантаст и автор детективов. Сегодня читаю его рассказ "Погоня"(28/100)
Рассказ динамичный, даже увлекающий. Сильный человек, не сдающийся и в итоге выигравший, хотя и случайным образом. Да, человек привык считать себя "царем природы", а тут появилось нечто, что выше него, что может его уничтожить. Интересно, что руум ведь не побежден, он просто оставляет человека в покое как не прошедшего некий отбор. И несмотря на вроде бы счастливый конец, нет ощущения точки. Погоня всё же не завершена, а лишь приостановлена.
Можно говорить о силе духа Джима, и это бесспорно. Но на урок я бы с таким рассказом не пошла, в русской литературе, даже скорее советской, есть более яркие примеры мужества и стойкости. Американский рассказ в жанре научной фантастики. Кино кстати, получилось бы отличное, голливудское: отважный герой, выполняющий важную миссию, встречает нечто, сражается с ним, спасается, но не побеждает - есть возможность снять второй фильм!
Но заинтересовала строка из биографии Поржеса, что в детективах в роли сыщиков у него выступают ученые, а объяснения он находит из области научных истин. Захотелось прочитать...
вторник, 19 марта 2024 г.
Нежность?
В каждом письме ( а всего их пять) вроде бы говорят о любви. Женщина старше своего возлюбленного принимает решение расстаться, мотивируя тем, что так будет лучше для обоих. Почему? Мы не знаем: то ли против их брака его родители, то ли это была какая-то постыдная связь... Мы читаем одно письмо, написанное через год, другое, написанное через пять... Вроде бы словами говорят: видишь, всё хорошо и у тебя, и у меня... Но если всё хорошо, то зачем напоминать о себе? Зачем мучать человека, у которого всё, может быть, уже отболело? А если не отболело? Зачем сыпать соль на рану? Это уже не любовь, а эгоизм. И последнее письмо проливает свет правды на всю историю. Но это не смогло изменить моего отношения к героине...
Литературные параллели:
Бунин «Чистый понедельник», Юн Фоссе "Я не мог тебе сказать"
Кинематограф:
фильм «P.S. Я люблю тебя», фильм "Нежность" 1966
Стихи:
Современник Анри Барбюса Николай Асеев писал:
Нет, ты мне совсем не дорогая!
Милые такими не бывают…
Сердце от тоски оберегая,
Зубы сжав, их молча забывают.
Вспомнилось стихотворение В. Тушновой:
Я стою у открытой двери,
Я прощаюсь, я ухожу.
Ни во что уже не поверю, -
Все равно напиши, прошу!
Чтоб не мучиться поздней жалостью,
От которой спасенья нет,
Напиши мне письмо, пожалуйста,
Вперед на тысячу лет.
Не на будущее, так за прошлое,
За упокой души,
Напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши!
понедельник, 18 марта 2024 г.
Как возникает ненависть?
Рассказ Альберто Моравиа ( 28/100) . Хотя рассказ называется "Идеальное убийство", хотя рассказчик с такими подробностями рассказывает о своей ненависти к тому, кого считает всё равно другом, хотя делится подробностями задуманного преступления, есть ощущение, что убийства не случится. Оно и не происходит. Смерть словно переодевается в карнавальный костюм, чтобы предупредить обоих: одного о том, что не надо предавать, другого - что не надо убивать. И оба понимают этот намек. Интересно и описание процесса возникновения такой сильной ненависти, что можно дойти до убийства. И причина вроде бы не столь серьезная, на первый взгляд, а ведь план уже был и не реализован он случайно. Чужая душа- потемки...
Литературные параллели: Рэй Бредбери "Всё мои враги мертвы", Стейнбек «Зима тревоги нашей», Пушкин "Выстрел", Лесков "Леди Макбет Мценского уезда", да и "Преступление и наказание" Достоевского