Здравствуйте, мои дорогие десятиклассники!
Сегодня мы проводим урок русского языка в такой форме - форме "перевернутого класса". Это значит, что вы выполняете задания, изучаете предложенный материал самостоятельно, а на уроке мы посвятим время практической работе и ответам на ваши вопросы.
Тема урока: "Имя прилагательное
( обобщение)"
1.Но сначала наше традиционное задание: работа со словарными словами. Запишите в тетрадь лексическое значение данных ниже слов, запомните их правописание.
Блок № 9: дефект, мегера, рецензия, резерв, эфемерность, деноминация, пьедестал, магнетизм, мезонин, пантеон, плеяда, десятеричный.
2. На прошлом уроке мы говорили об имени существительном и способности имен собственных становится именами нарицательными. Перейдите по ссылке и запишите в тетрадь слова, которые произошли от фамилий или были когда-то именами собственными.
http://bibliokniga115.blogspot.com/2019/01/18-slov-iz-russkogo-yazyka-kotorye-na-samom-dele-yavlyayutsya-familiyami.html
3. А теперь просмотрите видео ролик и вспомните признаки имени прилагательного. В тетрадях нарисуйте интеллект-карту или кластер по теме "Имя прилагательное как часть речи".
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Jh51BPahOlI
4. Прочитайте текст и выполните в тетради задания, которые даны после текста.
Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Мы же теряем его, пользуясь военно- поэтической терминологией, пядь за пядью.
Сегодня мы проводим урок русского языка в такой форме - форме "перевернутого класса". Это значит, что вы выполняете задания, изучаете предложенный материал самостоятельно, а на уроке мы посвятим время практической работе и ответам на ваши вопросы.
Тема урока: "Имя прилагательное
( обобщение)"
1.Но сначала наше традиционное задание: работа со словарными словами. Запишите в тетрадь лексическое значение данных ниже слов, запомните их правописание.
Блок № 9: дефект, мегера, рецензия, резерв, эфемерность, деноминация, пьедестал, магнетизм, мезонин, пантеон, плеяда, десятеричный.
2. На прошлом уроке мы говорили об имени существительном и способности имен собственных становится именами нарицательными. Перейдите по ссылке и запишите в тетрадь слова, которые произошли от фамилий или были когда-то именами собственными.
http://bibliokniga115.blogspot.com/2019/01/18-slov-iz-russkogo-yazyka-kotorye-na-samom-dele-yavlyayutsya-familiyami.html
3. А теперь просмотрите видео ролик и вспомните признаки имени прилагательного. В тетрадях нарисуйте интеллект-карту или кластер по теме "Имя прилагательное как часть речи".
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Jh51BPahOlI
4. Прочитайте текст и выполните в тетради задания, которые даны после текста.
Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Мы же теряем его, пользуясь военно- поэтической терминологией, пядь за пядью.
Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». Хуже, когда от современных школьников узнаешь, что «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» - участвующий в популярной телеигре. Горьковское предложение «он был бос» понимается как «он был начальник». А почему при этом «в вытертых штанах»? Да именно потому, что «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!
Но, может , самое грустное, что дети не понимают значений важнейших слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» - им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». Даже Эллочкин словарь богаче. «Людоедке» из «12 стульев» нужно было тридцать.
Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что невежественный человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и , наоборот, знающий его непременно станет самым добрым. Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас подлинным народом. Напоминаю еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык…»
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в зыбучий песок. Почему? Чтобы найти ответ, надо вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители сегодня разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего. И сегодня воевать за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.
- Какова тема и идея этого текста? Как можно озаглавить?
-Выпишите из текста прилагательные в составе словосочетаний, относящиеся к разным лексико-грамматическим разрядам.
-В каких формах употреблены прилагательные в тексте? Приведите примеры.
-Какова синтаксическая роль кратких прилагательных? Прилагательных в различных формах степеней сравнения? Приведите примеры из текста.
-Найдите в тексте существительные, образованные путём перехода из прилагательных.
- О чем это рассуждение? Какую проблему поднимает в нем автор? Какова его
позиция?
- Разделяете ли вы точку зрения автора? Почему? Докажите свою позицию.
На этом наш урок завершен. Записи, сделанные вами во время выполнения заданий урока, должны быть предоставлены учителю.
В комментариях прошу написать о своих впечатлениях от такой формы урока: было трудно или легко, интересно или нет, что вызвало затруднения, нужно ли проводить уроки в такой форме.