понедельник, 28 января 2019 г.

"Перевернутый класс": урок для 10 класса

Здравствуйте, мои дорогие десятиклассники!

Сегодня мы проводим урок русского языка в такой форме - форме "перевернутого класса". Это значит, что вы выполняете задания, изучаете предложенный материал самостоятельно, а на уроке мы посвятим время практической работе и ответам на ваши вопросы.

Тема урока: "Имя прилагательное
 ( обобщение)"

1.Но сначала наше традиционное задание: работа со словарными словами. Запишите в тетрадь лексическое значение данных ниже слов, запомните их правописание.
Блок № 9: дефект, мегера, рецензия, резерв, эфемерность, деноминация, пьедестал, магнетизм, мезонин, пантеон, плеяда, десятеричный.

2. На прошлом уроке мы говорили об имени существительном и способности имен собственных становится именами нарицательными. Перейдите по ссылке и запишите в тетрадь слова, которые произошли от фамилий или были когда-то именами собственными.

http://bibliokniga115.blogspot.com/2019/01/18-slov-iz-russkogo-yazyka-kotorye-na-samom-dele-yavlyayutsya-familiyami.html

3. А теперь просмотрите видео ролик и вспомните признаки имени прилагательного. В тетрадях нарисуйте интеллект-карту или кластер по теме "Имя прилагательное как часть речи".

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Jh51BPahOlI

4. Прочитайте текст и выполните в тетради задания, которые даны после текста.

Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Мы же теряем его, пользуясь военно- поэтической терминологией, пядь за пядью.
     Ладно, когда дети  «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». Хуже, когда от современных школьников узнаешь, что  «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» - участвующий в популярной телеигре.  Горьковское предложение  «он был бос» понимается как «он был  начальник». А почему при этом  «в вытертых штанах»? Да именно потому, что  «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!
    Но, может , самое грустное, что дети не понимают значений важнейших слов «благородный», «самоотверженный», а также  «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» - им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». Даже Эллочкин словарь богаче. «Людоедке» из «12 стульев» нужно было тридцать.
   Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что невежественный человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и , наоборот, знающий его непременно станет самым добрым. Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас подлинным народом. Напоминаю еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык…»
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в зыбучий песок. Почему? Чтобы найти ответ, надо вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители сегодня разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего. И сегодня воевать за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.
- Какова тема и идея этого текста? Как можно озаглавить?
-Выпишите из текста прилагательные в составе словосочетаний, относящиеся к разным лексико-грамматическим разрядам. 
-В каких формах употреблены прилагательные в тексте? Приведите примеры.
-Какова синтаксическая роль кратких прилагательных? Прилагательных в различных формах степеней сравнения? Приведите примеры из текста.
-Найдите в тексте существительные, образованные путём перехода из прилагательных.

- О чем это рассуждение? Какую проблему поднимает в нем автор? Какова его 
позиция?
- Разделяете ли вы точку зрения автора? Почему? Докажите свою позицию.

На этом наш урок завершен. Записи, сделанные вами во время выполнения заданий урока, должны быть предоставлены учителю. 

В комментариях прошу написать о своих впечатлениях от такой формы урока: было трудно или легко, интересно или нет, что вызвало затруднения, нужно ли проводить уроки в такой форме.

суббота, 12 января 2019 г.

Хорошие привычки для учителя. Неделя вторая.

Прошла первая неделя внедрения хороших привычек. Об этом можно прочитать первый пост здесь.
Пока я была дома, с тем, чтобы пить воду всё было более-менее хорошо: я умудрялась выпивать до 5 стаканов воды. Для этого пришлось по дому развесить напоминания: "Выпить воды", "Встала - выпила воды. Перед обедом и ужином - выпей воды". Я даже нашла специальный трекер в интернете и статью о том, как надо постепенно приучать себя к воде. Кому интересно, можете заглянуть сюда. Оказывается, не только для меня это проблема! Но стоило выйти на работу, и всё стало намного сложнее. Я просто не помню о то, что надо выпить воды, хотя я даже специально принесла воду на работу, ту, что повкуснее. Хотела настроить напоминания в телефоне, но пока не получается сделать так, как надо. В общем, продолжаю внедрять.
Со второй привычкой - вести дневник- тоже всё не просто. Писала в блог ( он у меня заменяет дневник) и отдельно собирала позитивки ( об этом тоже как-нибудь расскажу). № поста были опубликованы, и это уже хорошо. Если удержу хотя бы такой ритм, то это будет хорошо. Каникулярная активность прибавила мне читателей, поэтому ожидания надо оправдывать.

А теперь две новые привычки, но про старые не забываю.
3. Спите вдоволь. 
Я отлично знаю ото, как необходим организму качественный сон.Но, к сожалению, последний год и даже полтора у меня постоянно проблемы со сном. То я не могла заснуть, то теперь я засыпаю сразу стоит мне принять удобное горизонтальное положение, но просыпаюсь в 2-3 часа ночи и не могу заснуть. Если я сумею решить эти проблемы, но привычка действительно будет замечательная.
В книге советуют:
1.оптимизировать среду для сна: освещение, температуру, влажность воздуха, одежду для сна  (с этим всё нормально)
2. придерживаться определённой процедуры отхода ко сну ( с этим тоже ок, засыпаю я хорошо)
3. избегать стимуляторов в виде сахара, кофеина, алкоголя, курения ( стоит, наверно, обратить внимание на сахар, с остальным проблем нет)
4. не есть позже 21 ч и менее чем за два часа до сна и не пить много воды в течение 3-4 часов до сна. (тоже всё нормально) 
Выходит, что у меня и так всё неплохо, но почему в итоге я сплю 5 часов?
Начинаю следить за сном!

4. Пусть музыка звучит! Музыка играет важную роль в жизни человека, в борьбе со стрессами, поэтому предлагается как можно чаще слушать разные музыкальные композиции, создавать музыкальные коллекции, играть на музыкальных инструментах и петь, устраивать музыкальные вечеринки. Попробую составить свою музыкальную коллекцию, чтобы слушать её везде. Может быть, кто из читателей посоветует свою любимую мелодию?

Итак, следующая неделя под девизом: "Больше музыки!"


А как Вы считаете, это хорошие привычки для учителя?




среда, 9 января 2019 г.

Что вы читаете на этой неделе? Наринэ Абгарян

Вот и прочитаны первые книги в этом году. Пришло время рассказать о них. 
По плану нужно было прочитать:
 1. Наринэ Абгарян " С неба упали три яблока"
2. Савако Ариёси "Кинокава"
3. Дэн Роэн "Визуальное мышление"
4. Один номер журнала "Литература"
Наринэ Абгарян
5. Один номер журнала "Управление школой"

Несмотря на большое вроде количество свободного времени, прочитано далеко не всё.
Прочитаны в первую очередь художественные произведения.
Читаю Наринэ Абгарян не впервые. Когда-то были прочитаны ее книги о Манюне, смешные и до боли узнаваемые по сохранившимся воспоминаниям о советском детстве. В книге "С неба упали три яблока" Н.Абгарян другая. История Анатолии Севоянц и Василия Кудаманц - это часть истории деревни, затерянной высоко в горах. Деревня вроде бы отрезана от мира, но по единственной дороге, что соединяет её с долиной, всё равно приходит то, что не позволяет ей жить в мире, и не только по дороге. Начиная читать, сначала не понимаешь, о каком времени идет речь, и даже дочитав до конца, не можешь точно ответить на этот вопрос. И это символично, потому что жизнь человеческая грустна и печальна в любое историческое время. Всюду ждут человека беды, и сил, чтобы противостоять смерти, приходящей от природы (засуха и голод) или от общества ( войны), у человека мало. Поэтому судьба каждого, выжившего и дожившего до преклонных лет, достойна поэмы. И автор любовно описывает этих стариков, как ювелир поворачивает драгоценный камень на свету, чтобы показать всю его красоту. Хотя в книге почти нет национального колорита, всё же он есть за счет замечательных армянских блюд: статок вечера провели утверждая перечень блюд – очень хотелось накрыть такой стол, чтобы порадовать новоиспеченных родителей. Остановились на хохобе из индюшатины, фасолевом паштете, гусе, запеченном с сушеным кизилом, салате из отварного куриного мяса с толчеными грецкими орехами, а также жареных ломтях малосольной брынзы в кляре из кукурузной муки и белого вина. На сладкое определили кркени – специальную гату, которую пекли исключительно в золе и подавали к столу по самым важным датам."
Несмотря на вроде бы оптимистичный конец - рождение маленькой Воске - не веришь в продолжение жизни в этой деревне. И понимаешь, что такая участь ждет не только армянскую деревню, но и нашу российскую. Ведь только за мою сознательную жизнь практически перестали существовать на территории нашего района около 7 сел.
Анатолия, уже приготовившая себе смертное в начале книги, возится с рожденной ею дочкой в конце. Всё хорошо. Или всё же нет?
Книга, написанная в стиле магического реализма, полна таинственного и мистического: "синие столбы",белый павлин, щель в стене дома, буквы К и В в оградке, само рождение ребенка почти шестидесятилетней женщиной. Судьба рядом с нами - напоминает автор, но делаем её всё же мы сами. Доброта и человеческое тепло стариков согревает и дает надежду, что пока  они живы, мир не сорвется в бездну бесчеловечности. Но будем ли мы такими стариками?

Прочитана и книга Савако Ариёси "Кинокава".Но о ней в другой раз. Сегодня и так получилось "много букв".

Книгу под № 3 заменила чтением книги Дэйва Берджесса "Обучение как приключение". Осилила и номер журнала "Литература".

На этой неделе (09.01-16.01) читаю:
1. В.Шишков "Угрюм-река"
2. Д.Бёрджесс "Обучение как приключение"
3. Журнал "Управление школой"

О том, что читают мои коллеги-блогеры, я знаю, потому что с удовольствием читаю отзывы о книгах во многих блогах, но всё же задам традиционный вопрос: А что вы читаете на этой неделе?

вторник, 8 января 2019 г.

Еще раз о дисциплине в классе

Вот и закончились новогодние праздники, завтра на работу. Просматривая статистику блога, я заметила, что самым популярным сообщением за декабрь 2018 года у меня был пост, посвященный дисциплине в классе "Дисциплина в классе: как создать рабочее настроение". И решила продолжить эту тему. Кто еще не видел пост, написанный ранее, прочитайте его, иначе трудно будет понять, о чём я.
Сначала замечу, что с дисциплиной в пятом классе действительно стало лучше, хотя в конце четверти мы уже почти не устраивали соревнований между учителем и учениками. Две конфетки так и остались в баночке, т.е. ученики, по их мнению, проиграли. Но мы же с вами, дорогие учителя, знаем, что они выиграли... в знаниях.
Но, как обычно это бывает, есть в классе один-два ученика, которые нарушают дисциплину больше других. Для них приходилось вводить индивидуальную шкалу нарушений. На листе бумаги или просто на доске я рисовала лестницу в 3-4 ступеньки.На верхней ступеньке фишка, обозначающая ученика-нарушителя, на последней - акула. Чем больше нарушений, тем ближе опасность попасться в зубы акуле. Что будет потом, когда акула проглотит нарушителя, я, честно говоря, не придумала, но странным образом до крайности дело не доходило. Наверно, никто не хочет быть хуже других...

Но начинается новая четверть, а значит, надо придумывать что-то новенькое. Например, банку с наградами я хочу модифицировать: складывать в нее маленькие конфеты за выполнение определенных правил и заданий. 
Какие можно выдвинуть условия? 
Все пришли вовремя на урок - конфетка.
Все выполнили домашнее задание - конфетка. Кстати, проверить, написано ли домашнее задание в тетради у учеников, можно попросить очень ответственного и честного ученика - у меня такой человек есть.
Все выполнили задание под цифрой ( определенный вид разбора) - конфетка.
Ученик верно выполнил задание - конфетка. Отметки он может и не получить, если задание небольшое или несложное. Но вклад в общее дело будет.
В конце урока проверить соблюдение ранее установленных правил - и добавить еще несколько конфеток.
А баночку сделать с разметкой: урок-кино, урок на улице, урок в библиотеке... Подскажите, коллеги, что-нибудь интересное...

И еще одна задумка с фишками из конструктора Лего ( так интереснее, но можно и просто фишки из бумаги). Каждый ученик получает определенное количество фишек, например, пять. Нарушил правила - отдал фишку учителю. Сохранил все фишки - имеешь право на какое-то послабление при выполнении домашнего задания.
Хочется воспитывать в детях не только самостоятельность, но и ответственность. Можно ли обойтись только пряником? Думаю, что нет. Действовать только кнутом - вообще не рассматривается. Быть безразличным - как идёт, так пусть и идет - тоже не способствует формированию ответственности в человеке. Понимаем, что с дисциплины учебной начинается дисциплина трудовая. 
Но главное мое правило неизменно: если ученикам на уроке интересно, то проблем с дисциплиной не бывает.

А какие фишки для поддержания дисциплины на уроке используете Вы? Нужно ли добиваться дисциплины? Или это отголоски авторитарного прошлого?
Р.S. Еще раз спасибо Артёму Морозову.
А еще можно посмотреть это небольшое видео от Надежды Ивановой.