пятница, 10 января 2020 г.

Лайфхаки для ЕГЭ

Уже скоро... ЕГЭ по русскому языку. Решила собрать для своих одиннадцатиклассников  некоторые лайфхаки для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку.

Первый и главный лайфхак: УЧИТЬ! ГОТОВИТЬСЯ !ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТЫ! ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ!
А теперь по мелочи:

Задание 1. Помните, что в этом задании должно быть два ответа. Эти два предложения по смыслу должны быть практически одинаковыми.Ищите одинаковые предложения. 

Задание 3. Помни, что надо найти не значение данного в задании слова, а то значение, в котором это слово употреблено в указанном предложении.

Задание 4. Выпиши из орфоэпического словника слова, в которых ты обычно ставишь ударение неправильно. Сделай карточки с этими словами и размести их на видном месте, чтобы выучить.

Задание 8. Помни, что при выполнении этого задания помогают слова-маркеры. Это слова,  заключенные в кавычки и являющиеся названием чего-либо; слова "все, кто" и "те, кто"; предлоги согласно, благодаря и др., союзы "не только, но и" Также советую начинать с поиска предложения с типом ошибки, наиболее тебе понятной. Хотя бы один балл наберешь)))

Задание 9. Не надо вставлять буквы во все слова задания. Если нужно найти ряд со словами, в которых есть безударная проверяемой или непроверяемая гласная, то увидев в ряду слово с чередующейся гласной, вариант с чередованием сразу вычеркиваем.

Задание 13. В этом задании ищем слово, которое пишется с не слитно. В этом задании всегда будет только слитно. И этот вариант только один. 

Задание 14. Нужно найти предложение, в котором ОБА  выделенных слова пишутся СЛИТНО. Если вы уверены, что одно из слов точно пишется раздельно, вычеркивайте этот вариант. 

Задание 15. Действуй с опорой на речь. Когда при произнесении слова , язык можно долго прижимать к нёбу и  он там хорошо и долго держится, пишем "НН". Хотя правила тоже знать не мешает!!!

Задание 17. Здесь есть причастные и деепричастные обороты. Во-первых, учимся слышать паузы и ставить на их месте знаки препинания. При этом помним, что причастный оборот выделяется запятыми, если стоит от определяемого слова ( существительного или местоимения) справа. Деепричастный оборот  отвечает на вопрос что делая? что сделав? и выделяется запятыми всегда.

Задание 18. Помни, что к вводным словам задать вопрос нельзя. Делай опору на речь! Вводный оборот всегда интонационно обособлен, т.е. есть паузы. Нет пауз - нет запятых.

Задание 19. Находим слово который. С него может начинаться придаточное предложение, либо это слово находится внутри придаточного предложение. Проверь обе версии: найди  существительное и задай вопрос какой? Ответив всей фразой, ты найдешь придаточное предложение и выделишь его двумя запятыми, если оно внутри основного предложения, или одной запятой, если придаточное в конце предложения.  Помни о паузах!

Задание 20. В 90% случаев запятые ставятся на месте всех четырех цифр.

Задание 25. Помни, что в ответе не может быть первого из указанных предложений.

Задание 26. Все выразительные средства языка делятся на лексические и синтаксические. При выполнении задания пометьте, к каким относятся данные вам термины. Это поможет выполнить задание, ведь в тексте рецензии можно встретить слова: лексическое средство, троп, синтаксическое средство.

Задание 27. Выучи шаблон сочинения, "заточенный" под критерии: проблема, пример 1, пояснение, пример 2, пояснение, связка, позиция автора, я разделяю позицию автора, вывод.

Уважаемые коллеги! Пояснения для вас: материал собран из разных источников, может, не совсем научно объясняется, но понятно для самых-самых, которым тоже надо сдать. 

А какие лайфхаки есть у вас, особенно к тем заданиям, о которых я не написала?

четверг, 9 января 2020 г.

Хорошие привычки для учителя. Неделя третья.

В начале 2019 года я начинала "новую жизнь". Обычные новогодние обещания самой себе... Об этом можно прочитать в старых постах "Хорошие привычки для учителя" и 

"Хорошие привычки для учителя. Неделя вторая." Это всё было начало года.А потом - обычная история: закрутило, завертело... Но хочется продолжения, потому что с возрастом здоровье становится не то. Да и слишком много я на себя взвалила. Решила, что попробую пройти марафон только по  книге "Год прожитый правильно". Напомню, что первая хорошая привычка - пить больше воды, вторая хорошая привычка - спите вдоволь. Кстати, если с первой привычкой всё еще не так гладко, то со второй - почти хорошо. Я приняла как данность - сплю, пока спится. Как проснулась - нашла себе занятие. Поэтому уделим внимание третьей привычке.


"Вставайте с дивана".
Высокий уровень физической активности в повседневной жизни способен творить чудеса. 

Конечно, мы все это знаем. Я стараюсь больше внимания уделять физической активности, но до спортзала или фитнесс-клуба я не дойду - это точно. Что уже сделано: сын подарил умный браслет, который считает шаги. Летом даже в лучшие дни я не набираю 10 000 шагов. Мне есть куда стремиться!
После прочтения советов Бретта Блюменталя возникает следующий план действий:
1. Ходить пешком на работу, когда есть такая возможность, и с работы.
2. По возможности ходить пешком за покупками.
3. В течение рабочего дня проходить как минимум 10 лестничных пролетов и  каждый час вставать из-за стола. 
4. Стоять при любом удобном случае.
5. Убедить мужа, что нам необходима хотя бы 20-минутная прогулка вечером. 

Оценить результативность достаточно просто. Следующий пост через неделю.

среда, 8 января 2020 г.

Компьютерные программы, которые я хочу освоить в новом году


Невозможно себе представить современного учителя, который бы не использовал в своей деятельности цифровые ресурсы. Тем более, что это в духе времени- одним из направлений национального проекта "Образование" является подпроект "Цифровая образовательная среда".  Вот и я, чтобы не отставать от более продвинутых коллег, поставила перед собой задачу освоить несколько цифровых ресурсов.

1. Генератор QR-кодов ( qrcoer.ru)
2. Онлайн-кроссворды
3. Создание интерактивных упражнений Kahoot.
4. Создание интерактивных плакатов
5. Система мгновенного голосования Plickers
6. Создание веб-квестов
7. Генератор словарных облаков.
8. Инфографика.

Здесь возникают два вопроса: 1. Как использовать данные ресурсы на уроках русского языка и литературы? К сожалению, примеров использования я встречаю в сети мало. Наверно, не там смотрю... 2. Как же быть с ограничением использования смартфонов в школе? Правда, в нашем школьном локальном акте есть пункт, что с разрешения учителя телефоны могут быть использованы на уроке.

Есть цифровые ресурсы, которые я уже освоила и с удовольствием применяю. Это Learningapp, Google-документы, генератор ребусов. Если интересно, можете прочитать об этом в блоге.

LearningApps на уроке русского языка в 5 классе




Тренируемся в выполнении задания 14 на ЕГЭ


Давайте делиться идеями использования современных цифровых ресурсов!


вторник, 7 января 2020 г.

Книги, которые я прочитала ( 01-06.01.2020)

Наверно, не стоит в один пост помещать рассказ о всех  прочитанных мною книгах, но времени сил и желания писать отдельный пост про каждую пока нет. 

1. Фэнни Флег "О чем весь город говорит". 
Я люблю читать книги Фэнни Флэгг. Думаю, что многие прочитали её "Зеленые жареные помидоры в кафе "Полустанок", "Рождество и красный кардинал", " Я всё еще мечтаю о тебе..." Казалось, что я уже пресытилась этим автором. Но когда на душе неспокойно, когда хочется спрятаться под теплым пледом, когда хочется понимания и заботы, я не нашла ничего лучше, чем открыть еще одну книгу. Фэнни Флег "О чем весь город говорит". И опять небольшой город, рассказ о котором идет с момента создания этого городка шведскими переселенцами. Здесь нет лихо закрученного сюжета, нет противоречивых образов, есть то, что называется повседневность и обыденность. Есть проблемы, которые решаются, не всегда так, как хотелось бы, есть колоритные персонажи, есть, конечно, и то, что подходит под определение чудеса. В этой книге  - это разговоры умерших на кладбище. Умирая, жители городка оказываются в окружении родных и близких, по сути продолжая следить за тем, что происходит в городке. Мужья воссоединяются с женами, разлученные любящие через много лет снова виесте, даже те, кто делали друг другу больно. стараются примириться. "Блажен, кто верует, тепло ему на свете..." От этой книги тепло, а иного  мне и не надо было. Большого впечатления книга не производит, из серии: что почитать в ненастный осенний день, когда накрывает хандра.

2. Дарья Варденбург "Правило 69 для толстой чайки"
Произведение о современных подростках, о том, как сложна жизнь в этом возрасте. Но, к счастью, проблемы решаемы, и выход есть всегда. Очень много проблем, с которыми приходится сталкиваться подросткам в жизни. соединил автор в этой книге. Якоб страдает от заикания, лишнего веса, он никогда не видел своего отца, боится потерять горячо любимого деда, страстно желает совершить кругосветное путешествие и для этого начинает заниматься парусным спортом. У каждого из героев: Тоха, Митрофан или Репа есть своя проблема, своя тайна, но несколько неправдоподобно проблемы решаются. Думаю, что в книге для подростков так и должно быть. Обязательно нужна вера в это, в помощь родителей и просто взрослых, в возможность изменить себя и мир вокруг, иначе -  зачем? Посоветую эту книгу прочитать своим шестиклассникам.
3. Нина Литвинец. Меня зовут Аглая. 
Читала эту книжку и думала: какой должна быть книга для детей 11-12 лет, рассказывающая о современной жизни? Нина Литвинец написала современную школьную повесть, но мне она показалась слишком приторной и нежизненной. Хотя каждая глава открывает новую проблему, с которой сталкивается столичная девочка, обучающаяся в престижной московской школе. И эта проблема чудесным образом разрешается: то папа-предприниматель что-то придумает, то мама-адвокат. Иногда забавляли анахронизмы: в классе ( пятом) читают "Тимура и его команду", а в театре смотрят то "Горе от ума", то "Грозу"... А иногда становилось жалко то героев повести, не знающих, как растет пшеница, но выезжающих на каникулы в Италию и Германию, то обычных, немосковских детей, решающих порой действительно серьезные проблемы. Однозначно не понравилось.

Вот такими были итоги моей читательской недели.

воскресенье, 5 января 2020 г.

"Полтавка Старая раскинула вдоль Еруслана два крыла..."


В последнее время я, можно сказать, со стороны ( хотя это не совсем точно) наблюдаю процесс создания книг. Разных. Это и книги, в которых сохраняется память об участниках Великой Отечественной войны, и поэтические сборники, изданные детьми в память об отце, и художественные произведения... Может быть, стоит как-нибудь об этом рассказать подробнее, но не сейчас. 

Центральная площадь села Старая Полтавка. 80-е годы ХХ века
История маленьких сел, таких как моя Старая Полтавка, на мой взгляд, не менее интересна, чем история крупных городов. Да, она не интересна широкому кругу лиц, но  у тех, кто живет здесь или жил, всегда вызывает жгучий интерес. Но узнать историю таких небольших сел, как моё, по большому счету негде. Только через скупые канцелярские строки архивных документов и воспоминания старожилов. Уже несколько лет я изучаю историю Старой Полтавки и  решила записать всё то, что мне стало известно в ходе таких изысканий, ведь если не записать, то материал бесследно исчезнет. Может быть, что из моих коротких заметок возникнет книга про Старую Полтавку, мою малую родину.

Село Старая Полтавка находится в Волгоградской области, является административным центром Старополтавского муниципального района. 360 км от Волгограда на северо-восток, 160 км до Саратова, 70 км до границы с Республикой Казахстан, 1000 км до Москвы…

В 18 веке по бескрайним степям Заволжья пролегал знаменитый соляной тракт, по которому возили соль из озера Эльтон в Москву и Петербург. занимающихся извозом соли людей называли чумаками. Указом Екатерины Второй им было разрешено осваивать наряду с уже жившими там переселенцами, в основном немцами, пустующие земли. 


В середине Х!Х века украинцы из Полтавской и Харьковских губерний, привлеченные возможностью иметь много земли,  в 1847 году на реке Еруслан, впадающей в Волгу,  основали село  и поскольку в нем проживали в основном переселенцы из Полтавской губернии,назвали Полтавкой. Позже, когда в 6 верстах на берегу пруда бывшие жители села Песчанка основали новое село, Полтавка на Еруслане стала называться Старой, а на пруду Новой. Так на территории Старополтавского района и живут две Полтавки – Старая и Новая. С момента возникновения село Старая Полтавка входило в состав Самарской губернии (Новоузенский уезд), затем  вошла в состав  Автономной области немцев Поволжья ( 1918 год), в 1922 году был образован Старополтавский кантон в ее составе. В 1923 году на основе автономной области была образована Автономная Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья, Старая Полтавка входила в её состав вплоть до расформирования в 1941 году. затем перешла в составе Старополтавского района в Сталинградскую область, а в 1961 году в связи с переименованием Сталиграда уже в состав Волгоградской области. В 1962 году Старая Полтавка лишилась статуса районного центра и вошла в состав Палласовского района, но вскоре уже в 1963 году вновь стала районным центром. Сейчас в селе проживает около 4 500 человек... Продолжение следует.



суббота, 4 января 2020 г.

Год кино: с итогами, но без планов

Если погулять по тегам ( ярлыкам) в моем блоге со словом "кино", то можно заметить две особенности:
1. я постоянно жалуюсь на то, что в кино ничего не понимаю, фильмов смотрю мало и т.д.
2. все или почти все фильмы, названные мною в постах, являются экранизацией  литературных произведений.

В 2019 году я поймала себя на желании смотреть фильмы.

пятница, 3 января 2020 г.

Год чтения: без итогов, но с планами


Одним из моих любимых занятий является, конечно же, чтение. В начале года я раньше обязательно вспоминала, какие книги я прочитала... Но не в этом году. За 2019 год я прочитала до обидного мало.

четверг, 2 января 2020 г.

Чем запомнился год 2019?

Кажется, что все и всюду подводят итоги, строят планы и дают обещания ))) Вот и я по традиции вспоминаю год уходящий. Это не подведение итогов, нет... Это зарубки на память, затеси...

понедельник, 18 ноября 2019 г.

Как улучшить себе настроение прямо сейчас

Знаете ли вы, что такое "челендж"? Уверена, что слышали такое слово. На русский язык чаще всего переводится как "бросать вызов". В "Сообществе наставников" в марафоне #учительпобедитель объявлен челендж, и сегодня я размышляю на тему, заявленную в заголовке.

10 идей, как улучшить себе настроение прямо сейчас.

1. Съесть что-нибудь вкусненькое. ( Идея совсем неоригинальная и даже вредная!)
2. Послушать любимую музыку, лучше всего веселую.
3. Посмотреть какое-нибудь выступление любимой команды КВН или его фрагмент.
4. Вспомнить, что до среды остался всего один день, а там и до выходных рукой махнуть...
5. Встать и пойти прогуляться ( хотя бы по квартире...)
6. Бросить всё и пойти читать книгу, которая ждёт на прикроватной тумбочке.
7. Полистать кулинарную книгу ( у меня почему-то срабатывает).
8. Пригласить подругу встретиться в ближайшее время, а пока поговорить с ней по телефону.
9. Погулять по блогам интересных тебе людей.
10. Зайти в "Сообщество наставников" и прочитать очередной пост.

А вам слабо придумать своих 10 идей? А найти ошибку на картинке, которую я разместила? (Я такие картинки с ошибками специально собираю для лингвистической разминки в начале урока в 10-11 классе.)