воскресенье, 16 января 2022 г.

Леонид Юзефович "Филэллин"

 

Вот и прочитан роман Леонида Юзефовича "Филэллин", ставший победителем премии "Большая книга" в 2021 году. Не могу сказать, что читался он легко и просто, но загадок в нем было немало. От этого только читать интереснее. 

Поначалу роман привлек меня тем, что это повествование об императоре Александре Первом, в последнее время мне интересны королевские и царские особы. Затем становится понятно, что речь идет о борьбе Греции за независимость от Османской империи. Тут начинаешь вспоминать, какие-то представления  у тебя уже есть - ведь все знают, что Байрон погиб в Греции вол время этих событий, что Пушкин был знаком с Александром Ипсиланти, предводителем греческих повстанцев, но оказывается, что по сути  ты ничего не знаешь. 

Роман состоит из писем, записок, дневников, внутренних монологов героев, которые долго в романе существуют вроде бы сами по себе,, образуя свои маленькие вселенные, но ты знаешь, что они должны же быть как-то связаны и ищешь эти сцепления, и не находишь... Вот кажется, что наконец Александр Первый узнает о существовании Григория Мосцепанова и что-то важное произойдет... Но автор обманывает ожидания читателя: они не встречаются, а Мосцепанов вскоре исчезает. И ты снова ищешь, кто же главный герой, кто же  филэллин? Ведь точно не царь - он же не захотел поддержать греков в их борьбе против турок, да и не Мосцепанов - хоть и висит у него на стене картинка с Акрополем, но с Грецией он вроде и не связан. Фабье, который приехал из Франции в Грецию и сражается на стороне греков? Но его в любви к грекам трудно заподозрить, им движет что-то другое... 

А потом Мосцепанов оживает, а Александр Первый, наоборот, умирает. Но это не рвет многочисленных ниточек героев между собой, а только стягивает их в один узёл, в одну точку, в один выстрел, который изменит и судьбы героев, и судьбы стран. А твои предположения окажутся верными: филэллин - это и Александр Первый, и Григорий Мосцепанов. И если  тайной Александра Первого и стала его любовь к Греции, к её истории и прошлому, то с тайной, известной Мосцепанову, не всё так просто. Он приходит на страницы повествования как человек, имеющий тайное знание, которое хочет поведать именно царю, но у него не выходит это сделать. Другие герои ( майор Чихачев, врач Костандис) считают, что они разгадали тайну Мосцепанова, но тайной считают совсем разное.

И сюжет романа, и его композиция, и герои  не смогли оставить меня равнодушной. Трудно определить жанр произведения: это роман и исторический, и детективный, и любовный. Но в целом, это роман о жизни и смерти, о миге и вечности, о роли случайности в важных событиях. И о том высшем водительстве, которое стоит за всем этим.

В рамках #светловкачеллендж22 книжного челленджа от Светловки  это первая книга, которая идет по пункту "Книга, с одним словом в названии" ( 1/30)

суббота, 15 января 2022 г.

5 приемов, как научить выполнять разные разборы на уроках русского языка

 


Есть в курсе русского языка темы, важность которых неоспорима, но практическая значимость непонятна. Я о разборах. Во времена моего школьного обучения их было всего четыре: фонетический,  разбор слова по составу, морфологический и синтаксический. В УМК под ред. В.В.Бабайцевой их уже больше: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, лексический, орфографический, пунктуационный и комплексный анализ текста. Я не люблю  разборы, так как не вижу в них ничего, кроме тренировки памяти. В  филологи у меня обычно собираются единицы, и с теми, кто собирается, работаю особо, внушаю, что умение выполнять такие разборы обязательно.  Но вот никогда не удавалось мне добиться, чтобы без сучка и задоринки проводились такие разборы! Понимаю, что ученики должны уметь делать, но если и не умеют или делают с ошибками, то в целом допустимо.

 Но пришла пора ВПР, и в них те самые разборы. Правда, всё осталось, как в моем детстве: 4 вида разборов. Но чтобы ученики тратили на них времени как можно меньше, надо умение делать разборы доводить до автоматизма. Но как? Способы, уже мною опробованные:

  • 1.     Наличие у учеников памяток  «Как выполнять… разбор». Чтобы приучить в них смотреть, разрешаю ими пользоваться всегда, даже выходя к доске, но не на контрольных работах. Раньше размещала памятки на стенде в классе – сейчас только выдаю на руки.
  • 2.     На каждом уроке вызываю 4 человека к доске , и они выполняют эти виды разбора. Иногда времени жалко… Потому что часто это всё затягивается, учительская совесть не позволяет не довести разбор до конца или выполнить его самой ( а может, и не надо такого перфекционизма?)
  • 3.     Каждый ученик должен получить отметку за умение выполнять разные виды разбора ( как минимум, два раза в четверть).
  • 4.     Конечно, включаю задания, связанные с разборами, в диктанты с грамматическим заданием.
  • 5.     Требую выполнения заданий под цифрами в домашних заданиях, пусть даже ответы просто списываются с ГДЗ, но повторить разбор на доске надо без тетради, а значит, придется вникать и запоминать.

Опять начинаю активную подготовку к ВПР, а значит, надо больше внимания уделить разборам. Может, у вас, дорогие читатели, есть эффективный опыт работы по этой теме?

пятница, 14 января 2022 г.

Мысли о примерной рабочей программе

 С 01 сентября 2022 года школы опять будут переходить на работу по обновленному федеральному государственному стандарту. В 1 и 5 класса - точно. По поводу остальных еще полной определенности нет. Но подготовка уже идёт. Мне пришлось внимательно изучить примерную рабочую программу по предмету "Русский язык", чтобы дать её экспертную оценку. Готовилась, внимательно читала, а в опросе, который заполняла, почти ни о чём и не спросили... Вот поэтому напишу здесь.

Если кто не знает, примерная рабочая программа (ПРП) является основой для создания учебников, но учитель может создать свою программу на основе ФГОС и Примерной образовательной программы. Учебник при этом не важен, ведь он всего лишь средство. Но много ли учителей будут сами составлять программы? Многие ли готовы работать не по учебнику? Думаю, что это вопросы больше риторические. А значит, в основном будем работать по этой программе.

Количество часов на изучение русского языка в 5-9 классах не изменилось. А освоить предстоит много: разделы с личностными и метапредметными результатами значительно увеличились, появилась часть, посвященная функциональной грамотности. Значительно расширен раздел, связанный с предметными результатами по темам "Язык и речь", "Текст". Предметные результаты привязаны к конкретным классам. В целом акцент сделан на практическом применении полученных знаний и умений.

Но то, какими способами предлагают этого добиваться, мне совсем не понравилось.

Во-первых, не понравилась последовательность изучения тем в 5 и 6 классах. В начале года изучается материал по темам "Язык и речь" и "Текст". Часов на это отводится много, но все эти темы идут одним блоком. Я не знаю, где создатели программы видели пятиклассников, готовых ежедневно анализировать и составлять свои тексты, писать изложения и сочинения из урока в урок. Если только в продвинутых лицеях и гимназиях! Я работала за эти годы по 4 УМК по русскому языку. Несколько лет назад пришлось работать по УМК Е.А.Быстровой, где именно такое расположение тем. Наверное, у нас в школе работают плохие учителя начальной школы. Наши пятиклассники не умеют писать сочинения и не любят этот делать, плохо знают теоретические сведения о частях речи, но достаточно грамотные в плане орфографии и пунктуации. Мне нравится система работы по этим темам в УМК под редакцией В.В.Бабайцевой. Учебник "Русская речь" Е.Н.Никитиной нуждается, конечно, в обновлении, но в нём все понятно, логически выверено, действительно направлено на результат, особенно в 5-7 классах. 

Во-вторых, я не понимаю, зачем и в 5, и в 6 классах изучать лексику, имя существительное, имя прилагательное, глагол. Нам объяснили, что ученики в 5 классе очень много уже знают, поэтому на изучение этого материала не уйдет много времени. Практика показывает, что это не так. Изучение единым блоком, как в учебниках В.В.Бабайцевой или Г.Г.Граник, мне нравится больше. И я, судя по всему, не одинока.

В-третьих, несмотря на увеличение объема иных разделов, в ПРП поддерживаются традиции изучения русского языка, поэтому объем теоретических сведений не изменился еще со времени моего школьного детства.

Грустно, но ни один из имеющихся у нас в библиотеке УМК не соответствует ПРП. Мнение составителей ПРП о том, что программа и не должно соответствовать учебникам, кажется очень спорным. Тем, кто решился в этом году апробировать ПРП, работая по имеющимся учебникам, активно предлагают делиться опытом. Да, эта информация была бы очень нужной нам всем, ведь, видимо, мы и реализовывать ( а не апробировать) будем эту программу по тем учебникам, которые у нас есть. Элементарно только потому, что новые никто не купит. Никогда не было, и вот опять. Всё сами, сами, сами...

А вы изучали ПРП по своему предмету?

четверг, 13 января 2022 г.

В день печати - о школьной газете

 Сегодня  День российской печати. Поздравляю всех причастных! 

А рассказать сегодня я хочу о том, как мы издавали в школе газету. В 2006 году, если кто помнит, тоже говорили о реализации национальных проектов, были проекты модернизации школ,  конкурсный отбор школ на  Премию Президента РФ, короче, в школе были деньги. Не знаю, кому пришла в голову эта идея, но школа купила мини-типографию, большой цветной принтер и еще всякие разные приспособления для мини-типографии. Я в то время работала в 8 и 9 классах, в девятом вела какой-то факультатив, на одном из занятий которого мы писали заметки и создавали стенгазету. И тут кто-то подкинул идею: а давайте сделаем не стенгазету, а как-то по-другому. Идея мне очень нравилась, но занятость и элементарная неготовность к этому не позволили реализовать идею. Не буду утомлять подробностями, но в октябре 2007 года появился первый номер газеты "Школьные News". Почему в названии есть английские слова? Потому что классным руководителем у моего теперь уже 9 класса была замечательная учительница английского языка. Сколько всего номеров мы  выпустили с первым составом редколлегии - сейчас уже  не помню. Но девчонки горели, им хотелось писать, набирать текст, распечатывать, разносить газету в каждый кабинет школы... Две из них - я этим горжусь - связали свою жизнь со словом: одна окончила университет по специальности "журналистика" и сейчас пиарщик в крупной газовой компании, другая - член Российского Союза писателей, пишет стихи, прозу, сказки, и всё еще работает в школе...

Второй состав редколлегии сменил название газеты на "Новостёнок". Когда мы с ними начинали, это были ещё пяти-шестиклашки. Но им тоже очень хотелось, чтобы их фамилию напечатали в школьной газете. Конечно, мне приходилось работать больше, но в целом, мы справлялись. И продержались еще несколько лет. А потом увлечение бумажной газетой сошло на нет - появился интернет в широком доступе...

Когда я изучаю тему "Публицистический стиль", я обязательно достаю заветную папку, в которой хранятся номера школьной газеты, показываю ученикам, даю посмотреть. Они видят знакомые лица учителей, кто-то узнает своих родственников на фотографиях. Для них это история школы, а для меня приятные воспоминания о замечательных выпускниках.

А спустя еще несколько лет меня пригласили поработать корректором в нашей районной газете. Конечно, я и так знала всех, кто работал в "районке", но побывав в редакционной кухне, иначе оценила труд наших сельских представителей средств массовой информации. Но это уже совсем другая история.

А как вы считаете, нужна ли в школе газета? Вы газеты читаете?