вторник, 23 января 2024 г.

Произведения Аркадия Гайдара: устарели или нет?

 Аркадий Гайдар- это, конечно, имя из детства.  22 января отмечалось 120 лет со дня рождения, и, как ни странно, об этом вспомнили не только школьные библиотекари. Решила и я почитать произведения Аркадия Гайдара. Выбрала небольшой рассказ "Чук и Гек", чтобы потом посмотреть еще и фильм современный. Сразу скажу про фильм - посмотрела первые 15 минут. Дальше не смогла: для меня это пародия какая-то. А "Чук и Гек" показался мне, уже умудренной опытом, неплохим произведением для начальной школы, в котором  есть главное - вера в доброту и помощь людей. Ведь помогают мальчикам и их маме все, кого они встречают на своем пути. И пусть это похоже на сказку, в которой есть место дальней дороге, приключениям, встречам с родными и близкими людьми, а закончится обязательно хорошо, но в детстве нужны такие книги, иначе откуда возьмется вера в людей? Но выяснилось, что раньше, до перехода на ФОП, произведения А.Гайдара были в школьной программе начальных классов, пусть единичные произведения, пусть не во всех классам, а теперь нет вообще. В основной школе, в 5-9 классах, Гайдара не изучают уже давно. И это очень грустно! Я нашла статью 2019 года профессора Нижегородского педагогического университета М.П.Шустова, которая заканчивается предложением вновь ввести в школьную программу произведения Аркадия Гайдара, "если мы хотим сохранить свою национальную идентичность". И по сути я с ним согласна. 

Потом случайно нашла книгу "Гайдар в школе", изданную в 1978 году, и решила посмотреть, как предлагали изучать "Военную тайну" в советской школе. Напомню, что в школьной программе тогда были "Тимур и его команда" и "Школа". Другие произведения изучались в рамках внеклассного чтения.

Изучила я методичку. О чем предлагают поразмышлять с учениками? Это ученики тогдашнего 5, нынешнего 6-7 класса.

О том, когда происходит действие повести. Это нужно было делать тогда, в 1978 году, нужно делать и сейчас, и это хороший повод рассказать о жизни в Советском Союзе: только недавно закончилась гражданская война, но новое государство вынуждено защищаться, поэтому особое место занимают военные. А еще создают место отдыха для ребят со всей страны, знаменитый лагерь "Артек".

О том, почему повесть так называется. И это тоже нужно сделать, и это понятно и сегодняшним детям: армия без поддержки народа - слабая армия. И "Сказка о Мальчише-Кибальчише..." тоже не потеряла своей актуальности.

О главных героях повести: О Мальчише-Кибальчише, об Альке, о Владике Дашевском. Характеры героев, конечно, идеализированы, но в целом понятны. И разговор о них дает возможность рассмотреть ситуации, с которыми сталкивался каждый из детей: нужно ли идти на помощь стране, нужно ли заботиться о других, нужно ли выполнять требования, кто поступил правильно Владик или Иоська...

Мне понравились и методические приемы, которые предлагают использовать на уроке: обращение к иллюстрациям, рассматривание рисунков, сделанных по повести самими ребятами, беседа, инсценирование... Эх, жалко, что нет у меня учеников соответствующего возраста!

А еще я захотела узнать про Гайдара, его биографию. И вот здесь меня ждал сюрприз: в биографии Гайдара столько белых пятен, столько противоречивой информации, что сойтись можно только в общей канве. И если в начале 2000-х его имя старательно очерняли, то теперь появляются выступления, в которых вновь ищут светлое и доброе в его произведениях и вновь перекраивают его биографию.


 Устарели произведения Гайдара? Нет! Но к большому читателю путь им помогут найти только заинтересованные в этом учителя, библиотекари, бабушки и дедушки.

Что я читаю на этой неделе (21-28 января)

 Очень суматошно началась неделя, вчера я даже не успела написать небольшой отчет о прочитанном за прошедшую неделю и запланировать чтение на этой неделе.

Неделя прошедшая была если не провальной, то очень и очень скромной в плане чтения. Читала я больше методические рекомендации, приказы, сообщения, тетради учеников. И лишь иногда находилось время для книги.

Среди законченного - произведения Аркадия Гайдара "Чук и Гек" ( 9) и "Военная тайна". Но об этом расскажу в другом сообщении. В рамках просмотра вебинара прочитала рассказ Валерия Брюсова "Дитя и безумец" ( 10). Немного продвинулась в чтении Захара Прилепина "Шолохов. Незаконный". К остальному из списка не притронулась. Просто не было времени. Решила пока отложить в сторону и "Молодую гвардию", и Паолу Волкову. 

План на эту неделю:

1. З.Прилепин "Шолохов. Незаконный"

2. Дочитать первый роман из "Саги о Форсайтах" Джона Голсуорси - "Собственник". Начала читать еще до Нового года, но возвращаюсь только сейчас. Честно говоря, у меня лежит целая стопка таких книг, которые я начала читать, но потом переключилась на другое, а дочитать все же хочется. 

А остальное время буду читать всё остальное....Увы!

суббота, 20 января 2024 г.

Еще один вебинар про рождественский рассказ

 Наконец-то я нашла время и досмотрела третий вебинар Марины Волковой на сайте "Могу писать" про рождественский рассказ. В этот раз было достаточно много размышлений вокруг жанра. Оказывается есть "рождественский рассказ", "святочный рассказ", "антирождественский рассказ", "пародия на рождественский рассказ", "новогодний рассказ", и поскольку исследователей этого явления в русской литературе не так много, тему только начинают изучать, единства у исследователей нет. "Антирождественский рассказом" можно считать рассказ Леонида Андреева "Ангелочек", пародия на рождественский рассказ - "Святочный рассказ" Влада Дорошевича,, а чеховский рассказ "Ванька", который с первого взгляда, может показаться антирождественским, на поверку оказывается самым рождественским. 

Сохраню для себя сравнение рождественского и святочного рассказа, предложенное Мариной Волковой. 




Два момента очень в вебинаре понравились: очень необычным был выбор рассказа Валерия Брюсова "Дитя и безумец" ( а рассказ мне очень понравился!) и знакомство с творчеством группы "Отава Ё". Каждый раз открываю для себя что-то новое, но ведь в этом и есть цель самообразования.

пятница, 19 января 2024 г.

Готовимся к итоговому собеседованию

 Итоговое собеседование всё ближе и ближе... 14 февраля, если кто не знает. И хотя кто-то считает, что к нему совсем не надо готовиться ( наверно, так говорит тот, у кого учатся только отличники), и хотя все сдадут ( но ученикам мы об этом не говорим), но в моем классе Ю  к итоговому собеседованию готовиться надо!

 Надо, потому что проблем хватает всяких:

  •  два человека читают очень медленно, практически по слогам, остальные и слова искажают, и числительные произносят неправильно, а имена собственные и слова, в которых стоит ударение, как будто специально читают неправильно;
  •  пересказывать текст хорошо умеют 3 человека, остальные даже если и запоминают, то логику исходного текста не соблюдают, вспоминают, что в голове осело, и для них не важно, есть ли связь между предложениями или нет;
  • монологическое высказывание обычно состоит из 3-5 предложений, коротких, с грамматическими и речевыми ошибками;
  • даже с диалогом проблемы: есть девочка, которая всегда, на любой вопрос отвечает одним или двумя словами, и это не "да" или "нет", можно понять,  что она суть поняла, но составить предложение - проблема!
Сказать, что у меня сложилась система работы, которая дает результат, нельзя. То, как я делала в других классах, здесь почему-то не работает или работает не со всеми. Но я для себя я буду записывать, что же я делала, что пробовала.

Еще в ноябре я знакомила учеников со структурой итогового собеседования, с демоверсией, настойчиво рекомендовала больше читать вслух, хотя бы когда готовятся к урокам, и больше пересказывать. В течение этих двух месяцев обращала на чтение и пересказ на уроках литературы: читали по очереди статьи в учебнике литературы, пересказывали небольшие фрагменты, примерно на 90-100 слов.

Понимая, что надо помочь в создании монологического высказывания, предложила шаблон описания фотографии, понимая, что он достаточно примитивный, но это многим помогает выстроить ответ и набрать 10 предложений, а то и больше.

Несмотря на запрет использования телефонов в образовательном процессе, пришлось из использовать как диктофоны. Раздала ученикам тексты из сборника подготовки к ИС, 2 минуты работали с текстом, затем читали его на диктофон, потом еще 2 минуты работы с текстом и возможность делать записи на черновиках и пересказ на диктофон. Потом раздала фотографии, разрешила пользоваться шпаргалкой, потому что почти никто не выучил шаблон и снова запись ответа на диктофон. Сообщения отправляли мне. Необычные условия в виде диктофона несколько эмоционально оживили моих Юшек, задание не вызвало отторжения, а результат они увидели сами - многим говорить было нечего.

Есть у меня еще несколько приемов, о них в следующий раз. Руки не опускаем!