воскресенье, 30 ноября 2014 г.

В судьбе села- судьба страны

Продолжаю публиковать сочинения моих учениц, представленные на конкурс, "Моя малая Родина". Еще одна замечательная девочка- Алина К. - рассказала о своем родном селе - Новой Полтавке. Как Вы думаете, у неё получилось?  

 Дома на стене у меня висит большая карта России. Голубые пятна морей, озёр и рек, коричневые гряды гор, зеленые массивы лесов и… города. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Волгоград. Нет на этой карте ни одной деревеньки, ни одного аула, ни одного села. Но я знаю –они есть. В них живут люди, здесь так же звенит детский смех, так же радуются и огорчаются. И то, что я родилась в маленьком селе, не повод для огорчения. Это возможность сделать так, чтобы о моём селе знало как можно больше людей.

         Моя малая родина -  село Новая Полтавка. Небольшое село недалеко от Старой Полтавки, районного центра. Основали его переселенцы из Полтавской губернии, поэтому долгое время в селе сохранялись традиции именно украинского быта. Документов, которые могли бы напрямую указать на год образования нашего села, найдено пока скромное количество. Самый ранний документ – метрическая книга Самарской духовной консистории Новоузенского уезда сельца Новотроицкой Полтавы за 1852 год при священнослужителе Иоанне Свирском и дьячке Илье Тихомирове. С апреля 1853 г. в метрической книге уже употребляется название сельцо Новая Полтава наравне с Новотроицкой Полтавкой. А уже в 1859 году за селом закрепилось его нынешнее название.  Работая над своим сочинением, я встретилась с библиотекарем нашей сельской библиотеки, чтобы больше узнать об истории села. Оказывается - так много людей заинтересованы в восстановлении исторических сведений о селе! Это и специалисты сельского поселения, и библиотекари, и учителя школы.
       Село мое прошло через все испытания, выпавшие на долю всей нашей Родины. Была в центре села церковь, которую разрушили в 1930-33 годах, когда шла борьба с религией. Священнослужителей выселили из села, и судьба их неизвестна. Церковные иконы, кто не боялся преследований, брали по домам, остальную церковную утварь – сожгли и порубили. Но вера осталась в людях. Они отмечали тайно церковные праздники, молились вместе в доме Леонтия Удовика до самой его смерти в 1978 г. Православной церкви в селе нет до сих пор.
       И гражданская война не прошла мимо моего села. Во время кулацкого восстания, о котором интересно рассказано в книге М.Полякова «Край мой Заволжье», налетов банды Пятакова пострадали в первую очередь те, кто активно поддерживал Советскую власть. В селе об этом напоминает памятник.
            Великая Отечественная война… Я, к сожалению, не знаю точной цифры, сколько моих односельчан принимало в этой войне участие. Но даже если для меня они неизвестные солдаты, я всё равно горжусь ими, оставившими мирный труд, взявшими в руки оружие и сумевшими выстоять и победить. А среди известных мне участников той великой войны Яицкий М.Г., Шишацкий Ф., Козин И., Фролова Н., Суббота М.Н., Слобожанская О.Ф., Павловская Н. Читая эти фамилии, я узнавала в них фамилии моих ровесников – уже правнуков тех героев. Новополтавцы – люди стальной закалки, ведь жить в наших сложных степных условиях нелегко, и эту свою стойкость они проявляли и на войне. Никрицухин М.Л. в мирной жизни учил детей, а когда пришлось воевать – не трусил. Среди советских наград за воинскую доблесть была у него и награда Войска Польского. Яицкий М.О. дошёл до Германии, имел высший знак солдатской доблести – Орден Славы третьей степени. Этим же орденом награждён и Костюченко П.П. Для этих людей Новая Полтавка тоже была малой Родиной. Все мы и по сей день гордимся нашими героями.
            Не устоять селу без школы. Школа в селе существовала ещё до революции. Учителем и директором семилетней школы был Твердов Григорий Павлович. Еще в далёком 1939 году было присвоено ему звание учителя средней школы с правом преподавания в седьмых классах, перед войной он получил звание «Ударник социалистического труда», в 1949 году был награждён высшей наградой советских времен – орденом Ленина. Уважительное односельчан к этому человеку, воспитавшему ни одно поколение новополтавцев, выразилось в том, что похоронили его возле центральной площади села, рядом с могилой коммунаров, погибших в годы гражданской войны.
            До 1973 года Новополтавская школа была семилетней, потом восьмилетней, и только после постройки нового здания школы в 1970 году она стала средней. Сейчас школа носит имя Александра Геннадьевича Кораблёва, который был выпускником школы. Закончив Волгоградский педагогический институт, поступил он на службу в управление ФСБ. Он погиб, принимая участие в антитеррористической кампании на территории Чеченской республики в 2001 году. С 2002 года школа носит имя своего земляка, майора ФСБ, награжденного Орденом мужества.
        Конечно, сейчас каждый житель Новой Полтавки гордится новым зданием детского сада, ставшим не только местной достопримечательностью, но и районной гордостью. Современное здание со всеми удобствами, сенсорной комнатой и тренажёрным залом,  с игрушками и развивающими пособиями стало настоящим подарком судьбы для новополтавских ребятишек. Когда я увидела всё это разнообразие, я захотела вернуться в детство. Моя сестрёнка Полина, которая совсем недавно перестала туда ходить, постоянно вспоминает, как интересно было в садике.

            Маленькое село Новая Полтавка, в котором удобно жить, но, увы, негде работать. Я хочу, чтобы эта ситуация изменилась, и мой папа не ездил в дальние командировки, а был с нами дома. И мы бы все вместе ходили в степь, где свежий ветер, чистый воздух, воля и простор. Я горжусь тем, что Новая Полтавка – моя малая Родина!

4 комментария:

  1. Нет слов, чтобы передать, какое сильное впечатление на меня произвело это сочинение. Сколько любви к родным местам! Это настоящая исследовательская работа, явно труд не одного дня! Очень ценная и важная работа! Желаю Вам, Наталья Михайловна, и Вашим замечательным ученицам победы в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
  2. Анна Владимировна, действительно, девочкой была проделана большая работа по сбору информации.Она и всю семью к этому подключила, потому что сроки написания были очень сжатые. Но сочинение получилось, правда же? О результатах конкурса сообщу, но на хорошие места не надеюсь...

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Наталья Михайловна!
    Какая у Вас талантливая ученица... Я под впечатлением...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, спасибо за добрые слова! Мне работа тоже показалась интересной, но, увы, не жюри конкурса... Обидно!

      Удалить