вторник, 5 ноября 2019 г.

2/30

Первый день четверти был очень и очень насыщенным. Посетители ( родители, учителя, сотрудники, ученики) шли один за другим, телефонные звонки раздавались непрестанно... Вот это и есть первый день четверти... Уроки: вдруг понимаешь, что, даже несколько раз повторив казалось бы простейшие вещи, не обязательно получишь замечательный результат. А еще стало понятно. что для многих чтение "Дубровского" - тяжкий труд... Но закончила день бескорыстной помощью нашему районному клубу "Истоки", который готовит к печати к 75 -летию Великой Победы книгу с солдатскими письмами и стихами местных поэтов о войне. Вот отбором стихов и их набором я и занималась. Решила разместить их в блоге.
Как говорится, не судите строго.


С.А. Бикмурзин ( бывший сотрудник районной газеты "Ударник", сейчас на пенсии, живёт в с. Гмелинка)

Родина-мать

В Волгограде есть место святое,
Где пронесся войны ураган.
Это памятник павшим героям,
Легендарный Мамаев курган.

Здесь стоявшие насмерть герои
Дали клятву: «Ни шагу назад!».
Не щадя своей жизни и крови,
Защищали родной Сталинград.

Эту память безжалостной сечи
Воплотили в бетон и гранит.
Там горят поминальные свечи
И мелодия скорби звучит.

Под мелодии грусти звучанье
Ты героям войны поклонись.
И в прискорбной минуте молчанья
В вечной памяти им поклянись.

Дни и ночи курган охраняя,
До небес приподнявшая меч
Будет Родина-мать как святая
Вечный сон и покой их стеречь.

А.М.Мектепов ( уже покойный мой коллега, учитель русского языка и литературы Старополтавской средней школы. Сейчас я уже учу его внука, учила внучку)

Жизнь к человеку бывает скупой,
И люди порой в том не виноваты.
Если они на войне – жесткий строй,
А в том строю – простые солдаты.

Совсем молодыми ушли они в бой
За честь, за Россию смело стояли.
Надежду живыми вернуться домой
Пулей слепою фашисты отняли.

Одна за другою могилы росли,
И русская кровь рекой проливалась,
Но эти могилы Россию спасли,
И вечный огонь -  от живых благодарность.

Победа пришла вместе с майской грозой
И залпом орудий вокруг разносилась,
И материнской соленой слезой
Каплей последней  на землю скатилась.

И.И.Евдошенко ( бывший учитель истории Салтовской средней школы, основатель замечательного школьного музея, очень талантливый поэт).

Подснежники войны

Путь в полвека –
Путь не близкий.
Из-за нашей суеты
У гранитных обелисков
Не всегда лежат цветы.
После той поры суровой
На скамейках возле хат
До сих пор
Солдатки-вдовы
Как подснежники сидят.
Только мало их осталось,
Река времени течет,
Потому и эта малость
Скоро тоже отцветет.
Все их помыслы, надежды
Память женская хранит,
А в ответ молчит,
 Как прежде,
С красной звездочкой
Гранит.
Годы те, сороковые,
Чередой во снах бегут,
Похоронки роковые
Вдовьи руки берегут.
А сами-то
Что досталось?
Доживать в родном краю.
На скамьи присев устало,
Думу думают свою.
На висках седые пряди
У подснежников войны.
На стене в окошко, рядом,
Фотографии видны.
По сердцам
Прошлась разруха.
В избах вдовьих,
Знаю я,
Смотрят там
В глаза старухам
Молодые их мужья.
Беды всюду многолики,
Но страшнее всех одна.
За святой войной,
Великой,
Шла афганская война.
Пепелища от аулов.
Чья вина? Пойди спроси.
Сыновья их –
Под Кабулом,
Ну а вдовы – на Руси.
Девять лет
В войне гражданской
Мы – чужая сторона,
А на смену той,
Афганской,
Шла чеченская война.
На груди –
 «Георгий Жуков»,
Как бальзам
От всяких ран,
А в России
Вдовы внуков
Шлют проклятия горам.
Уже правнуки готовы
В строй шагнуть
на страшный суд.
Знать и дальше
Чьи-то вдовы
Эстафету понесут.
Кто войне
Поставит точку?
Вдовья воля –
Вся в слезах.
И блестят
Из-под платочков
Мира ждущие глаза.

В.О.Сажин (уже ушедший из жизни ветеран Великой Отечественной войны)

Солдатское откровение
Что такое рукопашный?
Знают лишь фронтовики.
Скажем правду.
Зло и страшно
Светят острые штыки.
                        На войне повсюду плаха.
                        Гибель ходит за тобой…
                        Там, в боях,
                        Не знают страха,
                        Люди мирятся с судьбой.
Взят реванш
В кровавой драке,
Будто в храм
Открылась дверь.
Но в любой лихой атаке
Не бывает без потерь.
                        Кто погиб, а кто изранен,
                        Кто-то жив и невредим,
Уцелел на поле брани,
Только стал совсем седым.
А потом, в тени окопа
На чужой передовой,
Крылась матерно Европа…
После чарки фронтовой.
                        …И пойдут воспоминанья,
Вспомнишь мать, отца, жену,
И у всех одно желанье
Кончить клятую войну.
Ничего взамен не надо,
Быть достойно рядовым.
Да из битвы, как из ада,
В отчий дом прийти живым.
Кто не знает рукопашный?
Есть такие мужики.
Скажем правду:
Зло и страшно
Светят острые штыки.


С.Р.Грищенко ( моя коллега, учитель русского языка и литературы Старополтавской средней школы, сейчас на пенсии)

На скамейке женщина сидела
Со следами редкой красоты,
Только вот давно уж поседела.
Горе иссушило все черты…
Взгляд потухший, серое лицо,
Руки так устали от труда!
А на пальце – тусклое кольцо,
Что надето раз – и навсегда.
Опустила плечи виновато,
Только в чем была ее вина?
Встала, ноги – словно вата
Губы шепчут:
-Я одна. Одна…
А была когда-то молодая,
Муж был крепкий, сильный и красивый!
И пять сыновей! Семья большая!
И казалось, нет её счастливей!
По утрам, когда она вставала,
Муж с любовью крепко обнимал:
-Солнышко мое ты,
Зорька алая, –
Неустанно он ей повторял.
А потом война!
Злодейка злая!
Мужа забрала, пять сыновей!
Горю не было конца и края
Стала жизнь ее от черного черней.
По ночам её душили слезы,
Ей казалось, незачем и жить.
Но опять цвели весною розы.
Надо жить, чтоб помнить, не забыть.
Она очень часто представляла
Как бы мужа крепко обняла,
Как бы сыновей своих встречала,
Внуков нянчила, все силы б отдала.
Только время вспять не повернуть!
Не услышать голоса родные…
Мужа, сыновей ей не вернуть,
Не вернуть ей радости земные.
Пять сыночков,
Пять её кровинок
Отдали по капле свою кровь.
И застыли на глазах росинки,
Как неутоленная любовь.
Сколько по земле моей России
Ходят одиноких матерей!
Потерявших мужественных, сильных
Ласковых и добрых сыновей.
У дороги женщина стояла,
Свои плечи зябко обняла,
Губы что-то горестно шептали,
 - Это сыновей она звала.

С.Г.Грищенко

«Я с войны не вернулся»
Уж давно отгремела гроза боевая,
Я с войны не вернулся, как вам обещал.
Успокойся, голубка моя дорогая,
Я  три года все пули глотал.
Я страну и свой дом и детей,
И твою жизнь, родная, как мог, защищал.
Знаю, ждали вы с фронта хороших вестей,
Но в одном из боев я упал…
Я живым к вам вернуться хотел, дорогая,
Все пути фронтовые пройти до конца.
Но сразила в бою меня пуля шальная,
- не дождались с войны мои дети отца.
Не дожить нам, родная, до старости вместе,
Не растить нам с тобою детей…
И не взять мне на руки моих внуков прелестных…
Вы дождались с войны только черных вестей.
Беспокоюсь, родная, как наш младший сынок?
Ведь его я так мало ласкал!
За него нажимал я до боли курок,
За него свою жизнь я отдал.
Так мне хочется к вам протянуть свои руки,
Еще раз чистый воздух глотнуть,
Вас избавить от боли, страданий и муки,
И с любовью в родные глаза заглянуть.
Я надеюсь, детей ты поднимешь.
Станут взрослыми дочь, сыновья…
Ты исполнишь свой долг, потом дом свой покинешь,
Здесь и встретимся мы, дорогая моя.
Так живите по чести, и честь не роняйте,
И трудитесь, любите за нас.
Если надо – за Родину жизнь отдайте,
Но в мирской суете не забудьте о нас.

С.Р.Грищенко
Я родилась в победном 45-м,
В тот год, когда войне пришел конец.
Когда из дома в дом голубкою крылатой
Летела весть – с войны пришел отец.
Войне конец – и вверх взмывались руки..
Войне конец – и плакали глаза…
А по земле победно и гремуче
Катилась первая весенняя гроза.

В.С.Гаврилятов ( ныне покойный методист районного методического кабинета, работал учителем русского языка и литературы в вечерней школе)

Солдаты России
О чем мечтал он,
А кого любил мой предок
В свои полные семнадцать,
Когда трубач тревогу протрубил
И от копыт земля стала качаться?
А что любил он и о ком мечтал
Товарищ мой в жестоком сорок первом,
Когда за мать Россию грудью встал,
Векам оставив подвиг беспримерный?
О чем сердца солдатские стучат,
Когда радары смотрят в сини –
Я знаю, потому что я солдат:
Солдату – невозможно без России!

 В.С. Гаврилятов
Обелиски

Огонь!  Огонь! Огонь! Я – Марс!
Я Марс! Ты слышишь, Волга, Волга!..
И всюду, сколько видел глаз,
Земля горела долго-долго.

Стоял, сняв шапку, комполка.
И комиссар беззвучно плакал.
Начштаба, сгорбленный слегка, сказал:
-Враг дорого заплатит!

Так было. Знаю. Было так.
Я знаю, было и иначе:
Солдат с гранатой шел на танк,
До смерти верую в удачу.

Армады танков не прошли.
Бойцы высотку отстояли.
Сейчас ромашки здесь взошли,
И тополя шеренгой встали.

Идешь ли, едешь, глянь вокруг –
Стоят в дозорах обелиски.
Остановись, мой брат, мой друг,
И поклонись им низко-низко.

В.П.Кадыков ( ныне покойный журналист и  главный редактор районной газеты "Ударник")
У Вечного огня

У Вечного огня
Героев имена
На камень-обелиск нанесены.
А пламя – словно стяг
В мозолистых руках
Героев, не вернувшихся с войны.

Но память сохранит
Одетых не в гранит,
Не в мрамор и металл –
Живых людей.
Тех, кто шагнул вперед,
Под танк или на дзот,
Твоих, Россия, сыновей.

Они живут средь нас
И снова каждый час
За правду и за мир
Идут на бой.
И вечно будет так –
Горит над миром стяг –
Стяг памяти людской.
..А в сердце боль..

понедельник, 4 ноября 2019 г.

1/30


Завтра начинается вторая четверть. Первая была очень тяжелой для меня, я просто физически чувствую, что не просто выгораю, а просто сгораю...

Надо как-то дотянуть до Нового года... давно такого не было... Поэтому потихоньку последние недели стала уделять время тому, что приносит мне удовольствие, иначе я просто не ...
А что же приносит удовольствие?
Первым пунктом должны быть книги, но, увы, напал великий нечитун... У меня много записей, что надо прочитать, но не читается... Хотя понемногу читаю Паолу Волкову "Лекции по искусству" и переслушала "Дубровского".
Почему-то последнее время мне хочется визуального ряда. Так я, готовясь к урокам литературы , посмотрела ряд интересных документальных фильмов и видеосюжетов о русских писателях, поэтах, их произведениях. Выяснила опытным путем, что нет видео с  биографией Василия Жуковского, которое можно было бы показать шестиклассникам, но есть ряд интересных передач и видеосюжетов, которые помогут интересно провести урок по "Светлане" Жуковского. Посмотрела фильм о Максиме Горьком "Под знаком Скорпиона". Мне понравилось, хотя я не уверена в исторической точности событий, а главное, их интерпретаций, которые там были. Нужны ссылки? подробности?
А сейчас смотрю с первого сезона "Екатерину". И хочу посмотреть все передачи с Паолой Волковой. Вместо дурацких роликов на ютубе...

А впереди столь нелюбимый мною ноябрь... А как вы справляетесь с невзгодами жизни? Что интересного советуете посмотреть, связанного с литературой?

вторник, 24 сентября 2019 г.

Совместная презентация

Дорогие шестиклассники!

Попробуем составить вместе презентацию на тему "Имена собственные в пословицах и поговорках".Вам необходимо было найти 10 пословиц и поговорок, в которых есть имена собственные.
Создайте свой аккаунт на Google.Перейдите по ссылке ниже и внесите свои находки в общую презентацию. Работайте на своем слайде. На чужих слайдах ничего не меняйте. Вопросы можете писать в комментариях. У нас всё получится.

https://docs.google.com/presentation/d/1uqdmTMH3jsE8eMcD3EC1NzI1Sx7nPA6H41GBLXuuvaQ/edit?usp=sharing

понедельник, 15 июля 2019 г.

Межпредметные связи на уроках литературы. Иван Бунин


Продолжаю подготовку к урокам литературы в 11 классе. Продолжаю смотреть кино. Сегодня на очереди Иван Бунин.

Фильмы, связанные с жизнью Ивана Бунина:
1. Конечно, посмотрю, точнее пересмотрю художественный фильм "Дневник его жены". И не буду рекомендовать к просмотру своим ученикам. Если захотят, посмотрят сами. Бунин в этом фильме мне не нравится, хотя я знаю, что в целом, пожалуй, это изображение недалеко от истины. 
2. Посмотрю документальное кино "Бунин. Авторская программа Натальи Ивановой". Документалистика, сделанная качественно. Но для обычного школьника 2 часа фильма, пусть и в 4 сериях, пожалуй, перебор. Сама смотрела с удовольствием. С удивлением узнала, что в России нет музея Бунина и даже приличного памятника первому русскому нобелевскому лауреату по литературе нет.
3. Я даже не знала, что существует несколько художественных фильмов по произведениям Ивана Бунина. Несомненно, я начинала смотреть нашумевший "Солнечный удар" Никиты Михалкова, но тогда фильм, как говорят современные школьники, не зашёл. Попробую еще раз. Попробовала, но дальше половины фильма пока не продвинулась. 
4. И еще  посмотрела два фильма, просто навскидку: "Грамматика любви" и "Темные аллеи". "Грамматика любви" очень понравилась. Замечательный, очень атмосферный фильм. Немного медленный, по-хорошему плавный, с интересно выстроенным сюжетом, интересными актерами и хорошей русской, действительно бунинской речью. Я получила удовольствие от просмотра. А второй фильм - "Темные аллеи" - мог быть намного лучше, если бы из него убрали сцены в поезде. Может быть, создатели фильма хотели сыграть на контрасте первой любви и похотливых желаний, но сцены в деревне были такими милыми в сравнении с тем, что было в поезде. Вот этот фильм точно не буду рекомендовать смотреть. 

А что посоветуете посмотреть, связанное с Буниным, вы, мои читатели? Конечно, лучше читать, но для разнообразия почему бы и не посмотреть?

пятница, 5 июля 2019 г.

Биография Чехова в художественном и документальном кино.

Кому-то покажется странным, но уже не в первый раз я начинаю  литературу в одиннадцатом классе с творчества Чехова. И поэтому восполняя пробелы в моих знаниях, связанных с кинематографом, решила поискать фильмы о Чехове, связанные именно с его биографией.
Конечно, хотелось бы найти то, что может заинтересовать и школьников. Делюсь находками.

1. Художественный фильм, снятый в 2015 году французскими кинематографистами "Антон Чехов". И хотя в нем много нелепостей, например, православную семью Чеховых сделали католиками,  быт семьи Чеховых изображен по русским меркам слишком шикарным..., но в целом фильм мне понравился. Для не слишком глубокого  знакомства с биографией Антона Павловича вполне можно посмотреть.

2. "Тайны века. Чехов - неопубликованная жизнь". Фильм документальный, авторы ставили перед собой задачу показать неизвестные стороны жизни Чехова, но в итоге всего лишь акцентировали внимание на психологических проблемам Чехова, на том, что даже гениям ничто человеческое не чуждо. Смотреть можно.

3. Документальный фильм из цикла "Исторические хроники с Николаем Сванидзе". 1904 год. Фильм не столько про Чехова, сколько про судьбы людей чеховского окружения в советское время. Интересен тем, кто уже хорошо знает биографию Чехова и интересуется историей, т.е. учителю, но не школьнику.

4.Посмотрела еще "Доктор Чехов. Рецепт бессмертия"( фильм телеканала "Культура"). Еще один фильм, раскрывающий современный взгляд на писателя, драматурга Чехова и углубляющий наши представления о нем. Фильм не для учеников, т.е. в нем нет интересной, цепляющей информации.

Дорогие читатели блога, а Вы обращаетесь к кинематографу, когда изучаете биографию писателя? Какие фильмы можете посоветовать?

среда, 3 июля 2019 г.

Участие в дебатах


15 апреля 2019 года я принимала участие в качестве кандидата в предварительном отборе кандидатов на депутата Волгоградской областной Думы от "Единой России". Нужно было принять участие в дебатах, которые проходили в с. Старая Полтавка. 
Это мои тезисы выступления.

суббота, 1 июня 2019 г.

Мысли в День защиты детей

Сегодня - День защиты детей. Чаще всего этот день считают праздником, скорее даже Днем детей. Но всё же это день ЗАЩИТЫ детей. да, дети нуждаются в любви и защите.И, пожалуй, это главное, что могут подарить  взрослые детям.
Особенно детям, которым по разным причинам тяжелее всего. Всю неделю занималась проблемами таких детей. Это и дети с ОВЗ, и дети, оказавшиеся по вине их родителей, в тяжелой ситуации...
В школе, самой обычной, всё больше детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья, а школа, т.е. учителя, ученики, не могут, не умеют,  не знают, как с такими детьми работать и жить. И хотя определенная работа ведется, учителя посещают курсы, учатся, с учениками беседуют, но всё же вопросов больше, чем ответов.
Чем помочь маме, у которой двое детей с ДЦП и оба не могут самостоятельно передвигаться, им постоянно нужна помощь, а они хотят учиться и учиться в школьном коллективе?
Как помочь маме, которая понимает, что её девочка нуждается в помощи, потому что не такая, как все, что может у неё ЗПР, но нет рядом ни врачей-специалистов, ни учителей, а уехать в город нет средств?
Как защитить этих детей от нависшей над ними угрозой несчастной жизни? И как защитить остальных 20 учеников, как создать им нормальные условия для учебы, если учитель всё внимание будет уделять такому ученику?
Как защитить детей от непрофессонализма врачей, которые не могут разглядеть болезнь у абсолютно здорового, по их заключениям, ребенка, и девочка умирает в один миг, просто не проснувшись?
Как защитить от непрофессионализма учителя, который просто не хочет работать по-новому, а по-старому не умел никогда, который хочет спокойно доработать до пенсии, и уволить его нельзя, и заменить некем?
А может, не нужно никакая защита? Может, это просто очень-очень жестокая, настоящая жизнь?

понедельник, 13 мая 2019 г.

15 мая - день дистанционного обучения в школе



15 мая – День дистанционного обучения. Учитель: Канева Н.М.
5 в класс - русский язык. Тема урока: «Повторяем орфографию»

1.       Используя выданный ранее логин и пароль, выполните задания в LearningApps.org из папки «Орфография». На «5» нужно выполнить все задания ( не забывайте нажимать на галочку), на «4» - 5 заданий, на «3» - 4 задания.

5в класс – литература. Тема урока: «Ганс Христиан Андерсен «Соловей»»
1.       Познакомьтесь с биографией сказочника, посмотрев диафильм. https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=m3z1K52f_bc
2.       Прочитайте сказку «Соловей» в учебнике или здесь: http://lukoshko.net/andersen/anders3.shtml
3.       Посмотрите мультфильм по сказке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=g-BsclgPMYY
4.       Ответьте на вопрос: «В чём смысл противопоставления живого и искусственного соловьев?», перейдя по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSelmhOKKQAFWygamdYHomSMnu9Jvve5IJXYTDboV5iXwqqpVA/viewform?usp=sf_link

10 а класс - литература. Тема урока: «Л.Н.Толстой «Война и мир»
1.       Посмотри видеоурок и запиши тезисно основную информацию в тетрадь: https://www.youtube.com/watch?time_continue=54&v=Zm35E0aj8uk

2.       Используя выданный ранее логин и пароль, выполните задания в LearningApps.org. На «5» нужно выполнить все задания ( не забывайте нажимать на галочку), на «4» - 4 задания, на «3» - 3 задания.

воскресенье, 5 мая 2019 г.

Задания по теме "Лексика" для 5 класса

В процессе изучения темы "Лексика" предлагаю пятиклассникам закрепить изученное, выполняя следующие задания:

1. Синонимы-1 https://learningapps.org/2828839
    Синонимы-2 https://learningapps.org/view1595148

2. Многозначные и однозначные слова: https://learningapps.org/view2470237

3. Устаревшие слова-1: https://learningapps.org/view2657899
     Устаревшие слова-2: https://learningapps.org/view253811

4. Антонимы-1: https://learningapps.org/view1672252
    Антонимы-2 https://learningapps.org/view2286048

5. Кроссворд по теме "Лексика": https://learningapps.org/view588939

    Паронимы-2: https://learningapps.org/view5338301

Для этого необходимо зайти на сайт приложения под своим логином и паролем, полученным от учителя. ЛОГИН и ПАРОЛЬ  НЕ МЕНЯТЬ, Процесс выполнения заданий отражается в таблице, которая видна учителю. Чтобы получить "отлично", необходимо выполнить 10 заданий, чтобы получить "хорошо" - 7 заданий, чтобы получить " удовлетворительно" - выполнить надо 5 заданий. 

понедельник, 28 января 2019 г.

"Перевернутый класс": урок для 10 класса

Здравствуйте, мои дорогие десятиклассники!

Сегодня мы проводим урок русского языка в такой форме - форме "перевернутого класса". Это значит, что вы выполняете задания, изучаете предложенный материал самостоятельно, а на уроке мы посвятим время практической работе и ответам на ваши вопросы.

Тема урока: "Имя прилагательное
 ( обобщение)"

1.Но сначала наше традиционное задание: работа со словарными словами. Запишите в тетрадь лексическое значение данных ниже слов, запомните их правописание.
Блок № 9: дефект, мегера, рецензия, резерв, эфемерность, деноминация, пьедестал, магнетизм, мезонин, пантеон, плеяда, десятеричный.

2. На прошлом уроке мы говорили об имени существительном и способности имен собственных становится именами нарицательными. Перейдите по ссылке и запишите в тетрадь слова, которые произошли от фамилий или были когда-то именами собственными.

http://bibliokniga115.blogspot.com/2019/01/18-slov-iz-russkogo-yazyka-kotorye-na-samom-dele-yavlyayutsya-familiyami.html

3. А теперь просмотрите видео ролик и вспомните признаки имени прилагательного. В тетрадях нарисуйте интеллект-карту или кластер по теме "Имя прилагательное как часть речи".

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Jh51BPahOlI

4. Прочитайте текст и выполните в тетради задания, которые даны после текста.

Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Мы же теряем его, пользуясь военно- поэтической терминологией, пядь за пядью.
     Ладно, когда дети  «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». Хуже, когда от современных школьников узнаешь, что  «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» - участвующий в популярной телеигре.  Горьковское предложение  «он был бос» понимается как «он был  начальник». А почему при этом  «в вытертых штанах»? Да именно потому, что  «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!
    Но, может , самое грустное, что дети не понимают значений важнейших слов «благородный», «самоотверженный», а также  «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» - им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». Даже Эллочкин словарь богаче. «Людоедке» из «12 стульев» нужно было тридцать.
   Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что невежественный человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и , наоборот, знающий его непременно станет самым добрым. Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас подлинным народом. Напоминаю еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык…»
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в зыбучий песок. Почему? Чтобы найти ответ, надо вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители сегодня разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего. И сегодня воевать за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.
- Какова тема и идея этого текста? Как можно озаглавить?
-Выпишите из текста прилагательные в составе словосочетаний, относящиеся к разным лексико-грамматическим разрядам. 
-В каких формах употреблены прилагательные в тексте? Приведите примеры.
-Какова синтаксическая роль кратких прилагательных? Прилагательных в различных формах степеней сравнения? Приведите примеры из текста.
-Найдите в тексте существительные, образованные путём перехода из прилагательных.

- О чем это рассуждение? Какую проблему поднимает в нем автор? Какова его 
позиция?
- Разделяете ли вы точку зрения автора? Почему? Докажите свою позицию.

На этом наш урок завершен. Записи, сделанные вами во время выполнения заданий урока, должны быть предоставлены учителю. 

В комментариях прошу написать о своих впечатлениях от такой формы урока: было трудно или легко, интересно или нет, что вызвало затруднения, нужно ли проводить уроки в такой форме.

суббота, 12 января 2019 г.

Хорошие привычки для учителя. Неделя вторая.

Прошла первая неделя внедрения хороших привычек. Об этом можно прочитать первый пост здесь.
Пока я была дома, с тем, чтобы пить воду всё было более-менее хорошо: я умудрялась выпивать до 5 стаканов воды. Для этого пришлось по дому развесить напоминания: "Выпить воды", "Встала - выпила воды. Перед обедом и ужином - выпей воды". Я даже нашла специальный трекер в интернете и статью о том, как надо постепенно приучать себя к воде. Кому интересно, можете заглянуть сюда. Оказывается, не только для меня это проблема! Но стоило выйти на работу, и всё стало намного сложнее. Я просто не помню о то, что надо выпить воды, хотя я даже специально принесла воду на работу, ту, что повкуснее. Хотела настроить напоминания в телефоне, но пока не получается сделать так, как надо. В общем, продолжаю внедрять.
Со второй привычкой - вести дневник- тоже всё не просто. Писала в блог ( он у меня заменяет дневник) и отдельно собирала позитивки ( об этом тоже как-нибудь расскажу). № поста были опубликованы, и это уже хорошо. Если удержу хотя бы такой ритм, то это будет хорошо. Каникулярная активность прибавила мне читателей, поэтому ожидания надо оправдывать.

А теперь две новые привычки, но про старые не забываю.
3. Спите вдоволь. 
Я отлично знаю ото, как необходим организму качественный сон.Но, к сожалению, последний год и даже полтора у меня постоянно проблемы со сном. То я не могла заснуть, то теперь я засыпаю сразу стоит мне принять удобное горизонтальное положение, но просыпаюсь в 2-3 часа ночи и не могу заснуть. Если я сумею решить эти проблемы, но привычка действительно будет замечательная.
В книге советуют:
1.оптимизировать среду для сна: освещение, температуру, влажность воздуха, одежду для сна  (с этим всё нормально)
2. придерживаться определённой процедуры отхода ко сну ( с этим тоже ок, засыпаю я хорошо)
3. избегать стимуляторов в виде сахара, кофеина, алкоголя, курения ( стоит, наверно, обратить внимание на сахар, с остальным проблем нет)
4. не есть позже 21 ч и менее чем за два часа до сна и не пить много воды в течение 3-4 часов до сна. (тоже всё нормально) 
Выходит, что у меня и так всё неплохо, но почему в итоге я сплю 5 часов?
Начинаю следить за сном!

4. Пусть музыка звучит! Музыка играет важную роль в жизни человека, в борьбе со стрессами, поэтому предлагается как можно чаще слушать разные музыкальные композиции, создавать музыкальные коллекции, играть на музыкальных инструментах и петь, устраивать музыкальные вечеринки. Попробую составить свою музыкальную коллекцию, чтобы слушать её везде. Может быть, кто из читателей посоветует свою любимую мелодию?

Итак, следующая неделя под девизом: "Больше музыки!"


А как Вы считаете, это хорошие привычки для учителя?




среда, 9 января 2019 г.

Что вы читаете на этой неделе? Наринэ Абгарян

Вот и прочитаны первые книги в этом году. Пришло время рассказать о них. 
По плану нужно было прочитать:
 1. Наринэ Абгарян " С неба упали три яблока"
2. Савако Ариёси "Кинокава"
3. Дэн Роэн "Визуальное мышление"
4. Один номер журнала "Литература"
Наринэ Абгарян
5. Один номер журнала "Управление школой"

Несмотря на большое вроде количество свободного времени, прочитано далеко не всё.
Прочитаны в первую очередь художественные произведения.
Читаю Наринэ Абгарян не впервые. Когда-то были прочитаны ее книги о Манюне, смешные и до боли узнаваемые по сохранившимся воспоминаниям о советском детстве. В книге "С неба упали три яблока" Н.Абгарян другая. История Анатолии Севоянц и Василия Кудаманц - это часть истории деревни, затерянной высоко в горах. Деревня вроде бы отрезана от мира, но по единственной дороге, что соединяет её с долиной, всё равно приходит то, что не позволяет ей жить в мире, и не только по дороге. Начиная читать, сначала не понимаешь, о каком времени идет речь, и даже дочитав до конца, не можешь точно ответить на этот вопрос. И это символично, потому что жизнь человеческая грустна и печальна в любое историческое время. Всюду ждут человека беды, и сил, чтобы противостоять смерти, приходящей от природы (засуха и голод) или от общества ( войны), у человека мало. Поэтому судьба каждого, выжившего и дожившего до преклонных лет, достойна поэмы. И автор любовно описывает этих стариков, как ювелир поворачивает драгоценный камень на свету, чтобы показать всю его красоту. Хотя в книге почти нет национального колорита, всё же он есть за счет замечательных армянских блюд: статок вечера провели утверждая перечень блюд – очень хотелось накрыть такой стол, чтобы порадовать новоиспеченных родителей. Остановились на хохобе из индюшатины, фасолевом паштете, гусе, запеченном с сушеным кизилом, салате из отварного куриного мяса с толчеными грецкими орехами, а также жареных ломтях малосольной брынзы в кляре из кукурузной муки и белого вина. На сладкое определили кркени – специальную гату, которую пекли исключительно в золе и подавали к столу по самым важным датам."
Несмотря на вроде бы оптимистичный конец - рождение маленькой Воске - не веришь в продолжение жизни в этой деревне. И понимаешь, что такая участь ждет не только армянскую деревню, но и нашу российскую. Ведь только за мою сознательную жизнь практически перестали существовать на территории нашего района около 7 сел.
Анатолия, уже приготовившая себе смертное в начале книги, возится с рожденной ею дочкой в конце. Всё хорошо. Или всё же нет?
Книга, написанная в стиле магического реализма, полна таинственного и мистического: "синие столбы",белый павлин, щель в стене дома, буквы К и В в оградке, само рождение ребенка почти шестидесятилетней женщиной. Судьба рядом с нами - напоминает автор, но делаем её всё же мы сами. Доброта и человеческое тепло стариков согревает и дает надежду, что пока  они живы, мир не сорвется в бездну бесчеловечности. Но будем ли мы такими стариками?

Прочитана и книга Савако Ариёси "Кинокава".Но о ней в другой раз. Сегодня и так получилось "много букв".

Книгу под № 3 заменила чтением книги Дэйва Берджесса "Обучение как приключение". Осилила и номер журнала "Литература".

На этой неделе (09.01-16.01) читаю:
1. В.Шишков "Угрюм-река"
2. Д.Бёрджесс "Обучение как приключение"
3. Журнал "Управление школой"

О том, что читают мои коллеги-блогеры, я знаю, потому что с удовольствием читаю отзывы о книгах во многих блогах, но всё же задам традиционный вопрос: А что вы читаете на этой неделе?

вторник, 8 января 2019 г.

Еще раз о дисциплине в классе

Вот и закончились новогодние праздники, завтра на работу. Просматривая статистику блога, я заметила, что самым популярным сообщением за декабрь 2018 года у меня был пост, посвященный дисциплине в классе "Дисциплина в классе: как создать рабочее настроение". И решила продолжить эту тему. Кто еще не видел пост, написанный ранее, прочитайте его, иначе трудно будет понять, о чём я.
Сначала замечу, что с дисциплиной в пятом классе действительно стало лучше, хотя в конце четверти мы уже почти не устраивали соревнований между учителем и учениками. Две конфетки так и остались в баночке, т.е. ученики, по их мнению, проиграли. Но мы же с вами, дорогие учителя, знаем, что они выиграли... в знаниях.
Но, как обычно это бывает, есть в классе один-два ученика, которые нарушают дисциплину больше других. Для них приходилось вводить индивидуальную шкалу нарушений. На листе бумаги или просто на доске я рисовала лестницу в 3-4 ступеньки.На верхней ступеньке фишка, обозначающая ученика-нарушителя, на последней - акула. Чем больше нарушений, тем ближе опасность попасться в зубы акуле. Что будет потом, когда акула проглотит нарушителя, я, честно говоря, не придумала, но странным образом до крайности дело не доходило. Наверно, никто не хочет быть хуже других...

Но начинается новая четверть, а значит, надо придумывать что-то новенькое. Например, банку с наградами я хочу модифицировать: складывать в нее маленькие конфеты за выполнение определенных правил и заданий. 
Какие можно выдвинуть условия? 
Все пришли вовремя на урок - конфетка.
Все выполнили домашнее задание - конфетка. Кстати, проверить, написано ли домашнее задание в тетради у учеников, можно попросить очень ответственного и честного ученика - у меня такой человек есть.
Все выполнили задание под цифрой ( определенный вид разбора) - конфетка.
Ученик верно выполнил задание - конфетка. Отметки он может и не получить, если задание небольшое или несложное. Но вклад в общее дело будет.
В конце урока проверить соблюдение ранее установленных правил - и добавить еще несколько конфеток.
А баночку сделать с разметкой: урок-кино, урок на улице, урок в библиотеке... Подскажите, коллеги, что-нибудь интересное...

И еще одна задумка с фишками из конструктора Лего ( так интереснее, но можно и просто фишки из бумаги). Каждый ученик получает определенное количество фишек, например, пять. Нарушил правила - отдал фишку учителю. Сохранил все фишки - имеешь право на какое-то послабление при выполнении домашнего задания.
Хочется воспитывать в детях не только самостоятельность, но и ответственность. Можно ли обойтись только пряником? Думаю, что нет. Действовать только кнутом - вообще не рассматривается. Быть безразличным - как идёт, так пусть и идет - тоже не способствует формированию ответственности в человеке. Понимаем, что с дисциплины учебной начинается дисциплина трудовая. 
Но главное мое правило неизменно: если ученикам на уроке интересно, то проблем с дисциплиной не бывает.

А какие фишки для поддержания дисциплины на уроке используете Вы? Нужно ли добиваться дисциплины? Или это отголоски авторитарного прошлого?
Р.S. Еще раз спасибо Артёму Морозову.
А еще можно посмотреть это небольшое видео от Надежды Ивановой.

воскресенье, 6 января 2019 г.

Рождество и рождественские рассказы

Есть особое время - от Рождества до Крещения, называемое Святки. Говорят, что в это время можно каждый день загадывать желания, гадать о будущем, это время чудес и праздника. В дореволюционное время в газетах печали особые рассказы - рождественские. Рассказы, в которых чудеса совершают сами люди, своей добротой и любовью.
Я очень люблю рождественские рассказы. Увлекшись когда-то целую серию постов блога посвятила именно им: всем известным рассказам Куприна, Чехова, Леонида Андреева, Достоевского, менее известные рассказы современных писателей Виктории Токаревой, Владимира Крупина и др. Об этом можно прочитать здесь.
Но интерес  к рождественским рассказам не пропал.
Давайте вместе прочитаем или перечитаем:

  • Александр Грин "Новогодний праздник отца и маленькой дочери"
  • Туве Янссон "Ёлка"
  • Наринэ Абгарян "Юбилей"
  • Генрих Бёлль "Не только под Рождество"
  • Наталья Ключарева "Юркино Рождество"
  • Максим Яковлев "Дар случайный"
  • Виталий Каплан "Звездою учахуся"
  • Николай Лесков "Христос в гостях у мужика"
  • Сергей Лукьяненко "Девочка с китайскими зажигалками"
  • Александр Ткаченко "Так мы и промычали своё первое Рождество"
А еще можно заглянуть в блог "Клуб друзей книг", там есть еще небольшой списочек.
Думаю, что прочтение этих рассказов добавит вам рождественского настроения.
 С Рождеством!Рождество Христово — еще один шанс изменить себя к лучшему, начать все заново, простить обиды, делать добрые дела, улыбаться тому, кто этого очень ждет! С приходом Спасителя в мир!

пятница, 4 января 2019 г.

Изменения в работе школы в 2019 году

Как трудно от праздничной суеты, радости, улыбок близких возвращаться к реальности! Жизнь как всегда не стоит на месте, хочется, чтобы она становилась лучше, легче... Но всегда ли так происходит?
Вспомним, что нового принёс нам 2019 год.
1. Повышение пенсионного возраста
2. Увеличение НДС с 18% до 20% и как следствие повышение цен на всё.
3. Повышение тарифов на свет, газ, в целом на ЖКХ.
4. Подорожание проезда в общественном транспорте.
5. Введение платы за вывоз мусора.
6. Повышение тарифов на услуги связи.
7. ..... и далее то, о чём мы еще не знаем.

Не останется в стороне и школа. Вспомним, что нас ждёт?
1. Изменились КИМы для проведения ЕГЭ по русскому языку, по литературе, по биологии, по иностранному языку, по истории и обществознанию.
2. Выпускники должны выбрать только один уровень сдачи ЕГЭ по математике: или базовый, или профильный.
3. Обязательным экзаменом в качестве допуска к государственной итоговой аттестации станет для девятиклассников собеседование по русскому языку.
4. Проверят в рамках НИКО качество образования по физкультуре.
5. Планируется проведение ВПР по астрономии.
6. Учителя, работающие на ЕГЭ и ОГЭ, получат оплату за свою работу.
7. Появляются льготы для предпенсионеров: их нельзя увольнять по инициативе работодателя, им нужно предоставить два оплачиваемых дня для прохождения диспансеризации один раз в два года. Правом на два дня на диспансеризацию обладают также пенсионеры по старости и по выслуге лет.
8. Учителям сохранили пенсию по выслуге лет, но получать её они будут не сразу по достижении необходимого количества лет, а с отсрочкой. В 2023 году отсрочка составит 5 лет.
9. МРОТ с 01 января 2019 года составит 11280 руб.
В процессе:
10. Планируется введение профессиональных стандартов педагогов.
11. Создадут систему должностей педагогов: учитель, старший учитель и ведущий учитель.
12. Планируется изменить систему аттестации педагогов, организовать ее прохождение по ЕФОМ.
13. Разрешат на работу брать студентов для ведения программ дополнительного образования.
14. Изменятся правила выдачи аттестатов с отличием.

Понимая, что процесс изменений - процесс естественный, думаешь, а не слишком ли их много, этих изменений? О каждом пункте можно написать отдельный пост, но надо ли?
А как вы относитесь к этим нововведениям? Что вас особенно раздражает? А может, что-то всё же радует?


четверг, 3 января 2019 г.

Хорошие привычки для учителя

В декабре 2018 года проходила квест в клубе "Учитель в порядке". Выполняя задания, поняла, что я совсем не в порядке)). В моем колесе баланса явный перекос в сторону работы при отсутствии заботы о себе. Вспомнив, что совсем недавно мне в руки попала книга Бретта Блюменталя "Год, прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни", а также продолжение "Одна привычка в неделю.Измени себя за год", я решила экспериментировать.  Как понятно из названия книг, автор предлагает внедрять по одной привычке в неделю, всё усложняя и усложняя требования.  В одной книге речь идет о привычках, касающихся физического здоровья, в другой - об улучшении душевного и умственного здоровья. Я специально не читала книги до конца, потому что здесь надо не читать, а делать. Кроме того, начало года, как известно, всегда время если не изменений, то сильного желания что-то изменить. Таким образом, я решила проверить, насколько возможно внедрить эти привычки в мою жизнь, как повлияет специфика профессии, получиться ли у меня что-нибудь. Думаю, что меняться или пробовать что-то новое никогда не поздно.
Первая неделя:
1. Пейте воду. Вот с этим у меня действительно проблемы: жажда меня практически не мучает, говорят, что это очень плохо. Поэтому я потихоньку начинаю пить больше воды, пользуясь советами книги: 1. Пить каждый час. 2. Пить перед едой. 3. Пить не только простую воду, но травяные чаи, настои ягод, воду с соком цитрусовых. К сожалению, просто воду мне пить трудно.
2. Записывайте всё - ведите дневник. Думаю, что мои записи в блоге можно считать формой дневника. Ведение записей считается мощным антидепрессантом. Мой блог действительно таким для меня является. Пока я пишу, у меня появляется много мыслей, а часть постов я просто не публикую, хотя и сохраняю. 

В целом эти две привычки я считаю очень полезными для учителя. А о процессе внедрения расскажу через неделю.

среда, 2 января 2019 г.

А что читаете вы?


Я всегда любила читать и всегда сожалела о том, что у меня нет достаточно времени, чтобы наслаждаться чтением вдоволь. В 2018 году я прочитала до обидного мало. Из-за нехватки времени. Из-за отсутствия сил. Из-за того, что сломалась моя электронная книжка. Из-за того, что стало подводить зрение и мелкий текст на желтой бумаге вижу плохо. Аудиокниги слушать не люблю: отключаюсь и думаю совсем про другое... Пока читаю с телефона, или планшета, или реже с компьютера. Бумажные книги читаю редко, хотя люблю.

Сначала  хотела опубликовать свой список прочитанного, но потом поняла, что он такой маленький... Среди прочитанного точно были:

1. Александра Маринина "Обратная сила" ( трилогия)
2. Виктория Лендерман "Теория невероятностей"
3. Анна Борисова  "Времена года", "Креативщик", "Там"

Мои планы на 2019 год. 
Хочу посвятить его прочтению семейных саг и книгам почти профессиональным, т.е. нон-фикшн. Елена Херменс опубликовала в Фейсбуке список из 50 книг в жанре семейной саги отечественных авторов и 50 книг иностранных авторов. Хотелось бы их прочитать, тем более, что из первого списка я прочитала достаточно много. Например, книги Евгения Водолазкина "Авиатор", Е.Катишонок "Жили были старик со старухой", Б.Пастернака "Доктор Живаго" и др.  А вот из второго списка не читала почти ничего. таким образом, я смогу возобновить свою еженедельную рубрику по понедельникам "Что вы читаете на этой неделе?", которая подстегивала в первую очередь меня к прочтению новых книг и журналов.  А так как я не могу читать по одной книге, мне надо переключаться, то...

На этой неделе я читаю:
1. Нарине Абгарян " С неба упали три яблока"
2. Савако Ариёси "Кинокава"
3. Дэн Роэн "Визуальное мышление"
4. Один номер журнала "Литература"
5. Один номер журнала "Управление школой"


вторник, 1 января 2019 г.

С Новым Годом и об итогах года 2018

Вот и пришёл новый, 2019 год! Новый год - новые надежды, мечты, планы! Желаю всем, чтобы всё, что вы задумали, - исполнилось! Не по щучьему веленью, но исполнилось! Желаю крепкого здоровья, удачи, креатива и позитива в 2019 году!

суббота, 29 декабря 2018 г.

10 способов отдохнуть от работы в каникулы

Учительский труд и тем более директорский выматывает и физически, и эмоционально. Поэтому очень важно имеющиеся за 10 дней отдохнуть от работы так, чтобы снова захотелось на работу. К названию поста надо бы еще добавить слова "в деревне/ в селе", т.к. посещение всяких разных культурных мероприятий вроде театра и пр. просто невозможно. как и городской культурный шопинг тоже. Чем же занять себя, чтобы отдохнуть?

1. Прочитать новую книгу любимого жанра. Любите детективы - читайте детективы, любите семейные саги - читайте с удовольствием. У меня парочка книг про запас имеется!

2. Посмотрите новый фильм или еще раз пересмотрите старый полюбившийся. Я составила для себя список фильмов, которые планирую посмотреть, потому что в планах есть организация школьного киноклуба.

3. Вспомните о хобби, которое у вас есть. Я прикинула, что у меня есть 10 дней, чтобы приготовить как минимум 10 новых салатов, 10 новых блюд из категории "на ужин", испечь 10  моих любимых кексов и наконец-то приготовить что-то из тех 10 продуктов, которые уже долго занимают место в моем шкафу.

4. Сходите в гости или примите друзей у себя. Я планирую сделать как минимум два похода в гости и один "приём" дома.

5. Даже в нашей глубинке есть праздничный бал-маскарад на центральной площади села. Его посещение - часть программы на выходные. А еще можно сходить в кино в наш кинотеатр: обещали бесплатно показать мультфильм "Маугли" ( 2018).

6. С нега у нас в этом году - очень много. Морозов пока очень больших нет. Поэтому - прогулки ежедневно, точнее ежевечерне. К сожалению, ни на коньках, ни на лыжах кататься я не умею. Зато на санках умею)))

7. Устроить день с пользой для тела: банька, маски, прыжки в снег. Замечательный способ снять напряжение.

8. Наверно, все уже успели украсить дом к Новому году и Рождеству. А я еще нет. Поэтому займусь вытынанками на окна.

9.  Если есть такая возможность, то обязательно нужно съездить куда-нибудь. Хоть в соседнее село. Или город. Для меня поездки  - лучший отдых.

10. А если уж устали совсем, то просто - ЛЕЖИТЕ. Я люблю иногда просто поваляться в постели в пижаме с книжкой или без неё. Сначала хорошо выспитесь, а потом проведите день лентяя.

Вот такие способы. А какие нравятся вам?

понедельник, 24 декабря 2018 г.

Позитивная обратная связь: ключ от волшебной двери?

Есть ли золотой ключик, который сможет изменить неадекватное поведение ученика, сделать "трудного" родителя вашим союзником, изменить учительско-ученические отношения? Меня одолевают большие сомнения в его существовании. Но есть такой инструмент, как позитивная обратная связь, основанная на выявлении положительных качеств у таких учеников и родителей, на оказании им внимания с положительным подкреплением. Нужно в плохом поведении ученика найти что-то хорошее, сделать акцент на этом положительном и тогда... Да, действительно, если воспринимать учеников не через призму отметки, видеть в плохом поступке причину, может быть, и скрытую, то успех будет обеспечен. 
Вспоминаю своих учеников, которые  мне "много крови попили". Один, назовем его Паша, очень любил быть в центре внимания, и во многом этим было обусловлено его порой вызывающее поведение. "На сцену, найти роль, сделать ведущим, выступать в самодеятельности, тем более, что способности есть", - это были не только мои мысли, но и действия. Сказать, что всё получилось, не могу, но по крайней мере от более серьезных проступков это смогло данного ученика уберечь. 
Другой, скажем Влад, никак не мог решиться написать сочинение на ЕГЭ. Сколько не тренировались - не пишет. Пришлось и самому ему долго объяснять, что он сможет это сделать, и маме это доказывать, и классного руководителя подключать, чтобы убедили его в его же способностях. И удалось!
Может быть, я слишком наивная или самоуверенная, но у меня не бывает плохих классов, есть классы со средней успеваемостью, есть отдельные слабые ученики, но они всегда уверенно идут на экзамен, например. У меня нет проблем с дисциплиной, может быть как раз потому, что всегда есть та самая позитивная обратная связь?
Это были очередные размышления, навеянные квестом #учительвпорядке#учитель_в_сказке

суббота, 22 декабря 2018 г.

Нужно ли учителю уметь писать статьи?

За последние лет десять  у учителя должна была сформироваться такая компетентность, как умение писать статьи для педагогических изданий. Это учитывается и в портфолио на стимулирующие выплаты и при аттестации на квалификационную категорию. В моем окружении мало кто из учителей делает это с душой и с охотой. И я не исключение. Почему? Может быть, в силу привычки: проще выступить на методическом объединении, каком-либо методическом мероприятии, чем писать статью. Именно полноценную статью, а не так называемые "методические разработки", т.е. конспект урока. Может быть, потому что никто учителя не учил, как правильно это делать, подразумевается, что любой человек с высшим образованием умеет это делать, а это совсем не так. Может быть, потому, что в последнее время не учителю платит издание за его труд, а учитель платит изданию за то, чтобы опубликовали его творение.  В итоге в сети много разных уроков и дидактических материалов, но стоящих, интересных и неповторяющихся, к сожалению, единицы...Но иногда попадаются такие алмазы!!! А значит, нужно учителю писать статьи для своих коллег, но лишь когда это его решение.
 Есть и у меня статьи в жанре "конспект урока" на весьма известном в свое время ресурсе, просто потому, что он был чуть не первым и единственном. Но в целом мне приятнее о своих находках рассказывать, например, в блоге или в простом общении с коллегами. Есть и ещё одна проблема: я всегда долго определяюсь, о чём рассказать/написать, а потом сомневаюсь в полезности того, о чём я рассказываю/пишу. А если бы я я всё же собралась написать статью в какое-либо издание, то это была бы скорее всего статья о разных "фишечках" в преподавании русского языка.

Интересными для меня являются такие ресурсы: 
"Русский язык" http://rus.1september.ru
 "Литература" http://lit.1september.ru
  "Учитель" http://ychitel.com/ru/
"Pedsovet.su" http://pedsovet.su
"Инфоурок" https://infourok.ru

А может всё-таки дерзнуть и написать в одно из названных изданий именно статью? Ведь тогда действительно можно и поверить, что #учительвпорядке#учитель_в_сказке.

четверг, 20 декабря 2018 г.

Жизнь в стиле Agile

Проблема самоорганизации или тайм-менеджмента стала меня интересовать последние лет пять, когда нагрузка стала возрастать, дел становилось всё больше и больше, а сил и времени, казалось, всё меньше... А тайм-менеджмент повлёк за собой интерес к проблемам внимания и памяти, креативности и скорочтения, потом проблемам здоровья... Обычная моя реакция после прочтения такой литературы - вот выход найден, если только я буду делать вот так и не буду делать по-другому. Вроде всё просто, но почти всегда перевешивает та часть утверждения, что после слова "если". Но поиски продолжаются, поэтому книги, рекомендованные Аяш Мырзабековой, я постараюсь прочитать. Пока же прочитано 2 главы книги Катерины Ленгольд "Просто космос".
Что же заинтересовало и откликнулось?
1. Отсутствие долгосрочных целей. Но в моем случае, думаю, цели на последние лет двадцать уже можно ставить)))
2. 9-недельные спринты. Да, разумно, одна учебная четверть как возможность понять, в каком направлении двигаться.
3. Дедлайн... Пожалуй, в школе это чувствуешь особенно остро: конец 1 четверти, конец 2 четверти, совпадающий с концом года, конец 3 четверти, конец 4 четверти, совпадающий с концом учебного года, летние месяцы, посвященные ремонту с дедлайном 1 сентября. Подумала, что напряжение дедлайна надо перенести в чисто методическую сферу: написать статью, подготовить материал для конкурса, выступления, поучаствовать в чём-то интересном  ( например, в квесте #учительвпорядке#учитель_в_сказке) или в конце концов дооформлять все журналы, приказы и т.д. А о том, что "сдать сегодня то, что надо было сдать еще вчера" напрягает посильнее просто дедлайна, и говорить не хочется...
4. Понравилось про "морковки": всегда найдется тот, кто выдаст тебе "морковку" сзади, а вот о морковке спереди придется думать самой. Что-то я себя последнее время таких морковок лишаю... 

Но больше всего, пожалуй, мне понравились принципы Agile:

• Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
• Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
• Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
• Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
Пожалуй, они мне понравились даже больше, чем их конкретизация в книге Катерины Ленгольд.

P.S.Поймала себя на мысли, что в квесте #учительвпорядке#учитель_в_сказке участвую с удовольствием, жду заданий и отчетов других участников, с удовольствием пишу, слушаю, выполняю...

понедельник, 17 декабря 2018 г.

Новогодний кроссквест на уроке русского языка


Кроссквест - это может быть и разгадывание кроссворда, и сбор слова из букв, и разгадыванием загадок и головоломок. Вот и я придумала для своих пятиклашек новогодний кроссквест. Не поверите, но они почти совсем не умеют разгадывать загадки. У меня кроссквест на новогоднюю тематику, почти целиком состоящий из загадок. Но есть и еще одна задача у этого квеста: мы будем повторять тему "Простое и сложное предложение". Загадки будут выводиться на доску как слайды, чтобы предложения были у детей перед глазами. Сначала анализируем предложения, потом, когда загадку отгадают, ребята получат нужную букву на листочке. В конце работы нужно будет из букв собрать слово.

1. Мухи белые летают, 
о зиме нам сообщают,
Холод в небе их рождает,
а тепло их побеждает.
2. Этот фрукт под Новый год
Каждый в дом к себе зовёт.
Им и елку украшают,
И детишек угощают.
3. Быстро на небо залез,
Ярко вспыхнул и исчез.
4. Стоит дом в 12 окон,
В каждом доме по 4 девицы,
у каждой девицы по 7 веретён,
У каждого веретена разное имя.
5. Какой город считается родиной Деда Мороза?
6. Бор заснеженный стоит,
Сосен слышен скрип и треск,
Праздник Новый год прошёл,
Какой месяц к нам пришёл?
7. Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики,
Говорят, ему сто лет, 
А шалит, как маленький.
8. Весь век идёт Еремушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Он шагом точный счет ведет,
А всё же с мечта не сойдёт.
9. Автор сказки " 12 месяцев".
10. Автор сказки "Снежная королева".
В итоге должно получиться слово "Снегурочка", от имени которой каждый ребенок получит бумажный новогодний шарик с поздравлением.
Надеюсь, что всё получится. Ведь это #учительвпорядке#учитель_в_сказке.

четверг, 13 декабря 2018 г.

Аксессуары для учителя


Учитель и аксессуары... Об этом предлагает подумать Екатерина Свидерская, имидж-консультант. Посмотрела её урок для учителей, подумала... всё же я отношусь к первому типу женщин, у которых очень мало всяких аксессуаров. 

Не ношу серьги. 
Не ношу часы, после того, как везде стала носить с собой телефон. Но часы мне периодически хочется... 
Практически не ношу шарфы и платки.
Обручальное кольцо я последнее время тоже не ношу: его нет ни у меня, ни у мужа...
Нет браслетов и браслетиков.
Обязательно ношу золотую цепочку с крестиком, без неё чувствую себя незащищенной. 
Последние лет пять моя любовь - серебряные кольца, желательно крупные и много.
И еще бусы, лучше если длинные.
Вот так скромно...

А как у вас?