суббота, 16 декабря 2017 г.

Субботние страницы-2

И опять суббота, и я продолжаю свои заметки о жизни директора школы. Чем же была наполнена прошедшая неделя?

суббота, 9 декабря 2017 г.

К урокам по творчеству Николая Гумилева

Уже больше года я знакома с понятием "смешанное обучение". Даже на межмуниципальных педагогических чтениях свой опыт представляла по этой теме. В фейсбуке есть группа с таким названием. Именно они вдохновляют меня в последнее время на использование ИКТ на уроках. Да и вообще появилось много хороших и не очень ресурсов, с которыми надо как-то работать. Об этом и буду писать.

В качестве домашнего задания дала свои одиннадцатиклассникам посмотреть серию из курса на "Арзамасе" о стихотворении Николая Гумилева "Заблудившийся трамвай". Попросила записать в тетрадь пояснения к образам стихотворения и толкование его, которое дает Дмитрий Быков. На уроке попробуем построить карту аллюзий.


А как вы используете имеющиеся ресурсы видеозаписей на своих уроках?

Субботние страницы

Есть такая вещь, как утренние страницы. Кто в курсе, тот меня поймет. У меня же будут субботние страницы.
Уже пять месяцев, как я работаю директором школы. Блог поэтому совсем забросила. Но поняла, что мне очень его не хватает именно как инструмента для рефлексии своих действий. Поэтому начинаю новую рубрику в своем блоге: "директорские будни".
Чем же запомнилась эта неделя?

суббота, 25 марта 2017 г.

После и вместе с "Преступлением и наказанием"

Одним из интереснейших направлений в литературе считаю поиск параллелей, перекличек, сопоставлений между разными произведениями, разных авторов, может быть, даже разных эпох. Кстати, по такому принципу предлагается создавать программу по литературе для старших классов по ФГОС. И знание литературных параллелей проверяет одно из заданий ЕГЭ по литературе. Как понятно по заголовку, меня заинтересовали переклички с "Преступлением и наказанием" Ф.М.Достоевского. Поэтому решила в этом посте сохранить найденное коллегами и написанное в ФБ. И даже если это не применять на уроках, но самому учителю знать об этом, смотреть и читать, а на уроках об этом просто говорить, по моему мнению, всё равно польза будет, ибо "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..."

Изучаем Достоевского и смотрим:
1. "Верёвка" ( реж. Хичкок)
2. "Волна" по книге Тода Штрассера "Волна"  (Подробнее здесь)
3.  «Преступление и наказание» ( реж.Аки Каурисмяки)

Изучаем Достоевского и читаем:
1. Эдгар По "Сердце обличитель"
2. П.Зюскинд "Парфюмер"
3. С.Лагерлёф "Изгои"
4. В.Тендряков "Расплата"
5. У.Фолкнер "Шум и ярость"

Я специально не брала писателей 19 века и экранизации романа. Жду, что уважаемые читатели блога тоже подбросят идей.


пятница, 24 марта 2017 г.

Стихи о моряках

Неделя у меня получилась какая-то поэтическая))) 

Большое место в жизни людей занимают традиции. Они бывают разными: семейными, школьными, народными. Всегда есть тот, кто создавал первым эту традицию, и есть, кто ее поддерживал на протяжении лет или десятилетий... В моей школьной жизни была традиция школьных литературных вечеров. Они могли быть поэтическими и прозаическими, посвященными и Тургеневу, и декабристам. Помню, что не только я с удовольствием в них участвовала, но и мои одноклассники тоже. В сельской глубинке такие литературные вечера заменяли и театр, и художественные выставки, и музеи... Так было в 80-е. Потом жизнь изменилась, казалось, что это никому не нужно, что учить стихи никто не будет и не хочет, а уж прозу тем более... Но 

Но в прошлом году решили мы провести школьный конкурс чтецов, посвященный летчикам. Связано это было с объявленным в Волгоградской области в 2016 году Годом  А.Маресьева. Изюминка конкурса была в  том, что стихи наизусть читали только мальчики и юноши, а в составе жюри тоже были в основном мужчины. И, на мой взгляд, конкурс удался. Хотя не все, конечно, показали себя хорошими чтецами, но всем было интересно еще и потому, что на сцене были мальчики. А значит, надо создать традицию!

В этом году мы снова проводим подобный конкурс. Тема конкурса - стихи о моряках.

И вот для него я отобрала несколько стихотворений. Пожелайте удачи моим конкурсантам! А стихи о моряках вы можете прочитать дальше... Вдруг они кому-то тоже пригодятся.

четверг, 23 марта 2017 г.

Темы рефератов 10 класс Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"

  1. Топонимика (названия улиц, мостов и др. ) Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  2. Женские имена и фамилии в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  3. Мужские имена и фамилии  в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  4. Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  5. Символика чисел в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  6. Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  7. Книга в руках героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  8. Экранизация романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в 1969 году режиссером Л.Кулиджановым.
  9. Экранизация романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в 2007 году режиссером Д.Светозаровым.
  10. Образ лошади в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  11. Первый сон Раскольникова и его символический смысл.
  12. Второй сон Раскольникова и его символический смысл.
  13. Третий сон Раскольникова и его символический смысл.
  14. Четвертый сон Раскольникова и его символический смысл.
  15. Портреты героев и их смысл в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  16. Интерьеры в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  17. Пушкинские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  18. Лермонтовские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  19. Гоголевские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  20. Дмитрий Шмаринов – иллюстратор романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  21. Демонические ( антихристианские) идеи в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  22. «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского как полифонический роман.
  23. Скандал как художественный прием в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  24. Что такое «фантастический реализм» Достоевского?
  25. Живет ли сегодня теория Родиона Раскольникова?
  26. Время в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  27. Композиция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  28. Жанр романа  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  29. Два героя-студента – Базаров и Раскольников (сравнительная характеристика).
  30. Система образов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  31. Двойники Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
  32. Смысл названия  романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  33. Смысл эпилога в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  34. Создание серии интерактивных заданий в системе LearningApps.org

Требования к рефератам: наличие титульного листа, списка использованной литературы, включая ссылки на электронные ресурсы, единообразие оформления работы (шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал 1,5), объем  - не менее 3 страниц.Срок выполнения до 03 апреля 2017 г. Выставляются 3 оценки: за раскрытие темы, за соблюдение требований к рефератам, за грамотность. Реферат может быть отправлен на электронную почту учителя: kanevanm@rambler.ru

Требования к интерактивным заданиям: заданий не менее 3, разных видов.  

Тем, кто дочитал до конца! Почему реферат, а не сочинение по роману "Преступление и наказание"? Домашнее сочинение, увы, обычно списывается из Интернета. Поэтому пусть лучше будет реферат. 
Почему нет тем традиционных - теория Раскольникова, Сонечка Мармеладова и др? Не хочется, чтобы брали то, что лежит на поверхности, часто низкого качества.

среда, 22 марта 2017 г.

Стихи о революции! Нужен совет!

Прочитав название конкурса, который будет проводить родной отдел по образованию, я была удивлена - "Образ революции в литературе". Впрочем, не меньше я была удивлена, получив приказ о необходимости проведения мероприятий, посвященных 100-летию революции. Я не буду здесь рассказывать о своей позиции по данному вопросу, она сформирована давно, хотя, может и несколько противоречиво. Я бы, конечно, лучше бы про экологию поговорила...

Но вот поучаствовать в конкурсе чтецов хотелось бы. Появились у меня в последнее время ребятки, которым это интересно. Они хотят учить, репетировать, выходить на сцену. Именно ради них и буду участвовать в конкурсе. А значит, надо искать стихи о революции. 

Сразу вспомнилось несколько стихотворений, но хотелось широты охвата. Я  в сокровищницу, которой все пользуются. А там... без проводника мало что найдешь. Тема стихов о революции осталась в доинтернетной эпохе. Можете себе такое представить?! Есть конечно, Маяковский, Есенин и Блок... А еще? В общем, дело революции живет: или только прославляем ( на одних сайтах), или только ругаем ( на других сайтах). Объективности я не нашла.
  
Что же я выбрала? Остановилась на 3 стихотворениях ( конечно, не совсем революция, но гражданскую войну можно): М.Волошин " Гражданская война", М.Цветаева " Есть в стане моем - офицерская прямость", М.Цветаева "Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь", В.Крапивин "Баллада о всадниках". Как бы вы, коллеги, читатели блога, отнеслись к моему выбору? Стихи можно прочитать ниже. Читать будут ученики 8-11 классов.

вторник, 21 марта 2017 г.

Сегодня - Всемирный день поэзии


Ведь придумал же кто-то такое чудо - Стихи! Как и многие филологи, начитавшись хороших стихов, напитавшись ими, очень скептически отношусь к тем, кто пишет стихи ( да и прозу) в моем окружении. Что уж там говорить о собственных стихах...

Для меня стихи  всегда  новый взгляд на мир, способность удивиться тому, что видят все, но замечает лишь поэт...  

Стихи - хороший способ снять стресс: люблю прочитать несколько стихотворений вечером: раз - и отпустило... Была у меня мечта: каждый день читать по стихотворению, но в суете жизни это порой неосуществимо. Но вот появился новый сервис "Пушкин-почтой". Это возможность прочитать за год все стихотворения великого поэта. Я подписана уже два месяца, заметила, что с нетерпением жду каждого нового письма. За это время появились в рассылке не только сами стихи, но и короткие комментарии к ним. Мне нравится! Советую всем подписаться, и к следующему году мы прочтем стихотворения Пушкина вместе!

А еще в честь праздника приглашаю немного поиграть - ответить на вопросы двух тестов.
1. "Поэты Серебряного века. Угадай цитату". Ничего сложного в этом тесте нет, но узнать можно много. Нужный тест! Хочу использовать и в 11 классе, и в 9!
2. Зима! Крестьянин триумф... Сможете ли вы отгадать стихи русских поэтов, если их перевести через Google Tranclate? Мне показался этот тест достаточно интересным и не совсем простым, хотя сбилась я на том, что знаю, пожалуй, хуже всего - поэзии Бродского. В общем, попробуйте сами! Результатом можно поделиться!

Наверно, и начальники мои о Дне поэзии знают: вот прислали мне положение о конкурсе художественного слова "Образ революции в литературе". Сижу теперь в раздумье... А у Вас идеи есть?

Но самое главное - в этот весенний день ( правда, у меня он серый, холодный, дождливый) откроем томик любимых стихов и ... Пошла читать Цветаеву! Поздравляю!

понедельник, 20 марта 2017 г.

Тексты-аргументы (часть 2)


Сегодня я хотела бы предложить прочитать рассказ японского писателя-фантаста Хоси Синъити ( 1926-1997). Если заглянуть в Википедию, то можно узнать, что он за всю жизнь написал более тысячи литературных произведений, за что был прозван королём коротких рассказов. Родился в Токио. Окончил биологический факультет Токийского университета. Начал публиковаться с середины 1960-х годов. 


Предлагаю одиннадцатиклассникам прочитать его рассказ "Тоскливая работа", определить проблему текста, прокомментировать её и определить авторскую позицию. ( О рассказе узнала из рассылки "Smartfiction.ru"). Всё это можно написать прямо в комментариях, но можно также принести на урок.