суббота, 4 июля 2015 г.

Сказки о правилах дорожного движения

Эти сказки - работы моих учениц, написанные, когда они учились еще в 5 классе. Сейчас это уже шестнадцатилетние девушки, успешно - на "5" - сдавшие в 9 классе экзамен по русскому языку. С таких сказок, по-моему, и начинается дорога к творчеству и любовь к родному языку. Работы участвовали в школьном конкурсе творческих работ, посвященном ПДД и заняли призовые места.

пятница, 3 июля 2015 г.

"Артеку" посвящается

Совсем недавно в июне отмечали 90 лет со дня создания "Артека". Об этом вспомнила неугомонный человек Козенко Г, М. и решила собрать сведения об артековцах, которые живут в Старой Полтавке. Так я попала на встречу артековцев разных лет с ребятами из нашего пришкольного лагеря. Вспоминала..

среда, 1 июля 2015 г.

Проверка на человечность


Сегодня-1 июля. Да, это не день защиты детей, но я вспомнила об этом празднике?, прочитав книгу Дрейпер Шэрон "Привет, давай поговорим!" Издана книга в серии "Вот это книга!" издательства "Розовый жираф". 

Книга об особом ребенке,  больном достаточно известной болезнью - детский церебральный паралич. Большая мечта девочки - говорить, ведь  очень тяжело, когда сделать это невозможно. Эта книга заставила меня о многом задуматься. Конечно, я что-то слышала об этой болезни, встречала таких детей, но в своем отношении к ним была не лучше, чем учитель Димминг и ребята из пятого класса: Роуз, Клер и другие. Для меня такие дети, действительно, относились к разряду детей необучаемых: ведь как можно обучить, если ребенок не говорит, не ходит, не обладает координацией движений... Обычные обывательские представления о таких детях. И вот рассказ о девочке Мелоди, которая обладает слабым, больным телом, но сильным интеллектом, способностью чувствовать, сопереживать, она умнее своих одноклассников, но показать ей это очень трудно. Но Мелоди благодаря поддержке родителей, Кэтрин, миссис В. сумела победить  конкурсе эрудитов, сумела доказать всем, что с ней надо считаться...


Думаю, что такие книги надо читать учителям.Ведь много говорят об инклюзивном образовании, даже до нашей сельской школы дошло это направление деятельности: в этом году создавали кабинет для таких детей, но я, например, в нем не была... А разговоры в основном-то о том, что это выброшенные на ветер деньги... И я так считала... Но книга дала мне представление о том, как  может быть построен процесс обучения, и горькое понимание, что в нашей. а не в американской действительности таким детям и их родителям приходится во много раз тяжелее. Да и  жизнь у них детей очень сильно зависит от родителей и других близких: если что-то случается с родителями, то у детей судьба особенно страшная.
Книга вышла в серии от 10 до 14 лет, и я, конечно, прикидывала эту книгу на своих учеников. Будет ли интересно? Увы, немногим. Нужно ли говорить о таких книгах на уроке? Нужно, если к этому готов сам учитель и если в своей деятельности он действительно придерживается тех правил гуманизма. доброты. толерантности, о которых говорит книга.

среда, 17 июня 2015 г.

Список книг для чтения летом в 10 классе

Те, кто успешно сдал итоговую аттестацию в 9 классе, уже думают о классе десятом.
Что же читать летом по школьной программе после 9 класса? 
Не важно, по какой программе вы будете обучаться дальше, не важно, в каком образовательном учреждении, не важно, будет ли это школа, колледж, лицей, гимназия или училище, список программных произведений один и тот же. Читая, выписывайте имена и фамилии главных героев произведений! Помните, что эти книги пригодятся вам трижды:
1. для получения оценок на уроке;
2. для написания итогового сочинения, которое является допуском к ЕГЭ;
3. для аргументации в сочинении на ЕГЭ по русскому языку.
Но главное: читайте и получайте удовольствие!

Список книг для чтения летом по школьной программе
1. А.Н.Островский. Гроза. Бесприданница.
2. И.А.Гончаров. Обломов
3. И.С.Тургенев. Отцы и дети
4. Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо (стихотворения можно будет прочитать и во время учебного года).
5. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.
6. Н.С.Лесков. Очарованный странник.
7. Л.Н.Толстой. Война и мир.
8. А.П.Чехов. Вишневый сад. Ионыч.

А начинать чтение, конечно, надо с "Войны и мира", "Преступления и наказания" и "Обломова"... Понятно, почему... Из-за желания прочесть самые объемные произведения!
Приятного чтения! Читать не вредно - вредно не читать!

понедельник, 8 июня 2015 г.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Москвест"


Прочитала еще одно произведение. Опять любимые мною Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Миша и Маша, современные школьники, совершенно не интересующиеся историей, оказываются в прошлом.Их задача - вернуться в настоящее, найдя подсказки, при этом не изменив хода истории. Книжка, конечно, написана интересно, читаталась на одном дыхании. Я бы ее однозначно порекомендовала прочитать современным школьникам, хотя бы просто для расширения своего кругозора. Но как у учителя у меня возникли некоторые сомнения. Я не знаю, как бы я по ней проводила урок даже внеклассного чтения, потому что урок предполагет какие-то выводы, а выводы кроме "мы сами, а не цари делаем историю" больше мне в голову не приходят. В общем, такой занимательный роман с историческим уклоном, хотя, если бы я была учителем истории, то некоторые приемчики, может быть, на уроке использовала. Например, вспомните, что вы знате, например, о 1856 годе. Кстати, я часто задаю подобный вопрос на уроках литературы. Вот недавно, поэма написана в 1837 году. А что было в это время? А в ответ тишина ( совсем как у Жвалевского). Или, например, еще один интересный приемчик: читаем фрагмент книги - и догадайтесь, в какой период русской истории это могло произойти или могло ли это существовать в данном году. В общем, для меня как для учителя литературы - это произведение чисто рекомендательное. Хотя, к слову, учитель литературы, называемая почему-то русичкой, в произведении как раз на высоте: и Гоголь всплывает в сознании Миши, и Шекспир, и Грибоедов. 

P.S. Отзыв написан давно, но поменять в нём ничего не хочется.

Директор школы: профессионал или любитель?

Как Вы считаете, директору школы достаточно ли быть хорошим хозяйственником? Даже понимая, что в школе нет мелочей, неужели умение работать с коллективом, создавать среду, мотивирующую на профессиональный рост учителей, умение находить неординарные решения в сложных педагогических ситуациях  менее важно, чем умение огородить территорию школы новым забором в условиях отсутствия финансовых средств? Неужели умение быть честным и принципиальным  в важных вопросах менее важно, чем быстрота выполнения многочисленных запросов и указаний, сыплющихся со скоростью 2 в минуту? В конце концов, неужели цветочки вокруг школы важнее высоких результатов ЕГЭ и ГИА и умения собрать под своим крылом лучших учителей района? Может быть, кому-то покажется, что это вопросы риторические и отвечать на них  вообще не следует... Мне же всегда казалось (а педагогический стаж у меня 20 лет, из них 13 лет работа в должности руководителя методической службой района), что директор должен умело всё это в себе сочетать, но цветочки вокруг школы никогда важнее образовательного процесса быть не могут. Последние события в школе заставили в этом глубоко засомневаться... За эти годы видела разных директоров школ нашего района, и  всегда была уверена, что хороший директор школы по уровню своего развития): должен быть выше обыкновенного учителя. Ведь мы, учителя, ох как не любим, чтобы нами управляли те, кого мы не ценим, в ком не видим профессионала. Если попал в директора, должен быть вдвое больше " и швец, и жнец, и на дуде игрец..." А как думаете Вы?
P.S. Странно мой предыдущий пост, в котором я излагала ТОЛЬКО СВОЕ видение ситуации и который был таким неприметным в течение трех предыдущих дней, вдруг стал очень популярным... Меня это уже не радует...

четверг, 28 мая 2015 г.

Литературный календарь: Максимилиан Волошин

16(28) мая 1877 г. родился в Киеве Максимилиан Волошин, поэт Серебряного века. Мне не хочется пересказывать известные всем вещи, рассказывая о каких-то литературных именах, я прежде всего хочу выразить свое отношение. Я всегда жалела, что о Волошине почти не говорят в школе. Я попробую подобрать свои ассоциации: Макс Волошин, Марина Цветаева ( ведь именно он тепло отозвался о ее первом сборнике; именно в его доме в Коктебеле Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном), Черубина де Габриак ( Елизавета Дмитриева), литературная мистификация, к которой был причастен Волошин, Коктебель, дом Волошина, в котором кого только не было; художник (мне нравятся акварели Волошина); "Тихий Дон"( на уроках, посвященных этому роману, я читаю стихи Волошина о гражданской войне)... Вот, пожалуй, и всё... Поэтому, осознав, что знаю мало, полезла во всезнающий интернет и попала на сайт "Кириенко-Волошин Максимилиан Александрович".
Что же новое я узнала? Например, историю дуэли Волошина с Николаем Гумилёвым из-за Елизаветы Дмитриевой. Прочитала, что в Коктебеле только в 1923 году в Доме Поэта побывало почти 300 человек ( в других источниках, написано, что за год - почти шестьсот человек). И все они жили бесплатно, и за это жители Коктебеля и власти не любили Волошина. А в гостях у него были и Валерий Брюсов, и Андрей Белый, и Корней Чуковский и многие-многие... В этом доме сейчас музей "Киммерия М.А.Волошина". зашла я на сайт музея, прочитала, что там же есть и дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых, а рядом в Старом Крыму - дом-музей Александра Грина и К.Г.Паустовского. И так в Крым давно хочу, а теперь - хочу-хочу! А еще удивило, что на карте памятных мест, связанных с Волошиным, только три находятся в России: Москва, Петербург и Коктебель... Видно, не очень-то любил он по России путешествовать, не то что по заграницам...
Все иллюстрации с сайтов, названных ранее.
Но без стихов ведь никак!

В янтарном забытье полуденных минут
С тобою схожие проходят мимо жены,
В душе взволнованной торжественно поют
Фанфары Тьеполо и флейты Джорджионе.

И пышный снится сон: и лавры, и акант
По мраморам террас, и водные аркады,
И парков замкнутых душистые ограды
Из горьких буксусов и плющевых гирлянд.

Сменяя тишину веселым звоном пира,
Проходишь ты, смеясь, меж перьев и мечей,
Меж скорбно-умных лиц и блещущих речей
Шутов Веласкеса и дураков Шекспира...

Но я не вижу их... Твой утомленный лик
Сияет мне один на фоне Ренессанса,
На дымном золоте испанских майолик,
На синей зелени персидского фаянса...
1 февраля 1913

Я быть устал среди людей,
Мне слышать стало нестерпимо
Прохожих свист и смех детей...
И я спешу, смущаясь, мимо,
Не подымая головы,
Как будто не привыкло ухо
К враждебным ропотам молвы,
Растущим за спиною глухо;
Как будто грязи едкий вкус
И камня подлого укус
Мне не привычны, не знакомы...
Но чувствовать еще больней
Любви незримые надломы
И медленный отлив друзей,
Когда, нездешним сном томима,
Дичась, безлюдеет душа
И замирает не дыша
Клубами жертвенного дыма.
8 июля 1913

Поэту

                  1

Горн свой раздуй на горе,
                  в пустынном месте над морем
Человеческих множеств, чтоб голос стихии широко
Душу крылил и качал, междометья людей заглушая.

                  2

Остерегайся друзей, ученичества шума и славы.
Ученики развинтят и вывихнут мысли и строфы.
Только противник в борьбе может быть истинным другом.

                  3

Слава тебя прикует к глыбам твоих же творений.
Солнце мертвых — живым — она намогильный камень.

                  4

Будь один против всех: молчаливый, тихий и твердый.
Воля утеса ломает развернутый натиск прибоя.
Власть затаенной мечты покрывает смятение множеств.

                  5

Если тебя невзначай современники встретят успехом —
Знай, что из них никто твоей не осмыслил правды.
Правду оплатят тебе клеветой, ругательством, камнем.

                  6

В дни, когда Справедливость ослепшая меч обнажает,
В дни, когда спазмы Любви выворачивают народы,
В дни, когда пулемет вещает о сущности братства,—

                  7

Верь в человека. Толпы не уважай и не бойся.
В каждом разбойнике чти распятого в безднах Бога.
<1925>, Коктебель

среда, 27 мая 2015 г.

А вы любите разгадывать ребусы?

Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков. Существуют определённые правила разгадывания ребусов. Раньше, еще лет 10 назад ребусы ребята разгадывали быстро и с интересом. А сейчас уже нет... Более того, и в шестом, и в девятом классе были такие ребята, которые говорили, что вообще не понимают, как тут можно что-то разгадать. А вспомнила я о ребусах потому, что сегодня вернулась к просмотру вебинаров, проведенных в рамках проекта "Книжный шкаф поколения Next". К сожалению, как это часто бывает, в течение учебного года не всегда могла даже вебинары просмотреть, не говоря уже о том, чтобы потренироваться. Вебинар Елены Квашниной "Мотивация к прочтению художественных произведений при помощи современных технологий" я уже смотрела, но информация настолько интересная, что с удовольствием и пользой для себя смотрела еще раз. Ребусы я использую иногда на уроках русского языка. Так, например, на  уроке, проведенном для учителей нашего района, был использован такой ребус. Ребята разгадали его достаточно быстро.
Ребус № 1.


А потом решила попробовать создать в сервисе по созданию ребусов свои ребусы, в которых зашифрованы названия произведений русских писателей. Сможете разгадать? На мой взгляд, разгадывание ребуса на уроке литературы - дело интересное.

Ребус № 2.



Ребус № 3.

Ребус № 4.

Ребус № 5.
А как вы относитесь к ребусам на уроках?

Анкета участника марафоне летнего чтения

Ребята, желающие принять участие в марафоне летнего чтения должны заполнить анкету участника. Таким образом вы заявите о своем участии в этом важном и нужном деле.

вторник, 26 мая 2015 г.

О чтении профессиональной литературы учителями


Списки книг на лето ученикам,  собственное участие в марафоне "Читать не вредно - вредно не читать" ( пусть даже без отчётов)... Вроде бы я постоянно читаю, знаю современным писателей не только по именам, но и по произведениям. И всё же... Сегодня, во время чтения книги Даниила Гранина "Эта странная жизнь", возник у меня вопрос к самой себе: а как много литературы профессиональной, а не художественной я прочитала хотя бы за последний год? Вышло не просто немного, а почти ничего... Кроме журналов издательского дома "Первое сентября" - "Русский язык" и "Литература", прочитала Дуга Лемова, отрывки из книги М.Поташника и всё? Не считать же чтением профессиональной литературы статьи из журналов "Русский язык в школе" и "Литература в школе" за прошлые годы... А ведь и ФГОСы у нас, и много еще чего... А "Первое сентября" с 90% уверенностью заявляет о закрытии журнала "Литература", например, на 2016 год... Вот так обидно! Лишусь я любимого журнала, и вообще останусь темной и непросвещенной.....


 Обращаюсь к своим коллегам-учителям.Давайте порассуждаем, можно ли учителю литературы ограничиться чтением только художественной литературы? Можно ли считать чтением профессиональной литературы чтение профессиональных журналов? Какую профессиональную литературу вы читаете? Что можете посоветовать? 

понедельник, 25 мая 2015 г.

Летний марафон чтения начинается!



Почему же летний, ведь лето еще не наступило? Да, но в нашей школе учебный год уже закончен, а значит, по традиции все мои ученики получили список книг на лето, которые желательно прочитать. А читать мы будем их вместе, соревнуясь друг с другом. Хотя я уже рассказывала в классе о правилах марафона, но повторю еще раз. До 1 июня каждый желающий принять участие в  летнем марафоне чтения должен заполнить анкету участника, можно это сделать и позже. В этом блоге нужно будет писать свои отзывы о прочитанных книгах в комментариях к сообщениях с ярлыком "летний марафон чтения".  Все отзывы одного участника будут суммироваться: 1 отзыв о книге из рекомендованного списка = 2 читалки, 1 отзыв о самостоятельно прочитанной книге  = 1 читалка. Можно увеличить количество читалок, если дать правильные ответы на вопросы  викторины, которая будет появляться каждую неделю: 1 правильный ответ, присланный раньше всех, = 1 читалка. Победителей и участников ждут призы и поощрение - всё так, как мы и договаривались. Летний марафон чтения закончится вместе с летом: последний день написания отзывов - 31 августа. Списки книг для чтения можно найти в блоге. Интересных вам книг и новых впечатлений, ребята!

суббота, 18 апреля 2015 г.

О сочинении в 9 классе

В одном из комментариев ко мне обратилась Эльвира Георгиевна Дунаева  из Эстонии ( блог "Dunaeva.info") с просьбой подсказать какие-нибудь темы для ее учеников из русской гимназии. В блоге уже опубликованы 22 темы сочинения для экзамена в 9 классе. 

Я, конечно, задумалась... Эльвира Георгиевна, я с ужасом поняла, что на такие темы, как предлагаете Вы, я со своими учениками сочинений не пишу... особенно в 9 классе, когда передо мной стоит задача - подготовить к сдаче государственного экзамена. А там строго определённые критерии, строго определённый шаблон ( увы!). В этом году, например, ученику надо написать одно сочинение из трех, предложенных в данной работе.

Первая тема предполагает объяснение содержания слов какого-либо лингвиста или писателя, в которых речь идет об особенностях русского языка или отдельных его единиц.

Вторая тема нацелена на умение работать с предложенным фрагментом художественного текста. Ученик должен объяснить, как он понимает слова из текста, которые даны в качестве темы сочинения. 

Третья тема нацеливает порассуждать о каких-либо нравственных категориях. Если заглянуть в ОБЗ, то там можно найти следующие формулировки: "Что такое дружба?" "Что такое материнская любовь?", "Что такое жизненные ценности?.... нравственный выбор? неуверенность в себе?   взаимовыручка? ... доброта?  ... сила духа?  ... настоящее искусство? ...любовь? " В сборнике И.П.Цыбулько можно найти темы: "Каким должен быть учитель?". "Что такое сострадание? ...самовоспитание? природа? и др."  Необходимо дать определение понятию и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, который предложен, а также обращением к другим литературным произведениям или жизненному опыту. Я своих учеников ориентирую на вторую и третью тему, хотя часть из них справились бы и со сложной первой темой. 

Но я именно в 5-8 классах стараюсь много внимания уделять сочинениям. Я работаю по программе Е.Н.Никитиной "Русская речь" в большинстве классов, и она мне нравится. Но к темам сочинений подхожу всё-таки по своему. Из наиболее понравившихся мне и ребятам в этом году были сочинения по цитатам в 9 классе "Каждый человек - цитата из всех его предков" ( Р.Эмерсон), "Книга, которую я посоветовал бы прочитать учителю", в 8 классе " О чем рассказал памятник" ( писали о памятнике, который находится в нашем селе), "Слушая музыку..." ( ученики рассказывали о своих ощущениях от конкретных музыкальных произведений),  "Улица моего детства", в 6 классе в этом году интересной оказалась тема "Компьютеры будущего". Кроме того, я часто привлекаю учеников к участию в разных конкурсах творческих работ, помогаю им, редактирую вместе с ними тексты, выпускаю школьную газету... Так что, уважаемая Эльвира Георгиевна, думаю, что помочь я Вам не смогу, увы! Темы у меня всё какие-то не экзаменационные...

Акция "Письмо солдату"


В этом году мне как классному руководителю большую помощь оказывает руководитель районной краеведческой группы "Истоки" Козенко Галина Михайловна. Это действительно неугомонная женщина, мечтающая создать районный краеведческий музей, а пока его нет, много внимания, времени и сил отдающая работе с молодежь. В этом году мы включились в проект по созданию Книги памяти села Старая Полтавка. Но вместе с этим участвуем и в других делах, связанных с работой этой группы. В пятницу, 17 апреля 2015 год, моим восьмиклассникам было поручено большое дело: принять участие в акции "Письмо солдату". К нам в класс пришли представители районной организации ДОСААФ и Козенко Г. М. Они попросили ребят помочь отправить письма ребятам, которые служат сейчас в российской армии, поздравить их с Днём Победы.  

Сначала мы с ребятам выяснили, что это за организация такая - ДОСААФ, как расшифровывается эта аббревиатура, чем там занимаются. После мероприятия некоторые сфотографировались с флагом этой организации. Затем вспомнили о том, какой праздник приближается и зачем писали письма на фронт незнакомым людям во время Великой Отечественной войны. Ребята с интересом и на вопросы отвечали, и всё так с умом и без иронии. Потом было зачитано письмо - обращение к солдату, в которое ребята должны были вписать имя адресата и фамилию того, от чьего имени оно направлено. Затем подписать конверт и в общем-то всё. Но надо было видеть, с каким старанием они подписывали и письма, и конверты, как боялись ошибиться, переспрашивали... Сколько радости было, когда вдруг оказывалось, что они знают этого юношу - а знали многих, ведь они совсем еще недавно учились в нашей школе... Вспоминали и как подписывать конверт, и как писать индекс - современное компьютерное поколение не знает этого, все впервые сами подписывали конверт, который реально отправится по адресу.  Хотя те, кому я напишу сейчас слова благодарности, скорее всего их не прочитают, но спасибо и Кривеге Людмиле Петровне, представителю ДОСААФ, и Козенко Г.М., и главе Старополтавского сельского поселения Штаймнецу Ивану Андреевичу, выделившему деньги на покупку конвертов. На мой взгляд, именно из таких реально значимых дел и должна состоять воспитательная работа в школе.

Летопись событий : районный конкурс чтецов

Как прошли у вас четверг и пятница? Интересно, как ответят читатели блога? А у меня есть только одно определение: насыщенно и позитивно. Я так этому рада!А теперь по порядку. И опять это будут мысли вслух и поток сознания. Но не зря же блог называется "Дневник..."
призёр районного конкурса чтецов
В четверг я наконец-то на этой неделе встретилась с учениками. Вот так-то! Встречи были радостными: ведь мы успели даже соскучиться. Но впереди ожидал районный конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы. Об этом я уже писала здесь. Хорошо, что конкурс проходил в нашей школе, поэтому я не отрывалась от уроков, да и выступление моей Алины совпало с "окошком" в расписании. Выступали ученики 5-11 классов. Алинка была тридцатой, а после нее еще человек 15. Для нас это много. Я очень волновалась, хотя та, которой надо было выходить на сцену, говорила, видимо, успокаивая меня: "А я не боюсь, совсем, я не волнуюсь..." А может, себя успокаивала? Номер шёл в музыкальном сопровождении, которое должно было включаться в определённых местах, поэтому я выполняла роль помощника. Алина справилась - заняла третье место! Для нас это удача!
А еще в этот день я с классом присутствовала на "Уроке Победы", посвященном началу Берлинской операции, подготовленном учениками 9 классов и учителем истории. Большая часть детей слушала и смотрела очень заинтересованно, но всё-таки не уловила главной мысли этого урока: там и патриотизм, и взятие Берлина, и размышления о супергероях и т.д. Как-то картинка не сложилась...

Ах, пятница, пятница! Много дел было сделано: и завершение дежурства нашего класса по школе ( хочется отдельно об этом поговорить), и общешкольное родительское собрание "Здоровая семья- здоровая Россия" ( ох, сколько об этом сказано уже!), и акция "Письмо солдату" ( хочу дать рассказ об этом отдельным постом). Домой , как говорится, приползла... с тележкой непроверенных тетрадей... После такой напряженной рабочей недели выходным радуешься по-настоящему!

среда, 15 апреля 2015 г.

Мысли вслух про вчерашний день


Вчерашний день был утомительно рабочим: весь день проверяла работы девятиклассников... Проверила... Результаты ожидаемые... Порадовало, что на фоне остальных учеников они выглядят достаточно хорошо, хотя это же только пробный экзамен. Ребята успели со мной пообщаться, рассказать, как им было страшно вначале, как они поняли, что часть страхов, связанных с экзаменом, у них уже пропала... Теперь осталось, не опуская взятой планки, двигаться вперед - к экзамену! 


Готовились с девочкой к конкурсу чтецов, посвященному 70-летию Победы. Последнее время разлюбила эти конкурсы: не умею я к ним готовить... Не чувствуют дети стихов, зажатые, да и судейство оставляет желать лучшего. Но времени на подбор музыки и ее обработку я потратила много - вспоминала, как работать в программе, потом высчитывала секунды... Держите за нас кулачки!

А еще вчера я оставила дома телефон... Какое это счастье, оказывается! Да. возникли некоторые трудности, но тем больше ответственности пришлось взять на себя, что для меня вполне естественно. Но ощущение свободы просто потрясающее... Вот чего не понимают современные дети, увешанные всяческим гаджетами!

В посты добавляю картинки с книгами - они мне так нравятся последнее время ( найдены в Facebook).
Всё - побежала навстречу сегодняшнему дню!

вторник, 14 апреля 2015 г.

И хорошее настроение не покинет...

Хорошее настроение, берущее свое начало во вчерашнем дне, не покидало меня и сегодня. И причин тому несколько. Сегодня в нашей школе проводился пробный экзамен по русскому языку для девятиклассников. Так позаботился о некоторой части  девятиклассников наш отдел по образованию. И хотя завтра я буду проверять то, что они написали, но сегодня у меня есть силы для этого. Потому что в школе занятия заменили акцией "Чистота школьного двора"! А значит, уроков, которые бы начинались в два часа, а заканчивались в 7 часов, не было. И целый день оказался по сути своей свободным... Отдохнула! Я, конечно, пришла посмотреть на своих девятиклашек, ответить на самый последний вопрос, который их мучает, ободрить, чтобы они не "перегорели" до настоящего экзамена.
Но результат - завтра! Думаю, что справились...


Потом пришла домой, а тут привет от Галины Ивановны ( "Чебаклиночка") с наградой Liebster Blog Award. Спасибо, Галина Ивановна! Было приятно, что вспомнили и о моем блоге, обо мне! Хотя блог свой молодым не назову, скорее мало популярным из-за нервности в публикации сообщений ( то каждый день, то месяц молчу) и незавершенности проектов ( ох, сколько их, недоделок!). Но я искренне рада, и поэтому на вопросы Галины Ивановны отвечу, но эстафету ( простите, Галина Ивановна, здоровья Вам и всяких благ!) передавать не буду.

1. Свидетелем какого исторического события вам хотелось бы стать? Почему? 
Если честно, то  -  никакого. Почему-то исторические события - это сплошные революции, войны и прочие страдания. А вот  пообщаться с Пушкиным или Анной Ахматовой не отказалась бы.
2. Каким качеством в людях вы не перестаете восхищаться? 
Мудростью, которая проявляется, на мой взгляд, в том, чтобы взглянуть на мимолётное с точки зрения вечности.
3. Какой фильм вы посмотрели уже сто раз и готовы посмотреть еще столько же? 
Вот если бы спросили о книге! Тогда бы это были "Повести Белкина" А.С.Пушкина. А в фильмах я не сильна, смотрю мало...
4. Что для вас означает понятие «вечные ценности»? 
Вечные ценности: любовь, семья, мир - то, без чего жизнь человечества сразу становится или бессмысленной, или ничтожной.
5.Чем бы вы занялись, если бы стали абсолютно свободны от работы, от обязательств? 
Я бы отдохнула и опять стал бы заниматься детьми и книгами.
6.Как вы считаете, от чего зависит успех в блогосфере? 
Я поняла, что успех каждый понимает по-своему. Для кого-то блогосфера - помощь в получении реальных денег, а для кого-то - поиск виртуальных друзей. Думаю, что Вы, Галина Ивановна, спрашиваете о втором. Здесь важно быть  искренней и постоянно на связи.
7.Что для вас блог – «Уютный уголок» или «Стильный салон»? 
Только не "Стильный салон"!
8.Вам больше нравится «ходить» по блогам или когда «приходят» к вам? 
И то, и другое...
9.Можно ли дружить лишь переписываясь? 
Можно.
10. Что первым приходит вам на ум, когда вы слышите слово "реальность"? Почему? 
Первая ассоциация - "виртуальная реальность". Наверно это потому, что слово "реальность" больше ни в каком сочетании не употребляю.

11.Одно единственное желание золотой блогорыбке. Как оно будет звучать? 
Попрошу вдохновения.

Вот и почти закончился мой день. Отдыхательный! Еще немного телевизора и вязания, немного чтения и ... спать!

Курсы и Всероссийский конкурс сочинений

Вчерашний день был такой же насыщенный, как и предыдущая неделя или даже предыдущие две недели... А когда у учителя бывает по-другому? Но вчера мне пришлось встать очень рано и отправиться в небольшое путешествие  в город Волгоград. Еще в пятницу я и не думала об этом. Причина простая: с 26 марта по 12 апреля я училась на дистанционных курсах, а 13 апреля нужно было пройти итоговую аттестацию. Курсы эти буквально сами меня нашли: позаботился об этом наш отдел по образованию, тему никто толком сказать не мог ( "что-то про сочинение"), я же, услышав слово-маркер "сочинение", сразу возопила: и мне надо. Оказалось, что не совсем и надо было, но сертификат об окончании курсов по теме:"Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики обучения написанию сочинений на ступени основного  и среднего (полного) общего образования ( с использованием мультимедийных возможностей Интернет-ресурсов для применения в рамках дистанционных форм обучения)" в объеме 72 часов получен.  Что мне понравилось больше всего - это именно дистанционное обучение, без выезда в Волгоград, без отрыва от работы, без бытовых проблем. Не буду расписывать, что и как я изучала, скажу самое важное, о чём еще пока не говорили: в сентябре-октябре месяце будет проводится Всероссийский конкурс сочинений, который будет  среди учеников 4-11 классов. Рабочая группа регионального этапа Конкурса произведет отбор нескольких тематических направлений, которые будут посвящены писателям-юбилярам, книгам-юбилярам 2015 года и значимым событиям этого года. Эти тематические направления будут известны за неделю до школьного этапа конкурса. Обязательно будет указано, в каком жанре должно быть создано сочинение по данной теме. Таких жанров будет 7: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе. Если кому-то это интересно, пишите в комментариях!
Вот и курсы закончились, и начался внеплановый выходной, из которых 7 часов я провела в машине, хорошо, что не за рулем! Пока меня везли, я проверила гору тетрадей ( знаю, что для зрения вредно, но...), позвонила родителям класса, чтобы собрать данные для базы данных в связи с переходом на ЕИС, и просто общалась с мужем. А еще погуляла по Волгограду, шопингом позанималась... Даже сегодня у меня хорошее настроение! Вот как полезно иногда с бухты-барахты соглашаться на курсы!

суббота, 21 марта 2015 г.

Сегодня - Всемирный день поэзии

В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта. 
5529092-3b3019c1b75f92f2.jpg

Первый Всемирный день поэзии прошел в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.   «Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание». Более того, Всемирный День поэзии призван дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова. Этот День, считает ЮНЕСКО, призван послужить созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям. Поэзия может стать ответом на любые вопросы современного человека.

Вот и решила сегодня с помощью поэзии найти ответы на мои вопросы, или, проще говоря, погадать на томике любимых стихов. Взяла сборник стихов "Русская поэзия  начала ХХ века", который в свое время был читан-перечитан, и открыла страницу наугад...
Вот что получила:

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, -
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти. (Осип Мандельштам)

Поэзия всегда права!
Хотите узнать, что выпадет Вам? Напишите комментарий, я открою книгу...И...

 С Днём поэзии!


воскресенье, 8 февраля 2015 г.

История моей школы. Вечеру встречи выпускников посвящается...

Вчера в моей школе был вечер встречи выпускников. К сожалению, из-за болезни быть на нём не могла. Но хотелось бы добрым словом вспомнить и моих учителей, и моих одноклассников, и моих учеников. Я выпускница той школы, в которой сейчас работаю учителем. И уже несколько лет я собираю материал об истории школы. Сегодня я хочу немного об этом рассказать.

понедельник, 12 января 2015 г.

Что читать о Великой Отечественной войне в 12 лет?

2015  - год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Вместе с шестиклассниками, учителем истории и  школьным библиотекарем хотим посвятить этой дате реализацию проекта" Читаем о героях". Подробности пока обговариваются. Сейчас самое главное - прочитать книгу о Великой Отечественной войне из предлагаемого списка. Обязательно- всего одну, но всё, что выходит за рамки обязательного, будет поощряться отдельно, в том числе и отметками.
1. Катаев В. Сын полка
2. Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки
3. Шолохов М. Судьба человека
4. Кошевая Е. Повесть о сыне
5. Васильев Б. В списках не значился
6. Толстой А. Русский характер
7. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
8. Надеждина Н. Партизанка Лара
9. Кондратьев В. Сашка
10.Сухачёв М. Дети блокады
11. Богомолов В. Иван
12. Веркин Э. Облачный полк
13. Черкашин Г. Кукла
14. Рысс Е.. Девочка ищет отца
15. Соболев Л. Батальон четверых
16. Крестинский А. Мальчики из блокады
17. Космодемьянская А. Повесть о Зое и Шуре
18. Ильина Е. Четвертая высота
19. Воронкова Л. Девочка из города
20. Воскобойников В. девятьсот дней мужества
21. Кассиль Л., Полянский М. Улица младшего сына
22. Погодин Р. Живи, солдат!
23. Ходза Н. Дорога жизни
24. Яковлев Ю. Неприкосновенный запас.



12 января в литературном календаре

Сегодня  12 января 2015 года отмечается 100 лет со дня рождения Вадима Сергеевича Шефнера, поэта, писателя, фантаста.  Родившись, еще до революции 1917 года в семье военного, Шефнер не мог рассчитывать на благополучную жизнь. Она такой и не была. Смерть отца, когда мальчик был сосем мал, жизнь в детдоме, где мать работала воспитательницей, учеба в фабрично-заводском училище, работа на фарфоровом заводе, война… Те, кто читал повесть Вадима Шефнера «Сестра печали», думаю, узнали в  событиях биографии отражение сюжета повести. А потом была война, куда Шефнер отправился добровольцем, но прошел ее до конца, имея боевые ордена и медали. «Сестра печали» - не единственное из прозаических произведений Шефнера.
А еще ведь были стихи:

суббота, 10 января 2015 г.

Алексей Николаевич Толстой: что вспомнили о нём Вы?


Алексей Николаевич Толстой, "красный граф" ... Для детей автор "Золотого ключика, или Приключений Буратино" и "детства Никиты", для подростков автор "Упыря" и "Гиперболоида инженера Гарина" ( вот вам и хоррор, и фантастика), для любителей исторических романов автор "Петра Первого",  а "Хождение по мукам" - одно из произведений, в которых есть попытка понять совершившееся в 1917 году. Сегодня 11 января исполняется 132 года со дня рождения этого столь разностороннего и плодовитого литератора.  Стала перечислять произведения, и поняла, что ведь многое я читала, и читала с интересом, но эмоционального отклика все эти произведения у меня не вызывают. Вызывает интерес личность этого писателя, сумевшего не просто уцелеть в годы сталинских репрессий, но и не потерять свой талант. Личность Алексея Николаевича Толстого продолжает вызывать интерес у многих. На одном из сайтов прочитала: " Жизнь Алексея Толстого была прежде всего романом. Романом с литературой, с эмиграцией, с властью и, конечно, романом с женщинами. Аристократ по крови, аристократ по жизни, оставшийся графом и в сталинской России, Толстой был актером, сыгравшим не одну, а множество ролей: поэта-символиста, писателя-реалиста, яростного антисоветчика, национал-большевика, патриота, космополита, эгоиста, заботливого мужа, гедониста и эпикурейца, влюбленного в жизнь и ненавидящего смерть. В его судьбе были взлеты и падения, литературные скандалы, пощечины, подлоги, дуэли, заговоры и разоблачения, в ней переплелись свобода и сервилизм, щедрость и жадность, гостеприимство и спесь, аморальность и великодушие. Но более всего Толстой был тружеником, и в русской литературе останутся два его романа, повесть о детстве и сказка, которую будут читать всегда. " Именно поэтому и появилась книга Алексея Варламова " Алексей Толстой", ( которую я когда-то начинала читать, и она мне нравилась,  надо бы к ней вернуться) и в книге Бенедикта Сарнова "Сталин и писатели" одна из глав посвящена  взаимоотношениям Сталина и Алексея Толстого, той роли, которую сыграл писатель в создании исторической параллели Сталин - Петр Первый ( об этом я скоро расскажу).  Вот таким был этот день в моем литературном календаре.


пятница, 9 января 2015 г.

Читаю стихи Бориса Чичибабина


Сегодня, 9 января исполнилось бы 92 года Борису Алексеевичу Чичибабину (Полушину) ( 1923-1994). Как его  сегодня назвать - поэтом советским ( писал в эпоху СССР и сполна вкусил всю ее прелесть), поэтом украинским (почти всю жизнь прожил на Украине, большей частью в Харькове), русским поэтом ( ведь все стихи его написаны на русском языке)? Очень тяжело осознавать, что сегодня это вопросы не праздные... . Борис Чичибабин считается одним из самых ярких неофициальных поэтов советского времени.

четверг, 8 января 2015 г.

Вот и 8 января в календаре...

Сегодня 8 января я в свой литературный календарь занесу 2 даты. 
Первое событие связано с именем А.С.Пушкина. 200 лет назад состоялись переводные экзамены в Лицее из "младшего" класса в "старший", в том числе и по русскому языку. На этом экзамене юный Пушкин в присутствии Гавриилы Романовича Державина прочитал свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе". Это было первое публичное признание поэта и своеобразное благословение, полученное от знаменитого на тот момент поэта Державина. Об этом событии Пушкин писал в "Евгении Онегине" : 
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Этот же эпизод изображён на картине Репина И. "Пушкин на лицейском экзамене".
В школе на уроках литературы мы очень часто обращаемся к этому моменту в жизни Пушкина, хорошо бы  и запомнить, когда именно оно произошло.


Второе событие связано с именем Уилки Коллинза ( 1824-1889), родившегося в этот день в Лондоне 191 год назад. Думаю, что многие читали две самые знаменитые его книги -"Женщина в белом" и "Лунный камень" ( или смотрели фильмы по этим произведениям). А знаете ли Вы, что Коллинз был автором 27 романов, 15 пьес и более полусотни рассказов? А знаете ли Вы, что "Лунный камень" считается первым детективным романом на английском языке? Знаете ли, что некоторые произведения были написаны им в соавторстве с Чарльзом Диккенсом? Знаете ли, что Уилки коллинз стал героем триллера Дэна Симмонса "Друд"?

На сегодня всё!

среда, 7 января 2015 г.

Обязуюсь прочитать, или Мои читательские планы...

Решила составить список книг, прочитать которые хотела бы в 2015 году. Если у Вас есть желание что-то мне посоветовать прочитать, напишите об этом в комментариях. Хочется попробовать чего-то новенького.

О Рождестве и не только...

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костёр трещал у входа.
Дым шёл свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счёт начнётся с этой ночи.


7 января отмечается православный праздник – Рождество Христово. Поздравляю всех читателей, друзей блога и случайно заглянувших с этим светлым праздником! Пусть никогда не покидает вас надежда, светлая вера в будущее и оптимизм! Пусть всегда рядом с Вами будут Ваши родные и близкие!

вторник, 6 января 2015 г.

В литературном календаре - Рождественский Сочельник

6 января - Рождественский Сочельник.  Праздник, который не мог не отразиться в русской литературе.
В прошлом году я со своими учениками и друзьями блога читала "Рождественские рассказы". 
В этом году Наталья Борисовна Клементьева в своем блоге напомнила о чудесной книге "Лето Господне" Ивана Шмелева.

 Давайте  просто почитаем стихи и насладимся их очарованием. С наступающим Вас Рождеством!
*** М.Лермонтов
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
Александр Блок
Сочельник в Лесу

Ризу накрест обвязав,
Свечку к палке привязав,
Реет Ангел невелик,
Реет лесом, светлолик.

В снежно-белой тишине
От сосны порхнет к сосне,
Тронет свечкою сучок -
Треснет, вспыхнет огонек,

Округлится, задрожит,
Как по нитке, побежит
Там и сям, и тут, и здесь...
Зимний лес сияет весь!

Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Озаряет небеса,
Сводит праздник на леса,

Чтоб от неба и земли
Светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землей
Загорелся луч иной,

Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал.

Осип Мандельштам
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
Валентин Берестов
"Перед Рождеством"
"И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!" -
"Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"

Иосиф Бродский
"Рождественская звезда"
В холодную пору в местности, привычной
скорее к жаре, чем к холоду, к плоской
поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным:
грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

понедельник, 5 января 2015 г.

А ты подписался на профессиональные журналы ?

Читаете ли Вы, дорогие коллеги, профессиональные журналы? К сожалению, среди реальных учителей, меня окружающих, таких немного, к сожалению. А я люблю читать журналы "Русский язык" и "Литература" издательского дома "1 сентября". Этой любви уже почти 20 лет. Помню, как в конце далёких девятостых подписалась я  на эти издания ( тогда это были газеты). Читала с большим интересом, обязательно шла с ними на урок, собирала все номера. И так случилось, что из-за того, что не платили зарплату, подписку я продлить не смогла. А почтальон приносит мне очередные номера... Я ей говорю, что это уже не мне, я не подписывалась, а она отвечает: "Вам, вам, больше у нас такие газеты никто не читает, я узнавала". Мне было и смешно, и грустно. А сейчас становится еще грустнее от мысли о том, что эти издания могут прекратить свое существование по банальной причине отсутствия денег, ведь тех, кто подписывается на эти журналы, совсем мало в масштабах страны. Я давно перешла на электронный формат, который каждый месяц можно получить по электронной почте. Стоит 5 номеров всего 300 руб. Я с ужасом думаю о том, что, возможно, майский номер "Литературы" будет последним... Давайте этого не допустим!
Вот получила я  первый номер "Литературы". Как можно не прочитать о Бумажной Даме Александра Блока ( статья Дмитрия Мурина), или о Тютчеве, непохожем на Фета ( статья М.Гельфонд). С большим нетерпением ждала продолжения отрывков из книги Анны Северинец "Смайлик, фейк и другие изобретения русских писателей". Статья  "Литературные символы в визуальном коммуникативном пространстве" Валерии Стельмах удивила. А прежде чем читать статью о повести В.Сорокина "Метель" решила сначала произведение прочитать.   И так много полезного материала в каждом номере. Я честно говорю о том, что если бы не "Литература", я бы всё это не читала, просто потому, что не знала бы о существовании такой информации. Всяческие методички и разработки уроков не смогут заменить научного подхода к преподаванию литературы... Лично мне такой научный взгляд необходим.

А Вы, дорогие коллеги, какую профессиональную литературу читаете? Какую цену Вы готовы за это платить?

Книги о природе Николая Сладкова


Пришла пора заглянуть в литературный календарь. В нем я пишу только о тех авторах, которые меня чем-то заинтересовали.


  Вы любите читать книги о природе? А каких писателей-натуралистов вы могли бы назвать? Я уверена, что в этом списке обязательно будет имя Николая Ивановича Сладкова, которому сегодня, 5 января, исполнилось бы 95 лет. Н.И.Сладков (1920-1996) был настоящим добрым другом всему живому, стремящимся приобщить к тайнам природы как можно больше людей. Уже со второго класса Николай вел дневник наблюдений за природой, внимательно вглядывался в жизнь лесных обитателей. В качестве военного топографа добровольцем ушел на фронт в Великую Отечественную войну. Первые произведения опубликовал в 1953 году. Всего написал 60 книг, которые вошли в золотой фонд детской литературы. "Лесные сказки", "Медвежья горка", "Под шапкой невидимкой", "Медовый дождь", "В лесах счастливой охоты", " Земля под облаками" и др. За книгу "Подводная газета" был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской в 1976 году. Неважно, сколько вам лет, 6, 16, 46 или больше, почитайте книги Николая Сладкова, и вы обязательно узнаете о чём-то очень интересном из жизни Природы. " В природе та же гармония, что и в музыке, выкинь ноту и мелодия нарушится", - считал Николай Сладков. 


Прочитать сказки и рассказы Николая Сладкова можно ЗДЕСЬ. Не забудьте рассказать в комментариях, какой рассказ вы выбрали!  А я совсем недавно в декабре  на урок в шестой класс принесла сказку "Суд на декабрём". Прежде чем читать, спросила, как вы думаете, за что можно судить декабрь. Самый неожиданный для меня ответ был: "За то, что в этом году нет снега..." ( А я-то радовалась теплой погоде...). А когда  прочитали, пришли к мысли, что всё в природе гармонично, всё к месту, нужно только больше присматриваться к тому, что нас окружает, а то некоторые ребята не знали птиц, которые в сказке упоминаются... И еще спросили, правда ли то, о чем здесь написано про зверей. Сказки Николая Сладкова - правдивы с научной точки зрения, поэтому не только интересные, но и познавательные. 

воскресенье, 4 января 2015 г.

Прочитано на этой неделе

 Праздничные выходные - отличный повод предаться любимому делу. А какое  может быть любимое  дело у учителя литературы? Конечно, чтение.
На этой неделе, несмотря на праздничные хлопоты, прочитано:

Василий Ян и его романы


Сегодня 4 января родился Василий Григорьевич Ян ( Янчевецкий) ( 1874/1875 - 1954) - русский советский писатель, прославившийся как автор исторических романов. Говоря о Василии Яне, в первую очередь вспоминаешь его трилогию, за которую он был удостоен в 1942 году Сталинской премии первой степени. Речь идет о трилогии "Нашествие монголов", состоящей из трех романов "Чингисхан", "Батый", "К "последнему" морю". Трилогия рассказывает о суровом 13 веке, когда в жестоком противостоянии сошлась Русь и ордынские завоеватели. Интерес к этим произведениям возник во время Великой Отечественной войны, но после неё он не уменьшился, а возрос. Так, к 1985 году число изданий превысило 230, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Наиболее популярны к этому времени были «Чингиз-хан» (более 100 переизданий) и «Батый» (около 80), переведённые на 50 языков в 30 странах.


Другие  исторические произведения Василия Яна тоже будут интересны тем, кто хочет побольше узнать об историческом прошлом не только нашей страны:  «Финикийский корабль» о плаваниях финикийцев (1931), «Огни на курганах» о сопротивлении скифов и согдов Александру Македонскому (1932), «Спартак» о восстании рабов в Риме (1933) и «Молотобойцы» о появлении мануфактур в России (1934).



«Я люблю три шума: шум моря, шум школы и шум типографских машин…». В этих словах — вся биография Янчевецкого Василия Григорьевича, путешественника, писателя и педагога. 
Судьба Василия Яна удивила меня несколькими фактами: 


  • окончив в 1897 году  Историко-филологический факультет Петербургского университета, отправился на два года в путешествие по России, отказавшись от всех своих привычек, от художественных и научных интересов, впервые одев полушубок. Впечатления легли в основу первой книги «Записки пешехода» (1901)
  • в 1901 году впервые приехал в Ашхабад, на службу в канцелярию начальника Закаспийской области, стал не пешеходом, а всадником. Всего лишь с одним проводником он совершил инспекционную поездку по пустыне от Ашхабада до Хивы.Тогда такое путешествие считалось опасным и выдающимся предприятием, требовавшим подготовки, мужества и выносливости;
  • встречался с Львом Николаевичем Толстым, который даже позавидовал Василию Григорьевичу из-за его возможности путешествовать;
  • из числа гимназистов в 1910 году создал один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков». Как организатор скаутов 26 декабря 1910 года встречался с приезжавшим в Россию полковником Робертом Бейден-Поуэллом. С осени 1910 года выпускал журнал «Ученик», в котором публиковал и свои небольшие произведения.
  • в 1918—1919 годах работал в походной типографии армии Колчака в Сибири. После установления в Ачинске Советской власти работал учителем, корреспондентом, директором школы в селе Уюк Урянхайского края.
  • не обошла стороной его и тяжесть сталинской диктатуры: его жена, оставшаяся в годы гражданской войны в Сербии, никогда больше в Россию не вернулась, сын Михаил был репрессирован. 

Больше информации можно прочитать, конечно, в Википедии и на ресурсе "Чтобы помнили".