воскресенье, 31 июля 2016 г.

Учительский кошелёк -4


Очередная серия "Учительского кошелька"!  Главные действующие лица - все те же))

Без долгих предисловий продолжаю рассказывать о критериях.

16. Создание учителем условий для формирования нравственно-смыслового отношения школьника к собственному образованию и саморазвитию. Сформированность положительной мотивации к предмету у обучающихся.
Это один из самых спорных критериев, поскольку ничего конкретного сказать здесь нельзя. В качестве подтверждающего документа о том, что учитель владеет этой компетенцией предоставляется или диагностика мотивации к обучению, или классный час по теме ( открытый или посещенный администрацией) ( 1 балл), или если сделано и одно и другое ( 2 балла). Интересно, как оценивают это в других школах?

17. Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности  Здесь все понятно: 1 балл - кружок ( секция) проводились, есть программа, 2 балла - кроме программы, есть и результаты: участие в мероприятиях разных и т.д.

18. Организация воспитательной работы по предмету в рамках недель и предметных месячников. Вполне  понятный критерий. 1балл- проведено 1 мероприятие, 2 балла - проведено 2 мероприятия.

19. Организация педагогом общественно-полезной, трудовой и волонтерской деятельности обучающихся.  Т.е. организация и участие в субботниках, акциях милосердия и др. Вроде бы должно быть от души все эти дела, но всё же кто-то же должен это организовывать. 1 балл - наличие справки от зам. директора по воспитательной работе. 2 балла - благодарности, грамоты или просто наличие конкретного результата.

20.Оказание консультативно-методической помощи родителям обучающихся. Подтверждающий документ - протоколы родительских собраний. 1 балл- проведены  2 тематических собрания, 2 балла - проведены 4 тематических собрания.

21.Отсутствие обоснованных обращений родителей и детей по поводу конфликтных ситуаций. По этому пункту слово за администрацией школы. Она предоставляет сведения. Если таких обращений не было, то 2 балла.

22.. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период). К профессиональным конкурсам у нас относят не только "Учитель года" и др., но и разные конкурсы методических материалов, например. 2 балла -за участие

23. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях (за анализируемый период).  Поскольку живем мы в селе до областного центра 400 км, на такие конференции и семинары особо не ездим. Поэтому засчитывают выступления и на педсоветах, и на заседаниях РМО ( 2 балла)

24. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов (за анализируемый период). Здесь тоже, думаю, все понятно. Если уроки или мастер-класс на школьном уровне - 1 балл, если выше школьного- 2 балла.

 25. Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях (за анализируемый период).  И в электронных СМИ тоже считается. За публикацию 2 балла.

Итак, рассказ о так называемой инвариантной части закончила. Думаю, что разработчики считали наличие этих показателей в работе учителя обязательными. Но так ли это?


В следующий раз о вариативной части.




суббота, 30 июля 2016 г.

Учительский кошелёк -3

Продолжаю рассказывать о стимулирующих выплатах. Начало разговора в постах
"Учительский кошелёк"
"Учительский кошелёк-2"

Критерии
6. Организация просветительно-воспитательной работы с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни. Проведены мероприятия, оформлены стенды, проведены тематические классные часы или уроки. 1балл- проведено одно мероприятие, 2 балла- проведены два и более мероприятия. Если мероприятия проводились совместно с учителем физкультуры или другим учителем, засчитываются обоим. 

7.Наличие системы работы с одаренными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня). 
Подтверждающие документы: план работы по этому направлению. 1 балл- есть план и участники районных конкурсов, 2 балла - есть план и участники областных мероприятий.

8.. Наличие персонально разработанных программ учебных курсов , прошедших экспертизу в установленном порядке.  Подтверждающий документ: экспертное заключение на элективный или факультативный курс. Мой комментарий: по этому пункту уже никто ничего не получает, т.к. по муниципальному положению экспертиза курса проводится в областной академии повышения квалификации. Никто туда документы не возит. Вот правильно ли это? По-моему, уже нет, но никто ничего не меняет. 2 балла за наличие экспертного заключения.

9. Эффективное и регулярное применение в обучении современных информационных технологий, ТСО, компьютера, интерактивной доски, сети Интернет т.д.
 Подтверждающие документы: проведение открытых уроков, на которых продемонстрировано применение информационных технологий.  1 балл- один урок, 2 балла- 2 урока.

10. Уровень владения информационно-коммуникационными компетенциями.
Пункт у нас всегда был спорный: вроде бы очевидно, что все учителя уже определенным уровнем владеют. Пытались определять путем анкетирования: зашкаливали результаты, которых в повседневной работе не видно. Смирились и решили, что 1 балл- если учитель владеет стандартным пакетом офисных программ, что подтверждает 2 электронными разработками. 2 балла- есть свой сайт или блог, регулярно обновляющийся.

11.Повышение квалификации педагога по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий 
 Подтверждающий документ о курсовой переподготовке 1 раз в 3 года, за который получаешь 2 балла.

12. Использование интерактивных возможностей информационного пространства (в том числе участие в форумах, онлайн-конференциях и др.)
Вроде бы здесь всё просто и непросто одновременно. 1 балл - является наблюдателем, т.е. перечислены сайты, которые учитель использует в своей работе. 2 балла- участник форумов, онлайн-конференций, вебинаров, что подтверждается или документом или скриншотом.

13. Применение современных образовательных технологий (проблемного обучения, проектной деятельности, технология сотрудничества, имитационного моделирования, кейс-стади и др.)  Подтверждается проведением открытых уроков: 1 балл- один урок, 2 балла- два урока

14. Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы риска, пропустившие занятия по болезни)
Хотя пункт называется так, но по каким-то причинам учитывается в нем совсем не то, что вы подумали. В этом пункте у нас учитывают участие в ЕГЭ и ГИА в качестве организаторов, потому что за это никто не платит.

15. Выявление и изучение индивидуальных особенностей (интересов, возможностей, потребностей) обучающихся.
Учитель должен или сам, или вместе с психологом (в штате школы психолога нет, приглашают из центра "Семья") провести данную работу. 1 балл - проведена 1 диагностическая процедура, есть обработанные результаты, 2 балла- проведено две диагностические процедуры. Насколько это всё правильно с точки зрения закона, не знаю.

Думаю, на сегодня очередная серия фильма под названием "Учительский кошелёк" завершена. Пойду собирать это самое портфолио... 

Если будут комментарии, то продолжу. Сами понимаете, пока только номер 15 из 50! Как Вам наши критерии? 
 

пятница, 29 июля 2016 г.

Учительский кошелёк-2


 Анонс предыдущего поста "Учительский кошелёк" был дан и на сайте proschkolu.ru. Анализируя комментарии, поняла, что понятие "стимулирующие выплаты" в разных регионах понимается по-разному, кое-где вообще уже нет такого, и в целом отношение к таким выплатам, а точнее, к тому, что за ними стоит, тоже разное. Запомнилась фраза, что нельзя заниматься творчеством из-под палки. Да, это верно, но можно и за творчество получать деньги! Я выбрала для себя такой путь и, рассказывая о критериях портфолио в нашей школе, постараюсь дать пояснения о том, можно ли совмещать творчество и стимулирующие выплаты.


Критерии
1. Позитивная динамика качества обученности, динамика индивидуальных достижений обучающихся.
Почему-то у нас под качеством обученности понимается традиционные качество знаний и успеваемость в процентах. 0 баллов - отсутствие динамики или отрицательная динамика по сравнению с прошлым годом. 1 балл - наличие повышения по одному из показателей ( или успеваемость, или качество знаний). 2 балла - наличие повышения по обоим параметрам: и успеваемость, и качество знаний), учителя первых классов, в которых безотметочное обучение, получают также 2 балла, учителя вторых классов получают 2 балла при 100% успеваемости и 50% качества знаний. 
Документы: отчет о работе учителя-предметника за год.
Мой комментарий: Сами понимаете, и качество знаний, и успеваемость в школе выросли. Лишь немногие решаются быть врагами себе и ставить, например, двойки, за которые все равно по головке не погладят. Но никто не заставляет ставить липовые оценки - учителя делают это сами.

2. Достижения обучающихся: официально зафиксированные по данным внешних аттестаций различного типа исследований качества знаний учащихся (ЕГЭ, ГИА, региональные мониторинговые исследования; PISA, TIMSS, PIRLS и др.)  
В основном учитываются результаты ЕГЭ и ГИА, с остальным зверьём мы еще не встречались. 
0 баллов - результаты ниже среднерайонных, есть двойки.
1 балл - отсутствие двоек или несдавших
2 балла - результаты выше среднерайонных.
Документы: таблицы с выводами.
Комментарий: пока каждый раз спорный вопрос: и двойки есть, но в целом результат намного выше среднерайонного - как быть? Каждый раз решается по-разному. Наличие этого критерия ведет к тому, что многие учителя пытаются избавиться от слабых учеников, если это предметы по выбору, а учителя начальных классов и предметов, по которым нет ЕГЭ и ГИА, автоматически получают ноль баллов.

3. Официально зафиксированные достижения детей в олимпиадах, конкурсах  ( грамоты, дипломы)
Учитываются очные конкурсы, олимпиады, спортивные соревнования.
0 баллов - отсутствие победителей, 1 балл - есть  победители муниципальных конкурсов, 2 балла - есть победители и призеры  межмуниципальных, областных и т.д. конкурсов. Как подтверждение может быть копия грамоты участника или приказа.
Комментарий: поскольку не определено, в скольких конкурсах нужно принять участие, то в основном недовольны те, кто имеет несколько победителей. Кроме того, не учитываются школьные мероприятия, а значит, интерес учителей к их проведению невысок. Я сама выбираю, в каких конкурсах интересно было бы поучаствовать моим ученикам.
В этом году в портфолио войдут результаты только муниципальных конкурсов. О двух из них рассказывала в этом сообщении.

4. Признание профессионализма учителя обучающимися и их родителями. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников. 
Комментарий: не знаю, что думали те, кто это составлял. Когда только вводили портфолио, долго не могли определиться, как же оценивать этот критерий. Учителя придумали сами: стали просить от родителей благодарственные письма, просить выпускников писать о них и для них. Получился ужас. Поэтому хотя критерий называется так, но оценивается скорее признание заслуг учителя общественностью
Документы: благодарственные письма, грамоты от разных общественных организаций, учреждений, публикации о работе учителя в СМИ.
0 баллов - нет документов, 1 балл - наличие одного документа, 2 балла- наличие двух  и более документов.

5.Сохранение контингента обучающихся. Отсутствие фактов перевода обучающихся из класса, в котором преподает этот учитель, по причине неудовлетворенности качеством предоставляемых им образовательных услуг. Привлечение контингента обучающихся из других общеобразовательных учреждений.
Этот критерий не подтверждается документально, администрация школы сама вносит предложения, кому что поставить. 0 баллов - есть такие факты, 2 балла - отсутствие таких фактов.  

Это только первые пять пунктов из 50. Два последних из 5, на мой взгляд, дурацкие, потому как слишком субъективные.
 Интересно узнать, стоит ли рассказывать дальше, нужно ли это кому-то? А как в ваших ОУ? 
Если будет хоть один комментарий, что это кому-то нужно, продолжу...

четверг, 28 июля 2016 г.

Учительский кошелёк


Я сегодня не о том, пустой этот кошелёк или полный и даже не о том, в каком случае кошелёк полон, т.е. какую сумму считать достаточной. Я о том, как кошелёк наполняется. Знаю, что есть разные системы оплаты труда учителей, даже у нас в районе разные, что не очень понятно. Но сегодня я не буду разбираться в этих тонкостях, а порассуждаю о том, что называется стимулирующими выплатами и как учитель их зарабатывает. Почему сейчас, в разгар учительского отпуска? Потому что учителям нашей школы надо до 01 августа сдать документы на получение этих выплат.


С 2008 года у нас в школе введена эта система по сбору того, что учителя называют "портфолио". В этом "портфеле достижений" находятся документы, подтверждающие то, что было сделано учителем за предыдущий учебный год, но выплата производится в течение следующего учебного года. Сразу скажу, что сбор портфолио - дело добровольное. Хочешь получать деньги - собирай бумажки, подтверждающие, что ты действительно что-то делал. Поначалу были те, кто отказывался этим заниматься, особенно учителя-мужчины. Но в селе живут не настолько богато, чтобы разбрасываться деньгами, и  теперь портфолио собирает почти весь педагогический коллектив. 

Скажу, что критерии были спущены сверху, но школе можно было конкретизировать каждый пункт. Делали это сообща, искали компромиссные варианты, устраивавшие и учителей, и администрацию школы. Но все же много пунктов мягко говоря бестолковых, мало проявляющихся в работе учителя, при том, что какая-то часть работы вообще никак не учтена. По каждому портфолио высчитывается сумма баллов, которая потом переводится в денежное выражение.

Каковы плюсы этой системы?
1. Собирается и систематизируется материал, большая часть которого используется в процессе аттестации педагогических кадров.
2. Приходится подстраиваться под критерии и делать то, что ты, может быть, и не делал бы, но делаешь, потому что надо для портфолио. Почему для меня это плюс? Потому что я воспринимаю как возможность проявить себя в чём-то новом, что я бы в других условиях не делала бы.
3. Возможность при определённых условиях увеличить зарплату не за счет репетиторства, а за счет тех видов работы, которые учитель все равно должен выполнять.
4. Благодаря портфолио у нас практически нет проблем с организацией открытых уроков, участия школьников в конкурсах и т.д.

А теперь о минусах.
1. Понимаю, что всё, что перечислено в плюсах, многими воспринимается как минус: может быть не интересна аттестация, да и зачем делать то, что я не хочу делать.
2. Приходится собирать много бумаг, оформлять по правилам, тратить время, силы, средства.
3. Несмотря на то, что комиссия по стимулирующим состоит из учителей, которые выбираются на педсовете, и они собирают первоначальную информацию для совета школы, несмотря на том, что администрация не имеет права необоснованно лишить баллов, несмотря на возможность так называемой апелляции, ежегодно возникают конфликтные ситуации разной степени накала, которые, конечно, не улучшают психологический климат в коллективе.
4. Одной из задач портфолио является активизация внеурочной деятельности учителя, но  даже и портфолио не мотивирует. Одни и те же учителя оказываются по количеству баллов в лидерах, но и среди них есть те, кто на пределе сил "пашет", а есть те, кто делает лишь для галочки, чтобы бумажку в портфель положить. А есть и те, кто делает только то, что делал всегда, никак не меняя свою работу, много не получая и довольствуясь малым.

Равный ли счёт? Вроде 4:4, но нет такого ощущения...

К сожалению, в этом году мы собираем портфолио, но не уверены, что оно будет оплачено, не уверены, что стимулирующие выплаты сохранятся. В стране кризис... Станут ли учителя работать хуже? В основном, нет. Но чувство обиды, усиливающееся на фоне повсеместно декларируемого лозунга "нет денег-нет работы", будет только усиливаться.
Мы верим в лучшее до последнего...

P.S. Про критерии думаю рассказать в другой раз (
если будет  кому-то интересно).

понедельник, 25 июля 2016 г.

3 блога недели-2

Суть идеи рассказана в "3 блогах недели". Поэтому продолжаю.
Сейчас я расскажу о трех постах, которые мне запомнились в блогах, которые я с удовольствием читаю этим летом и не только)))
1. Пост в блоге учителя начальных классов Самойловой Надежды Александровны "Азбука сердца"  "Готовность ребенка к школе". Очень правильные и нужные вещи говорит замечательный учитель, да и комментариях многое по сути добавили. Так и хочется продолжить тему разговором о том, что нужно знать родителям, когда их ребенок идёт в 5 класс.
2. Стараюсь следить за тем, что пишет Евгения Шафферт в своем блоге "Семь невозможных вещей еще до завтрака". Для меня она эксперт, специалист по подростковой литературе, к её рекомендациям я всегда прислушиваюсь. Вот и пост "Несколько книг для подростков" совсем еще свеженький, мне нужно сохранить, чтобы прочитать упомянутые там книги.
3. А третьим будет блог "Домик вышивающей кошки" рукодельницы, психолога Ольги, живущей в Астане. Нет в нём ничего педагогического, зато душевного много. Поэтому я его и читаю. Этим летом с интересом читаю посты Ольги о всяких кухонных штучках-помогайках. Как говорится, а вдруг и мне в хозяйстве такое пригодится?

А моим читателям предлагаю в комментариях давать ссылки на другие интересные блоги или рассказать о своих постах и блогах. Я обязательно загляну в гости.


Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

Да, уже очередной понедельник такого недолгого лета и отпуска. Не хочется жаловаться, не хочется ссылаться на какие-то обстоятельства, но веских причин для моего отсутствия в блоге не было. Почему-то июль самый непродуктивный для меня месяц уже из года в год. Надо разбираться в причинах))) Но... я полна сил и желания вновь писать, поэтому возвращаюсь к своей рубрике, помогающей мне планировать чтение и обязывающей писать о прочитанном. 
Итак, что же я буду читать на этой неделе? Будет совсем мало художественной литературы и много книг по саморазвитию. Почему? Художественной литературой я как-то  пресытилась, наверное, из-за того, что была она не очень высокого качества, но хотя мне была нужна такая - прочитал и забыл. Теперь буду читать вещи посерьезнее.
Еще хочется разобраться с тем, что такое нетворкинг и копирайтинг. Опять же неспроста. Есть у меня такая проблема: я легко схожусь с людьми, но не умею поддерживать отношения. Вдруг приемы нетворкинга мне помогут? А книги по копирайтингу хочу прочитать как учитель, который учит писать сочинения. Ведь копирайтеры этим  по сути и занимаются. Ищу действенные приемы везде, где могу.
Поэтому список книг:
1. Евгений Водолазкин "Авиатор"
2. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Открытый финал"
3. Флегг Фенни "Я всё еще мечтаю о тебе..."
3. Кейт Феррацци "Никогда не ешьте в одиночку
4. Дарси Резак "Связи решают всё"
5. Элина Слободянюк""Клад для копирайтера"
6. Денис Каплунов "Бизнес-копирайтинг"

А что вы читаете на этой неделе?

понедельник, 27 июня 2016 г.

"Бедная Лиза" Н.М.Карамзина (летний клуб чтения для восьмиклассников)

Здравствуй, дорогой друг! Сегодня наша очередная встреча в летнем клубе чтения для восьмиклассников. Пока мало комментариев я получаю, к тому же часто в комментарии нет имени автора. Напоминаю, что самый активный комментатор в "Летнем клубе чтения" получит памятный подарок, поэтому будьте активнее, дорогие друзья!

О.Кипренский. Бедня Лиза
Сегодня мы поговорим о творчестве Николая Михайловича Карамзина. В этом году исполняется 225 лет со дня его рождения. Многие знают его как историка, автора "Истории государства Российского". Но прежде чем стать историком, Николай Михайлович стал писателем, основоположником в русской литературе такого литературного направления как сентиментализм. Думаю, ты знаешь слово сентиментальный, однокоренное с сентиментализмом, и попытаешся угадать, о чем же произведения сентименталистов. 

Повесть "Бедная Лиза" - яркий образец сентиментальной прозы. Сможешь ли ты назвать отличительные особенности этой повести? Написанная очень давно, в 1792 году, эта повесть продолжает вызывать интерес читателей. С уверенностью говорю тебе, что  мои ученики и восьмых и девятых классов ( повесть изучалась по разным программам в разное время) всегда с интересом следят за историей отношений Лизы и Эраста, спорят о том, правильно ли поступила Лиза, нужно ли осуждать Эраста... Думаю, что и с тобой мы тоже можем об этом порассуждать. Кстати, повесть можно прочитать вот здесь.
Симонов монастырь в Москве,
о котором идет речь в повести.
 Некоторые здания существуют и сейчас

А вот сможешь ли ты увидеть отголоски этой повести в уже прочитанных тобой повестях А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка" и "Станционный смотритель"? Если ты еще не читал эти замечательные повести, обязательно прочти! Кстати, мы все вместе смотрели фильм "Барышня-крестьянка"! А еще отголоски этой повести можно увидеть в романе современного писателя Бориса Акунина "Азазель"? А ты любишь читать детективы? Я люблю, но только двух авторов: Агату Кристи и Акунина. Давай вместе вспомним, в чём же связь между произведением Карамзина и Бориса Акунина.

Ты видишь портрет молодой девушки. В 1827 году художник Орест Кипренкский нарисовал картину, которую так и назвал "Бедная Лиза". Похожи ли героини повести и картины? Что их объединяет?

Как это обычно бывает, повесть, конечно, экранизировали. Но я хочу предложить тебе посмотреть мультипликационный фильм. В прошлом учебном году он заворожил даже моих суровых мальчиков! Понаблюдай за игрой света, за красками, мотивами! Расскажи о своих впечатлениях!

До новых встреч!

воскресенье, 26 июня 2016 г.

3 блога недели


Как-то я задумалась о том, что много полезной, интересной, нужной информации я читаю в блогах, но не могу вспомнить об этом в нужный момент. Конечно, я делаю закладки ( у меня их море!), но это мало помогает. Поэтому хочу попробовать такой формат еженедельных заметок-постов "3 блога недели". Я буду писать даже не о блогах, а о постах, которые мне понравились на прошедшей неделе. Для меня это - заметки на память, и авторам блогов, может быть, будет приятно): К тому же, это самомотивация на написание комментариев к интересным для меня постам. И еще такие посты буду сопровождать картинками, которые я собираю. На таких картинках или фотографиях  обязательно должны быть книги.


Итак, 3 блога этой недели:

1. В блоге Елены Ворониной "Оно вам надо!" появился пост "Орфографическое кафе" про изучение правописания суффиксов повелительного наклонения глаголов в очень интересной форме. 

2. В моих черновиках лежит статья о том, как заниматься русским языком летом. И очень в тему оказался пост в блоге Хомутовой Натальи Александровны "Открытый урок" о "Летних заданиях для будущих пятиклассников". 

3. Совсем недавно я стала заглядывать на страницы блога Елены Ладан "Три собаки, два кота - блог практикующего психолога". Я люблю читать такие блоги:  и о работе, и о хобби, которое к работе имеет отношение. Много полезного в этом замечательном блогодомике. Прочитав последний пост о вязаных мячиках, о существовании которых я и не знала, загорелась тоже такой смастерить. Зачем? Сначала чтобы куда-то пристроить остатки пряжи, а потом что-нибудь придумаю.

А моим читателям предлагаю в комментариях давать ссылки на другие интересные блоги или  даже на свои посты, о которых вы хотели бы рассказать.  

суббота, 25 июня 2016 г.

"Азбука блогера": мечты сбываются


Ура! Теперь и у меня есть "Азбука блогера: 100 слов о главном". Читая блоги авторов этого сборника, я очень хотела хотя бы одним глазком заглянуть в книгу. И вот моя мечта сбылась! Огромное спасибо Ольге Николаевне Голубевой, автору  замечательного блога "Пишичитай". Ольга Николаевна - учитель русского языка и литературы из города Тольятти Самарской области. В ней я чувствую родную филологическую душу. Её блог я с удовольствием читаю уже давно, хотя комментирую редко, за что себя постоянно ругаю. С большим интересом слежу за находками Ольги Николаевны в нелегком деле обучения русскому языку, за книгами, которые она читает, за её проектами. Это удивительно творческий, активный, грамотный и душевный человек. Поэтому я и порадовалась за неё, когда она стала завучем, и пожалела, ведь тяжело сейчас быть администратором в школе. Но ведь она нашла время для того, чтобы принять участие в создании такого нужного сборника.


Книгу я, конечно, еще не читала, но с удовольствием прошлась по оглавлению, удивилась разнообразию статей и толщине книги ( довольно толстенькая и маленьким шрифтом - значит, много написано!), рассмотрела обложку книги: понравилась идея с кубиками и фотографиями - так и хочется каждый кубик подписать... Предвкушаю радость от того, что о важных для меня вещах будут рассказывать известные мне по блогам люди, которых я уже воспринимаю как добрых знакомых. А ведь наверняка есть еще те, о блогах которых я ничего не знаю, а значит, и здесь - ожидание чуда.
Спасибо Вам, Ольга Николаевна, за неравнодушие, за такой суперполезный и поистине бесценный подарок. Спасибо организатору всего этого проекта - Казанцевой Лилии Павловне ( блог "Географочка"), спасибо всем авторам сборника. 

Знаете, я никогда не называю себя блогером ( как-то не доросла я до этого), я скорее учитель, у которого есть блог. Надеюсь, что, изучив "Азбуку блогера" и применив полученные знания на практике, я  изменю свое мнение и стану настоящим блогером?