понедельник, 27 июня 2016 г.

"Бедная Лиза" Н.М.Карамзина (летний клуб чтения для восьмиклассников)

Здравствуй, дорогой друг! Сегодня наша очередная встреча в летнем клубе чтения для восьмиклассников. Пока мало комментариев я получаю, к тому же часто в комментарии нет имени автора. Напоминаю, что самый активный комментатор в "Летнем клубе чтения" получит памятный подарок, поэтому будьте активнее, дорогие друзья!

О.Кипренский. Бедня Лиза
Сегодня мы поговорим о творчестве Николая Михайловича Карамзина. В этом году исполняется 225 лет со дня его рождения. Многие знают его как историка, автора "Истории государства Российского". Но прежде чем стать историком, Николай Михайлович стал писателем, основоположником в русской литературе такого литературного направления как сентиментализм. Думаю, ты знаешь слово сентиментальный, однокоренное с сентиментализмом, и попытаешся угадать, о чем же произведения сентименталистов. 

Повесть "Бедная Лиза" - яркий образец сентиментальной прозы. Сможешь ли ты назвать отличительные особенности этой повести? Написанная очень давно, в 1792 году, эта повесть продолжает вызывать интерес читателей. С уверенностью говорю тебе, что  мои ученики и восьмых и девятых классов ( повесть изучалась по разным программам в разное время) всегда с интересом следят за историей отношений Лизы и Эраста, спорят о том, правильно ли поступила Лиза, нужно ли осуждать Эраста... Думаю, что и с тобой мы тоже можем об этом порассуждать. Кстати, повесть можно прочитать вот здесь.
Симонов монастырь в Москве,
о котором идет речь в повести.
 Некоторые здания существуют и сейчас

А вот сможешь ли ты увидеть отголоски этой повести в уже прочитанных тобой повестях А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка" и "Станционный смотритель"? Если ты еще не читал эти замечательные повести, обязательно прочти! Кстати, мы все вместе смотрели фильм "Барышня-крестьянка"! А еще отголоски этой повести можно увидеть в романе современного писателя Бориса Акунина "Азазель"? А ты любишь читать детективы? Я люблю, но только двух авторов: Агату Кристи и Акунина. Давай вместе вспомним, в чём же связь между произведением Карамзина и Бориса Акунина.

Ты видишь портрет молодой девушки. В 1827 году художник Орест Кипренкский нарисовал картину, которую так и назвал "Бедная Лиза". Похожи ли героини повести и картины? Что их объединяет?

Как это обычно бывает, повесть, конечно, экранизировали. Но я хочу предложить тебе посмотреть мультипликационный фильм. В прошлом учебном году он заворожил даже моих суровых мальчиков! Понаблюдай за игрой света, за красками, мотивами! Расскажи о своих впечатлениях!

До новых встреч!

воскресенье, 26 июня 2016 г.

3 блога недели


Как-то я задумалась о том, что много полезной, интересной, нужной информации я читаю в блогах, но не могу вспомнить об этом в нужный момент. Конечно, я делаю закладки ( у меня их море!), но это мало помогает. Поэтому хочу попробовать такой формат еженедельных заметок-постов "3 блога недели". Я буду писать даже не о блогах, а о постах, которые мне понравились на прошедшей неделе. Для меня это - заметки на память, и авторам блогов, может быть, будет приятно): К тому же, это самомотивация на написание комментариев к интересным для меня постам. И еще такие посты буду сопровождать картинками, которые я собираю. На таких картинках или фотографиях  обязательно должны быть книги.


Итак, 3 блога этой недели:

1. В блоге Елены Ворониной "Оно вам надо!" появился пост "Орфографическое кафе" про изучение правописания суффиксов повелительного наклонения глаголов в очень интересной форме. 

2. В моих черновиках лежит статья о том, как заниматься русским языком летом. И очень в тему оказался пост в блоге Хомутовой Натальи Александровны "Открытый урок" о "Летних заданиях для будущих пятиклассников". 

3. Совсем недавно я стала заглядывать на страницы блога Елены Ладан "Три собаки, два кота - блог практикующего психолога". Я люблю читать такие блоги:  и о работе, и о хобби, которое к работе имеет отношение. Много полезного в этом замечательном блогодомике. Прочитав последний пост о вязаных мячиках, о существовании которых я и не знала, загорелась тоже такой смастерить. Зачем? Сначала чтобы куда-то пристроить остатки пряжи, а потом что-нибудь придумаю.

А моим читателям предлагаю в комментариях давать ссылки на другие интересные блоги или  даже на свои посты, о которых вы хотели бы рассказать.  

суббота, 25 июня 2016 г.

"Азбука блогера": мечты сбываются


Ура! Теперь и у меня есть "Азбука блогера: 100 слов о главном". Читая блоги авторов этого сборника, я очень хотела хотя бы одним глазком заглянуть в книгу. И вот моя мечта сбылась! Огромное спасибо Ольге Николаевне Голубевой, автору  замечательного блога "Пишичитай". Ольга Николаевна - учитель русского языка и литературы из города Тольятти Самарской области. В ней я чувствую родную филологическую душу. Её блог я с удовольствием читаю уже давно, хотя комментирую редко, за что себя постоянно ругаю. С большим интересом слежу за находками Ольги Николаевны в нелегком деле обучения русскому языку, за книгами, которые она читает, за её проектами. Это удивительно творческий, активный, грамотный и душевный человек. Поэтому я и порадовалась за неё, когда она стала завучем, и пожалела, ведь тяжело сейчас быть администратором в школе. Но ведь она нашла время для того, чтобы принять участие в создании такого нужного сборника.


Книгу я, конечно, еще не читала, но с удовольствием прошлась по оглавлению, удивилась разнообразию статей и толщине книги ( довольно толстенькая и маленьким шрифтом - значит, много написано!), рассмотрела обложку книги: понравилась идея с кубиками и фотографиями - так и хочется каждый кубик подписать... Предвкушаю радость от того, что о важных для меня вещах будут рассказывать известные мне по блогам люди, которых я уже воспринимаю как добрых знакомых. А ведь наверняка есть еще те, о блогах которых я ничего не знаю, а значит, и здесь - ожидание чуда.
Спасибо Вам, Ольга Николаевна, за неравнодушие, за такой суперполезный и поистине бесценный подарок. Спасибо организатору всего этого проекта - Казанцевой Лилии Павловне ( блог "Географочка"), спасибо всем авторам сборника. 

Знаете, я никогда не называю себя блогером ( как-то не доросла я до этого), я скорее учитель, у которого есть блог. Надеюсь, что, изучив "Азбуку блогера" и применив полученные знания на практике, я  изменю свое мнение и стану настоящим блогером?

пятница, 24 июня 2016 г.

Можно ли выучить русский язык самостоятельно?

Есть ситуация: ребенок ходит в школу, но учителем недоволен и ребенок, и родитель. Сделаны, конечно, выводы о непрофессионализме учителя. Какие есть способы изменить ситуацию? 

Есть способы радикальные: 
1.Учителя  можно поменять, если уйти в другой класс или в другую школу. Но такое не всегда возможно по целому ряду причин, которые, думаю, всем понятны.
2. Можно вообще на ходить в школу, если перейти на домашнее(семейное) обучение. Но это еще куда более невероятный способ.

Есть менее радикальный способ: можно пойти к репетитору. Но репетиторы обычно занимаются подготовкой к экзаменам, и например, русским языком ежедневно или даже несколько раз в неделю не каждый репетитор согласиться заниматься. Да и не всегда есть на это в семье деньги.

А можно заниматься дома самостоятельно. Конечно, учитель остается тот же самый, но нам-то нужны знания, которые всё равно ребенок добывает самостоятельно. Вот и возник у меня вопрос: а можно ли выучить в такой ситуации русский язык на приличном уровне, используя и интернет в том числе? Насколько это реально? Если ребенок не выпускник, а ученик, например, 5 класса?

Конечно, ситуация гипотетическая, хотя и часто встречающаяся. Можно было бы здесь и закончить. Но я попробую дать несколько советов:
1. Если есть достаточно грамотный взрослый, то можно самостоятельно изучать правила, порой даже опережая события. Да и вопросы можно придумать, если что-то осталось непонятным, которые потом учителю можно задать. Можно попробовать выполнять упражнения хотя из учебника, опять же наперед, а проверить правильность их выполнения с помощью ГДЗ ( готовых домашних заданий), которых в интернете пруд пруди.
2. Можно использовать ресурсы Интернета. К сожалению, именно для пятиклассника и в системе ресурсы найти сложно. Посоветовать могу сайт "Interneturok.ru", который позиционирует себя как домашнюю школу. На сайте можно найти запись видеоурока по теме, которую проходят в школе, достаточно качественную и интересную, из которой ребенок узнает теорию. Но на сайте мало или почти нет заданий, в этом случае может помочь коллекция образовательных ресурсов. Остается только одна проблема: кто же проверит  то, что делает ребенок ?

На этих принципах строится популярная сегодня технология "перевернутого класса", которую я хочу опробовать в учебный процесс в своих классах.
Но пока качественного ресурса, который помог бы  маме с учеником пятиклассником из сельской школы, недовольной учителем русского языка, я не нашла. Может, плохо искала?

среда, 15 июня 2016 г.

"Тарас Бульба" Н.В.Гоголя ( летний клуб чтения для шестиклассников)

Здравствуй, мой друг-шестиклассник! Сегодняшняя наша встреча в летнем клубе чтения посвящена одному из самых знаменитых произведений Н.В.Гоголя - его повести "Тарас Бульба". По программе Г.Меркина она изучается в шестом классе, что, может  быть, немного и рановато. Но даже если ты, мой друг, не всё поймёшь в повести, то на уроках литературы мы постараемся исправить такое положение дел. Но не знать, кто такой Тарас Бульба, нельзя! 

Н.В.Гоголь интересовался историей, фольклором, бытом и обычаями родной ему Украины, когда девять лет работал над "Тарасом Бульбой". В ней запечатлено то, что было ему  так дорого, то, чем он гордился и восхищался - Запорожская Сечь и казаки. Конечно, запорожская вольница - явление неоднозначное, и Гоголь далёк от идеализации своих героев, но более всего он ценит в них дух товарищества, мужество и любовь к родной земле. Нагляднее представить запорожцев поможет картина другого великого человека Ильи Репина "Запорожцы". 

Вглядись в лица и позы героев. Каким настроением пронизана картина? Какими средствами она создается? Как передан боевой дух казаков? Кто из казаков кажется тебе самым выразительным?

Мне кажется, что героев этого произведения можно в какой-то мере назвать рыцарями. Как вы считаете кого и почему? Мне, например, очень нравится Остап - сильный, мужественный, волевой казак. А вот образы Андрия и Тараса вызывают много раздумий. Подумай и ты: можно ли ради любви отречься от родины, своего рода, отца, матери, братьев, товарищей, как Андрий? Можно ли убить своего сына, как это сделал Тарас? Мне будет интересно в комментариях прочитать твое мнение.
Конечно, есть фильм, снятый по этому произведению в 2009 году, режиссером Владимиром Бортко. Все, кто смотрел этот фильм, получили истинное удовольствие. Посмотри, расскажи о своих впечатлениях. Посмотреть можно здесь.
А еще мне хотелось бы, что бы ты придумал свой вопрос по этому произведению, например, для викторины. Напиши его тоже в комментариях. 
А напоследок как всегда стихотворение:
К. М. Симонов
ТАРАС БУЛЬБА


К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре.
Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнем шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Мы вспомним Тараса и песню споем,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьем,
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.

Я знаю - Отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю - она в это время текла
В их черных, от пламени вздувшихся жилах.

Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает...
...Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/knijechka-opolchenca-vechnie-stroki/4757309
1942 год

суббота, 11 июня 2016 г.

Участвую в марафоне на bookmix.ru


Конечно, вы знаете о существовании социальных сетей для книголюбов. В одной такой сети Bookmix.ru я специально зарегистрировалась, чтобы принять участие в двух интересных конкурсах, которые там проводятся: "Книжный марафон" и "Книжный кросс". Суть их в том, чтобы в течение года прочитать книги, которые подходили бы под определенное описание, и написать о них. В книжном кроссе путем случайной генерации мне выпали определенные номера, а я под них подбирала книги. Посмотрите мои списки.

воскресенье, 5 июня 2016 г.

Роман Мигеля Сервантеса Сааведра"Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий"(летний клуб чтения для восьмиклассников)

Добрый день, мой друг-восьмиклассник! Сегодня состоится второе заседание нашего  летнего клуба чтения! Знаю, что многие из вас прочитали "Ромео и Джульетту" Шекспира, но почему-то молчат, ничего мне не пишут( Очень жаль...
Думаю, что вы начали читать достаточно объемный роман Мигеля Сервантеса "Дон Кихот".  В сети его можно найти, например, здесь. Невозможно представить себе современного культурного читателя, который бы не читал этого романа и не знал имени Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Пансы. Невозможно перечислить всех картин и иллюстраций, сделанных по мотивам этого произведения.А значит, надо читать!!!

среда, 1 июня 2016 г.

"Дубровский" ( летний клуб чтения для шестиклассников)

Здравствуйте, будущие шестиклассники! Сегодня первое заседание нашего литературного клуба. Думаю, что вы уже успели прочитать первую книгу - незаконченный роман Александра Сергеевича Пушкина "Дубровский". А кто еще пока не сделал этого, может найти произведение здесь.
Конечно, вы уже узнали о том, как жили в начале 19 века дворяне, прониклись историей благородного разбойника Владимира Дубровского, полной тайн и загадок, посочувствовали Маше Троекуровой ... Интересно, а какой эпизод понравился больше всего? Напишите в комментариях...
Сможете ли вы определить, каким эпизодам романа соответствуют эти иллюстрации?



вторник, 31 мая 2016 г.

Я знаю, что я буду читать летом!

Объявлен короткий список национальной премии "Большая книга-2016". В него вошли следующие произведения:
1. Петр Алешковский. Крепость
2. Евгений Водолазкин. Авиатор
3. Мария Галина. Автохтоны
4. Динец Владимир. Песни драконов
5.Алексей Иванов. Ненастье
6. Иличевский Александр. Справа налево
7. Матвеева Анна. Завидное чувство Веры Стениной
8. Сергей Солоух. Рассказы о животных
9. Людмила Улицкая. Лестница Якова
10.Саша Филипенко. Травля
11.Леонид Юзефович. Зимняя дорога.

Эти 11 произведений были выбраны из 37 книг длинного списка. Кто же станет победителем?

Я всегда с интересом слежу за "Большой книгой". Как правило, эти произведения становятся основой моего летнего чтения, наряду с произведениями "Новой детской книги", а позже "Книгуру". Это позволяет мне оставаться в курсе современного литературного процесса. О литературных премиях говорю и на уроках литературы. К сожалению, в моем ближайшем окружении мало кто читает такие книги. А я читаю и получаю удовольствие.

Вспомним, какие произведения входили в короткий список в 2015 году:
Алексей Варламов "Мысленный волк" ( прочитала)
Игорь Вирабов "Андрей Вознесенский"
Борис Екимов "Осень в Задонье" ( прочитала, книга оставила сильное впечатление)
Анна Матвеева "Девять девяностых" ( прочитала)
Валерий Залотуха "Свечка"
Виктор Пелевин "Любовь к трем цукербинам"
Гузель Яхина "Зулейха открывает глаза" ( прочитала)
Роман Сенчин "Зона затопления" ( прочитала, хотя очень сильно чувствуется  Валентин Распутин, но впечатляет)
Дина Рубина "Русская канарейка" ( прочитала все три книги, здорово)

Скоро произведения "Большой книги" можно будет прочитать  в открытом доступе в Интернете.  А вы читаете книги, выдвинутые на различные премии? За какой литературной премией, быть может, следите?:

воскресенье, 29 мая 2016 г.

среда, 25 мая 2016 г.

Летний клуб чтения для восьмиклассников

Список литературы. 8 класс
Читаем по принципу: 1 неделя – 1 книга

3.      Д. И. Фонвизин «Недоросль».
4.      Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
5.      Э.-Т.-А. Гофман «Щелкунчик».
6.      А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
7.      М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
8.      Н.В.Гоголь «Ревизор»
9.      И.С.Тургенев «Ася».
10.  А.Н.Островский «Снегурочка»
11.  Л.Н.Толстой «После бала».
12.  А.Жвалевский, Е.Пастернак «Гимназия № 13»
13.  Генри Шмидт «Битвы по средам»
14.  Ш.Дрейпер «Привет, давай поговорим!»

15.  Железников В.К. «Чучело»

Предложение к прочтению первой книги уже скоро!

Летний клуб чтения для шестиклассников

Список литературы. 6 класс
Читаем по принципу: 1 неделя – 1 книга
3.      «Детство» Л. Толстого
4.       «В дурном обществе» В. Короленко
5.      «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери
6.      Д.Бойн. Мальчик в полосатой пижаме.
7.      А.Гавальда. 35 кило надежды.
8.      Д.Сабитова. Где нет зимы.
9.      А.П.Гайдар «Тимур и его команда»
10.  В.Крапивин «Мальчик со шпагой»
11.  А.Жвалевский, Е.Пастернак «Время всегда хорошее»
12.  Т.Крюкова «Женька Москвичев и его друзья»
13.  С.Лаврова «Куда скачет петушиная лошадь?»
14.  А.Алексин «Звоните и приезжайте».

15.  А.Лиханов «Последние холода»

Уже скоро приглашение к чтению первой книги!

пятница, 13 мая 2016 г.

Нужны ли списки книг для летнего внеклассного чтения?

Уже май, и не только учителя литературы и начальных классов, но и родители вспоминают о списках книг для внеклассного чтения летом. И вот здесь возникает несколько вопросов:
  • Нужны ли такие списки?
  • Какие книги в них включать?
  • Сколько книг должно быть в списке?
  • Как проверить читают ли летом и нужно ли вообще это делать?
  • Как мотивировать к чтению?
Пожалуй, каждый ответ на вопрос может стать отдельной статьей)))

вторник, 5 апреля 2016 г.

7 дел, которые нужно успеть сделать в апреле

Весна... Так хочется наполнить свой мир не только работой... Оглянуться вокруг, впитать красоту весенней природы, получить заряд энергии... Апрель - самый подходящий месяц для этого! Поэтому мои 7 дел в апреле:
1. Съездить на тюльпанное поле в период цветения. 
Конечно, я видела уже эту красоту, но захотелось прикоснуться к этому чуду еще...

2. Пустить кораблик в плаванье.
Написать на этом кораблике свою мечту или просто пожелание всем и миру тоже. Пусть исполнится!

3. Хочу сходить в наш небольшой лесок за вербой. 
Вспомнить забытый запах из детства.

4. Устроить фотосессию всей семьей. 
И сделать наконец фотографию, которую можно вставить в красивую рамку.

5. Порисовать мелками на асфальте.
 Я наконец-то найду применение целому ведру ( ведерку) мела, которое давно ждет своего часа!

6. Посадить и пересадить цветы. Комнатные и не только. 
У меня плохо растут комнатные цветы, но я их упорно сажаю... Может, ответят взаимностью?

7. Поучаствовать в "Библионочи -2016". 
Пока был у меня такой единственный опыт. Мне понравилось, хочу еще. Для этого надо узнать подробнее в своей библиотеке.

Взгляни на мир по-новому!

воскресенье, 27 марта 2016 г.

LearningApps.org на уроке русского языка в 5 классе

О возможностях этого сервиса я рассказывала уже вот здесь "Возможности сервиса LearningApps.org".

Готовлю задания для 5 класса. Нужно  несколько и разных с учетом того, что еще не все корни изучены. Поэтому первая порция созданных и найденных упражнений. Размещаю здесь, чтобы быстро найти задания во время урока.

1) А-О в корнях с чередованием ( классификация)
2) Слова-исключения ( слова в сетке)
3) Найди в тесте слова с чередующейся гласной ( с вводом слова)
4) Найди в тесте слова с чередующейся гласной ( с выделением слова)

P.S. Всё пошло не так, как планировалось... Во-первых, по определенным причинам этот этап урока пришлось сократить. Хотела выполнить первое задание, но оно не загрузилось... Загрузилось третье задание, но оно было слишком коротким... Разочарование... Исправляюсь и готовлю еще пару заданий, а также предложу потренироваться, самостоятельно выполняя уже созданные...

5) Буквы О-А в корнях с чередованием ( классификация) Включены все корни, кроме мак-мок и равн-ровн.
6) Слова с чередующимися гласными ( выделение слова).

воскресенье, 20 марта 2016 г.

Гоголь "Мертвые души" фильм

Именно так чаще всего задают в поисковике свой запрос на просмотр фильма по произведению Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души". А знаете ли вы, что таких фильмов существует несколько? Поскольку я со своими девятиклассниками всё еще в процессе изучения этого произведения, а читать многие ох как не хотят, то, может быть, (тешу себя напрасной надеждой) посмотрят фильм?


 Итак,
1.Фильм "Мертвые души" 1960 года, снятый  режиссёром Леонидом Траубергом. В главной роли Чичикова -Владимир Белокуров. Фильм представляет собой всего одну серию, правда, большую - 1 час 37 минут. Основная сюжетная линия, конечно, сохранена, так что посмотрев фильм, иметь представление о "Мертвых душах" вы будете, но не более того.
Смотреть можно здесь: https://my-hit.org/film/4169/

2. "Мертвые души" 1984 года. Режиссёр Михаил Швейцер. Замечательный актёрский ансамбль: Александр Трофимов, Александр Калягин ( Чичиков), Юрий Богатырёв, Лариса Удовиченко, Иннокентий Смоктуновский и др. Это, как сейчас говорят, мини-сериал, потому как в нём 5 серий. Мне фильм нравился всегда, и сейчас я его тоже с большим удовольствием пересматриваю. Но для учеников, наверно, 5 серий уже и многовато, ведь без чтения книги не понять, как бережно режиссёр и сценарист отнеслись к тексту поэмы.
Смотреть здесь: http://zserials.tv/russkie/mertvye-dushi.php

А еще есть фильм с названием "Мертвые души", снятый в 2012 году. Вот это совсем-совсем не по Гоголю.

Думаю, что в Год российского кино обращение к киноклассике очень уместно. А как вы считаете?
Ау, школьники! А что предпочтете вы: читать книгу, смотреть фильм или прочитать в кратком изложении?

Задание 4 в ЕГЭ по русскому языку - 2

О том, как готовиться к выполнению этого задания я уже писала. Можете посмотреть "Задание 4 в ЕГЭ по русскому языку". Но жизнь не стоит на месте   учительский арсенал пополняется. В Сети нашлось такое интересное решение этой проблемы: весь орфоэпический словарик для ЕГЭ переложить на музыку и спеть как песню. Не могу сказать, что получилось очень здорово, всё-таки иногда исполнители путались, да и смысла в этой песне нет, а значит, можно ли её запомнить... Но главное не в этом, а в рекомендации авторов - послушайте эту песню 5 раз и вы навсегда выучите правильную постановку ударений в словах!  От себя: а кто мешает послушать раз 15? А ведь по большому счету слов с очень уж сложным ударением всего-то от силы десяток... Так что думаю идея всё же хороша! А может, кто-то сделает лучше?

В этот день в блоге в 2014 году: Как пробудить интерес к чтению?

суббота, 19 марта 2016 г.

Всемирному Дню воды посвящается

Сегодня,19 марта, отмечается Всемирный день воды. Мне, живущей в засушливой степной зоне, местами переходящей в полупыстыню, хочется еще раз напомнить о важности сохранения водных богатство нашей страны. Моё село находится на реке Еруслан, по территории района протекает река Волга, есть у нас и несколько небольших речек, которые являются притоками Еруслана- Солёная Куба, Торгун и др. Есть и пруды... Но как это мало! Проблема воды для нас не теряет своей актуальности. Об этом творческая работа одной из моих учениц - Виктории С., ставшая лауреатом областного конкурса "Своими добрыми делами сберечь природу мы должны!" и несколько фотографий.


вторник, 15 марта 2016 г.

Мой Год кино

В какой-то момент я поняла, что я почти не смотрю кино. А может, зря. Прочитав в "Литературе" №5 за 2014 год о киноклубе, созданном Риммой Храмцовой, захотела хотя бы посмотреть фильмы, о которых говорилось в статье. Потихоньку составился такой список:
"Республика ШКИД"
"Четыреста ударов"
"Телеграмма"
"Подранки"
"Огни большого города"
"Сто дней после детства"
"Благослови детей и зверей"
"Пацаны"
"Я, бабушка, Илико и Илларион"
"Убить пересмешника"
"Иваново детство"
"До свидания, дети"
"Проверка на дорогах"
Не могу сказать, что я не слышала об этих фильмах. И слышала, и смотрела, но теперь мне нужен вдумчивый просмотр.
А может, вы мне какие-то фильмы посоветуете посмотреть?

понедельник, 14 марта 2016 г.

Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

К сожалению, заявленная мною неделя 08 февраля - 14 февраля растянулась на месяц... Напряженный месяц, в котором было много разного: и радость, и грусть, и недовольство, и разочарование... пока я еще не готова об этом писать. Поэтому лучше о книгах.
Вот что было запланировано:

С 08 по 14 февраля надо прочитать:
1. Джером К.Джером "Трое в лодке..."
2. Донна Тартт "Щегол" ( уже начала читать)
3. Лопе де Вега "Собака на сене"
4. Владимир Новиков "Роман с языком"
5. Александр Ткачев "Страна чудес и другие рассказы"

Дочитала я "Трое в лодке..." , как и обещала.
Прочитала с удовольствием "Собаку на сене", захотелось тихо и спокойно пересмотреть фильм с замечательной Маргаритой Тереховой.
С удовольствием читала Владимира Новикова. Это не только "Роман с языком", но и "Сорок два свидания с русской речью", и " Новый словарь модных слов". Для меня это было расширение круга профессионального чтения. Замечательно, когда читаешь что-то, что и полезно, и занимательно. 
С неменьшим удовольствием прочитала рассказы Александра Ткачёва " Страна чудес и другие рассказы". О многом эти рассказы заставляют задуматься.
В библиотеке взяла для чтения журнал "Отчий край", который издается в Волгограде. В первую очередь заинтересовал меня роман Бориса Екимова "Осень в Задонье". Я начинала это произведение читать еще летом,но что-то не сложилось. А сейчас читала, где-то растягивая удовольствие, где-то чересчур сильно переживая за героев произведения, ведь когда места, о которых пишут, тебе знакомы, знакомы и проблемы, воспринимаешь всё это по-другому. В этом же журнале прочитала отрывок из романа-притчи Татьяны Батуриной "Русиюния", в котором и история любви Павлы и Федора, и история казачьего рода Панчашиных, и споры о языкознании, и таинственные три камня... Жаль, что прочитать весь роман не будет возможности. Интересными мне показались и несколько небольших статей, посвященных краеведческой тематике, например, пребыванию Шолохова в г.Николаевске, ученому Богдану, первому агроному Заволжья и т.д. 
Скажу и о чтиве. Как-то открыла для себя жанр арт-романа. К нему относят и Дэна Брауна с его книгами, например, "Утраченный символ", и русских писателей, которых в один ряд поставить невозможно, например, Алину Егорову с ее "Сапфирами Айседоры Дункан". Я клюнула, конечно, на Дункан, но ее там оказалось мало, но много воды...
А еще я прочитала очередной роман Агаты Кристи "Карман, полный ржи.." Как всегда, захватывающе и легко.

Что же ждет меня на этой неделе?
1. Всё же надо дочитать "Щегла"
2. Ярослав Шилов "Райские хутора"
3. Умберто Эко "Маятник Фуко"
4. Мишель Уэльбек "Покорность"
5. Ж.М.Генссия "Клуб неисправимых оптимистов"
6. Н.Щерба "Часодеи"
7. Аннабель Питчер "Моя сестра живет на каминной полке"
8. Ю.Тынянов "Достоевский и Гоголь: к теории пародии"
9. Станислав Лем "Солярис"
Думаю, что этот список опять растянется на месяц, но... хотя бы выстраивает перспективу.
А что вы читаете на этой неделе? Какую интересную книгу прочитали за месяц? Поделитесь!

суббота, 27 февраля 2016 г.

Тест для выполнения задания 14 в ЕГЭ - 2016 по русскому языку

Прежде чем выполнять этот задание, просмотрите Правила и Алгоритм выполнения задания.
Попробуйте свои силы в выполнении задания 14. В тесте 8 вопросов. Чтобы получить "3" достаточно верно выполнить 5 заданий, "4" - 6-7 заданий, "5" - 8 заданий.

Алгоритм выполнения задания 14 в ЕГЭ - 2016 по русскому языку

1. Правила
2. Алгоритм выполнения задания.
3. Тест для выполнения.

Сначала вспомните правила.
Алгоритм выполнения задания 14.
1. Определите, что это - полное прилагательное, полное причастие, краткое прилагательное, краткое причастие или производное существительное, наречие.
2. Примените в соответствии с этим следующий порядок действий.

Н-НН в полных прилагательных
1. Есть суффикс ОНН(ЕНН) или нет? Если есть, пишите НН.
2. От основы на Н или нет? Если от основы на Н с помощью суффикса Н, пишите НН, в остальных случаях - Н.

Н-НН в полных причастиях
1. На ованный(еванный) или нет? Если да, пишите НН
2. Образовано от глагола совершенного вида или нет? Если совершенного ( что сделать?), пишите НН.
3. Есть зависимые слова или нет? Если есть, пишите НН, если нет - Н.

Н-НН в кратких прилагательных и причастиях
1. Краткое прилагательное или краткое причастие? Если краткое прилагательное, пишите столько же Н, сколько в полном.
2. В полном причастии одно Н или нет? Если одно - пишите одно Н.
3. Значение действия или качества? Если значение действия - пишите Н, если значение качества пишите НН.

Примечание: В учебнике В.В.Бабайцевой читаем: "В кратких страдательных причастиях всегда пишется Н". Можно действовать по этому правилу!!!

НН в производных существительных и наречиях.
1. Определите исходное слово- полное прилагательное или полное причастие.
2. Установите число Н в исходном слове и пишите столько же Н в существительном или наречии.

Образец выполнения.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Протопта(1)ая в ягодниках и мхах тропинка ведет к опытному полю, устрое(2)ому на болоте, поле окруже(3)о лесом -болотистой таинстве(4)ой тайгой.

Начинать выполнение задания следует с того слова, в написании которого вы уверены больше.

протопта(1)ая - полное причастие, потому что образовано от глагола протоптать. действуем по алгоритму: не на ованный(еванный), но от глагола совершенного вида. Значит, пишем НН.

устрое(2)ому - полное причастие, потому что образовано от глагола устроить. Действуем по алгоритму: не на ованный(еванный), но от глагола совершенного вида. Значит, пишем НН.

окруже(3)о - краткое страдательное причастие, образованно от окруженный, имеет значение действия. Значит, пишем Н.

таинстве(4)ой - полное прилагательное, образовано от существительного. Действуем по алгоритму: есть суффикс ОНН(ЕНН)? Да, значит, пишем НН.

Правильный ответ: 124 ( записываем без пробелов и запятых)

Переходим к выполнению теста.

Задание 14 в ЕГЭ-2016 по русскому языку, или Написание Н-НН в словах разных частей речи

1. Правила.
2. Алгоритм выполнения задания.
3. Тест для выполнения.
Сначала немного теории. Для того чтобы правильно выполнить задание 14 в ЕГЭ-2016 по русскому языку необходимо различать в первую очередь  в слове какой части речи встретилась эта орфограмма. И здесь может быть два варианта: имя прилагательное или причастие. И уже от них образуются существительные и наречия. Поэтому сначала надо запомнить, как различать эти две части речи. Имена прилагательные в массе своей образуются от существительных, причастия образуются от глаголов. Если слово можно заменить глаголом, то это причастие: надрезанный - надрезать, закопченный - закоптить и т.д.

Правило 1. В прилагательных пишется НН, если они образованы:
1) с помощью суффикса ОНН (ЕНН) : станциОННый, революциОННый, хозяйствЕННый;
 2) от основы на Н с помощью суффикса Н: чугуННый, вагоННый, пламеННый;
3) в остальных случаях пишется Н: торфяНой, лебедиНый, юНый.

Исключения: стекляННый, оловяННый, деревяННый, ветреНый.

Правило 2. В полных причастиях пищется НН, если они:
1) на ОВАННый (ЕВАННый) : асфальтированный, избалОВАННый;
2) образованы от глаголов совершенного вида: надрезаННый, закопчеННый, куплеННый;
3) образованы от глаголов несовершенного вида, но имеют при себе зависимые слова: зваННый мною в гости, плетеННая из прутьев корзина;
4) в остальных случаях пишется Н.
Исключения: коваНый, жеваНый, клеваНый, делаННый, неслыхаННый, жемаННый, желаННый, медлеННый, невидаННый, нечаяННый, свящеННый, ставлеННый, чваННый, читаННый, считаННый, чекаННый, неждаННый, негадаННый, доморощеННый.

Правило 3.
1)В кратком прилагательном пишется столько же Н, сколько в полном: торжествеННые - торжествеННы;
2) в кратком причастии пишется Н, если в полном Н, но Н или НН, если в полном НН. Следует различать значение действия и тогда писать Н и значение качества и тогда писать НН: ответы путаНые - ответы путаНы, ученицы воспитаННые - ученицы воспитаНы хорошо ( значение действия), ученицы милы и воспитаННы ( значение качества)

Правило 4. В существительных и наречиях, производных от имен прилагательных и причастий, пишется столько же Н, сколько в исходном слове: оживленный - оживленность - оживленно.

А теперь можно переходить к алгоритму.

понедельник, 8 февраля 2016 г.

Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

Ура! Я сумела продержаться шесть дней подряд, делая сообщения в блоге! Правда, они почему-то не вызвали комментариев( Значит, нужно больше комментировать самой!
Сегодня, в понедельник, я со своим читательским отчетом. Вспомним, что планировалось в прошлый понедельник:
На этой неделе меня ждут:
1. Тургенев "Певцы", "Хорь и Калиныч"
2. Евгений Шварц "Дракон"
3. Джером К.Джером "Трое в лодке..."
4. Тамара Крюкова "Ловушка для героя"
5. Андрей Платонов "Ювенильное море"
6. Донна Тарт "Щегол"
7. и еще пара-тройка книг... Не умею я читать только одну книгу...

Что же... Неплохо!
1. Перечитан Тургенев. Люблю! В рассказах чем дальше, тем больше люблю описания природы и портретные характеристики (то, на что в юности внимания не обращаешь...) В этом Иван Сергеевич  - мастер! Кстати, по случаю посмотрела фильм и любви Тургенева и Полины Виардо, узнала для себя много нового!
2. О "Драконе" Евгения Шварца будет отдельный пост. Прочитано!
3. "Ловушку для героя" Тамары Крюковой прочитала. Это чтение в русле знакомства с современной подростковой литературой. Тема знаковая: подросток и виртуальная реальность. И рецепт тоже есть: победи себя. Рассчитана книга на возраст 11-12 лет ( так мне показалось), хотя герои в книге постарше. Но меня не увлекла...
4. Андрей Платонов "Ювенильное море" прочитала. Хорошо, что есть книжные сообщества, которые рекомендуют книги для прочтения. Сама я, может быть, и не прочитала бы это. Платонов, как всегда, удивляет: и языком, и идеями, и своими пророчествами. Мечта Платонова о техническом прогрессе ради блага человека сочетается с гротескным изображением советской действительности. Платонов такой разный...
5. Почти дочитала "Трое в лодке..." Удивляюсь разноплановости книги: искрометный юмор, романтические легенды, исторические экскурсы, выпады против женщин... Не скажу, что горю нетерпением, чтобы дочитать, но дочитаю.

С 08 по 14 февраля надо прочитать:
1. Джером К.Джером "Трое в лодке..."
2. Донна Тартт "Щегол" ( уже начала читать)
3. Лопе де Вега "Собака на сене"
4. Владимир Новиков "Роман с языком"
5. Александр Ткачев "Страна радости"

Расскажите, а что читаете вы?