вторник, 6 января 2015 г.

В литературном календаре - Рождественский Сочельник

6 января - Рождественский Сочельник.  Праздник, который не мог не отразиться в русской литературе.
В прошлом году я со своими учениками и друзьями блога читала "Рождественские рассказы". 
В этом году Наталья Борисовна Клементьева в своем блоге напомнила о чудесной книге "Лето Господне" Ивана Шмелева.

 Давайте  просто почитаем стихи и насладимся их очарованием. С наступающим Вас Рождеством!
*** М.Лермонтов
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
Александр Блок
Сочельник в Лесу

Ризу накрест обвязав,
Свечку к палке привязав,
Реет Ангел невелик,
Реет лесом, светлолик.

В снежно-белой тишине
От сосны порхнет к сосне,
Тронет свечкою сучок -
Треснет, вспыхнет огонек,

Округлится, задрожит,
Как по нитке, побежит
Там и сям, и тут, и здесь...
Зимний лес сияет весь!

Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Озаряет небеса,
Сводит праздник на леса,

Чтоб от неба и земли
Светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землей
Загорелся луч иной,

Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал.

Осип Мандельштам
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
Валентин Берестов
"Перед Рождеством"
"И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!" -
"Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"

Иосиф Бродский
"Рождественская звезда"
В холодную пору в местности, привычной
скорее к жаре, чем к холоду, к плоской
поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным:
грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

понедельник, 5 января 2015 г.

А ты подписался на профессиональные журналы ?

Читаете ли Вы, дорогие коллеги, профессиональные журналы? К сожалению, среди реальных учителей, меня окружающих, таких немного, к сожалению. А я люблю читать журналы "Русский язык" и "Литература" издательского дома "1 сентября". Этой любви уже почти 20 лет. Помню, как в конце далёких девятостых подписалась я  на эти издания ( тогда это были газеты). Читала с большим интересом, обязательно шла с ними на урок, собирала все номера. И так случилось, что из-за того, что не платили зарплату, подписку я продлить не смогла. А почтальон приносит мне очередные номера... Я ей говорю, что это уже не мне, я не подписывалась, а она отвечает: "Вам, вам, больше у нас такие газеты никто не читает, я узнавала". Мне было и смешно, и грустно. А сейчас становится еще грустнее от мысли о том, что эти издания могут прекратить свое существование по банальной причине отсутствия денег, ведь тех, кто подписывается на эти журналы, совсем мало в масштабах страны. Я давно перешла на электронный формат, который каждый месяц можно получить по электронной почте. Стоит 5 номеров всего 300 руб. Я с ужасом думаю о том, что, возможно, майский номер "Литературы" будет последним... Давайте этого не допустим!
Вот получила я  первый номер "Литературы". Как можно не прочитать о Бумажной Даме Александра Блока ( статья Дмитрия Мурина), или о Тютчеве, непохожем на Фета ( статья М.Гельфонд). С большим нетерпением ждала продолжения отрывков из книги Анны Северинец "Смайлик, фейк и другие изобретения русских писателей". Статья  "Литературные символы в визуальном коммуникативном пространстве" Валерии Стельмах удивила. А прежде чем читать статью о повести В.Сорокина "Метель" решила сначала произведение прочитать.   И так много полезного материала в каждом номере. Я честно говорю о том, что если бы не "Литература", я бы всё это не читала, просто потому, что не знала бы о существовании такой информации. Всяческие методички и разработки уроков не смогут заменить научного подхода к преподаванию литературы... Лично мне такой научный взгляд необходим.

А Вы, дорогие коллеги, какую профессиональную литературу читаете? Какую цену Вы готовы за это платить?

Книги о природе Николая Сладкова


Пришла пора заглянуть в литературный календарь. В нем я пишу только о тех авторах, которые меня чем-то заинтересовали.


  Вы любите читать книги о природе? А каких писателей-натуралистов вы могли бы назвать? Я уверена, что в этом списке обязательно будет имя Николая Ивановича Сладкова, которому сегодня, 5 января, исполнилось бы 95 лет. Н.И.Сладков (1920-1996) был настоящим добрым другом всему живому, стремящимся приобщить к тайнам природы как можно больше людей. Уже со второго класса Николай вел дневник наблюдений за природой, внимательно вглядывался в жизнь лесных обитателей. В качестве военного топографа добровольцем ушел на фронт в Великую Отечественную войну. Первые произведения опубликовал в 1953 году. Всего написал 60 книг, которые вошли в золотой фонд детской литературы. "Лесные сказки", "Медвежья горка", "Под шапкой невидимкой", "Медовый дождь", "В лесах счастливой охоты", " Земля под облаками" и др. За книгу "Подводная газета" был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской в 1976 году. Неважно, сколько вам лет, 6, 16, 46 или больше, почитайте книги Николая Сладкова, и вы обязательно узнаете о чём-то очень интересном из жизни Природы. " В природе та же гармония, что и в музыке, выкинь ноту и мелодия нарушится", - считал Николай Сладков. 


Прочитать сказки и рассказы Николая Сладкова можно ЗДЕСЬ. Не забудьте рассказать в комментариях, какой рассказ вы выбрали!  А я совсем недавно в декабре  на урок в шестой класс принесла сказку "Суд на декабрём". Прежде чем читать, спросила, как вы думаете, за что можно судить декабрь. Самый неожиданный для меня ответ был: "За то, что в этом году нет снега..." ( А я-то радовалась теплой погоде...). А когда  прочитали, пришли к мысли, что всё в природе гармонично, всё к месту, нужно только больше присматриваться к тому, что нас окружает, а то некоторые ребята не знали птиц, которые в сказке упоминаются... И еще спросили, правда ли то, о чем здесь написано про зверей. Сказки Николая Сладкова - правдивы с научной точки зрения, поэтому не только интересные, но и познавательные. 

воскресенье, 4 января 2015 г.

Прочитано на этой неделе

 Праздничные выходные - отличный повод предаться любимому делу. А какое  может быть любимое  дело у учителя литературы? Конечно, чтение.
На этой неделе, несмотря на праздничные хлопоты, прочитано:

Василий Ян и его романы


Сегодня 4 января родился Василий Григорьевич Ян ( Янчевецкий) ( 1874/1875 - 1954) - русский советский писатель, прославившийся как автор исторических романов. Говоря о Василии Яне, в первую очередь вспоминаешь его трилогию, за которую он был удостоен в 1942 году Сталинской премии первой степени. Речь идет о трилогии "Нашествие монголов", состоящей из трех романов "Чингисхан", "Батый", "К "последнему" морю". Трилогия рассказывает о суровом 13 веке, когда в жестоком противостоянии сошлась Русь и ордынские завоеватели. Интерес к этим произведениям возник во время Великой Отечественной войны, но после неё он не уменьшился, а возрос. Так, к 1985 году число изданий превысило 230, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Наиболее популярны к этому времени были «Чингиз-хан» (более 100 переизданий) и «Батый» (около 80), переведённые на 50 языков в 30 странах.


Другие  исторические произведения Василия Яна тоже будут интересны тем, кто хочет побольше узнать об историческом прошлом не только нашей страны:  «Финикийский корабль» о плаваниях финикийцев (1931), «Огни на курганах» о сопротивлении скифов и согдов Александру Македонскому (1932), «Спартак» о восстании рабов в Риме (1933) и «Молотобойцы» о появлении мануфактур в России (1934).



«Я люблю три шума: шум моря, шум школы и шум типографских машин…». В этих словах — вся биография Янчевецкого Василия Григорьевича, путешественника, писателя и педагога. 
Судьба Василия Яна удивила меня несколькими фактами: 


  • окончив в 1897 году  Историко-филологический факультет Петербургского университета, отправился на два года в путешествие по России, отказавшись от всех своих привычек, от художественных и научных интересов, впервые одев полушубок. Впечатления легли в основу первой книги «Записки пешехода» (1901)
  • в 1901 году впервые приехал в Ашхабад, на службу в канцелярию начальника Закаспийской области, стал не пешеходом, а всадником. Всего лишь с одним проводником он совершил инспекционную поездку по пустыне от Ашхабада до Хивы.Тогда такое путешествие считалось опасным и выдающимся предприятием, требовавшим подготовки, мужества и выносливости;
  • встречался с Львом Николаевичем Толстым, который даже позавидовал Василию Григорьевичу из-за его возможности путешествовать;
  • из числа гимназистов в 1910 году создал один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков». Как организатор скаутов 26 декабря 1910 года встречался с приезжавшим в Россию полковником Робертом Бейден-Поуэллом. С осени 1910 года выпускал журнал «Ученик», в котором публиковал и свои небольшие произведения.
  • в 1918—1919 годах работал в походной типографии армии Колчака в Сибири. После установления в Ачинске Советской власти работал учителем, корреспондентом, директором школы в селе Уюк Урянхайского края.
  • не обошла стороной его и тяжесть сталинской диктатуры: его жена, оставшаяся в годы гражданской войны в Сербии, никогда больше в Россию не вернулась, сын Михаил был репрессирован. 

Больше информации можно прочитать, конечно, в Википедии и на ресурсе "Чтобы помнили".


суббота, 3 января 2015 г.

Маленький принц русской поэзии


Именно так был назван Николай Михайлович Рубцов в статье Никитиной Ирины, опубликованной в "Уроках литературы" ( №1-2006). Сегодня, 3 января - день рождения Николая Михайловича Рубцова ( 1936-1971). Рубцова современная молодёжь знает больше по песням на его стихи. Когда спросишь на уроке, что вы знаете о таком поэте, молчат. А дашь послушать несколько песни - удивленно кивают головами... Плохо это или хорошо? Уж лучше так, чем никак.

Рубцов прожил по меркам современного обывателя жизнь совсем несчастливую, да и погиб трагически. Да, мало веселого было в жизни мальчика, рано лишившегося  родителей, попавшего детский дом, прошедшего через все прелести советского коллективного проживания ( детский дом, несколько неоконченных техникумов, армия, заводское общежитие), всю жизнь скитавшегося, только в конце жизни обретшего свой угол, но сохранившего в себе удивительное чувство открытости миру, доброты, светлой печали. Невольно задумаешься о тайнах Божественного дара. Это в свое время так меня поразило, что даже выпускное сочинение в 10 классе я писала о Рубцове. К сожалению,сейчас в школе изучают всего несколько стихотворений Рубцова, но они всегда находят отклик в душах ребят. 

Много информации о поэте можно найти на сайте "Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова".

Давайте просто почитаем стихи...

В МИНУТЫ МУЗЫКИ
 
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких —
Попробуй их останови!—
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.

[1966]
 ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
1964

О других писателях, родивших в этот день, можно прочитать в блоге Ольги Николаевны Голубевой.

пятница, 2 января 2015 г.

2 января в литературном календаре

Знаете ли вы, что в известном фантастическом фильме "Назад в будущее-2" показан 2015 год? В техническом плане живем мы там куда более шикарно: летающие машины и доски, одежда, которая сама застегивается и расстегивается, подбирается по размеру, сушится, все автоматизировано.Но люди, увы, не изменились в лучшую сторону... Неужели создатели фильма действительно верили, что технический прогресс будет идти такими семимильными шагами?
О фантастике я вспомнила потому, что сегодня, 2 января, в моем литературном календаре оказался всего один автор- американский писатель-фантаст Айзек Азимов ( 1920-1992). Имя для меня почти неизвестное, т.е. я не читала ни одного его произведения, хотя знаю, что его считают одним из самых выдающихся писателей-фантастов. За информацией "пошла" в Википедию... Самыми интересными показались мне следующие факты:
  • родился на территории современной России;
  • ему принадлежит авторство таких слов, как robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей).
  •  В англо-американской литературе Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.
  • В 1941 году был опубликован рассказ «Приход ночи» (англ. Nightfall) o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь наступает раз в 2049 лет. Рассказ получил огромную известность, он был одним из самых известных из когда-либо публиковавшихся рассказов. В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов объявила «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован, и сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере». 
  • Тремя любимыми рассказами Азимова были «Последний вопрос» (англ. The Last Question), «Двухсотлетний человек» (англ. The Bicentennial Man) и «Уродливый мальчуган» (англ. The Ugly Little Boy), в этом порядке. Любимым романом были «Сами боги» (англ. The Gods Themselves).
Так что теперь я знаю, что именно мне почитать у этого писателя. В своей домашней библиотеке нашла рассказ Айзека Азмова "Чувство силы". Люди делают почти научное открытие - считать можно не только с помощью счётчиков (калькуляторов и вычислительных машин), но и используя возможности человеческого мозга. Человек, создавший графитику, думал, что это открытие можно будет использовать на благо человечества, но его используют только для смерти и уничтожений. Слишком знакомо, не правда ли?
Конечно, есть экранизации книг Айзека Азимова. Назову лишь три: "Я, Робот" ( США, 2004), "Двухсотлетний человек (США, 1999), "Конец Вечности" ( СССР, 1987). Будем читать и смотреть вместе?

четверг, 1 января 2015 г.

Открываем календарь - литературный...

Сегодня начинается Год литературы в России! И я хочу воплотить свою давнюю мечту: создать  литературный календарь, в котором каждый день будет связан с именем какого-то писателя или поэта. Обычно вспоминают только даты юбилейные, я же хочу вписать в этот календарь разные имена,  или чем-то для меня значимые, или, наоборот, для меня новые...

Даниил Гранин
1 января - день рождения Даниила Александровича Гранина, российского писателя, родившегося в 1919 году. Для меня это автор таких книг, как"Блокадная книга", "Мой лейтенант", "Эта странная жизнь".
 

1 января - день рождения Льва Ивановича Давыдычева (1927-1988), советского писателя из моего детства. Его знаменитые повести "Лёлишна из третьего подъезда", "Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника", "Руки вверх, или Враг номер один" в нашей сельской библиотеке моего детства найти было трудно - их  всегда читали. Захотелось перечитать сейчас. А еще одну повесть я открыла для себя, когда искала произведения о спорте, - "Дядя Коля - поп Попов - жить не может без футбола". Правда, прочитать я ее так и не успела... Обязательно посоветую прочитать эти книги своим шестиклассникам, ведь детские книги читать никогда не поздно!
Лев Давыдычев

ЭКРАНИЗАЦИИ

  • Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова — второклассника и второгодника (фильм) - 1966 г.
  • Цирк у меня дома (фильм) - 1978 г.
  • Руки вверх! (фильм) - 1982 г.

МУЛЬТФИЛЬМЫ

  • Жизнь и страдания Ивана Семёнова - 1964 г.
  • Приключения Чипа - 1979 г.
  • Петькины трюки (по книге «Лёлишна из третьего подъезда») - 1980 г.
Джером Д.Сэлинджер




1 января - день рождения американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера ( 1919 - 2010). Как многие, я зачитывалась повестью "Над пропастью во ржи" в юношеском возрасте, когда, подобно Холдену Колфилду, искала себя в этом сложном мире. Книга, написанная в 50-е годы ХХ века, как и положено классической литературе, не утратила своей актуальности... Книга, включенная в списки для чтения американскими школьниками. Её посоветую свои девятиклассникам - знаю, что они её не читали.
В 2013 году Шейн Салерно снял документальный фильм о Сэлинджере, позже названный худшим фильмом года по версии американского журнала Time. Я захотелось его посмотреть...

О всех ли писателях, родивших первого января, я рассказала? Конечно, нет... Но о чём напомнили Вам эти имена, какие идеи у Вас появились?

О других писателях и поэтах, родившихся в этот день, можно прочитать в "Блоге учителя русского языка и литературы Ольги Николаевны Голубевой"

Ура, 2015!

Уже   больше 12 часов мы живём в 2015 году! Не знаю, как вы, а я очень люблю года, которые оканчиваются на 5. Может, школьная привычка? Потому что такие года лично для меня особо значимыми никогда не были... Но я их так люблю! Поздравляю и Вас, коллеги, друзья, ученики, с 2015 годом! Желаю всем нам мира и спокойствия, успехов и дерзаний, погружений в мечты и счастливого возвращения в реальность!



вторник, 23 декабря 2014 г.

Дневник читателя

Вот и подошла к концу вторая четверть. Шестиклассники завершают чтение книг, список которых был дан здесь. Пришло время узнать мнение о прочитанном.
 Уважаемые шестиклассники! Ответьте, пожалуйста, на вопросы, данные в анкете "Дневник читателя". Об оценках мы с вами договорились на уроке.Эта анкета взята из материалов проекта на сайте ГлобалЛаб.
Эту анкету могут заполнить и другие читатели моего блога. Если среди них будут мои ученики-нешестиклассники, то у них появится шанс получить оценку по литературе, ведь им написать можно о любой прочитанной самостоятельно книге.Ответы принимаются до 22.00 воскресенья, 28 декабря.

воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Две недели в декабре

Вот и они закончились - две недели в декабре! Все начали считать время до Нового года... А я не хочу время торопить, мне уютно и в старом-стареньком году. Сегодня у меня просто заметки на память о том, как я растратила эти две декабрьские недели... К слову "растратила" так и хочется добавить слово "бездарно"... Но это не так! Хотя если слово всё же появилось, значит, есть и такое ощущение в моей палитре чувств от этих двух недель.

воскресенье, 30 ноября 2014 г.

В судьбе села- судьба страны

Продолжаю публиковать сочинения моих учениц, представленные на конкурс, "Моя малая Родина". Еще одна замечательная девочка- Алина К. - рассказала о своем родном селе - Новой Полтавке. Как Вы думаете, у неё получилось?  

 Дома на стене у меня висит большая карта России. Голубые пятна морей, озёр и рек, коричневые гряды гор, зеленые массивы лесов и… города. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Волгоград. Нет на этой карте ни одной деревеньки, ни одного аула, ни одного села. Но я знаю –они есть. В них живут люди, здесь так же звенит детский смех, так же радуются и огорчаются. И то, что я родилась в маленьком селе, не повод для огорчения. Это возможность сделать так, чтобы о моём селе знало как можно больше людей.

суббота, 29 ноября 2014 г.

Там, где течёт тихий Еруслан...

Мои ученицы участвовали в муниципальном конкурсе сочинений "Моя малая Родина". Хочу познакомить вас с их сочинениями. Сегодня - рассказ о своем селе ведет Людмила Г. Она учится в Старополтавской средней школе, но живёт в с. Верхний Еруслан. О нём и рассказывает.

Родина…  Для кого-то это шумный город, для кого –то затерянная среди лесов деревенька. Моя родина находится среди степей, на берегу реки Еруслан. Родина, которой я горжусь. Место, где продолжает существовать то, чем я живу. И обычаи, и семейные праздники. И дом твоих воспоминаний. И друзья. А еще это то место, где тебя любят и ждут.
          Я родилась в селе Верхний Еруслан. Это село было основано в 1857 году, расположено оно в Старополтавском районе, в нескольких километрах от села Старая Полтавка, на левом берегу реки Еруслан.

пятница, 28 ноября 2014 г.

Анализ сочинений в ходе апробации

Всего в апробации сочинения участвовали 83 человека из 6 школ района. 
На апробации для сочинения были предложены 3 темы, одна из которых соответствовала предложенным ранее открытому тематическому направлению, а две другие темы даны вне открытых тематических направлений, но формулировки соответствовали заявленному ранее подходу:
004. Какие произведения М.Ю.Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?
018. Можно ли обойтись без книг?
030. Почему важно уметь сострадать другому?
Для того, чтобы сочинение получило общий зачёт, необходимо выполнить следующие условия:
·        Объем сочинения – не менее 250 слов;
·        Получение зачёта по первому и второму критерию обязательно;
·        Получение дополнительного зачёта по одному из трех других критериев.
Результаты выполнения в разрезе школ:

Мои занятия в конце ноября

Не успеешь оглянуться, как и уже конец ноября. Вот хотя бы для будущих мемуаров ): решила записать, чем же была занята в это время.

понедельник, 17 ноября 2014 г.

О домашнем задании восьмиклассникам

Добрый вечер, восьмиклассники, любимые и незабываемые!
Домашнее задание на завтра находится - ЗДЕСЬ  и ЗДЕСЬ. Первое здание - для тренировки в нахождении грамматической основы, на самостоятельную работу. Второе задание содержит в себе еще два: сначала заполнить форму, а потом найти словарные слова. Словарные слова переписать в тетрадь.  Удачи в выполнении!

воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Внеклассное чтение на вторую четверть для 6 класса

О том, какие проблемы возникли у меня в 6 классе. где есть дети, которые хотят читать, но не знают, что , я рассказывала здесь. А теперь представляю составленный мною список книг для внеклассного чтения на вторую четверть. В списке 10 книг, прочитать надо 5 из них. В некоторых случаях можно прочитать любую детскую книгу этого автора, исходя из имеющихся в библиотеке. По итогам прочтения задумано проведение веб-квеста. Чтобы лучше сориентироваться в списке, прочитайте о моих впечатлениях.

Список книг.
1. Владислав Крапивин "Мальчик со шпагой" или любая другая книга этого автора. ( мои впечатления)
2. Светлана Лаврова "Куда скачет петушиная лошадь?" или любая другая книга этого автора. ( Мои впечатления)
3. А.Жвалевский, Е.Пастернак "Время всегда хорошее" или другие произведения этих авторов. (мои впечатления)
4. Эдуард Веркин "Т-34" Памятник forever" или другие произведения этого автора (мои впечатления)
5. Анни Шмидт "Мурли" ( мои впечатления)
6.Анатолий Алексин "Звоните и приезжайте" или другие произведения этого автора
7. Кир Булычёв . Приключения Алисы ( любая повесть о приключениях девочки Алисы) ( мои впечатления)
8. Тамара Крюкова "Женька Москвичёв и его друзья" или другие произведения автора. ( мои впечатления)
9. Дина Сабитова "Цирк в шкатулке" или другие произведения этого автора.
10. Борис Минаев "Детство Лёвы"
Хотелось бы и ваши впечатления узнать, мои замечательные шестиклассники.
А вы, уважаемые коллеги, как относитесь к созданному мною списку? Нравится или нет? Читали такие книги? Что рекомендуете читать?

среда, 5 ноября 2014 г.

Найдем решение вместе?

Начало новой четверти. Начало новых дел. И новые проблемы, которые "растут" из нерешенных старых. Сейчас о них расскажу, надеясь на подсказку-помощь.
Во-первых, подскажите, пожалуйста, какими формами работы можно заинтересовать АБСОЛЮТНО не читающих девятиклассников на уроках литературы? Вот сейчас изучаем "Горе от ума". Вот уж, действительно, - ГОРЕ! Не могу же я весь урок сама говорить... Мне же еще и отметки за что-то поставить надо...

А во-вторых, столкнулась сегодня и с такой ситуацией. В шестом классе перед каникулами говорили о необходимости читать и на каникулах. Они читали! Но что: сказки... Пушкина, Андерсена, братьев Гримм. Почему сказки? А не знают они, что читать... И  дома подсказать некому, родители ведь в массе своей тоже не читающие. Вот и договорились мы об общем списке книг на 10, из которого можно выбрать обязательных 5 книг.(Пусть не все будут читать, но кто-то будет!!!) И вот стала я составлять этот список для 12-летних и пока ничего не придумала. Боюсь, что те книги, которые я читаю в электронном варианте и которые достаточно новые, им не подойдут по техническим причинам, а в библиотеках ничего такого нет. Библиотекарь ничего не посоветует - это точно! Вот бы что-нибудь интересное подсказали. а? Начала листать Мариэтту Чудакову "Время читать", но пока всё мимо...

вторник, 4 ноября 2014 г.

Мои читательские планы

Вот и закончились каникулы. Впереди вторая четверть, которая для меня всегда суматошнее и нервознее первой ( вот спрашивается, почему?) В этом году особенно почувствовала необходимость ежедневного душевного отдыха: книжечку почитать или любимые блоги, покулинарничать, порукодельничать... (Что-то я сегодня решила пренебречь правилами русского языка и заняться словообразованием...) Вот поэтому и возник этот список книг, которые я собираюсь-хочу прочитать в течение этой четверти. Не знаю, в каком порядке они у меня будут читаться, но прочитать очень хочется. Список составлен по рекомендациям дружественных мне блогеров, за что им спасибо. Пишу в блоге как напоминание самой себе, а то могу переключиться на что-нибудь... и всё...
1. Н.Терентьева "Училка"
2. Ю.Вяземский "Шут"
3. Герберт Розендорфер "Письма в древний Китай"
4. Тони Джордан "Плюс один"
5. Роман Сенчин "Чего вы хотите?"
6. Григоренко "Ильгет"
7. Бенедикт Сарнов "Сталин и писатели". Эту книгу я уже читаю. Пока прочитаны главы про Горького, Пастернака и Мандельштама. Мне интересно.
Вот как бы еще так сделать, чтобы и эти планы не остались лишь планами-мечталками?
Если у вас есть книга, о которой хочется поговорить, предлагайте, прочитаем, может быть, вместе...

понедельник, 27 октября 2014 г.

Отдыхать можно по-разному...

Вот и наступили каникулы. Ох, как отдохнуть хочется... А как Вы отдыхаете, мои любознательные ученики, читатели моего блога? Гуляете на улице, пока стоит хорошая осенняя погода? занимаетесь спортом? Встречаетесь с друзьями? Читаете книги? Или наконец дошли руки до любимого хобби? Для меня отдых - это всё вместе и всего по чуть-чуть... И к списку "отдыхательных" занятий я хочу предложить Вам немного позаниматься русским языком. Каждый день, понемногу, через час по чайной ложке): Первое и второе задание уже готовы! Обязательно пролистай этот пост до конца!

пятница, 17 октября 2014 г.

Новый вид домашнего задания для девятиклассников

Уважаемые девятиклассники! Прошу Вас ответить на вопросы, предложенные в данном тесте. Всего 10 вопросов. Ответы буду видеть только я. Результаты обсудим на уроке. Ответы принимаю до 06.00 20 октября 2014 г. Успешной работы!

понедельник, 13 октября 2014 г.

Домашняя работа для девятиклассников

 Уважаемые девятиклассники! В качестве домашней работы Вам предстоит написать сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл 36 предложения текста: «Ну, прощайте, космонавты!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    (1)Поезд шёл из Ленинграда в Свердловск. (2)Впереди синело чистое небо, и первые звёзды дрожали над чёрными кронами тополей.
    (3)На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир,поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
      – (4)Дяденька, у вас коробка пустая? – раздался позади мальчишеский
голос.
     (5)Я обернулся и при лунном свете различил фигуры двух ребят: один был в школьной форме, только фуражка на нем необычная; другой, поменьше, оделся в громадный, видимо, отцовский, ватник.
      – (6)Мы наклейки собираем, – пояснил старший.
    (7)Я отдал им коробку. (8)Мальчишки разглядывали этикетку, на которой
вокруг улыбающегося земного шара мчался спутник.
   – (9)Есть у нас такая, – вздохнул обладатель фуражки, Санька. – (10)Нам бы с космической ракетой…
     (11)Я развёл руками: коробки с ракетой у меня не было.
     (12)Младший, Васёк, запахнул поплотней телогрейку, и мальчики пошли, не оглядываясь, с перрона.
     – (13)Послушайте, – окликнул я пацанов. – (14)А разве бывают с космической ракетой, я таких не видел.
      (15)Санька обернулся. (16)Мне показалось, что у него на лице промелькнула хитроватая улыбка.
      – (17)Мало ли кто чего не видел. (18)А вы знаете, сколько звёзд в Большой Медведице?
     (19)Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звезд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
     – (20)Смотрите, – сказал Санька, показывая в небо. – (21)Видите среднюю звезду в ручке ковша? (22)Так рядом с ней, чуть влево и вверх, ещё одна, восьмая…
     (23)Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
    – (24)Видите? – обрадовался мальчик. – (25)Её не каждый видит. (26)В Древнем Египте воины проверяли по ней свое зрение.
      – (27)Это ты откуда знаешь?
     – (28)Так, читал…
     – (29)Слушай, в небе столько больших, ярких звёзд. (30)Почему же вы собрались на такую тусклую и маленькую?
     (31)Ребята переглянулись, словно советуясь.
    – (32)Откуда вы знаете? – резко ответил Санька. – (33)Может быть, она больше и ярче в сто раз, чем Полярная звезда. (34)Она, может, просто очень далеко.
     (35)Семафор вспыхнул зелёным светом, и я вскочил на подножку.
    – (36)Ну, прощайте, космонавты!
    (37)Я долго смотрел вслед мальчишкам и забыл прочитать название станции. (38)Помню только, что шумели там высокие тополя и неяркие огни робко мигали на стрелке, а на небе неподвижно висели звёзды, и среди них восьмизвёздная Медведица.
(По В. Крапивину)

Крапивин Владислав Петрович – современный детский и юношеский писатель.
Его произведения, рассказывающие о жизни и приключениях подростков, о дружбе,
честности, доброте («Я иду встречать брата», «Оруженосец Кашка», «Та сторона,
где ветер», «Тень каравеллы» и другие), любимы несколькими поколениями
читателей.

воскресенье, 5 октября 2014 г.

В День Учителя о моих учителях...

Осенний праздник - День учителя... Как и всё, что связано со школой, вызывающий разные чувства... Но только не у учителей! Я с удовольствием поздравляю всех своих коллег, и тех, с кем работаю в одной школе, и тех, с кем знакома лично, и тех, с кем знакома лишь виртуально! Поздравляю много раз и желаю много-много всего, что умещается в простом слове - счастье! Ведь только счастливый родитель сможет воспитать счастливого ребенка, только счастливый учитель воспитает счастливого ученика...
Я в День учителя всегда думаю о том, почему же я стала учителем... Ведь вроде бы детские мечты были совсем другими... Но уже давно поняла, что именно мои школьные учителя на подсознательном уровне внушали мне, что нет иной судьбы. И я обязательно в этот день поздравляю с Днём учителя мою учительницу русского языка и литературы - Улановскую Валентину Ивановну, "Заслуженного учителя школ РСФСР", которая уже давно на заслуженном отдыхе, но до сих пор для меня самый опытный педагог... Я рада, что успела расспросить ее о жизни, выстроить ее линию судьбы, написать о ней.
Мне всегда доставляло удовольствие общение и с моей первой учительницей - Мироненко Марией Ивановной, вместе с моей ученицей мы сумели рассказать о ее военном детстве, сейчас с другими учениками готовим рассказ о ее муже, тоже учителе.Здоровья им, дорогим мне людям!
Своим учителям я хочу подарить стихотворение Людмилы Татьяничевой:


Вы нынче повстречали осень.
 Внимая свисту
 Малых птах,
 Она бродила между сосен
 С травинкой
 В молодых зубах.
 А на платке ее зеленом
 Чуть золотилась бахрома.
 Вам, улыбнувшись удивленно,
 Сказала:
 – Здравствуйте, зима! –
 О простота!     Ее смутила
 Волос воздушных седина.
 Ей не понять,
 В чем ваша сила,
 Чем ваша жизнь озарена.
 И что седые кудри эти
 Не значат ровно ничего:
 Вам до зимы –
 Десятилетья,
 А ей –
 Три месяца всего!

воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Темы домашних работ по литературе для 9 класса

Каждый должен выбрать себе одну из предложенных тем (или предложить свою, но обязательно заранее оговорив ее с учителем).  Доклад в идеале состоит из двух частей: собранного материала и выводов. Первый компонент (материал) совершенно обязателен. Без него никакие выводы и рассуждения не принимаются. Второй может не получиться. Тогда докладчик предлагает классу один материал без выводов – сделаем их вместе. Доклады делаются в письменном виде  и сдаются всеми без исключения. Можно пропустить (проболеть) устное выступление – это не отменяет необходимость сдать работу. На одну тему можно записаться вдвоём. Срок выполнения работы - до среды.

Темы

– Птицы и звери в «Слове».
– Изображение боя в ""Слове".
– Женские образы в «Слове» (исключая Ярославну).
– Смены дня и ночи.
– Земля, посев, жатва: с чем связаны эти понятия в "Слове".
– Музыка (звон, плач, песня) в "Слове".
– Образ пира в "Слове".
– Христианство в мире «Слова".
– Языческие боги (проще всего их «высчитать» по комментарию к "Слову")
– Цвета «Слова.
– Сказочные и песенные (фольклорные) мотивы в «Слове»
– Герои «Слова» и былинные богатыри
Тема былых побед в «Слове»
– Тема былых поражений

Спасибо за помощь О. В.Смирновой  в ее сайте.

понедельник, 1 сентября 2014 г.

Вот он и пришёл, Новый год учебный!

Вот и всё! Закончились летние жаркие денёчки, ленивое ничегонеделанье, а если и деланье, то только того, что хочется... Закончились новые впечатления от мест, ранее невиданных... Закончились каникулы... Наступил новый учебный год. Сегодня постоянно слышала поздравления: "С праздником!" и во многих случаях звучала неприкрытая ирония: мол, какой же это праздник... Знакомо? А я всё равно хочу сказать: "Да, с праздником!" Я люблю свою работу, от которой часто и устаю, потому что много ее. Я люблю своих учеников, всем сердцем к ним привязываюсь, на последнем звонке почти всегда еле сдерживаю себя, чтобы не расплакаться... Я хочу приходить в класс, удивляться и удивлять, я верю, что мои уроки нужны, что они значимы, что они оставят о себе память... Может быть, это всё мои наивные мечты, но я считаю, что я не ошиблась в выборе своей профессии, хотя шла к ней долго и непросто. Сегодня в 20-й раз я встретила учебный год как учитель. И я этим горжусь! С праздником, мои коллеги, мои наставники, мои ученики!

вторник, 19 августа 2014 г.

А каков Ваш совет по организации нелёгкого учительского труда?

О том, что самый лучший способ подготовиться к новому учебному году - ОТДОХНУТЬ, знают все. Но настаёт тот день и час, когда понимаешь, что надо бы, надо бы... начать готовиться... Я сейчас не о программах, планах и учебниках...А о тех мелочах, которые позволяют нашу нелёгкую учительскую жизнь сделать чуть-чуть легче... О том, как это делаю я, можно прочитать вот здесь. Продолжение следует! А может быть, и Вы поделитесь своим советом или секретом?

пятница, 1 августа 2014 г.

О результатах опроса

Большое спасибо всем, принявшим участие в опросе, который проводился здесь. Всего в нем приняли участие 30 человек.Это были не только учителя русского языка и литературы, но и математики, географы, учителя начальных классов и др. По результатам опроса стало понятно. что это - люди, глубоко заинтересованные во всём, что происходит в образовании. Как точно подметила Анна Борисовна Ткаченко: "Сколько всего наболевшего..."

И что же имеем в итоге? Все вопросы, которые были перечислены в посте "Мне интересно ваше мнение!", получили одобрение не менее чем 20 участников опроса. Именно столько человек хотели бы обсудить их с коллегами-учителями. Я порадовалась за себя, что все-таки сумела отобрать достаточно проблемные вопросы.

 А победителем, набравшим наибольшее количество голосов, оказался вопрос "Использование социальных сетей и сервисов в образовательной деятельности" ( да-26, нет-4) Весьма закономерно!

среда, 30 июля 2014 г.

Мне интересно ваше мнение!

Что ж, у кого как, а у меня, похоже, начинается новый учебный год, хотя еще в отпуске, в отпуске, в отпуске... Во-первых, сегодня срочно пришлось "сочинять" план работы ресурсного центра, за который я отвечаю, а значит, строить планы на будущее, анализировать год ушедший. Во-вторых, надо было прикинуть план работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы. И вот здесь мысль меня осенила: а спрошу-ка я совета у своих замечательных коллег.

Уважаемые коллеги- учителя! Даже если вы и не учителя русского языка и литературы, примите, пожалуйста, участие в небольшом опросе ( который идет ниже). Я, конечно, предполагаю, какими будут ответы, но все же интересно проверить, насколько я далека от народа.
Вот и результат отпуска: никак не могу изменить размер формы опроса!

вторник, 8 июля 2014 г.

Вот такой подарок!

Сегодня уважаемая Лилия Павловна Казанцева, автор замечательного блога "Географочка", сделала мне замечательный подарок. Мой блог попал под ее пристальное внимание ( а значит, и внимание всех читателей ее блога) в блог-обзоре № 6. Очень тепло и тактично Лилия Павловна рассказала о моем блоге, что для меня было полной неожиданностью. было очень приятно увидеть свой блог со стороны взглядом заинтересованным и доброжелательным, хотя я бы и от критики не отказалась бы. Понимаю, что мой блог во многом проигрывает другим блогам всякими техническими штучками, да и не  только в этом мои проблемы...
Спасибо Лилии Павловне, у которой я многому учусь, всем, кто написал о моем блоге в комментариях у "Географочки", всем, кто просто заглянул в мой блог. Такое внимание обязывает. Надеюсь, что и дальше всем моим друзьям будет у меня в гостях  тепло и уютно!

вторник, 17 июня 2014 г.

Совместное чтение. "Золотой теленок"

Ох, как распространено в Интернете сейчас слово "совместные". Это и закупки, и вышивание, и всякое другое рукоделие. Вот и совместное чтение появилось. А я решила в нем поучаствовать. В блоге замечательной Марии Алёшиной "Дела любимые, или Сделано с любовью" прочитала о читательском марафоне, в котором читают глава за главой роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Золотой теленок". В свое время я этот роман не прочитала из-за нежелания быть такой, как все. Потому что в моей тогдашней среде его цитировали к месту и не к месту. Вот и прошел этот роман мимо меня. Но зато сейчас какое удовольствие доставляет мне это "медленное чтение"! Да и ведущая марафона - человек очень интересный.Я много узнала и ещё( надеюсь) узнаю и о книге, и о фильме, и о времени. В общем, присоединяйтесь1 Пока прочитано 6 глав, но присоединиться, думаю, можно всегда. Удовольствие гарантировано!

понедельник, 16 июня 2014 г.

С книгами вокруг света. Ямайка

Что знала я о Ямайке, когда брала в руки книгу Майка Телвелла "Корни травы"?Совсем-совсем немного: остров, где-то возле США, на котором любят отдыхать туристы. Почти два века истории народа, проживающего на Ямайке, отразилось в этой книге, и прошлое с его традициями, религией, неторопливостью и сохранением родственных отношений между людьми мне понравилось больше, чем то настоящее, в котором живет главный герой - Айван Мартин. Его настоящее приходится на середину прошлого века, и читать о том, чем оно было наполнено, мне было не очень приятно. Как всегда, удивлялась наивности этого деревенского мальчика, да и взрослых, его окружавших,веривших в то, что в городе можно легко стать знаменитым, найти счастливую жизнь. Черный мальчик, мечтавший прославиться как певец, получает свою долю славы: по мнению властей, он государственный преступник, по мнению, таких же бедных и несчастных, как он,  герой, защищающий  их права. Читая книгу, я всё время надеялась на счастливый финал, хотя понимала, что его быть не может. Читалась книга трудно, она длинная и не в моем вкусе.

суббота, 14 июня 2014 г.

С Международным днем блогера!

14 июня отмечается Международный день блогера. А могу ли я считать себя блогером, ведь мой блог существует уже давно с 2011 года? С одной стороны, да. У меня есть блог, известный в узком кругу. Я практически каждый день думаю о том, что так написать, хотя не каждый день пишу. У меня появилась потребность находить в своей серой жизни яркие моменты, о которых можно рассказать в блоге. Есть у меня и постоянные читатели, которых я очень уважаю и люблю. Их-то я и поздравляю с этим праздником. Они для меня образец для подражания. Это  люди, увлеченные блогерством, блогерством педагогическим, что отличает их от других разновидностей блогерства.
С другой стороны, нет. Я же не стремлюсь осваивать технические новинки, не стремлюсь фиксировать каждый шаг своей жизни в блоге, хотя иногда и хочется. Я не стремлюсь расширить круг своих виртуальных знакомств, хотя с радостью встречаю каждого, заглянувшего ко мне.
Что дало мне ведение блога? В первую очередь, расширение кругозора, повышение своей культуры благодаря знакомству с самыми разными блогерами. Творчества вам, мои любимые блогеры, чьи блоги, такие интересные и такие разные,  я постоянно читаю!

воскресенье, 8 июня 2014 г.

Продолжаем разговор о...

...современной литературе для подростков, начатый здесь. Американский писатель Луис Сашар стал известен после написания повести "Ямы", получившей весьма значимые награды: в 1989 г. Национальную книжную премию (США), а в 1999 г. медаль Ньюбери (John Newbery Medal) — американская ежегодная литературная премия, присуждаемая автору за выдающийся вклад в американскую литературу для детей.

В центре внимания в повести - судьба мальчика Стэнли Илнэтс, попавшего в исправительный лагерь для подростков за кражу, которой он не совершал. Изображение мира подростков, их взросления и как показателя этого взросления - умение делать выбор не в пользу себя, а в пользу того, кому хуже, понимания мотивов своих поступков и других людей сочетается с почти мистической историей снятия заклятия невезучести рода Илнэтс.

Читала, испытывая сложную гамму чувств.Это и удивление ( неужели такое издевательство над подростками может быть в Америке?), и жалости к этим по сути детям( особенно тронула история Зеро, потерявшего мать), и гордость за Стэнли, сумевшего сделать правильный выбор, и легкой усмешки, когда всё завершилось традиционным американским хэппи-эндом. Читала и думала, что и из книги Светланы Лавровой, и из повести "Ямы" получилось бы отличное кино, а потом узнала, что по книге "Ямы" снят фильм "Клад", в котором, кстати, можно увидеть и автора книги. Еще не посмотрела...
В 2013 году на русский язык переведена еще одна книга Луиса Сашара "Я не верю в монстров". Прочитать бы...