понедельник, 24 сентября 2012 г.

Домашнее задание для 11 класса по русскому языку

1.Прочитайте  текст. Сформулируйте, проблемы, содержащиеся в данном тексте. Подтвердите свою версию предложениями, цитатами исходного текста.



(1) Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3) Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4) Придешь домой, берёшь газету, глядь – на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5) Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
        (7) Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой  и неоднозначный. (8) Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9) Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
        (10) Английскими словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11) Но одно дело, когда просто употребляется  лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри лова, ломают его изнутри. (12) Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.
         (13) Молодая певица и производители автосигнализаций, вернее – их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14) Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15) Дескать, наш глаз невольно зацепляется за неправильное сочетание.
         (16) Расчет, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача?  (17) на мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным.
         (18) Варианты Zемфира (равно как Глюк`OZA) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19) Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20) Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
         (21) Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит». ( По С.Казначееву)

2. Письменно ответьте на один из вопросов:

  • А.Куприн утверждал, что "язык - это путь цивилизации и культуры". Как вы понимаете это выражение?
  • Согласны ли вы с мнением ученых, что процесс заимствования - закономерный процесс развития языка? Докажите свою точку зрения, приведя примеры из жизни.
  • Можно ли жертвовать традициями, культурными ценностями общества для достижения поставленной цели?



четверг, 13 сентября 2012 г.

Домашнее задание для 6 класса ( 12.09 и 13.09)

Русский язык на пятницу - параграф 70, номер 62
математика на пятницу - №88, 89
литература на пятницу - стр. 4-11, ответить на вопросы
английский язык - стр. 82 № 13 учить, стр. 39, № 7,8

вторник, 11 сентября 2012 г.

Домашнее задание для 6 класса ( 11.09)

Русский язык- параграф 69, упр. 54, подготовиться к диктанту
Математика- №55, 56, 57
Обществознание - параграф 16
Краеведение - стр. 6-8
История - параграф 1

понедельник, 10 сентября 2012 г.

Былины в мультфильмах



Сейчас семиклассники изучают по литературе тему "Былины". Интересно былины читать, но можно еще и мультфильмы посмотреть, снятые по былинам. Причем есть два рода мультфильмов: снятые в 70-80 годы двадцатого века и мультфильмы века двадцать первого. Вторые мои семиклассники, думаю, легко назовут сами: "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Князь Владимир", "Илья Муромец и Соловей разбойник ( в новой версии)". А ведь есть и "Илья Муромец и Соловей Разбойник", и "Садко", и "Илья муромец - пролог", и "Василиса Микулишна", и "Лебеди Непрядвы". Видели  ли вы их, ребята? Посмотрите и подумайте: а какие бы мультфильмы выбрали вы, чтобы рассказать о богатырях земли русской? Жду ответов от семиклассников на уроках литературы.

Сочинение № 1 ( продолжение ДЗ для 11 класса)

Сочинение 1
В данном тексте Е.Кочнева говорит о том, что даже маленький подарок может принести человеку огромную радость.

Каждый ли человек вспоминает те интересные моменты, которые происходили с ним в школе? Почему спустя много лет он не может их забыть?

Над этими вопросами задумывается автор текста. Над этой нравственной, актуальной для нас проблемой предлагает поразмышлять и нам.

Героиня данного текста спустя много лет после школы, будучи замужем, имея детей, не смогла забыть подаренную ей таинственным поклонником розу. Этим эпизодом Кочнева хотела показать, что невозможно забыть или стереть из памяти пусть давний, но один из самых счастливых моментов в жизни.

С автором текста трудно не согласиться. Все люди рано или поздно предаются давним воспоминаниям. У каждого человека в жизни есть такой случай, который он будет вспоминать очень долго, может быть, даже до последнего своего дня.

Герой повести Даниэля Дефо Робинзон Крузо, когда остался  один на острове, находясь на грани жизни и смерти, первым делом начал вспоминать самые прекрасные моменты своей жизни, это помогло ему выжить и вернуться с острова.

Недавно я смотрел телепередачу, из которой узнал, что каждый второй человек мечтает встретить свою первую любовь, которую не смог забыть по прошествии многих лет. И это не вызывает удивления.

Память - это богатство человека, которое у него невозможно отнять.

Материал взят из книги:  Т.А.Балясникова. Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ ( часть С). 10-11 классы.М., Планета, 2011 г.

Задание по русскому языку для 11 класса

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!
 Задание по русскому языку: Прочитайте текст № 1. Соответствует ли плану сочинение № 1 к тексту № 1. Запишите сочинение с правильным абзацным членением текста.

Текст № 1.
(1) Когда я смотрю на свои школьные фотографии, то смущенно улыбаюсь.  ( 2)Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, - это я?!

(3) В школе я всегда была одна. (4) У меня не было подружек, меня сторонились мальчишки. (5) Я до сих пор не знаю, почему так сложилось. (6) Одевалась я вроде со вкусом, умело пользовалась косметикой, училась хорошо.  (7)И носа не задирала, как другие отличницы... (8) Но почему-то между мною и одноклассниками словно всегда стояла стена.  (9) Сколько я пролила слез, как больно было мне от того холодного безразличия, которое окружало меня.

(10) Но однажды произошло чудо. (11)Самое настоящее! (12) Как в доброй сказке! ( 13) Я пришла на первый урок. (14) Ни на кого не глядя, достала из сумки учебник и тетрадь, положила их на стол. (15) И только тут увидела, что из-под крышки  стола выглядывает зеленый стебель. ( 16) Это была роза! ( 17) От неё пахло озером, и бархатные лепестки таили в себе чьё-то нежное тепло. (18) Рядом лежала открытка с надписью: "Ты самая красивая!" (19) Я, задыхаясь от радостного удивления, оглянулась вокруг. ( 20) Но одноклассники, казалось, были удивлены еще больше меня. (21) Они, оцепенев, смотрели так, будто увидели чрезвычайно редкий фокус и теперь ждали его разгадки...

(22) С тех пор у меня всё пошло по-другому. (23) Жизнь стала прозрачной и радостной, я знала, что на меня смотрят чьи-то влюбленные глаза. (24) Я окончила школу с золотой медалью, поступила в университет, вышла замуж, родила детей... (25) Каждый раз, когда я приезжала в свой город, я спрашивала бывших одноклассников, не знают ли они того, кто положил мне в парту розу. (26) Но в ответ суровые, солидные дяди только пожимали плечами. ( 27) Кто же тот неведомый поклонник, который так и не признался мне в своих чувствах?  (28) Тайна невесть кем подаренной розы волнует меня до сих пор....

(29) Я лечу в самолете. (30) Подо мною плывут облака, рядом, в непроницаемой пустоте, сияют звезды, за ними клубится бесконечность. ( 31) Я лечу домой, к своим детям и, глядя в небо, вижу не далёкие звезды, мерцающие в ночи, а красивые розы. ( 32) Розы, посаженные для таких, как я, которым однажды просто нужно было сказать: "Ты самая красивая!" (33) Я слизываю с губ теплую слезу и шепчу "спасибо" доброму волшебнику, который когда-то дотронулся до моей окоченевшей души своей нежностью. (34) Надо мною висит небо, подо мною, озарённая огнями городов, спит земля, а я, словно луч тёплого, доброго солнца, лечу сквозь бесконечность.  (По Е.Кочневой)

 Сочинение № 1 смотри в следующем посте.

Домашнее задание для 6 класса ( 10.09)

Добрый вечер!
Домашнее задание:
география - стр. 7- 10
математика - № 26, 27
русский язык- упр. 42, параграф 68, выписать но одному слову разных частей речи и повторить параграф 51

пятница, 7 сентября 2012 г.

Домашнее задание ( 07.09)

 Добрый день!
Английский язык - стр. 38 № 4 в рабочей тетради, стр.80 выучить стихотворение
Русский язык - упр. 31
Литература - индивидуальные задания по пересказу мифов о Геракле, остальные ученики составляют список греческих богов
математика - не задано
История - вопрос 4 на стр. 11
Изобразительное искусство - принести мягкий карандаш, альбом, три вида разных травинок ( например, зонтик укропа, колосок и т.д.), фломастеры.

Не забывайте каждый день уделять 30 минут чтению любимых книг!!!

четверг, 6 сентября 2012 г.

Домашнее задание ( 06.09)

Добрый день. Домашнее задание:
английский язык стр. 79 в учебнике № 3 (составить диалог), в рабочей тетради № 3.
русский язык - упр. 14 записать предложения и составить схемы расстановки знаков препинания.
математика - задания в тетради ( решить пример)
биология - стр. 3-4 учить.
практикум по географии - не задано.
Удачи!

среда, 5 сентября 2012 г.

Домашнее задание ( 05.09)

 Добрый вечер! Домашнее задание:
русский язык упр. 25, 26 ( устно) - расставить ударения и подготовиться к орфоэпическому диктанту, упр. 30 списать, рядом со словами, в которых пропущены буквы, написать проверочные слова, текст озаглавить.
английский язык - в рабочей тетради упр.1 на стр. 36, написать 3 предложения - вопросительное, утвердительное, с отрицанием.
литература - принести читательский дневник, прочитать из "Мифов Древней Греции" о 12
подвигах Геракла.
С 06 сентября в школу будут пускать только со второй обувью.
Ребята, не забудьте принести заявления от родителей на питание и 36 рублей на тетради по истории.

вторник, 4 сентября 2012 г.

Домашнее задание для 6 класса (04.09)

Добрый день, ученики и родители 6б класса!
Сначала о расписании. Расписание на среду: 1. Английский язык 2. Математика, 3. Русский язык 4. Физкультура 5. Музыка 6. Литература
Расписание на четверг: 1. Математика 2. Физкультура 3. Биология 4. Английский язык 5. Практикум по географии 6. Русский язык 7. Классный час
Расписание на пятницу: 1. Английский язык 2. Русский язык 3. Литература 4. Математика 5. Изобразительное искусство 6. История

О домашнем задании, полученном сегодня. Русский язык: упр. 21. Выучить скороговорки, а также найти в других источниках информации ( не в учебнике) скороговорку, записать ее в тетрадь. Обществознание: стр. 3-4 в учебнике учить. Краеведение: стр. 5 № 2.

понедельник, 3 сентября 2012 г.

Домашнее задание для 6 класса ( 03.09)

Сегодня было 6 уроков. На следующий урок физкультуры приходить в спортивной форме!
По математике на завтра ничего не задавали. По русскому языку в "Теории" стр. 11-12, раздел "Русский язык - один из богатейших языков мира" ( страницы могут не совпадать в разных учебниках). По географии на следующий понедельник - стр. 3-6, выучить, ответить на вопросы в конце параграфа.

Еще один учебный год начат!

Вот и еще один учебный год начат! Для меня он уже 19-тый! А для моих шестиклассников - всего лишь шестой! Ребят! Я поздравляю Вас с началом нового учебного года и хочу, чтобы вы приложили все усилия, чтобы  он был хорошим для вас и ваших родителей - ведь от вашего усердия и старания зависит очень многое.

Этот учебный год наша школа начала не совсем обычно - всё еще в состоянии ремонта. Но школа продолжает свою работу. Всего в школе обучается 581 ученик. В первый класс пришло 55 учеников, это три класса с классными руководителями Семской И.В., Сопивской Е.В., Соколовой Н.А. А в одиннадцатом - 48 учеников, тоже три класса и три классных руководителя-мужчины: Луговской В.В., Мухутдинов Е.Р., Литвинов А.М. Такого еще в нашей школе не было.


А вот и мои шестиклассники. так как девочек не очень хорошо видно на общей фотографии, то они во всей красе отдельно. Я вас всех, мои шестиклассники, люблю и желаю только хорошего!
Сегодня уже провели по шесть уроков, правда, укороченных - адаптационный период, однако. Успехов всем!

вторник, 21 августа 2012 г.

Изменения в ЕГЭ и ГИА по русскому языку

На сайте ФИПИ появились демоверсии, кодификаторы и спецификация заданий ЕГЭ и ГИА на 2013 год. По ряду предметов изменений нет. Что же касается русского языка, то главная новость (думаю, что радостная) - изменение продолжительности экзамена. Вместо 180 минут экзамен по русскому языку в 11 классе будет длиться 210 минут. В целом в заданиях изменений почти нет. Почти означает, что изменилась формулировка задания А1 и скорректированы критерии оценивания сочинения.
В ГИА по русскому языку изменений побольше: изменилась продолжительность экзамена: с 240 минут на 235 минут ( вместо 4 часов на 3 часа 55 минут). Изменился формат задания С2 ( сочинения). Теперь осталось только сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, причем и формулировка самого задания тоже изменилась.
Пока  это всё ещё проекты, но к этим изменениям нужно быть готовыми. Думаю, что это будет одобрено: ведь многие ученики жаловались на нехватку времени на написание сочинения на ЕГЭ, а девятиклассники редко брались за написание сочинения-рассуждения на нравственную тему. Поэтому изменения эти ожидаемы.

вторник, 14 августа 2012 г.

А какова ваша формула добра?


Долго не решалась я написать вам об этой книге... Потому что мнение о ее авторе у меня очень уж неоднозначное. Михаилу Самарскому всего 15 лет, но он уже автор нескольких книг, блогер, принимает активное участие в жизни общества, часто мелькает на радио и телевидении. На сайте "Прошколу" есть  один из блогов Михаила Самарского, и в нем я несколько раз читала статьи о школе. Статьи о школе, написанные с точки зрения подростка со всем юношеским максимализмом и бесцеремонным, иногда хамским отношением к людям. Тем удивительнее для меня было прочитать, к сожалению, лишь отрывки из книг Михаила Самарского "Радуга для друга", "Слон" и "Формула добра". В последней книге рассказывается о приключениях необыкновенной собаки - лабрадора Трисона, о его понимании выражения - "жизнь собачья", о том, что же это такое - формула добра. Книга получилась светлая и интересная. Так и представляю, как мои девчонки-семиклассницы ее читают  - ведь они так любят животных и книги о животных. Прочитаем? Выведем свою формулу добра?  Да, и еще - а вам, мои хорошие, слабо книжку написать?

Рекомендовано к прочтению

Помните ли Вы о серии книг, которые выпускает издательство "Жук"? Да, той самой - "Для тех, кому за десять". В июне месяце в издательстве вышла еще одна книга - екатеринбургской писательницы Ольги Колпаковой "Большое сочинение про бабушку".
Мне тем более радостно сообщить вам об этом, потому что в интернете есть эта книга, правда, еще в том варианте, как она была представлена на конкурс "Добрая лира". Найти книгу можно ЗДЕСЬ. Книга, действительно, добрая - рассказ внучки о своей бабушке - бывшей учительнице русского языка и литературы. Конечно, мы с вами, не имея самой книги, не сможет рассмотреть замечательные ( уверена!) иллюстрации, но насладиться текстом - пожалуйста!В этой книге есть красота мысли, красота слога и красота души...

А мне как учителю эта книга напомнила об уроках социальной антропологии, которые проводит Рустам Курбатов.

вторник, 7 августа 2012 г.

Обращение к 6б классу

Дорогие ребята! Как отдыхается? У вас остались еще 3 недели, что сделать всё то, что вы не успели сделать за лето. Благодарю мальчиков, пришедших сегодня помочь в подготовке кабинета к ремонту. Работали недолго, справились быстро, сделали всё качественно! 

А еще у меня к вам всем просьба! Чтобы подготовиться к первому нашему уроку, я прошу вас прислать мне по электронной почте свои летние фотографии, сделанные в этом году, желательно с короткими подписями. Адрес электронной почты: kanevanm@rambler.ru Попросите взрослых или старших братьев и сестер помочь вам отправить фотографию. Фотографии в Интернет выкладываться не будут!

О школе и о ремонте

Наконец-то! Дождались! В нашей школе начался ремонт! Почему так поздно, ведь уже 7 августа?! Нет, уже неделю в нашей школе делают ремонт, а именно ремонтируют коридоры и фойе. Мы долго ждали этого ремонта, и теперь бы нам с воодушевлением ждать завершения ремонтных работ... Но нет оптимизма и восторга, потому что мы, учителя, просто боимся, что перед первым сентября, когда эти  Сан Санычи не будут успевать, нас заставят ударно, с энтузиазмом, мыть, чистить и т.д. Ведь местная власть не сможет допустить, чтобы самая большая школа в районе не открыла двери первого сентября. Власть-то не допустит, а отдуваться будут учителя...Посмотрите на фотографии, как выглядит школа сейчас. А если учесть, что строителей 3 человека... Прочь пессимизм! С нетерпением ждем 1 сентября! А приемка школы к новому году уже 14 августа. Несмотря на то, что почти все учителя школы в отпуске. Придут  чиновники смотреть, как отремонтировали кабинеты учителя и родители. А может, не придут?

А ваши школы уже отремонтированы? А Вы готовы к началу нового учебного года?

понедельник, 6 августа 2012 г.

Кофейные стихи

Помните, я предлагала вам попить со мною чаю?
А сегодня давайте вспомним о кофе. Кофе  с детства для меня, обычной сельской девочки, казался напитком изысканным, привилегированным. Особым шиком был кофе, сваренный в турке, из настоящих кофейных зерен... Но и до сих пор я не нашла своего вкуса кофе... А вот  в современных стихах и книгах кофе мне очень нравится. Сначала о книгах. Все тот же Макс Фрай, теперь со своей "Кофейной книгой". Читаю, наслаждаюсь...
А если это для вас слишком много, то почитайте стихи.

Мы заварили кофе из стихов,
Для привкуса добавили надежды,
А от твоих красивых сладких слов
На вкус стал кофе бесподобно-нежным
Я от себя добавила тепла,
Перестаралась - кофе закипело!
Но ты подбросил горсточку добра,
Налил мне в чашку и поднёс умело.
Хотела выпить - вкус его горчил,
От глупых грёз во время ожиданья,
И обожглась, на стол, чтобы остыл
Поставила, а ты туда вниманья
Случайно всыпал и немного лжи,
Не злостно, для пикантного экстрима...
И эротизма ложечку вложил...
Вкус кофе стал такой неповторимый...
Я уронила в чашку вдруг мечту...
За ней хотела бросить и слезинку...
Слезу поймал ты ловко на лету,
И подменил её на лёгкую смешинку.
Мы этим кофе наполняли кровь!
Мы пили жадно, обречённо пили!
НЕ зная, что не кофе...а Любовь
С тобою мы случайно заварили!                           
    Автор: Наташа Максимец

И еще немного кофейных стихов. Просто понравилось, автора не нашла. Пишут: Из Интернета.
Мне с грустинкою кофе, пожалуйста, можно?
 Мне с грустинкою кофе и с дымкой коричной.
 Есть в неважности мыслей закон непреложный:
 Улыбаясь, всегда отвечать: "Все отлично!"
 И следить за неясным весны измененьем
 От красавицы робкой к легенде столичной,
 И молчать, запасаясь до краю терпеньем,
 И легко отвечать: "У меня все отлично!"

Стихов о кофе еще много... Ищите свой вкус кофе и свои стихи!

четверг, 2 августа 2012 г.

Улыбнитесь вместе со мной!


«Мы едем в отпуск!» – мне сказал супруг -
Вот глобус – выбирай страну любую
(Желательно не слишком дорогую!),
Мне самому, как видишь, недосуг»…

Весь день крутился глобус, как юла –
Париж, Гоа, Италия, Мальдивы…
Все страны так заманчиво-красивы,
Я в них ещё ни разу не была.

Мне также Кипр и Мальта по душе,
Бали, Китай, Испания, Канары…
Там пляжи просто сказка… А товары…
Короче, саквояж готов уже.

Но муж мой список раскритиковал:
«…Нет, ну какой Париж, скажи на милость?!
Чтоб с Эйфелевой башни ты свалилась?!
Ведь ты у нас известный экстремал…

Бали, Канары?.. Даже не мечтай -
В один конец туда лететь неделю!
А отпуск в небесах, а не в отеле
Мне провести не светит, так и знай!

Китай?! О Боже, что за ерунда?
Тебе в Москве Китая не хватает?
А в Жёлтом море, это каждый знает,
Противная и ржавая вода.

В Италию? Да что я, идиот?!
Ты хочешь жертвой стать Пизанской башни?
Я выпуск новостей смотрел вчерашний –
Она вот-вот пиз… в смысле, упадёт!..»

Потом супруг поведал мне о том,
Как сыро на Гоа, как сухо в Чили,
И что кому акулы откусили
В Египте прям на пляже городском.

С Мальдивами такой же был облом –
Там обещали смерчи и цунами,
В Испании - проблемы с огурцами,
А в Турции – вообще сплошной Содом…

В конце концов, супруг пошёл в разнос:
Везде проснулись грозные вулканы,
Из берегов рванули океаны…
Но я сказала: «Милый, не вопрос.

Подумаешь, проблема, Боже мой…
Мы просто глобус взяли неудачный –
Смотри-ка, ни один посёлок дачный
На нём не обозначен, дорогой!

Вот, лучше расписание возьмём,
Рванём с утра на поезде на дачу -
Там ни вулканов, ни акул кусачих,
На грядках превосходно отдохнём!»

И муж ответил: «Крошка, я готов!
Мы проведём прекрасных две недели,
Куплю тебе (бассейн?.. гамак?.. качели?!) –
Отличный спрей от  злобных комаров!»…

 Как быстро мы доехали с тобой:
Час – электричка, два часа – автобус…
И пусть народ наивный крутит глобус,
А мы на грядке ляжем, дорогой -

Над нами небосвода синева
 И облака плывут, как оригами…
 А на Бали сейчас идёт цунами,
 И башня в Пизе держится едва…

Автор: Маджента
Как хорошо, что мой муж не такой!

среда, 1 августа 2012 г.

Внимание, конкурс!

В первую очередь я сейчас обращаюсь к ученикам образовательных учреждений Волгоградской области. Комитет по образованию Администрации Волгоградской области проводит конкурс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" по номинациям "Презентация", "Исследовательская работа", "Стихотворение". Посмотреть положение можно здесь
Уважаемые ученики школ Старополтавского района! Подобный конкурс проводится и на муниципальном уровне. Положение можно посмотреть ниже.

И снова август...

Долго думала над знаками препинания в заголовке. Все-таки для меня это многоточие как недосказанность лета, как неопределенность уже приближающейся осени, как раздумья накануне нового учебного года, как умолчание о будущих трудностях.Странно, но август для меня месяц быстро проходящий и не мой. Хотя в литературе совсем наоборот.
Думая об  августе, конечно, я вспоминаю строчки Марины Цветаевой:
 Август - астры,
 Август - звезды.
 Август - грозди
 Винограда и рябины
 Ржавой август!

 Полновесным, благосклонным
 Яблоком своим имперским,
 Как дитя, играешь, август.
 Как ладонью, гладишь сердце
 Именем своим имперским:
 Август! Сердце!

 Месяц поздних поцелуев,
 Поздних роз и молний поздних!
 Ливней звездных
 Август! Месяц
 Ливней звездных!

А вот любимая мной Анна Андреевна Ахматова август не любила: в августе расстреляли Николая Гумилёва, в августе вышло печально известное постановление ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград",  в августе арестовали сына Льва, да и вообще август для России мало когда был хорош... Об этом пишет Александр Галич

Александр Галич
 Снова август

 Посвящается памяти А.А.Ахматовой

  ... А так как мне бумаги не хватило,
 я на твоем пишу черновике...
 Анна Ахматова `Поэма без героя`

 В той злой тишине, в той неверной,
 В тени разведенных мостов,
 Ходила она по Шпалерной,
 Моталась она у `Крестов`.

 Ей в тягость? Да нет, ей не в тягость --
 Привычно, как росчерк пера,
 Вот если бы только не август,
 Не чертова эта пора!

 Таким же неверно-нелепым
 Был давний тот август, когда
 Над черным бернгардовским небом
 Стрельнула,как птица, беда.

 И разве не в августе снова,
 В еще не отмененный год,
 Осудят мычанием слово
 И совесть отправят в расход?!

 Но это потом, а покуда
 Которую ночь -- над Невой,
 Уже не надеясь на чудо,
 А только бы знать, что живой!

 И в сумерки вписана четко,
 Как вписана в нашу судьбу,
 По-царски небрежная челка,
 Прилипшая к мокрому лбу.

 О, шелест финских сосен,
 Награды за труды,
 Но вновь приходит осень --
 Пора твоей беды!

 И август, и как будто
 Все тоже,как тогда,
 И врет мордастый Будда,
 Что горе -- не беда!

 Но вьется, вьется челка
 Колечками на лбу,
 Уходит в ночь девчонка
 Пытать твою судьбу.

 Следят из окон постно
 За нею сотни глаз,
 А ей плевать, что поздно,
 Что комендантский час!

 По улице бессветной,
 Под окрик патрулей,
 Идет она бессмертной
 Походкою твоей,

 На праздник и на плаху
 Идет она, как ты!
 По Пряжке, через Прагу --
 Искать свои `Кресты`!

 И пусть судачат глупые соседи,
 Пусть кто-то обругает не со зла,
 Она домой вернется на рассвете
 И никому ни слова -- где была...

 Но с мокрых пальцев облизнет чернила,
 И скажет, примостившись в уголке:
 `Прости, но мне бумаги не хватило,
 Я на твоем пишу черновике...`

 1967-1969




вторник, 31 июля 2012 г.

Летняя практика

В июле мой теперь уже 6 класс проходил летнюю практику на пришкольном участке. Спасибо всем, кто принял в этом участие! Молодцы! На фотографии не все - кое-кто не пришел в последний день, кое-кто наотрез отказался фотографироваться. Мы вместе неплохо потрудились, несмотря на достаточно жаркую погоду. Сейчас даже для моих сельских ребятишек это уже действительно практика, т.е. учеба, овладение навыками работы мотыгой, лопатой, умение видеть мусор и траву, благоустраивать свою школу, свое село, свой край.  К сожалению ( или к счастью?) и сельские дети постепенно забывают, что такое работа на земле...

Политика местного масштаба

27 июля наконец-то состоялось долгожданное открытие универсального физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Старая Полтавка. Долгожданное по многим причинам. Во-первых, с того момента, как в 2001 году была открыта Детско-юношеская спортивная школа и прилегающий к ней стадион, уже сразу стало понятно, что нужно и закрытое помещение для тренировок. Значит, больше 10 лет ждём. Во-вторых, по разным причинам строительство ФОКа затягивалось: сентябрь -ноябрь и так до июля дотянули. В-третьих, открытие такого сооружения  (как говорят, достаточно дешевого) не могло обойтись без губернатора области, а он всё не ехал и не ехал, с мая месяца ждали. Но дождались.
На фоне всех криминальных новостей, постоянно зомбирующих нас по телевидению, это событие все-таки значимое: есть где заниматься детям ( правда, качество построенного увидим во время эксплуатации), наконец-то станет посвободнее в местном школьном спортивном зале, да и взрослое население, глядишь, на стадион придет. 
Но почему так поздно пишу я об этом? Прочитала репортаж одного своего земляка  об этой поездке губернатора... Да, страшно далеки они (волгоградские блоггеры) от народа... А сверху ракурс другой.

пятница, 27 июля 2012 г.

Даты, даты...



Шукшинский утёс
Подходит к концу еще одна неделя июля. Поскольку я много пишу здесь о книгах, о писателях, то не могла не написать о двух памятных датах, связанных с 25 и 27 июля. 25 июля родился Василий Макарович Шукшин, писатель, кинорежиссер и актер. На уроках, посвященных творчеству Шукшина, я обязательно говорю ученикам, что наша Волгоградская земля оказалась печальным образом связана с этим именем. Печальным - потому что именно на Волгоградской земле в станице Клетской во время съемок фильма "Они сражалась за Родину" случилось это непоправимое горе - не стало Василия Макаровича. Обязательно показываю фотографию Шукшинского утеса в станице Клетской. К сожалению, не удалось мне пока побывать с этой станице, но думаю, что всё поправимо.
Памятник Лермонтову в Тамани
А вот 27 июля - день, связанный с именем Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно в этот день он был сражен пулей Мартынова, убит на дуэли. Как я уже писала раньше, в этом году я посетила одно из лермонтовских мест - Тамань. А в планах на следующий год - добраться всё-таки до Тархан, которые от нас всего лишь в 400 километрах.  Один из классов, которые учатся у меня сейчас, был там, в лермонтовских Тарханах, и чувствовалось более личностное отношение к литературе, когда мы обращались к Лермонтову. Вот и я хочу всё это увидеть своими глазами.

вторник, 24 июля 2012 г.

Только для тех, кому уже есть 12!

Я обращаюсь именно к вам, тем, кому уже есть 12!
Именно тем, кому от 12 до 16 лет, адресованы эти очень интересные, захватывающие книги.

«Прежде чем я упаду» Лорен Оливер

 Идеальная книга для девочек-подростков. Тут про все: про белых ворон, про психологию популярности и ее лживость; про бездумную жестокость толпы и ее последствия; про то, что самый крутой мальчик в школе не обязательно самый хороший, про то, как понять, почему ты вместе с людьми, которых называешь друзьями, и что делать, чтобы  осознать и исправить ошибки.

 Главная героиня, Сэм попадает в автокатастрофу и просыпается на следующее, вернее, на предыдущее утро в своей постели - в начале того самого дня, когда она разбилась на машине.  Сначала Сэм просто старается спастись, но потом понимает, что это не самое главное ...


«Дом скорпиона» Нэнси Фармер

Настоящая антиутопия. ( А вы еще не знаете, что это такое?)
 Матт никогда не видел других детей. Женщина, которая о нем заботится, не разрешает ему выходить из дома. На пятке у Матта вытатуировано: «собственность семейства Алакран». Он ничего не знает о себе. Однажды он разбивает окно своей уютной тюрьмы, чтобы попасть в большой мир и выяснить, что другие взрослые называют его “эта тварь”, что он - единственный в своем роде и что от него зависит судьба могущественного хозяина многомиллионной империи.

«Мето. Дом». Ив Греве
Это захватывающая антиутопия, проникнутая щекочущим и зловещим ощущением тайны.   В Доме под контролем надзирателей живут несколько десятков мальчиков. Расписание соблюдается неукоснительно: зарядка, спорт, учеба, определенные часы приема пищи и сна, из досуга —жестокая командная игра «инч», в которой частенько ломаются кости и разбиваются зубы. Надо считать до 120 прежде, чем прикоснуться к приборам в столовой, спать можно только на спине, предварительно туго обмотавшись одеялом. Когда под одним из мальчиков ломается хрупкая кровать, это значит, что он уже вырос и ему пора уйти из Дома навсегда. Обитатели Дома не просто никогда не видели женщин, они лишь смутно догадываются об их существовании. В таком месте не мог не вспыхнуть мятеж. Главный герой, Мето, станет одним из его вдохновителей.

Все эти книги можно найти в Интернете и читать либо он-лайн, либо скачать, например,
 в  этой библиотеке (перейдите по ссылке).
Жду Ваших отзывов.

пятница, 20 июля 2012 г.

Путешествие в лермонтовскую Тамань

 Во время своего недолгого путешествия не могла я не посетить место, связанное с Лермонтовым. Сегодня это достаточно большая станица, а во времена Лермонтова, несмотря на то, что там было всего 57 дворов, это был город. Да, это та самая "Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще в добавок меня хотели утопить", - пишет Лермонтов в повести "Тамань", входящей в роман "Герой нашего времени". "Тамань" - единственная из повестей  в романе, являющаяся автобиографической. К тому же это почти детективная история как в романе, так и в биографии Лермонтова, ведь имя той самой ундины, едва не утопившей Лермонтова, так и осталось неизвестным. Посещение мест, так или иначе связанных с известными или знаменитыми людьми, не только расширяет кругозор, но и настраивает на более детальное изучение того, о чем или о ком шла речь. Вот и я предлагаю вам посмотреть на те места, в которых бывал Лермонтов, а заодно и прочитать его повесть "Тамань". Давайте вместе совершим заочную виртуальную экскурсию в Тамань.
 А какие интересные места посетили вы этим летом?
Та самая изба, в которой останавливался Лермонтов
Лодка, на которой Лермонтова едва не утопили

Скромное убранство избы (куреня)

Вид на море со двора музея Лермонтова

четверг, 19 июля 2012 г.

А вы об этом знали?

Сегодня, 19 июля, - день рождения Владимира Владимировича Маяковского. Я люблю раннюю лирику этого автора, например, "Послушайте!",  "Ночь", ""Скрипка и немножко нервно", "Кофта фата".Люблю поэму "Облако в штанах". Считаю, что его роман с советской властью и сделал его несчастным. С ее помощью было разрушено всё, что у него было, - любовь, талант, творчество, даже имя его сделали  в Советском Союзе  таким идеологизированным, что еще раз уничтожили. А талант всё равно живем. Два года назад вместе с учениками работали над проектом "Стихи, ставшие песней". Искали, какие стихи поэтов серебряного века положены на музыку, какие поют. И самым больши нашим открытием стало то, что на многие стихи Маяковского написаны песни, правда, больше в стиле рок, рэп, панк-рок. А самой известной песней на стихи Маяковского  была на то время песня группы "Сплин" - "Лиличке". Послушайте её.
 Нравится?

суббота, 7 июля 2012 г.

С праздником!






Поздравляю всех с праздником семьи, любви и верности! желаю чтобы в Вашей жизни обязательно всё это было: было объединяющее с миром чувство семьи, была любовь и верность! Но для это обязательно надо много трудиться душой - прощать, терпеть и сострадать. да будем мы все здоровы и бодры!

Еще один автор

Сейчас с большим интересом открываю для себя еще одного автора современной литературы Вацлава Михальского. Читаю его  роман в нескольких книгах о двух сестрах - Марии и Александре Мерзловских, разлученных волею судеб  и оказавшихся в Тунисе ( Тунизии) и России ( Советском Союзе). Всего в этой серии вышло уже 6 романов: "Весна в Карфагене", "Одинокому везде пустыня", "Для радости нужны двое", "Храм согласия", "Прощёное воскресенье", "Река времен". Я прочитала первые три, сейчас читаю четвертую книгу - "Храм согласия". За первую книгу "Весна в Карфагене" автор был награжден Государственной премией в области литературы и искусства в 2002 году. Книги рассказывают о судьбе эмигрантов первой волны и о тех, кого считали "бывшими" - ведь Мерзловские - графского происхождения. Весь роман ( а каждая книга - это отдельная часть) - построен на противопоставлении: Советский Союз и Тунизия, Мария и Александра... Но мне пока еще не ясен и образ Марии, и образ Александры. Мария какая-то вся слишком, супер-леди: и красива, и умна, и разбирается в банковских операциях, и на слух определяет неполадки в работе мотора не только автомобиля, но и самолёта, и говорит на нескольких языках, и талантом педагога обладает, и... в общем "сто угодий в ней". Но почему не хочет автор наградить её простым человеческим, женским счастьем- нет у нее детей, да и муж у нее появился годам к тридцати, да и к людям отношение у нее какое-то язвительное, хотя она и умело это скрывает, и даже может из-за этого  попереживать. Слишком положительный персонаж, почему-то у меня не вызывающий сочувствия. А ее сестра Александра, выросшая в Советском Союзе, - какая-то мутная ( если говорить словами романа): если в начале она еще ребенок, не знающий о своем графском происхождении и мало чего понимающий в окружающей ее действительности,  потом она, как-то совсем не прикладывая усилий, получает государственные награды и в мирное, и в военное время, но по характеру остается тем же  наивным ребенком, и лишь пережив потерю еще не родившегося ребенка почти одновременно с потерей мужа во время войны, она меняется: становится еще более "замороженная", как говорит о ней один из героев романа. Странно, но обе героини мне не нравятся, хотя сюжет в целом достаточно интересен, прекрасный язык романа ( читать- удовольствие!), интересны рассказы о жизни жителей Туниса ( туарегцев, бедуинов, арабов и др.). Удивил огромный ляп - во второй книге Александра выходит замуж за Раевского, а в третьей- почему-то он уже не Раевский, а Домбровский. Также удивили пояснения и комментарии: объясняют очень простые и очевидные вещи: например,  о битвах под Аустерлицем, Бородино и Ватерлоо и др. Ой, как много написала - значит, книга всё-таки зацепила.

пятница, 6 июля 2012 г.

Урок кино?

Прочитала, что Никита Михалков хочет показать школьникам 100 лучших фильмов, поэтому предложил ввести в школах уроки по изучению шедевров кино, его инициативу поддержал Владимир Мединский, министр культуры. В топ-100 лучших фильмов должны обязательно войти и отечественные фильмы. Никита Михалков считает, что такие уроки надо сделать обязательными.
 Как прочитала, так и захотелось съязвить: "Уж не фильмы ли Михалкова нужно в первую очередь показывать?" А потом воскликнуть: "А оно им ( школьникам) надо? А оно им (учителям) надо?" А потом подумать: "А я бы какие фильмы в этот топ-100 включила?" А вы что предложили бы?
До сотни фильмов мне далеко... Не киноманка я... Вот что вспомнилось:
1. "Жестокий романс" ( если уж с Михалковым!)
2. "Собачье сердце"
3. "Уроки французского"
4. "Кин-дза-дза"
5. ????
В новом учебном году хочу, наконец, реализовать одну идейку- идеи, наверное, в воздухе витают - показывать в свободное от уроков время своим ученикам экранизации литературных произведений, которые мы изучаем. Может, это и неправильно, но интересно... Правда ведь?

   

четверг, 5 июля 2012 г.

О чае...

Кто-то любит кофе, кто-то любит чай, кто-то что покрепче... Я люблю чай!!!  А еще я уже засиделась в отпуске, поэтому решила каждый день свой как-то по-особенному отмечать. Вот и будет у меня сегодня -ДЕНЬ НОВОГО ЧАЯ.Нового в смысле еще не опробованного, какого-то необычного. Итак, план таков - 1. Купить новый чай ( какого у меня еще нет) и с удовольствием пить его ( можно с чем-нибудь вкусненьким печеным)
Б.Кустодиев "Купчиха за чаем"
2. В это время порассматривать картины с чайной тематикой:


Н.Богданов-Бельский "Новые хозяева (Чаепитие)"

Светлана Бердник "Чаепитие"

В.Максимов "Всё в прошлом"

К.Коровин "За чайным столом"

В.Нестеренко "Чаепитие"
3. А еще почитать сборник рассказов, составленный Максом Фраем "Чайная книга".

Кто со мной - отметить ДЕНЬ НОВОГО ЧАЯ?

А каков ваш словарный запас?

В одном из блогов прочитала об интересном ресурсе, на котором можно определить богатство или скудность вашего словарного запаса. Не теряйте время, перейдите по ссылке вот сюда, пройдите тест ( а можете два)! Может, и результат осмелитесь озвучить?

среда, 4 июля 2012 г.

Знакомим с современной литературой

В уже упоминавшемся мною журнале "Литература в школе" № 12-2011 есть интересная статья авторов Григорченко И.А. и Лёвушкиной О.Н. "Подготовка к сочинению-рецензии по рассказу Л.Е.Улицкой "Путь осла". Для меня здесь интересно многое: и то, как писать сочинение-рецензию, и анализ рассказа, и то, что это рассказ именно Людмилы Улицкой, чьи произведения "Сонечка", "Казус Кукоцкого", "Медея и ее дети" мне так нравятся. Сначала об обучении написанию рецензии скажу - ничего нового я для себя не нашла. Я тоже уже несколько лет в 9 и в 11 классе ( как получается) предлагаю ученикам написать как итоговое сочинение после изучения современной литературы - рецензию на один из рассказов. Перечень рассказов обычно  даю сама, но иногда и сами ученики что-то приносят. Технология отработана и схожа с тем, что написали авторы статьи. Но за рассказ Людмилы Улицкой - спасибо! Я обязательно прочитаю его с учениками.

вторник, 3 июля 2012 г.

Рассказы или...?

Пока есть время, понемногу читаю методическую литературу. Интересные статьи есть в журнале "Литература в школе" № 12-2011. Интересные для меня, потому что меня давно интересует проблема изучения современного рассказа в школе. К сожалению, современные школьники не готовы читать большие произведения, поэтому рассказ в этом случае оптимален. Об этом же пишет и С.А.Груша в статье "Праведники и праведницы Федора Абрамова": "Не вызывает сомнения, обращение к тексту художественного произведения необходимо. И в то же время я понимаю, что, к сожалению, очень многим моим ученикам не осилить объемные программные произведения. В результате многолетнего опыта я пришла к заключению, что надо активнее обращаться к малой прозе, которая по своей тематике, проблематике, силе воздействия ни в чём не уступает крупным жанрам..." Автор статьи предлагает обратиться к таким рассказам Федора Абрамова, как "Пролетали лебеди", "В Питер за сарафаном", "Старухи", "Из колена Аввакумова", "Новогодняя елка", "Слон Голубоглазый", "Сказание о великом коммунаре", "Из рассказов Олены Даниловны", "Самая счастливая", "Бабилей", "Валенки". Мне очень приглянулся урок, который предлагает  Светлана Александровна, я хочу попробовать его провести, тем более что тема праведничества, по моему мнению, одна из ключевых в русской литературе и особенно актуальна сейчас. Я много внимания уделила ей в 9 классе при изучении рассказа А.Солженицына "Матрёнин двор", в 10 классе - Н.С.Лесков "Очарованный странник". Думаю, что уместно впишутся сюда и рассказы Федора Абрамова.
А прочитать их можно здесь  или на этом сайте, посвященном творчеству Федора Абрамова.

суббота, 23 июня 2012 г.

О медалистах

20 июня в Старой Полтавке состоялся бал выпускников, на котором по традиции Глава администрации района вручал медали золотым и серебряным медалистам. Всего их было 16. Представляете, как много! Если в Камышинском районе всего 12. Наши ученики лучше? Увы, нет, если судить по результатам ЕГЭ и их собственным скромным запросам. Может, это мы, учителя, постепенно снижаем планку требований, идем на поводу общественного мнения, ищем выгоды для себя или, если не выгоды, то  хотя бы отсутствия нервотрёпки ? Думаю...

С Днем рождения, Анна Андреевна!

Да, сегодня, 23 июня - день рождения Анны Андреевны Ахматовой. Это мой любимый поэт. Для меня именно Ахматова - продолжательница в двадцатом веке пушкинской линии в литературе и в то же время основоположница поэзии века двадцать первого. Еще с юности люблю ее стихи.Сначала вот это:
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук...

Потом вот это..Такое спокойно-созерцательное и грустное:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в оврагах лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

А сейчас читаю всё подряд и каждая строчка дорога: "От других мне хвала - что зола, От тебя и хула- похвала."
или вот это: "Не недели, не месяцы - годы
                       Расставались. И вот наконец
                       Холодок настоящей свободы
                       И седой над висками венец."
Кстати, о школьном. Несколько лет назад был мною написан сценарий для школьного вечера об Анне Андреевне. Да всё не получалось реализовать. В этом году думаю всё же попробовать осуществить давнюю мечту и познакомить своих учеников с удивительными  стихами.

Вечер накануне Ивана Купалы

Знаете ли Вы, что сегодня именно тот таинственный ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛЫ, о котором написал свою повесть Николай Васильевич Гоголь? Правда, Интернет по-разному называет точную дату этого дня, но большинство сходится в том, что Иванов день или День Ивана Купалы  по старому стилю завтра - 24 июня. Чем не повод перечитать повесть Гоголя и вспомнить о славянских традициях? Тем более что, как пишут, если взглянуть на обряды и ритуалы праздника Ивана Купала глазами современного человека, можно с полной уверенностью утверждать, что они выполняют прямо-таки психотерапевтическую роль: помогают освободиться от многих наших комплексов и проблем. Ведь Купала — праздник любви. Там, где есть любовь, нет места злу.
ИВАН-КУПАЛА (Иванов день) - древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян празднуется в ночь с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. История же праздника Ивана Купалы корнями уходит в глубь тысячелетий. Так что Купала — это, пожалуй, один из самых древних праздников.Ночь на Ивана Купала – праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого календаря.Важный момент праздника Купалы — это гадания. Магической защитой во время перехода из одного мира в другой (из Яви к Прави, то есть к будущему, где, по представлениям славянской мифологии, обитают Боги) является венок. Накануне Ивана Купала девушки плетут венки из лесных и полевых цветов и трав. Вечером, на заходе солнца, венок опускается в озеро или реку. При этом нужно загадать желание. Если венок поплывет вдаль — желание сбудется, если пристанет к берегу недалеко от того места, где был опущен, то нет. Если венок утонет — это считается плохим предзнаменованием: «Венок утонул — милый обманул».
 Существует также и гадание по костру. В праздничную ночь разжигают большой костер — Купалец — и прыгают через него. Если пламя костра не коснется прыгнувшего, то это — хороший знак. Девушкам он предвещает скорое и счастливое замужество, юношам — удачу в любви и делах.
                  
Ночь на Ивана Купала

 Удивительная ночь, с неба звездочка упала.
 Я гоню печали прочь, ведь сегодня - ночь Купала.
 Тайна ночи так сладка, так манит к себе нещадно,
 Я гоню печали прочь и внимаю сказке жадно.

 Песни, танцы, хороводы, и костры, и плеск весла,
 И реки прохладной воды, той, что лодки унесла.
 И плывут венки, качаясь, вдаль по темной по реке.
 Слышишь смех? Он, отражаясь, исчезает вдалеке.

 То русалочки-плутовки и легки и веселы,
 Их кудрявые головки наклонились у ветлы.
 То хохочут, то лепечут, шепот, игры и возня.
 Точно маленькие дети, чур, не трогайте меня.

 На березках покачались и исчезли, нет, как нет,
 На Ивана, на Купала так все было много лет.
 С неба звездочка упала, покатилась за лесок,
 И растаяла, пропала, как в тумане голосок...

 Татьяна Петровская  2000г.