вторник, 11 декабря 2018 г.

Игры на уроках русского языка

Помните эту историю?
-Бабушка, приезжай к нам, свари борщ.
-А что мама делает?
-Мама в "Одноклассниках"
-А папа?
 - Папа на войне в "Танках".
-Вот дают. Ладно, внучек, приеду. Сейчас только помидоры с перцем досажу на "Моей" ферме и приеду. 
Именно с этого диалога начиналось мое выступление "Дидактические настольные игры на уроках русского языка в 5-11 классах" на межмуниципальном конкурсе "Дидактический материал-2016", о котором я вспомнила, прослушав вебинары Ольги Шестериковой.
Привыкшие с детства к компьютеру ученики уже не воспринимают мои доморощенные попытки создать игры-тренажёры, ведь те компьютерные игры, в которые они играют, "круче" во много раз.В то же время перенасыщенность всякими гаджетами отчуждает учеников друг от друга, они того и гляди разучатся не только общаться друг с другом ( что уже происходит), но и говорить ( кстати, подобная ситуация описана в книге "Время всегда хорошее" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак).
Выход из этой ситуации подсказали сами ученики. Настольные игры! Конечно, есть сейчас уже профессионально изданные игры, например, "Ударник литературной речи" или "Орфограф" ( из того, что есть у меня). Но я начинала с другого. В рамках проекта "Тайны сладких названий" моей ученицей были подготовлены разные игры с использованием конфетных фантиков "Орфографический турнир", "Словечко!", "Конфетный букет!", "Морфемы-смыслиночки" ( если интересно, расскажу).
Следующая игра - орфографическое домино "Чередующаяся гласная в корне слова". Самое интересное, что в 10 классе ( а первый раз мы играли в нем) были ученики, которые никогда в домино не играли, а если и слышали слово, то правил не знают.
Потом были домино "Буквы о-ё после шипящих", "Глагольные карты", мемори "н-нн в причастиях" и т.д.
Не буду теоретизировать. Игра всегда была у меня на уроке, одно время я специально собирала разные дидактические игры, изучала "Хрестоматию игровых приёмов" В.Букатова, и поняла: без игры, без шутки обучать трудно и почти невозможно.
Вебинар Ольги подарил мне несколько идей, посты участников квеста - ещё больше! Осталось только применять, и тогда будет # учительвпорядке#учитель_в_сказке.





пятница, 7 декабря 2018 г.

Дисциплина в классе:как создать рабочее настроение

В какой-то момент я стала понимать. что я резко сдаю свои позиции как интересный для учеников учитель, потому что за грудой административной работы становлюсь учителем "как все". Именно это привело меня в квест #учительвпорядке#учитель_в_сказке. И первое задание касалось дисциплины в классе. Посмотрев замечательный стрим Артёма Морозова (действительно интересный и полезный!!!), я бродила в раздумьях некоторое время, но надо было не думать, а делать! 

Я не могу сказать, что у меня много проблем с дисциплиной в классе. Считаю, что дисциплина необходима,  но установить её получается легко, если ученикам ИНТЕРЕСНО! Бывают классы, с которыми порой приходится "повоевать" ради их же блага. Вот и в этом году у меня пятый класс, в котором 19 девочек и 6 мальчиков.  Решила попробовать в нём идеи, которыми поделился Артём. 

Во-первых, я подумала о правилах. Я постоянно им об этом говорю, но почти безрезультатно. На цветных листах напечатала 5 простых правил, продумала систему наказаний и поощрений. Урок начался с обычной истории: опять сидят там, где им хочется, но не там, где надо. Начала говорить о том, что важно соблюдать правила.Предложила свои пять правил. Поговорили о том, что значит "заниматься посторонними делами". Дети сами предлагали варианты ответов. 
-- А сегодня у нас будет баттл: учитель против учеников! Если вы нарушаете правила, вы получаете черную метку - палочку на доске..
- А если Вы? - резонно спросили ученики.

Обсудили, а как предложенные правила относятся к учителю. В итоге мне пришлось перевести телефон на беззвучный режим ( пользоваться телефоном-то запрещено правилами!)

- Если вы выигрываете, то можете сами выбрать домашнее задание.
- А можно выбрать: без домашнего задания? А можно только учить параграф? - ученики лучше учителя понимают, что они хотят и что совсем без домашнего задания нельзя.

Но мне же надо на перспективу: "Если вы выигрываете, то в волшебную баночку мы положим новогоднюю конфету. Как только баночка наполнится, вы сможете выбрать какой-то необычный урок: урок на улице, урок кино... ( дальше я придумать не успела...)"

Честно говоря, такого эффекта от таких простых действий, я не ожидала! Урок прошёл почти без замечаний, но победить учителя им не удалось, причём это признали сами ученики: сначала девочки начали разговоры о чём-то постороннем, а после того, как дети уже сами обратили на это внимание и черная метка была получена, стали громко парировать доводы огорченных учеников... Проигрыш был признан обеими сторонами. Но дети попросили продолжить на втором уроке - литературе. И опять -  увы!!! Сообща пришли к выводу, что они молодцы, но невозможно сразу достичь высокого результата. Домашнее задание было...
А я, пожалуй, в первый раз не устала от работы в этом классе. Вот уж действительно  #учительвпорядке#учитель_в_сказке.

среда, 17 октября 2018 г.

Пост-благодарность

Вот если бы я получила "Оскар" ( или его подобие), моя речь была бы примерно такой:

"Спасибо, спасибо! Хочется поблагодарить всех, кто помогал и помогает мне выживать, будучи учителем. Потому что просто жить - не всегда получается без вашей помощи. Это прежде всего моя семья: мои любимые мама и папа, моя люБимая сестренка, мои уже ушедшие дедушка и бабушка и конечно, мой любимый муж, которому особенности жизни с учительницей достаются в полной мере. Спасибо вам, родные, за понимание,  терпение, помощь, вкусняшки, советы, жилетки и плечи.

Благодарю мою учительницу русского языка и литературы Улановскую Валентину Ивановну, которая еще и почти 40 лет была директором школы. Это очень дорогой для меня человек, которой я обязана интересом к литературе и языку, к педагогике. Именно она увидела во мне учителя и помогла мне реализовать свои возможности, она поддерживает меня и сейчас.

Говорят, что любой человек, которого мы встречаем на жизненном пути, для чего-то был нам дан. Учителя Старополтавского района, поддержавшие молодую до безобразия зав.РМК, спасибо вам! За дельные советы, веру в молодость и знания, за снисхождение и понимание: Бондаренко А.В., Зубаря А.Ф., Меренцову Е.Г., Пфляумер Н.В., Карпенко Н.В., Лопасову И.Э., Агаркова В.П., к сожалению, уже покойных.
Я благодарю Фомину В.Г., растившую во мне руководителя, и Зубаневу Н.В., видевшую во мне директора, не оставившую в трудную минуту и передавшую мне школу.
Мои нынешние коллеги, ставшие такими близкими и родными, спасибо за уроки выживания и уроки человечности. Мы ругаемся и миримся, но мы в одной лодке, мы одной крови!
Я безмерно благодарна всем своим ученикам. Именно они  главный мотиватор моего труда. Особенно мой любимый класс, мои нынешние первокурсники. Вы учили меня жизни, а я вас умению быть в этой непростой жизни лучшей версией самих себя.
Это еще не последний бой, не последняя наград. Я верю и знаю!"
Короче, #деловблоге

вторник, 16 октября 2018 г.

Что меня бесит?

Что меня бесит?
Над такой темой предлагают порассуждать в марафоне учителей-блогеров.
Пожалуй, многие вещи в жизни могут раздражать. Глагол "бесить" мне очень не нравится, всё-таки в словарях он имеет помету "разговорное", обозначая крайнее раздражение. Я же себя до такого состояния стараюсь не доводить. Но всё же:
1. Не терплю крика и нецензурщины в свой адрес. 
2. Раздражает, когда люди не понимают, где проходят границы личного пространства человека и считают, что можно в любое время позвонить, прийти, сделать всё для того, чтобы их проблема стала и моей тоже.
3. Раздражает отсутствие справедливости и соблюдения законов (в сфере образования особенно). 
4. Раздражает пренебрежительное отношение к тем предметам, которые я преподаю. Раздражают бесконечные ошибки на письме, которые встречаются повсюду, ошибки в произношении слов, в том числе и ударение, раздражает косноязычие людей, которые занимают определенные посты, раздражает пренебрежительное отношение к русским ( и не только) писателям и поэтам.
5.Раздражает отсутствие в людях ответственности и легкомыслие, особенно в педагогической среде.
В общем #деловблоге


понедельник, 15 октября 2018 г.

3 блога недели - 3

 Суть этой затеи была изложена в "3 блога недели". Я даже сумела сделать пару обзоров. И вот снова вспомнила об этом и решила продолжить. правда, не всегда это будут блоги, но обязательно интересный материал.



1. Хочу обратить внимание ( своё прежде всего) на новое сообщество "Новатор", являющееся продолжением "Образовательной Галактики Intel". До много в этом сообществе учителей, профессионально владеющих ИКТ, мне еще предстоит дойти. Но в первую очередь обратила внимание на заметку Ирины Ивлевой, о мобильном приложении, которое она использует на уроках литературы "Мобильные приложения..." Выбор обусловлен тем, что это используется на уроке литературы, достаточно бюджетно.

2. Второй блог тоже "пришел" из "Новатора". Это замечательная "Открытая классная комната", в которой публикуют задания для  сетевых конкурсов. И хотя у меня нет пока возможности участвовать в таких конкурсах, но сами идеи просто шикарные. Надеюсь с помощью этого блога освоить ранее мне неизвестные сервисы.

3. Третья позиция тоже по большому счету не блог. Это статья на сайте "Матроны. ру". Но тема статья для меня в последнее время настолько актуальна, что я с удовольствием оставила её у себя в закладках. "Как проводить на кухне минимум времени" - так называется статья. Удивляюсь самой себе: разве это я, которая с удовольствием когда-то пекла торты и готовила сложные блюда? Сейчас для меня более актуально: как за 20 минут приготовить ужин и обед вместе, чтобы было и съедобно, и не избито. Если знаете, как,напишите в комментариях))

А что интересное принесла сеть Вам? Поделитесь!

Если бы я была...


К сожалению, осенняя простуда сумела уложить меня на диван и отключить все мои креативные идеи и мысли. Но чуть стало полегче, и я снова пытаюсь участвовать в марафоне учителей-блогеров ( теперь уже, наверно, нарушая правила). Творчество, пожалуй, не самое моё сильное место). Но всё же попробую. Итак #деловблоге день 6.

     Если бы я была цветком, но была бы скромной осенней хризантемкой, растущей не в далёкой Японии и не в теплице, а на клумбе в сухом и жарком волгоградском климате.
  Если бы я была книгой, но это был бы роман 19 века, длинный, неторопливый и довольно скучный с точки зрения современного человека, но такой поучительный.
Если бы фруктом я была, но скорее всего яблоком, немного кисловатым, достаточно жёстким, но таким полезным.
А еще я - это ветка клена, облачко на небе и раздольная степь.

четверг, 11 октября 2018 г.

Шпаргалка для лентяя

Так получилось, что тема сегодняшнего задания в марафоне для учителей-блогеров меня совсем не вдохновила. А писать надо! Вот и получилось нечто совсем ученическое: как написать ни о чём...
#деловблоге день 5 Поделитесь яркой историей из своей жизни... Так звучит  мое задание  на сегодняшний день. Прочитав об этом вчера, я очень-очень-очень долго раздумывала, о чём же написать. А писать-то вроде бы не о чем. Я могу придумать рассказ, я знаю, как сделать так, чтобы это было интересно или смешно. Но в моей жизни нет ярких моментов, нет таких ситуаций, которые могли бы стать основой рассказа... Или это осенняя депрессия? Или усталость из-за того, что у меня не было отпуск, как у всех нормальных учителей? Или ( страшно подумать!!!) моя жизнь такая серая и тусклая? Нет, она полна событий, но не историй... Увы...

среда, 10 октября 2018 г.

Мои жизненные роли и блог

#деловблоге день 4. 
А сегодня мы поговорим о ролях, которые мы играем в жизни. Конечно, ролей у каждого из нас много, но вот какие помогут обрести читателей в блоге? Свой блог "Дневник сельской учительницы" я веду уже несколько лет с разной степенью регулярности и всё время пытаюсь найти те роли, которые дают точки соприкосновения с моей аудиторией. Начинала я вести блог в роли классного руководителя и учителя - публиковала домашние задания по предмету и фоторепортажи с проведенных мероприятий. Потом вспомнила, что я люблю читать книги, и выступила в роли библиотекаря, предлагающего книги, которых нет в школьной программе. А еще я мама и жена ( иногда это проскальзывало в блоге...), тетя девочки. которой уже нет... А еще я живу в Старополтавском районе Волгоградской области ( я жительница села Старая Полтавка) - и об этом тоже пишу. А сейчас я еще и директор, и депутат... Иногда я думаю: а нужна ли такая пестрота амплуа в моем блоге? Может, лучше выбрать что-то одно и остановиться? Но ведь актёра часто ценят именно за широту исполняемых ролей... А как думаете Вы, коллеги?

вторник, 9 октября 2018 г.

Мечты и цели

#деловблоге день 3 Мечты... Вещь приятная. Не зря говорят: "Мечтать не вредно, вредно не мечтать". И я тоже иногда мечтаю, но в этот момент становлюсь смешной самой себе - я вспоминаю гоголевского Манилова. Когда меня спрашивают, есть ли у меня мечта, то я теряюсь. О чем сказать, о какой мечте? А вот если уточнить, есть ли у меня мечта, которую я готова сделать своей целью хотя бы лет на пять, то это уже серьёзный подход. Я сейчас уже точно знаю: мечту воплотить в реальность можно всегда. Главное - конкретизировать свою мечту и понять, каким способом идти к цели. Но важно помнить еще одно: мечтать надо о том, что зависит именно от тебя, а не от мужа, ребенка, коллег, государства... Если с этим всё в порядке, то ... не мечтай, а ставь цель и достигай её. А теперь конкретнее: была мечта - стать директором школы. Мечта осуществилась. Следующая мечта - сделать свою школу лучше. Расплывчато и неконкретно? Да, потому что мечта...

понедельник, 8 октября 2018 г.

Гуру и мотиваторы

#деловблоге день 2. Есть ли для меня признанные авторитеты в педагогике? Конечно, есть. Но делятся они на далеких и близких. Близкие - это люди из моего круга общения, те, которые порой не могут ответить на мои вопросы, но которые обязательно скажут: "Мы в тебя верим! Держись! Не унывай! ты найдешь ответ на этот вопрос!" До сих пор для меня таким человеком является моя учительница Валентина Ивановна Улановская. А есть мотиваторы: долгое время для меня таким мотиватором были газеты издательства "Первое сентября" и конкретные люди: Сергей Волков, Римма Храмцова, Ольга Смирнова, Надежда Шапиро... В их статьях я черпала вдохновенье для собственных уроков. Из интернетных мотиваторов могу назвать Елену Воронину, Марию Смирнову, Елену Квашнину и др. Спасибо им за идеи, подаренные так безвозмездно.

воскресенье, 7 октября 2018 г.

TED- ролики об образовании (Участвую в марафоне для учителей-блогеров)

Блог у меня есть давно, правда, по современным понятиям, наверно, не на той платформе, не так украшен, нечетко структурирован, не ясна целевая аудитория… Но он есть, и я в марафоне, чтобы его оживить. 
#деловблоге день 1 Выступление в формате TED … Вот тот образец, к которому должен стремится каждый учитель — ярко, убедительно, с юмором и примерами. Пока не интересовалась, есть ли какие-то особые правила этого выступления, но захотелось и узнать, и на урок принести. Рита Пирсон «Каждому ребенку нужен наставник». Выступление отозвалось в моей душе, потому что содержит те принципы, которые значимы для меня.
Связи между людьми, взаимоотношения — как это важно именно в школе. Поэтому родители ищут своего учителя ученику в перовом классе, если переживают за него. Но как часто у ребенка нет выбора, у кого учиться, поэтому учитель должен сделать всё, чтобы влюбить в себя учеников, ведь «дети не учатся у тех, кто им не нравится». Если ты приходишь в класс как на каторгу и не можешь этого скрыть -лучше не приходи вообще.
Важно работать с самооценкой учеников. Если ты веришь в то, что у тебя лучшие классы, лучшие ученики, то результаты будут. Может быть, ты никогда не сможешь научить писать без ошибок, но к тебе будут приходить с радостью, а это уже полдела. Ни об одном классе я не могла сказать, что они у меня слабые или плохие, и даже обижалась, если это говорили другие. Мои всегда самые лучшие! И они мне верили!
«Учителя — великие актёры. Мы учим, несмотря ни на что.» Не только учим, но по-детски радуемся, если урок прошёл интересно. У меня перестает болеть голова, когда я иду на урок. Урок — театр, урок- сцена. Я не лукавлю, я живу. Сделать всё возможное, чтобы процесс обучения приносил радость, — вот задача для современной школы, особенно в сельской глубинке. Вот задача для моей школы.

понедельник, 9 апреля 2018 г.

Директорские будни

Очередная попытка остановить мгновение. Под влиянием весеннего обострения:) решила записать события первой недели апреля.

среда, 14 марта 2018 г.

Рекомендовано к просмотру выпускникам

Сегодня ученики 11 класса просмотрели вебинар "И вновь о комментарии в сочинении на ЕГЭ", подготовленным издательством "Легион". Вебинар очень содержательный, поэтому даю ссылку на него. Внизу страницы можно скачать презентацию и видео запись.

Вебинар: http://legionr.ru/projects/webinars/?SECTION_ID=94&ELEMENT_ID=51716

Можно также обратиться к моему посту "Комментировать проблему", в котором содержатся типовые клише, которые можно и нужно использовать в сочинении.

Вопросы можно задавать здесь.

понедельник, 5 марта 2018 г.

наша презентация

https://drive.google.com/open?id=1CVvtZG0zy0PdpeeRyONCL9NottBcL2eL



Домашнее задание

15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите
2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В пер­вый год моей жизни, в день ка­ко­го-то празд­ни­ка, по ста­ро­му по­ве­рью, ро­ди­те­ли мои устро­и­ли га­да­ние: они раз­ло­жи­ли крест, дет­скую саблю, рюмку и книж­ку. (2)К чему пер­во­му при­тро­нусь, то и пред­опре­де­лит мою судь­бу. (3)При­нес­ли меня. (4)Я тот­час по­тя­нул­ся к сабле, потом по­иг­рал рюм­кой, а до про­че­го не хо­те­лось до­тра­ги­вать­ся.
(5)Рас­ска­зы­вая мне впо­след­ствии об этой сцен­ке, отец сме­ял­ся: (6)«Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын ру­ба­кой и пья­ни­цей!»
(7)Ста­рин­ное это га­да­нье, од­на­ко, и сбы­лось, и не сбы­лось. (8)Сабля, дей­стви­тель­но, пред­ре­ши­ла мою жиз­нен­ную до­ро­гу, но и от книж­ной пре­муд­ро­сти я не отрёкся. (9)В че­тыр­на­дцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пят­на­дцать перешёл на «Анну Ка­ре­ни­ну», а в шест­на­дцать про­чи­ты­вал и раз­би­рал с то­ва­ри­ща­ми всё под­ряд. (10)А пья­ни­цей, к сча­стью, не стал.
(11)Рас­ска­зы отца, про­шед­ше­го тер­ни­стый путь от сол­да­та до ка­пи­та­на, дет­ские игры — всё это на­стра­и­ва­ло на опре­делённый лад. (12)Маль­чиш­кой я по целым часам про­па­дал в гим­на­сти­че­ском го­род­ке
1-го Стрел­ко­во­го ба­та­льо­на, стре­лял в тире по­гра­нич­ни­ков. (13)Ходил вер­сты за три на стрель­би­ще стрел­ко­вых рот, про­би­рал­ся с сол­да­та­ми, счи­тав­ши­ми про­бо­и­ны, в укры­тие перед ми­ше­ня­ми. (14)Пули сви­сте­ли над го­ло­ва­ми; было страш­но, но очень за­нят­но. (15)На об­рат­ном пути вме­сте со стрел­ка­ми под­тя­ги­вал сол­дат­скую песню:
(16)Греми, слава, тру­бой
За Ду­на­ем за рекой.
(17)Моё увле­че­ние при­да­ва­ло мне вес в гла­зах маль­чи­шек и вы­зы­ва­ло их за­висть...
(18)Сло­вом, при­жил­ся в во­ен­ной среде, при­об­ре­тя при­я­те­лей среди офи­цер­ства, а ещё более — среди сол­дат.
(19)Бу­ду­щая офи­цер­ская жизнь пред­став­ля­лась мне тогда в орео­ле сплош­но­го ве­се­лья и ли­хо­сти, а не в бре­ме­ни тру­дов и забот, как это бы­ва­ет в дей­стви­тель­но­сти.
(20)По мере пе­ре­хо­да в выс­шие клас­сы сво­бод­но­го вре­ме­ни, ко­неч­но, ста­но­ви­лось мень­ше, по­яви­лись дру­гие ин­те­ре­сы, и во­ин­ские упраж­не­ния мои почти пре­кра­ти­лись. (21)Не бро­сил я толь­ко гим­на­сти­ки и пре­успе­вал в «во­ен­ном строе», ко­то­рый был введён в про­грам­му ре­аль­но­го учи­ли­ща в 1889 году.
(22)Во вся­ком слу­чае, когда я окон­чил учи­ли­ще, хотя вы­со­кие баллы по ма­те­ма­ти­че­ским пред­ме­там су­ли­ли лёгкую воз­мож­ность по­ступ­ле­ния в любое выс­шее тех­ни­че­ское за­ве­де­ние, об этом и речи не было. (23)Я из­брал во­ен­ную ка­рье­ру.
(24)Было ли это след­стви­ем га­да­ния? (25)Не знаю...

(По А. Де­ни­ки­ну) *

Де­ни­кин Антон Ива­но­вич (1872—1947 гг.) — рус­ский во­е­на­чаль­ник, по­ли­ти­че­ский и об­ще­ствен­ный де­я­тель, пи­са­тель, ме­му­а­рист, пуб­ли­цист и во­ен­ный до­ку­мен­та­лист.


воскресенье, 4 февраля 2018 г.

Школа на страницах районки

К сожалению, на сайте районной газеты "Ударник" найти эти материалы нельзя.  Поэтому для всех интересующихся - калейдоскоп школьных событий, имеющих районное значение и нашедших отражение на страницах районной газеты.

1. "Ударник" № 7, 2018 год



2. "Ударник", 10, 24 января 2018 года



Еще одна статья юных журналистов в этом же номере газеты.


3. "Ударник", № 13, 31 января 2018 года






суббота, 13 января 2018 г.

Что пишут о нашей школе?

В день российской прессы вспомнила о своей давней задумке - не забывать в блоге публиковать сканы страниц районной газеты "Ударник", на которых упоминается имя моей школы.  Есть уже в моей копилке такие публикации. Вот здесь. Хотя есть у этой газеты сайт, но не хватает у неё сил и возможностей для полноценного ведения этого сайта. Всё-таки пока эта газета ориентирована на бумажный вариант.
 Последнее время у школы с "Ударником" и её редактором - Ларисой Васильевной Горемыкиной налажено тесное сотрудничество. Много пишут о нашей школе, наши ученики - юнкоры в этой газете. Хочу поздравить весь коллектив газеты "Ударник" с праздником, пожелать вдохновения, задора, креатива, здоровья и финансового благополучия. Больших тебе тиражей и постоянных читателей, "Ударник!"

1. Ударник, №1-4, 2018. Статья "Наша елка лучше всех" о совместном конкурсе по украшению районной елки. Приятно было, что этот конкурс нашел большой отклик среди односельчан. Игрушками на елке на площади и в Центре Досуга интересовались многие. Елки действительно разглядывали - сама это видела!

К сожалению, не вся статья уместилась.

2. Ударник, № 1-4, 2018 г. Статья "О светлой Родине, земле моей"

3. Ударник, № 5-6 статья "Волейбольных дел мастера"
Спасибо за такой интерес к нашей школе, спасибо за сотрудничество!

Субботние страницы-4

Первая рабочая неделя нового 2018 года... Чем она мне запомнилась?
1. Я оборудовала себе новый кабинет. Это была необходимость. Но это повлекло и ряд проблем, связанных с ремонтом, который еще пока и не совсем завершен, и с переносом большого количества разных бумаг, и переносом средств связи. Но теперь я смогла сделать так, как надо мне, поняла, где какие документы хранятся, нужны ли они мне, чего не хватает и т.д.
Кстати, денег на это затрачено совсем немного.
2. Большая головная боль: одновременно переименование учреждения и переход на договорную систему работы с централизованной бухгалтерией. Самое плохое, что никто не может мне в подробностях рассказать, как это будет. Возникли риски, о которых никто не предупредил, а виновата буду я. Это очень сильно напрягает!
3. Вышли учителя на работу 9 января, а уроки начались 11 января. Старалась учителей особенно не напрягать после каникул: не проводила ни совещаний, ни встреч, но может быть, зря? Следующая неделя обещает быть жаркой...
4. 12 января встречались коллективом директоров школ района в неформальной обстановке. Присутствие начальства всё же всех сковывало, хотя все делали вид, что всё хорошо. Или мне так казалось? Старалась немного поразвлекать народ: использовала предсказательные конфеты, о которых прочитала в одном из блогов, и использовала свои закрома со времен проведения семейных торжеств: фанты для веселой копании. По-моему, было неплохо. По итогам этой встречи возникло две идеи: 1) составить список дней рождения и поздравлять друг друга; 2) создать группу в соцсетях для общения. Хочу вынести для обсуждения. Может, будет интересно? 
5. Кадровый голод чувствуется даже в нашем районном центре. В школу нужен учитель начальных классов, а где его взять неизвестно... Пыталась решать эту проблему, но пока безуспешно...

вторник, 2 января 2018 г.

2 января в моем блоге в разные годы

Интересно побродить по своему же блогу и посмотреть, о чем же я писала в разные годы.

 В 2012 году я рассказывала о детской литературе. о книге Анни Шмидт " Мурли". Этот пост был просмотрен 44 раза. Прочитать. Тогда я была озабочена тем, как приобщить к чтению моих учеников, вот и читала детские и подростковые книги, чтобы было о них представление.

В 2014 году в рамках проекта, посвященного рождественским рассказам, я предлагала своим ученикам прочитать рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Просмотрен пост 277 раз. И даже получен комментарий на него от моей коллеги Ольги Николаевны Голубевой. Прочитать.

В 2015 году я начинала вести литературный календарь. Одна страница из него представлена в сообщении "2 января в литературном календаре". Просмотрено сообщение 117 раз и получено 6 комментариев.

В 2017 году было несколько сообщений. Первое о книгах, прочитанных в 2016 году . Прочитать. Просмотрено 48 раз. Есть 2 комментария. Выводы, которые были сделаны тогда о характере моего чтения, подтвердил и год 2017. Второе сообщение было из рубрики "Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?". Просмотрено 125 раз. Есть 6 комментариев. Кстати, книгу Леонида Юзефовича "Зимняя дорога" я так не смогла осилить даже за весь год, хотя неоднократно к ней возвращалась.

Вот такой взгляд в прошлое. Как продолжение подведения итогов...

Итоги 2017 года

Какой же способ подводить итоги выбрать?

Субботние страницы-3 (хоть и не в субботу)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Вот и год 2018! С чем я вас всех и поздравляю! Принято подводить итоги года уходящего. Этим и займусь. Но прежде расскажу о последних двух школьных неделях года 2017.

суббота, 16 декабря 2017 г.

Районная краеведческая группа "Истоки"

Память… Именно в прошлом человек находит источник для формирования сознания, поиска своего места в окружающем мире и обществе. При потере памяти утрачиваются все социальные связи. Она является определенным жизненным опытом, осознанием пережитых событий. Сохранение исторической памяти – основная задача районной краеведческой группы «Истоки», созданной в 2012 году. Бессменным руководителем этой группы является Козенко Галина Михайловна, Почетный гражданин Старополтавского района. «Никто, кроме нас» -  таков девиз группы. Никто, кроме нас не сохранит историю наших маленьких сел, никто, кроме нас не расскажет о прадедах и дедах, чья жизнь тесно связана с историей страны. Районная краеведческая группа «Истоки» объединяет людей разных поколений, в том числе школьников Старополтавской средней школы, Новополтавской школы им. А.Г.Кораблева, Гмелинской,Валуевской, Харьковской средних школ.
Мы представляем Старополтавскую школу и расскажем о своей работе. Самыми активными участниками на данный момент являются ученики 10а класса ( кл. рук. Улановская О.А.), 9а класса ( кл. рук. Луговской В.В.), 11б класса ( кл. рук. Канева Н.М.). Работа РКГ «Истоки» имеет цикличный характер, связана с определенными датами.
23 августа – день памяти жертв бомбардировки Сталинграда. По-разному напоминают ребята об этой скорбной дате своим односельчанам: приходят непосредственно на место работы своих родителей, родственников, в учреждения и на предприятия, проводится митинг у памятника погибшим в Великую Отечественную войну. Мы встречались с работниками Центральной районной больницы и отделения Пенсионного фонда, сотрудниками Отделения полиции и работниками Старополтавских районных электрических сетей, работниками отделения социальной защиты населения и районной администрации. Мы видели заинтересованное, неравнодушное отношение наших родителей и односельчан к нам, к нашей работе.
19 ноября – день начала контрнаступления под Сталинградом. Мы обязательно принимаем участие в районной встрече детей, внуков и правнуков участников Сталинградской битвы. В этом году она прошла уже в шестой раз.  Шесть лет – вроде бы немного, но уже окончили школу те, с кем начинались эти встречи, и теперь на встречи приходят их младшие братья и сёстры. В 2016 году в Гмелинской школе мы вспоминали о подвиге медицинских сестер, о военных госпиталях, которые были в Старополтавском районе, в 2017 году в Иловатской школе посмотрели мини-спектакль «Краденое солнце», посвященный детям Сталинграда.

2 февраля – день победы в Сталинградской битве. Обязательно проходят акции, цель которых – напомнить о такой важной для нашего региона дате. Это не только мероприятия, которые проходят в школах, это и выступления перед пассажирами, отправляющимися в дальний путь, и участие в мероприятиях, которые проводятся в учреждениях культуры. Мы рассказываем о наших земляках, принимавших участие в Сталинградской битве, об их вкладе в общую победу, о скромных людях, которых многие знали, не подозревая, что за их плечами интересные, порой героические события. Мы рассказываем о том, как жили в военные годы в Старополтавском районе, как помогали фронту, в очередной раз убеждаясь, что из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд.
Завершает годичный план работы мероприятия, посвященные Дню Победы. В 2015 году

участники районной краеведческой группы собрали и представили жителям села Старая Полтавка Книгу Памяти, в которой собраны сведения о 115 жителях села, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Это была действительно поисковая работа, предполагавшая общение с потомками участников Великой Отечественной войны, поиск информации через архивы и справочные системы. Живое общение с людьми, их внимание и помощь убеждают нас в необходимости и нужности проводимой работы. Мы видели, с каким волнением дети и внуки рассказывают о своих родственниках, как бережно хранят семейные реликвии.  В 2016 году рассказ о наградах Великой Отечественной сопровождался экскурсией по выставке таких наград, предоставленных Мукановым Дмитрием, выпускником нашей школы, участником чеченской войны. Ежегодно проводится акция «Знамя Победы». Ученики 9а класса собственноручно изготовили копию Знамени Победы, как это делали во фронтовых условиях, и к 9 Мая вывешивают его в своем классе. В 2017 году учениками 8а класса была проведена серия игр «Что?Где?Когда?», посвященная истории Великой Отечественной войны. Поскольку это полицейский класс, то к участию в играх были привлечены сотрудники Отделения МВД по Старополтавскому району, сотрудники МЧС, работники Старополтавского районного суда, родители.

Не только военные события интересуют участников районной краеведческой группы. История села – еще одно направление работы. В 2016 году в честь 175-летия Старой Полтавки была проведена фотовыставка «Полтавка Старая раскинула вдоль Еруслана два крыла». Был собран уникальный фотоматериал, позволяющий зримо представить этапы развития родного села, увидеть позитивные изменения. Во время открытия выставки участники мероприятия узнали о самых старых зданиях села, прошлись по улицам Старой Полтавки, вместе вспоминали и узнавали приметы времени на старых фотографиях.
История школы- это тоже часть нашей общей истории. Ежегодно 17 ноября в Старополтавской средней школе вспоминают учителей-ветеранов Великой Отечественной, учителей- ветеранов педагогического труда, подводят итоги поисковой работы, связанной с историей школы.

 
 Воспитание патриотизма и гражданственности, построенное на родных и близких примерах, на истории родной семьи, односельчан, на истории родного села, - в этом цель работы «Истоков». И мы верим, что эта работа будет продолжена другими ребятами, пришедшими нам на смену.

Субботние страницы-2

И опять суббота, и я продолжаю свои заметки о жизни директора школы. Чем же была наполнена прошедшая неделя?

суббота, 9 декабря 2017 г.

К урокам по творчеству Николая Гумилева

Уже больше года я знакома с понятием "смешанное обучение". Даже на межмуниципальных педагогических чтениях свой опыт представляла по этой теме. В фейсбуке есть группа с таким названием. Именно они вдохновляют меня в последнее время на использование ИКТ на уроках. Да и вообще появилось много хороших и не очень ресурсов, с которыми надо как-то работать. Об этом и буду писать.

В качестве домашнего задания дала свои одиннадцатиклассникам посмотреть серию из курса на "Арзамасе" о стихотворении Николая Гумилева "Заблудившийся трамвай". Попросила записать в тетрадь пояснения к образам стихотворения и толкование его, которое дает Дмитрий Быков. На уроке попробуем построить карту аллюзий.


А как вы используете имеющиеся ресурсы видеозаписей на своих уроках?

Субботние страницы

Есть такая вещь, как утренние страницы. Кто в курсе, тот меня поймет. У меня же будут субботние страницы.
Уже пять месяцев, как я работаю директором школы. Блог поэтому совсем забросила. Но поняла, что мне очень его не хватает именно как инструмента для рефлексии своих действий. Поэтому начинаю новую рубрику в своем блоге: "директорские будни".
Чем же запомнилась эта неделя?

суббота, 25 марта 2017 г.

После и вместе с "Преступлением и наказанием"

Одним из интереснейших направлений в литературе считаю поиск параллелей, перекличек, сопоставлений между разными произведениями, разных авторов, может быть, даже разных эпох. Кстати, по такому принципу предлагается создавать программу по литературе для старших классов по ФГОС. И знание литературных параллелей проверяет одно из заданий ЕГЭ по литературе. Как понятно по заголовку, меня заинтересовали переклички с "Преступлением и наказанием" Ф.М.Достоевского. Поэтому решила в этом посте сохранить найденное коллегами и написанное в ФБ. И даже если это не применять на уроках, но самому учителю знать об этом, смотреть и читать, а на уроках об этом просто говорить, по моему мнению, всё равно польза будет, ибо "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..."

Изучаем Достоевского и смотрим:
1. "Верёвка" ( реж. Хичкок)
2. "Волна" по книге Тода Штрассера "Волна"  (Подробнее здесь)
3.  «Преступление и наказание» ( реж.Аки Каурисмяки)

Изучаем Достоевского и читаем:
1. Эдгар По "Сердце обличитель"
2. П.Зюскинд "Парфюмер"
3. С.Лагерлёф "Изгои"
4. В.Тендряков "Расплата"
5. У.Фолкнер "Шум и ярость"

Я специально не брала писателей 19 века и экранизации романа. Жду, что уважаемые читатели блога тоже подбросят идей.


пятница, 24 марта 2017 г.

Стихи о моряках

Неделя у меня получилась какая-то поэтическая))) 

Большое место в жизни людей занимают традиции. Они бывают разными: семейными, школьными, народными. Всегда есть тот, кто создавал первым эту традицию, и есть, кто ее поддерживал на протяжении лет или десятилетий... В моей школьной жизни была традиция школьных литературных вечеров. Они могли быть поэтическими и прозаическими, посвященными и Тургеневу, и декабристам. Помню, что не только я с удовольствием в них участвовала, но и мои одноклассники тоже. В сельской глубинке такие литературные вечера заменяли и театр, и художественные выставки, и музеи... Так было в 80-е. Потом жизнь изменилась, казалось, что это никому не нужно, что учить стихи никто не будет и не хочет, а уж прозу тем более... Но 

Но в прошлом году решили мы провести школьный конкурс чтецов, посвященный летчикам. Связано это было с объявленным в Волгоградской области в 2016 году Годом  А.Маресьева. Изюминка конкурса была в  том, что стихи наизусть читали только мальчики и юноши, а в составе жюри тоже были в основном мужчины. И, на мой взгляд, конкурс удался. Хотя не все, конечно, показали себя хорошими чтецами, но всем было интересно еще и потому, что на сцене были мальчики. А значит, надо создать традицию!

В этом году мы снова проводим подобный конкурс. Тема конкурса - стихи о моряках.

И вот для него я отобрала несколько стихотворений. Пожелайте удачи моим конкурсантам! А стихи о моряках вы можете прочитать дальше... Вдруг они кому-то тоже пригодятся.

четверг, 23 марта 2017 г.

Темы рефератов 10 класс Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"

  1. Топонимика (названия улиц, мостов и др. ) Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  2. Женские имена и фамилии в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  3. Мужские имена и фамилии  в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  4. Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  5. Символика чисел в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  6. Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  7. Книга в руках героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  8. Экранизация романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в 1969 году режиссером Л.Кулиджановым.
  9. Экранизация романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в 2007 году режиссером Д.Светозаровым.
  10. Образ лошади в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  11. Первый сон Раскольникова и его символический смысл.
  12. Второй сон Раскольникова и его символический смысл.
  13. Третий сон Раскольникова и его символический смысл.
  14. Четвертый сон Раскольникова и его символический смысл.
  15. Портреты героев и их смысл в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  16. Интерьеры в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  17. Пушкинские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  18. Лермонтовские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  19. Гоголевские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  20. Дмитрий Шмаринов – иллюстратор романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  21. Демонические ( антихристианские) идеи в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  22. «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского как полифонический роман.
  23. Скандал как художественный прием в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  24. Что такое «фантастический реализм» Достоевского?
  25. Живет ли сегодня теория Родиона Раскольникова?
  26. Время в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  27. Композиция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  28. Жанр романа  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  29. Два героя-студента – Базаров и Раскольников (сравнительная характеристика).
  30. Система образов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  31. Двойники Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
  32. Смысл названия  романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  33. Смысл эпилога в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  34. Создание серии интерактивных заданий в системе LearningApps.org

Требования к рефератам: наличие титульного листа, списка использованной литературы, включая ссылки на электронные ресурсы, единообразие оформления работы (шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал 1,5), объем  - не менее 3 страниц.Срок выполнения до 03 апреля 2017 г. Выставляются 3 оценки: за раскрытие темы, за соблюдение требований к рефератам, за грамотность. Реферат может быть отправлен на электронную почту учителя: kanevanm@rambler.ru

Требования к интерактивным заданиям: заданий не менее 3, разных видов.  

Тем, кто дочитал до конца! Почему реферат, а не сочинение по роману "Преступление и наказание"? Домашнее сочинение, увы, обычно списывается из Интернета. Поэтому пусть лучше будет реферат. 
Почему нет тем традиционных - теория Раскольникова, Сонечка Мармеладова и др? Не хочется, чтобы брали то, что лежит на поверхности, часто низкого качества.

среда, 22 марта 2017 г.

Стихи о революции! Нужен совет!

Прочитав название конкурса, который будет проводить родной отдел по образованию, я была удивлена - "Образ революции в литературе". Впрочем, не меньше я была удивлена, получив приказ о необходимости проведения мероприятий, посвященных 100-летию революции. Я не буду здесь рассказывать о своей позиции по данному вопросу, она сформирована давно, хотя, может и несколько противоречиво. Я бы, конечно, лучше бы про экологию поговорила...

Но вот поучаствовать в конкурсе чтецов хотелось бы. Появились у меня в последнее время ребятки, которым это интересно. Они хотят учить, репетировать, выходить на сцену. Именно ради них и буду участвовать в конкурсе. А значит, надо искать стихи о революции. 

Сразу вспомнилось несколько стихотворений, но хотелось широты охвата. Я  в сокровищницу, которой все пользуются. А там... без проводника мало что найдешь. Тема стихов о революции осталась в доинтернетной эпохе. Можете себе такое представить?! Есть конечно, Маяковский, Есенин и Блок... А еще? В общем, дело революции живет: или только прославляем ( на одних сайтах), или только ругаем ( на других сайтах). Объективности я не нашла.
  
Что же я выбрала? Остановилась на 3 стихотворениях ( конечно, не совсем революция, но гражданскую войну можно): М.Волошин " Гражданская война", М.Цветаева " Есть в стане моем - офицерская прямость", М.Цветаева "Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь", В.Крапивин "Баллада о всадниках". Как бы вы, коллеги, читатели блога, отнеслись к моему выбору? Стихи можно прочитать ниже. Читать будут ученики 8-11 классов.

вторник, 21 марта 2017 г.

Сегодня - Всемирный день поэзии


Ведь придумал же кто-то такое чудо - Стихи! Как и многие филологи, начитавшись хороших стихов, напитавшись ими, очень скептически отношусь к тем, кто пишет стихи ( да и прозу) в моем окружении. Что уж там говорить о собственных стихах...

Для меня стихи  всегда  новый взгляд на мир, способность удивиться тому, что видят все, но замечает лишь поэт...  

Стихи - хороший способ снять стресс: люблю прочитать несколько стихотворений вечером: раз - и отпустило... Была у меня мечта: каждый день читать по стихотворению, но в суете жизни это порой неосуществимо. Но вот появился новый сервис "Пушкин-почтой". Это возможность прочитать за год все стихотворения великого поэта. Я подписана уже два месяца, заметила, что с нетерпением жду каждого нового письма. За это время появились в рассылке не только сами стихи, но и короткие комментарии к ним. Мне нравится! Советую всем подписаться, и к следующему году мы прочтем стихотворения Пушкина вместе!

А еще в честь праздника приглашаю немного поиграть - ответить на вопросы двух тестов.
1. "Поэты Серебряного века. Угадай цитату". Ничего сложного в этом тесте нет, но узнать можно много. Нужный тест! Хочу использовать и в 11 классе, и в 9!
2. Зима! Крестьянин триумф... Сможете ли вы отгадать стихи русских поэтов, если их перевести через Google Tranclate? Мне показался этот тест достаточно интересным и не совсем простым, хотя сбилась я на том, что знаю, пожалуй, хуже всего - поэзии Бродского. В общем, попробуйте сами! Результатом можно поделиться!

Наверно, и начальники мои о Дне поэзии знают: вот прислали мне положение о конкурсе художественного слова "Образ революции в литературе". Сижу теперь в раздумье... А у Вас идеи есть?

Но самое главное - в этот весенний день ( правда, у меня он серый, холодный, дождливый) откроем томик любимых стихов и ... Пошла читать Цветаеву! Поздравляю!

понедельник, 20 марта 2017 г.

Тексты-аргументы (часть 2)


Сегодня я хотела бы предложить прочитать рассказ японского писателя-фантаста Хоси Синъити ( 1926-1997). Если заглянуть в Википедию, то можно узнать, что он за всю жизнь написал более тысячи литературных произведений, за что был прозван королём коротких рассказов. Родился в Токио. Окончил биологический факультет Токийского университета. Начал публиковаться с середины 1960-х годов. 


Предлагаю одиннадцатиклассникам прочитать его рассказ "Тоскливая работа", определить проблему текста, прокомментировать её и определить авторскую позицию. ( О рассказе узнала из рассылки "Smartfiction.ru"). Всё это можно написать прямо в комментариях, но можно также принести на урок.

Тексты-аргументы ( часть 1)


Этот пост предназначен прежде всего для тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Как известно, достаточно сложно бывает подобрать аргументы для доказательства своей точки зрения, особенно из литературы... А ведь многие еще и читать не очень любят. Именно поэтому учителя озабочены подбором текстов достаточно коротких, но ёмких, содержательных. Где же можно прочитать эти тексты, они же произведения, они же аргументы?

четверг, 9 марта 2017 г.

Тренируемся в выполнении задания 14 на ЕГЭ

Дорогие моему сердцу десятиклассники ( 10 б особенно!)
Написание Н-НН в словах разных частей речи - сложное задание. Я уже обращалась к этой теме в своем блоге, поэтому желающие могут посмотреть сообщения с ярлыком "ЕГЭ по русскому языку", повторить правила и алгоритм выполнения задания.
А затем выполнить два задания, подобные тем, которые есть в ЕГЭ по русскому языку.
Для выполнения задания №1 нужно перейти по ссылке и заполнить Google-форму.

Для выполнения задания № 2 нужно заполнить такую же форму в данном сообщении. Таким образом вы выполните 20 заданий на данное правило. Оцениваться будут оба задания вместе. Успехов в выполнении задания!

суббота, 4 марта 2017 г.

А теперь еще и ВПР!


Наступает время активной подготовки к ВПР - всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе. Как и для всех, для меня это дело новое, неизведанное, хотя в ноябре 2016  с пятиклассниками я уже участвовала в ВПР по русскому языку. Коллеги, а как дела у Вас?


Выстраиваю план подготовки к ВПР.

Учителю надо:
1. Ознакомиться с демоверсией и описанием работы. Например, вот по этому адресу. 
2. Можно посмотреть вебинар, подготовленный издательством "Легион", который ведет Н.А.Сенина.  Я посмотрела с интересом, понравились комментарии Натальи Аркадьевны.
3. Хотелось бы, конечно, приобрести книги для подготоки к ВПР в 5 классе, которые уже появились в продаже:
1. Сенина Н.А. "Русский язык. 5 класс. Подготовка к ВПР"
2. Кузнецов А.Ю. Русский язык 5 класс. Всероссийская проверочная работа. Типовые задания.
3. Дощинский Р.А. Русский язык. 5 класс. Всероссийская проверочная работа.
А вот это оказалось почти из области фантастики. В магазин я попаду не скоро, ближайшие за 400 км, заказ через Почту России стоит дороже почти в 2, 5 раза - золотые книжечки оказываются...
4. Готовить самой материалы для учеников или искать их в Интернете у учителей коллег. Результатами буду делиться в блоге.
5. Задача-максимум при подготовке: каждый ученик должен получить отметку за виды работы указанные в плане подготовки для ученика.

Разработала план подготовки для ученика:
1. Повторить, как выполнять разные виды разбора ( фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).
2. Повторить пунктуационные правила: "Знаки препинания в предложениях с прямой речью", "Знаки препинания в предложениях с обращением", "Знаки препинания в предложениях с однородными членами ( союз и)", "Знаки препинания в сложных предложениях (союз и)".
3. Выполнять предлагаемые учителем упражнения в тетради и в электронном виде.
4. Каждый вид работы, указанный в плане работы, будет оцениваться.

Буду рада  дельным предложениям и советам!



вторник, 10 января 2017 г.

А вы хотите управлять временем?


Восторженные отзывы о серии книг Натальи Щербы "Часодеи" читала давно, но взяться за саму книгу заставили разговоры моих пятиклашек. Они и задали мне вопрос, ставший названием поста. Отзывы  были разными, что еще больше усилило мое желание книгу прочитать. Я вообще считаю, что  школьный учитель должен читать не только классику, но и современную литературу, причем и детскую, и подростковую тоже. 

Конечно, фантастика. Некая планета Эфлара, на которой живут те, кто может управлять временем, и те, кто создают разные часовые механизмы... Эфлара когда-то была частью Земли, но называют ее Осталой, поэтому, конечно, многое похоже на обычный земной мир, хотя есть и свои чудеса. В этот мир чудес попадает девочка Василиса, воспитанная на Земле, но выросшая без родителей, в обычной земной обстановке, ходившая в школу, любившая математику и художественную гимнастику. Вдруг у нее появляется  весьма могущественный отец, братья и сестры, она узнает о своем даре часодейства. Серия книг рассказывает о том, как непросто выжить Василисе в этом новом для неё мире, о том, через какие трудности ей предстоит пройти. 
Наверно, каждый хотел бы управлять Временем... Отсюда и главная составляющая необычного  часового мира - возможность время ускорить или замедлить, остановить. вернуть назад... Но всё остальное - дружба, вражда, зависть,злоба, ревность, ненависть - совсем не отличаются от мира земного, а хотелось бы... Сюжет, конечно, развивается стремительно, неожиданно, но порой хочется и остановится...
Интересно было наблюдать за поступками девочки. Главная героиня имеет совсем не девчоночьи черты характера: решительность, твердость, смелость, хотя и наивность, и открытость миру... Вообще она показалась мне больше похожей на мальчика. Практически нет любовной интриги, на первом месте - дружба и её великая сила.
Странным показались семейные отношения героев. Ни у кого нет полноценной семьи! У Василисы вроде бы и есть и мать, и отец. Но они не живут вместе, Отец - Нортон Огнев- просто вынужден смириться с существованием Василисы, она нужна для решения его собственных проблем. Мать - Лисса, Белая Королева - хотя и приходит на помощь девочке, но в свое время отказалась от неё и теперь не хочет с ней общаться. У других детей Огнева тоже нет матери. Нет матери у Ника Лазарева, хотя есть отец. У Фэша, Марка, Маришки есть только покровители, но не родители... Наверно, автором задумывалась такая нетипичная для землян ситуация, хотя это и не объясняется.
Я прочитала всего три книги из серии... Думаю, чтобы получить представление - достаточно. Можно посоветовать читать пяти- и шестиклассникам. Остальным, думаю, будет скучновато...

среда, 4 января 2017 г.

О чем может рассказать название конфеты?

Трудно новогодние праздники представить без сладостей, особенно без конфет. И хотя я  из разряда сладкоежек, но названия конфет запоминаю с трудом, в магазине всегда выбираю те, которые уже хорошо знаю. Поэтому, вместе с сыном разбирая завалы конфет в праздники, удивляюсь разнообразию - не вкусов, не фантиков - разнообразию названий. Часто кажутся они странными. Поговорила об этом с учениками, и родился у нас проект "Сладкие названия". Было это давно: тогдашние пятиклассницы уже в одиннадцатом. Все новогодние праздники четыре пятиклассницы: Вика, Виолетта, Карина и Юля - собирали фантики от конфет. А потом с помощью словарей разбирались в названиях. Всего собрали 120 названий конфет от разных производителей.
Отрывок из их работы я  публикую.

понедельник, 2 января 2017 г.

Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

Наконец-то на каникулах я могу немного поваляться с книжкой в руках.
Начинаю свой новый книжный год.
Об итогах 2016 года можно прочитать в "Прочитано в 2016".
С 2 по 8 января 2017 года я хочу прочитать:
  1. Дмитрий Быков "Тринадцатый апостол"
  2. Джоан Харрис "Пять четвертинок апельсина"
  3. Леонид Юзефович "Зимняя дорога"
  4. Барбара Шер "Работа моей мечты"
  5. Щерба Наталья "Часодеи. Часовой ключ.Часовое сердце"
А что читаете на этой неделе вы?

Прочитано в 2016 году

Новый год - праздник, который обязательно наступит! И эта аксиома в очередной раз подтверждена! С Новым годом, всех нас!
Сегодня уже первый понедельник года. В течение года я именно по понедельникам вспоминала о своем любимом хобби - чтении, потому что именно в понедельник я задавалась вопросом, что я прочитала и что буду читать на этой неделе.